7.12.1610:01

Комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи с участием Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в заседании СМИД ОБСЕ

2262-07-12-2016

  • en-GB1 ru-RU1

8-9 декабря 2016 года в Гамбурге пройдёт очередное, 23-е заседание Совета министров иностранных дел (СМИД) ОБСЕ, в котором примет участие Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров.

В иерархии руководящих органов ОБСЕ СМИД занимает второе место после саммита и созывается в те годы, когда встречи на высшем уровне не проводятся. Он рассматривает, как выполняются решения, принятые на саммитах, и определяет задачи на среднесрочную перспективу. СМИД также служит важной площадкой для политического диалога государств-участников. Решения, принимаемые в ОБСЕ, не имеют юридической силы и носят характер политических обязательств.

Заседания СМИД, как правило, проходят в стране, которая председательствует в ОБСЕ в текущем году. В 2016 году эти функции выполняет Германия. В 2017 году председательство перейдёт к Австрии.

Россия выступает за укрепление роли и авторитета ОБСЕ, повышение ее востребованности в международных делах. Главной долгосрочной целью остается построение сообщества равной и неделимой безопасности в соответствии с решением саммита ОБСЕ в Астане в 2010 году. На нынешнем этапе, характеризуемом конфронтацией и общим кризисом системы евробезопасности, главная задача заключается в восстановлении доверия между государствами. Россия к такому диалогу готова.

Рассматриваем предстоящее заседание СМИД ОБСЕ в Гамбурге в качестве площадки для политического диалога на высоком министерском уровне, открытого обсуждения озабоченностей и общих вызовов и восстановления доверия между государствами.

Отмечаем усилия германского председательства ОБСЕ по началу диалога по контролю над обычными вооружениями в Европе, включая инициативу Министра иностранных дел Германии Ф.-В.Штайнмайера по данному вопросу. Возобновление такого диалога давно назрело, однако он неотделим от общеевропейского политического процесса, выработки согласованного представления о новой модели отношений государств и интеграционных объединений, будущей системе евробезопасности и дальнейшем развитии её ключевых элементов. Ожидаем от германской стороны конкретизации ее инициативы и формирования концепции диалога. Важно, как на инициативу откликнутся те члены НАТО, чьими усилиями ранее диалог по контролю над вооружениями был заведён в тупик и заморожен. Россия открыта к обсуждению вопросов международной безопасности на основе равноправия и взаимного учёта интересов сторон.

Поддерживаем усилия ОБСЕ по содействию урегулированию конфликта на Украине. Взаимодействуем со спецпредставителем Действующего председателя ОБСЕ М.Сайдиком в Контактной группе и координаторами ее четырех рабочих подгрупп. Внимательно следим за работой Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ на Украине. Выступаем за полное и объективное отражение в ее отчетах ситуации в Донбассе, включая информацию о жертвах среди мирного населения и разрушении гражданской инфраструктуры, а также данные о внутриполитической и социально-экономической ситуации на Украине. Удовлетворены работой наблюдателей ОБСЕ на погранпереходах «Донецк» и «Гуково» российско-украинской границы. Они объективно докладывают о передвижениях через границу в соответствии со своим мандатом.

ОБСЕ играет полезную роль в содействии урегулированию конфликтов и обладает для этого достаточным инструментарием. Считаем, что урегулирование любых конфликтов должно осуществляться мирным путем, в рамках устоявшихся форматов, при учете интересов и непосредственном участии всех сторон конфликта. Не можем согласиться с предложениями о предоставлении неограниченной свободы рук институтам и миссиям в области кризисного регулирования, т.к. это подрывает примат директивных органов, правило консенсуса и гражданский характер работы ОБСЕ.

Важно не допускать снижения профиля ОБСЕ в борьбе с транснациональными угрозами – терроризмом, оргпреступностью и незаконным оборотом наркотиков. В России успешно осуществляются проекты ОБСЕ по обучению наркополицейских из Афганистана (на базе учебного центра МВД России в г.Домодедово) и Сербии (в институте повышения квалификации МВД России в Санкт-Петербурге). Выступаем за создание в Секретариате ОБСЕ подразделения по борьбе с наркоугрозой. Считаем актуальной задачу восстановления доверия в киберпространстве. Участвуем в рабочей группе Постоянного совета ОБСЕ по выработке мер доверия при использовании информационно-коммуникационных технологий.

Приветствуем включение в повестку дня ОБСЕ тематики миграционного кризиса, захлестнувшего страны Западной Европы. Считаем, что ОБСЕ может внести вклад в анализ первопричин этого кризиса, содействие преодолению его последствий и обеспечение основных прав мигрантов.

Поддерживаем интерес германского председательства к тематике экономической взаимосвязанности в целях содействия международной торговле и создания благоприятной атмосферы для инвестиций в регионе ОБСЕ. Это хороший задел для продвижения концепции «интеграции интеграций», гармонизации интеграционных процессов на западе и востоке Евразии. Приветствуем настрой будущего австрийского председательства продолжать диалог по этой теме в 2017 году.

Наиболее существенные проблемы отмечаются в гуманитарном измерении ОБСЕ. Работа на этом направлении политизирована, неоправданно повышенное внимание уделяется ситуации в странах СНГ и на Балканах при игнорировании очевидных проблем с правами человека в США и странах ЕС.

К СМИД в Гамбурге Россия подготовила проекты решений по таким важным вопросам, как недопущение дискриминации в спорте (совместно с Белоруссией и Казахстаном) и обеспечение плюрализма СМИ.

Выступаем за принятие на заседании СМИД двух отдельных деклараций о недопустимости дискриминации христиан и мусульман в соответствии с поручением СМИД в Базеле 2014 года.

В числе российских приоритетов в третьей «корзине» ОБСЕ - темы противодействия неонацизму, соблюдения прав нацменьшинств, борьбы с явлением безгражданства в Прибалтике, защиты прав детей, невмешательства в частную жизнь, вопросы социально-экономических прав.

Вместе с тем, на гуманитарном треке недопустимо выводить на первый план вопросы, по которым в ОБСЕ нет консенсуса – «специальные права» журналистов и блогеров, абсолютизация свобод онлайн и офлайн, свободы собраний и ассоциаций, нетрадиционных религиозных конфессий и ЛГБТ.

Ведем работу по укреплению межгосударственных основ ОБСЕ и правила консенсуса при принятии решений. Выступаем за приведение работы институтов ОБСЕ – БДИПЧ, ВКНМ и Представителя по вопросам свободы СМИ – в большее соответствие с их мандатами и интересами государств-участников. Их деятельность должна быть согласована и подотчетна директивным органам ОБСЕ. Вопиющим случаем стало издание в сентябре 2015 года одиозного доклада БДИПЧ и ВКНМ о правах человека в Крыму, подготовленного на внебюджетные средства и без поручения директивных органов. Считаем, что давно пора навести порядок в работе БДИПЧ по наблюдению за выборами на пространстве ОБСЕ, разработать единые стандарты оценки избирательных процессов.

Выступаем за упорядочение участия НПО в мероприятиях ОБСЕ, чтобы официальным представителям государств не приходилось покидать такие мероприятия, как это было на Обзорном совещании по вопросам гуманитарного измерения ОБСЕ в Варшаве в сентябре 2016 года.

Отмечаем конструктивное сотрудничество с миссией БДИПЧ и ПА ОБСЕ по наблюдению за выборами в Госдуму 18 сентября 2016 года. ЦИК России обеспечил максимальную открытость избирательного процесса на всех этапах, что нашло отражение в предварительных заключениях миссии по итогам выборов.

Вызывают беспокойство продолжающиеся попытки фрагментировать информационное пространство в регионе ОБСЕ. Под предлогом защиты национальных интересов, борьбы с языком ненависти в некоторых странах де-факто вводится цензура и запрет на профессию журналиста. Отмечаем определённые усилия Представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Д.Миятович по выправлению дисбаланса внимания к отдельным проблемам в странах «к востоку от Вены».

Выступаем за решение проблемы правового статуса ОБСЕ, наделение ее правосубъектностью и правоспособностью и превращение в полноценную международную организацию. Единственно возможный способ решения этого вопроса видим через разработку юридически обязывающего Устава ОБСЕ, закрепляющего цели, принципы и основные правила ее работы.

Наши оценки полевой деятельности ОБСЕ показывают, что она теряет свою востребованность. Это подтверждается растущим недовольством принимающих стран работой миссий, а также: тенденцией закрытия или снижения уровня полевых присутствий. В соответствии с п. 41 Хартии европейской безопасности миссии должны передавать свои функции правительствам и закрываться.

Открыты для конструктивной работы над всеми проектами документов СМИД ОБСЕ в Гамбурге, исходя из требований российского внутреннего законодательства, наших международно-правовых обязательств и национальных интересов России.

«На полях» СМИД ОБСЕ в Гамбурге планируется насыщенная программа двусторонних встреч С.В.Лаврова с руководством ОБСЕ и министрами иностранных дел государств-участников.

x
x
Дополнительные инструменты поиска