28.02.1718:48

Выступление заместителя Министра иностранных дел России Г.М.Гатилова в ходе сегмента высокого уровня 34-й сессии Совета ООН по правам человека, Женева, 28 февраля 2017 года

387-28-02-2017

  • en-GB1 ru-RU1

Уважаемый господин Председатель,

Уважаемые дамы и господа,

Современная ситуация в мире характеризуется стремительным изменением структуры вызовов и угроз, их транснациональной природой. К застарелым конфликтам добавляются новые опасные очаги напряженности. Сохраняются высокие риски межконфессиональных и межцивилизационных разломов. Все это пагубно отражается на людях, чьи основополагающие права, включая право на жизнь, все чаще нарушаются.

Эти негативные тенденции требуют переосмысления подходов к укреплению безопасности государства, общества и личности. Важнейшая задача – обеспечить устойчивость миропорядка, от которой зависит в том числе и соблюдение прав человека.

Г-н Председатель,

Последние события вновь подтверждают, что без укрепления глобальной и региональной стабильности эффективное обеспечение прав человека в принципе невозможно. Мы видим, к чему привели противоправные действия по смене неугодных режимов на Ближнем Востоке, где в ряде государств под видом демократизации из бутылки был выпущен джинн терроризма. В результате нарушен складывавшийся веками хрупкий баланс, бесчинствуют экстремисты, преследуются религиозные меньшинства, отдельные страны находятся на грани потери государственности. Это трагедия миллионов мирных граждан, включая женщин и детей.

Россия солидарна с народами региона БВСА в их устремлениях к лучшей жизни, поддерживает усилия по искоренению террористической угрозы и проведению реформ в интересах национального примирения и обеспечения прав всех этнических и религиозных групп.

К сожалению, терроризм стал угрозой мирового масштаба. В прошлом году в результате теракта мы потеряли нашего Посла в Турции А.Г.Карлова.

Считаем принципиально важным, чтобы продвигаемые в ООН инициативы по борьбе с терроризмом опирались на прочную основу международного права, уважение принципов суверенного равенства государств и недопустимости вмешательства в их внутренние дела. Еще раз хочу подчеркнуть, что коллективные усилия международного сообщества следует направить на борьбу с главной угрозой – терроризмом, а помощь пострадавшим государствам не должна превращаться в навязывание чуждых для них моделей развития.

Г-н Председатель,

Тревогу вызывает ситуация на Украине, так и не нормализовавшаяся после антиконституционного государственного переворота. Киев под различными предлогами уклоняется от выполнения Минских соглашений, включая проведение конституционной реформы, в рамках которой должны быть обеспечены законные права и интересы граждан на востоке Украины. При потакании или попустительстве властей вновь резко активизировались ультрарадикальные силы, в том числе открыто выступающие под нацистскими лозунгами и призывающие к этническим чисткам. Дошло до того, что экстремисты осуществляют блокаду транспортных путей и препятствуют поставкам угля из Донбасса, в результате чего массово и целенаправленно нарушаются социальные и экономические права жителей многих областей страны.

В итоге мы наблюдаем очередной виток напряженности, эскалации братоубийственной войны. Продолжается разгул праворадикальных сил, которых не могут или не хотят обуздать киевские власти.

Рассчитываем, что правозащитные и гуманитарные структуры ООН будут добиваться нормализации ситуации и выполнения задач, определенных Минскими соглашениями.

Г-н Председатель,

К сожалению, правозащитная риторика все чаще используется для обоснования неприемлемых методов достижения отдельными странами своих политических и экономических целей на международной арене, вмешательства во внутренние дела суверенных государств, применения односторонних принудительных мер и силовых действий, ведущих к страданиям обычных людей.

На таком фоне мы сталкиваемся с попытками вольной интерпретации международных обязательств, с идеями переформатирования работы ООН и ее органов, подрывающими межправительственный характер Организации и принцип суверенного равенства государств. Зачастую реформы подразделений Секретариата, включая УВКПЧ, продвигаются без согласования и одобрения странами-членами. Речь идет, в частности, об идеях наделить Управление контрольными, надзорными и даже квазисудебными функциями, уполномочить проводить расследования, а также участвовать в миротворческих операциях.

Тревожный симптом – стремление затвердить исключительную роль СПЧ в качестве главного правозащитного органа в системе ООН. Ряд делегаций продвигает идею полной автономности и независимости Совета, игнорируя его подотчетность Третьему комитету, который выражает мнение всех членов ООН. Контрпродуктивны и предложения об установлении прямой связи между СПЧ и Советом Безопасности ООН.

Полагаем, что линия на противопоставление СПЧ Третьему комитету и в целом Генассамблее ущербна и приведет лишь к дальнейшей дискредитации Совета. СПЧ нужно более продуманно относиться к рассмотрению различных инициатив, не гнаться за количеством резолюций, отдавая приоритет качественной проработке и формированию консенсуса, а также принимая во внимание позицию всех государств-членов ООН по той или иной проблеме.

Г-н Председатель,

Сегодня как никогда важно соблюдать принцип равного отношения ко всем категориям прав человека – гражданским, политическим, экономическим, социальным и культурным. Остается актуальной их универсальность, неделимость, взаимозависимость и взаимосвязанность, как это было провозглашено еще в 1993 году на Всемирной конференции в Вене.

Особого внимания требуют предотвращение и искоренение проявлений расизма, ксенофобии, нетерпимости на этнической и религиозной почве, распространения радикальных взглядов и неонацистских идей. Недопустимо, когда воины, сражавшиеся на стороне антигитлеровской коалиции, объявляются изгоями, а приспешники нацистов, чьи руки по локоть в крови, возводятся в ранг национальных героев.

Г-н Председатель,

Серьезную озабоченность вызывает рост нетерпимости в отношении представителей традиционных конфессий и религий, использование религиозного фактора в своих целях различными радикальными и террористическими группировками, дискриминация и преследование по религиозному признаку в целом ряде регионов мира, включая гонения на христиан.

В этой связи вновь хотел бы привлечь внимание к подписанному год назад в Гаване Совместному заявлению патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Папы Римского Франциска, призывающему международное сообщество предпринять незамедлительные шаги, чтобы остановить массовый исход христиан из ближневосточных стран. Выражаем признательность всем партнерам, поддержавшим нашу совместную с Арменией, Ватиканом и Ливаном инициативу о проведении конференции «Взаимное уважение и мирное сосуществование как условие межрелигиозного мира и стабильности: поддержка христиан и представителей других религий», которая пройдет 7 марта. Надеемся, что участие высокопоставленных церковных иерархов (от России – митрополит Иларион) наряду с государственными деятелями и экспертами в данной области позволит не только обсудить существующие вызовы и угрозы, но и обозначить пути их преодоления на основе положительного опыта многих поликонфессиональных стран.

Г-н Председатель,

Серьезного внимания заслуживает проблематика дискриминации в спорте, в том числе паралимпийском. Как известно, 24 февраля на сайте Международного олимпийского комитета опубликовано письмо генерального директора организации Кристофа де Кеппера, адресованное, в частности, главам национальных олимпийских комитетов. В документе говорится, что на последней встрече в Лозанне, где анализировался скандальный «доклад Макларена», Всемирное антидопинговое агентство (WADA) признало, что во многих случаях доказательств в отношении российских спортсменов было недостаточно для того, чтобы применить к ним санкции.

Таким образом, понадобилось полгода для того, чтобы признать решения Международного паралимпийского комитета и Спортивного арбитражного суда в Лозанне об отстранении российских спортсменов от участия в Паралимпийских играх в Рио-де-Жанейро необоснованными. Ущерб же этих решений для Паралимпийского движения и для спорта в целом еще предстоит оценить. Считаем недопустимым использование спорта и международных спортивных мероприятий в качестве инструмента политического давления.

Г-н Председатель,

В СПЧ наработана хорошая база ведения взаимоуважительного диалога, к которой следует бережно относиться. К сожалению, отдельные делегации используют правозащитные площадки, и, в частности, СПЧ для «вброса» откровенно политизированных проектов резолюций, имеющих весьма отдаленное отношение к реальной заботе о правах человека. Так, украинский проект резолюции по Крыму в Генеральной Ассамблее ООН наглядно демонстрирует злоупотребление трибуной правозащитных органов ООН для выдвижения территориальных претензий и сведения политических счетов. Показательно, что подобные инициативы, как правило, не набирают большинства голосов в свою поддержку. Такой подход вносит дополнительный элемент конфронтации в деятельность СПЧ и Третьего комитета и ведет к их дальнейшей поляризации и расколу.

К сожалению, подобная тенденция становится характерной и для тематического блока резолюций. Под лозунгом «нового прочтения» концепции прав человека подчас навязываются чуждые взгляды и ценности, провоцирующие конфликты и расколы. Это подрывает возможности поступательной совместной работы по утверждению повсюду в мире уважения к правам человека на основе равноправного и взаимоуважительного диалога.

В заключение хотел бы подчеркнуть, что многообразие современного мира во всех его культурных, религиозных, цивилизационных проявлениях нужно уважать и принять как аксиому. Мир полицентричен во всех измерениях, включая правозащитное. Именно в стимулировании единства в многообразии мы видим залог эффективности работы СПЧ.

Благодарю за внимание.

x
x
Дополнительные инструменты поиска

Гуманитарное сотрудничество

Гуманитарное сотрудничество