24.11.1619:25

Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 24 ноября 2016 года

2176-24-11-2016

  • en-GB1 ru-RU1

 

Содержание

  1. О министерской встрече в «нормандском формате»
  2. Об участии Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в Примаковских чтениях
  3. О визите Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в Турцию
  4. Об участии Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в Международной конференции «Средиземноморье: римский диалог»
  5. О визите Министра иностранных дел Японии Ф.Кисиды в Москву
  6. О принятии Европарламентом резолюции о «Стратегической коммуникации ЕС по противодействию антиесовской пропаганде третьих сторон»
  7. Об антироссийских высказываниях голландских руководителей
  8. О развитии ситуации в Сирии
  9. О блокировании США, Великобританий и Францией заявки Российской Федерации в Комитете СБ ООН 1267/1989/2253 (санкции в отношении ИГИЛ/«Аль-Каиды») на подведение под антитеррористический санкционный режим тергруппировок «Ахрар аш-Шам» и «Джейш аль-Ислам»
  10. О «Русской гуманитарной миссии»
  11. О развитии ситуации вокруг Мосула
  12. О развитии ситуации в Афганистане
  13. О принятии резолюций ГА ООН по сотрудничеству с ОДКБ, ШОС и СНГ
  14. Об итогах очередного раунда переговоров по кипрскому урегулированию в Мон Пелерине (Швейцария)
  15. О текущей ситуации в Косово
  16. О предстоящем открытии Недели российского кино в Великобритании
  17. Об инциденте у культурного Центра Украины в Москве
  18. Из ответов на вопросы:
    1. О проекте санкционной резолюции по КНДР
    2. О годовщине трагических событий в воздушном пространстве Сирии
    3. О ситуации вокруг НКУ
    4. О ситуации вокруг Курильских островов
    5. О российско-эстонских отношениях
    6. О ситуации вокруг Сирии
    7. О возможном новом раунде переговоров с умеренной оппозицией в Сирии
    8. О мерах в отношении журналистов в России и в странах Европы
    9. О журналистской этике и свободе слова

 

О министерской встрече в «нормандском формате»

 

Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров буквально два часа назад прокомментировал информацию, которую мы получили от западных коллег, относительно предложения о проведении в Минске 29 ноября министерской встречи в «нормандском формате». C его ответом подробно можно ознакомиться на официальном сайте МИД России. Руководитель внешнеполитического ведомства Российской Федерации С.В.Лавров подробно изложил российскую оценку того, как проходит работа в рамках «нормандского формата», и отметил, что Россия готова принять участие во встрече 29 ноября в Минске. Хотела бы обратить ваше внимание на подробнейшие комментарии, сделанные Министром иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавровым, относительно нашего участия в этом мероприятии.

В связи с бурно меняющимися событиями в международной повестке, у нас также меняется график. В случае внесения каких-либо дополнений или изменений будем дополнительно вас информировать.

 

Обратно к оглавлению

 

Об участии Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в Примаковских чтениях

 

В ближайшее время состоятся Примаковские чтения – ежегодный международный форум, посвященный памяти академика Е.М.Примакова. Чтения призваны продолжить традицию публичного обсуждения трудных вопросов международной политики, публичной дипломатии и развития многостороннего сотрудничества с участием отечественных и зарубежных экспертов, дипломатических работников, представителей органов государственной власти, гражданского общества, СМИ.

Данный форум проводится во второй раз (первый состоялся в октябре 2015 г.) и приурочен к 60-летнему юбилею Национального исследовательского Института мировой экономики и международных отношений имени Е.М.Примакова РАН, который является его главным организатором. Председатель Оргкомитета форума этого года – помощник Президента Российской Федерации Ю.В.Ушаков.

Чтения пройдут в трехдневном формате с 28 по 30 ноября в Москве в Центре Международной Торговли и будут состоять из двух мероприятий: Международной конференции научно-исследовательских центров на тему «Кризис миропорядка: ответы экспертного сообщества» (28-29 ноября) и заседания форума «Примаковские чтения» (30 ноября).

В ходе Примаковских чтений выступят зарубежные политики и официальные лица в отставке, которые работали с Е.М.Примаковым и знали его – бывший министр иностранных дел Италии Л.Дини, бывший Генеральный секретарь НАТО Х.Солана, бывший Министр иностранных дел Египта и Генеральный секретарь Лиги арабских государств А.Муса, экс-президент Всемирного банка Д.Уолфенсон и другие гости.

Выступление Министра иностранных дел России С.В.Лаврова включено в программу основного дня заседания форума «Примаковские чтения» 30 ноября.

 

Обратно к оглавлению

 

О визите Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в Турцию

 

1 декабря состоится рабочий визит Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в Турцию (г. Аланья). Он примет участие в V заседании российско-турецкой Совместной группы стратегического планирования, действующей в рамках возглавляемого президентами России и Турции Совета сотрудничества высшего уровня. Заседание Группы проводится впервые с начала процесса нормализации российско-турецких связей после кризиса, вызванного инцидентом в воздушном пространстве Сирии 24 ноября 2015 года.

Планируется провести углубленный обмен мнениями по широкому кругу актуальных двусторонних, региональных и международных проблем. Предстоит обсудить ситуацию в Сирии, в целом обстановку в регионе Ближнего Востока и Северной Африки. В центре внимания – вопросы повышения эффективности в борьбе с международным терроризмом. Будет продолжен диалог по вопросам, связанным с положением в Закавказье и Центральной Азии, на Украине, взаимодействием в международных организациях.

В ходе переговоров министры проработают вопросы, которые будут включены в повестку очередного заседания Совета сотрудничества высшего уровня, а также российско-турецких переговоров на уровне глав правительств в рамках планируемого рабочего визита в Россию Премьер-министра Турецкой Республики.

 

Обратно к оглавлению

 

Об участии Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в Международной конференции «Средиземноморье: римский диалог»

 

1-2 декабря Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров посетит Итальянскую Республику с рабочим визитом. В ходе пребывания в Риме состоятся его переговоры с Министром иностранных дел и международного сотрудничества Италии П.Джентилони.

Главная цель визита – продолжить предметное обсуждение с итальянской стороной актуальных международных проблем, наметить пути дальнейшего развития двустороннего сотрудничества в русле договоренностей, достигнутых на состоявшейся в июне в Санкт-Петербурге встрече Президента России В.В.Путина и Председателя Совета министров Италии М.Ренци.

Ожидается, что в числе внешнеполитических тем будут обсуждены ситуация в Сирии, Ираке, Ливии, на Украине, вопросы взаимодействия с Италией в качестве непостоянного члена СБ ООН в 2017 г., проблематика ОБСЕ (Италия будет председательствовать в этой организации в 2018 году).

В ходе пребывания в Риме Министр иностранных дел России С.В.Лавров посетит также Ватикан, где встретится с Государственным секретарем кардиналом П.Паролином и Секретарем по отношениям с государствами архиепископом П.Р.Галахером. Будет затронут ряд вопросов двустороннего сотрудничества, а также международной повестки дня.

2 декабря по приглашению Министра иностранных дел и международного сотрудничества Италии П.Джентилони Министр иностранных дел России С.В.Лавров выступит на второй международной конференции «Средиземноморье: римский диалог» (Министр принимал участие и в первой конференции, состоявшейся в Риме в декабре 2015 года). Организатором мероприятия, как и в прошлом году, является Институт международных политических исследований (ИСПИ) – один из ведущих итальянских научно-политических центров, действующий под эгидой МИД Италии. Цель форума – широкий обмен мнениями по комплексу проблем региона Средиземноморья, нарастающая нестабильность, которая усиливается в связи с происходящими в регионе событиями, а также будут рассмотрены вопросы в целом международной стабильности и безопасности.

 

Обратно к оглавлению

 

О визите Министра иностранных дел Японии Ф.Кисиды в Москву

 

3 декабря в Москве запланированы переговоры Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Японии Ф.Кисидой, в ходе которых состоится комплексное обсуждение актуальных вопросов двусторонней и международной повестки дня. Министерская встреча станет финальным этапом подготовки предстоящего визита Президента Российской Федерации В.В.Путина в Японию (этот пункт программы комментируется Пресс-службой Администрации Президента Российской Федерации).

Учитывая то внимание, которое уделяют журналисты, хотела бы сказать, что мы ждем вас на пресс-конференции, которая будет организована в тот же день по итогам переговоров двух министров в Москве. На этой пресс-конференции будут очень оперативно подведены итоги состоявшегося обмена мнениями.

 

Обратно к оглавлению

 

О принятии Европарламентом резолюции о «Стратегической коммуникации ЕС по противодействию антиесовской пропаганде третьих сторон»

 

Хотела бы начать тематический обзор со вчерашней выходки ряда депутатов, которая у меня в тексте отмечена, как принятие техническим меньшинством Европарламента резолюции о «Стратегической коммуникации ЕС по противодействию антиесовской пропаганде третьих сторон». Российская сторона (наши парламентарии, депутаты, общественные деятели, Министерство иностранных дел) вчера уже комментировала данный вопрос.

С сожалением констатируем, что в Евросоюзе не прекращаются усилия по демонизации России. В некоторых случаях антироссийская паранойя просто зашкаливает. Иначе, как паранойей этот документ никак нельзя назвать. Можно давать любые оценки, можно его анализировать, но все, к чему мы придем в результате этого анализа будет носить именно такой оттенок.

Европарламент принял очередной антироссийский «шедевр» – резолюцию о «Стратегической коммуникации ЕС по противодействию антиесовской пропаганде третьих сторон». Само название говорит о том, что существует какой-то отрыв Европейского союза от всего мира, противопоставление себя всем остальным. Это странная идеология.

Данный документ изобилует всевозможными фобиями, вымышленными посылами и мифами. С другой стороны, этот документ очень рельефно отражает ту идеологию, которая в последнее время культивировалась в ЕС в отношении России. Хотела бы подчеркнуть, что эта резолюция приравнивает якобы ведущуюся против Запада «пропагандистскую войну» Кремля к пропагандистским методам запрещенной в Российской Федерации террористической организации «Исламское государство». Это просто клинический случай.

Мы неоднократно заявляли, и я хотела бы об этом сегодня вновь сказать, что со стороны России никакой антиесовской пропаганды не ведется. Если в ЕС имеются какие-либо внутренние проблемы, то причину этих проблем необходимо искать не в пропаганде третьих сторон, а в самих себе. Это дорога обратно к реалистичному восприятию действительности, к самим себе. Россия заинтересована в том, чтобы Евросоюз был единым, стабильным и предсказуемым партнером, с которым мы хотели бы развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество. Рассчитываем, что в ЕС, наконец, придут к пониманию того, что Россия – не враг Европе и не желает ей зла.

Надеемся, что за этой резолюцией не последуют практические решения по ограничению деятельности российских СМИ. Есть повод для такой надежды, потому что принятие этого документа (к сожалению, он имеет статус документа) вызвало колоссальную волну неприятия в самом Европейском союзе. Многие общественные деятели прямо высказывались в отношении этой резолюции, что для европейских стран позорно принимать подобные документы в XXI веке. Если же этот документ будет все-таки применяться, имплементироваться и реализовываться на практике именно в контексте ограничения деятельности российских СМИ на территории стран ЕС, то, конечно, последуют наши ответные меры. 

Хотела бы завершить эту очень неприятную часть сегодняшнего брифинга, отметив, что, если Европа пойдет этой дорогой и выберет ее в качестве основной, а именно будет провозглашать запрет деятельности СМИ в качестве своего приоритета, то, честно говоря, не за горами установка ретрансляторов на границе стран ЕС с другими странами, которые будут вещать  в русле пропаганды «западных ценностей» (прошу вас это запомнить, потому что мы к этому вернемся через какое-то время. Надеюсь, что этого не случится). А может быть дело дойдет и до сожжения книг, которые тоже кто-то посчитает в ЕС несоответствующими доминирующей идеологии. Европа уже все это проходила. Неужели уроки не извлечены?

 

Обратно к оглавлению

 

Об антироссийских высказываниях голландских руководителей

 

В ходе предыдущего брифинга мы дали оценку высказываниям Премьер-министра и Министра иностранных дел Нидерландов о наличии некой мнимой «российской военной угрозы» в качестве главной мотивировки необходимости ратификации Соглашения об ассоциации ЕС-Украина (СА).

Не могу не отметить, что голландское руководство продолжает выбранную линию и тактику, невзирая на объективную реальность и соображения здравого смысла. В частности, выступая 18 ноября на пресс-конференции по итогам заседания правительства, посвященного ратификации СА, глава голландского кабинета М.Рютте вновь высказался о нарастающей «российской военной угрозе» и призвал, в первую очередь, исходя именно из этой причины, одобрить данное Соглашение.

Не хотелось бы думать, что это заклинание о «российской угрозе» повторяется лишь для того, чтобы ввести в заблуждение голландских подданных, которые доверили этому человеку руководство правительством. Возможно, голландцам нужна Украина как ассоциированный член ЕС, чтобы сделать из нее буферное государство, населению которого уготована роль подопытных кроликов в русофобских геополитических построениях некоторых европейских политиков. Может быть и такое.   

Не можем не отметить, что нидерландский МИД продолжает развивать выбранную тематику. В частности, делаются заявления относительно соблюдения прав человека в России. Мининдел Б.Кундерс откровенно признал, что на следующий год посольству в Москве и генконсульству в Санкт-Петербурге выделены средства в размере 750 тыс. евро на выплаты российским НПО. Он подчеркнул, что Нидерланды намерены не снижать свою активность в этой сфере.

В курсе ли поданные Нидерландов, что в условиях кризисной ситуации в Европе, в т.ч. вызванной притоком мигрантов и беженцев из региона Ближнего Востока и Северной Африки, зарубежным НПО выдается сумма в размере 750 тыс. евро на их нужды? С народом советовались, спрашивали? Или важнее поддерживать НПО в Российской Федерации, чем решать собственные проблемы?

Ни для кого не является секретом, что как и в случае с другими проектами нидерландского МИД, такими как «Окно в Россию», «Интернет-портал для независимых русскоязычных СМИ», деньги подданных Королевства пойдут на различного рода сомнительные пропагандистские или откровенно антироссийские инициативы, граничащие с прямым вмешательством в российские внутриполитические процессы.

Возможно, прежде чем выделять значительные средства на поддержку российских НПО, Нидерландам стоило бы обратиться к собственным проблемам в сфере защиты прав человека. Проблемы с нелегальными иммигрантами и соискателями убежища, дискриминация в отношении меньшинств, использование госструктурами персональных данных граждан, обеспечение прав детей, торговля людьми в карибской части Королевства и другое – все это требует, действительно, внимания к разрешению этих проблем.

 

Обратно к оглавлению

 

О развитии ситуации в Сирии

 

Продолжаем с тревогой следить за развитием ситуации в Сирии, где террористы ИГИЛ, «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра») продолжают ежедневные ракетно-минометные обстрелы населенных пунктов. 19 ноября несколько снарядов, выпущенных с позиций незаконных вооруженных формирований, разорвались в старой части Дамаска. Есть жертвы среди мирного населения. Две мины упали в районе комплекса Посольства России. 21 ноября рядом с российской дипмиссией в Дамаске разорвались еще четыре мины. 20 ноября боевики обстреляли ракетами школу и больницу в квартале Шахба, а также начальную школу в квартале Фуркан в Алеппо. Погибли не менее десяти человек, восемь из них – дети. В тот же день массированному минометному обстрелу подвергся дамасский пригород Хараста в Восточной Гуте. Там погибли, по меньшей мере, два человека.

Тем временем сирийские вооруженные силы развивали успех на алеппском фронте. Ожесточенные бои развернулись в квартале Бустан Баша. Боевикам не удается остановить продвижение правительственной армии САР.

Продолжаются протесты населения Восточного Алеппо против произвола незаконных вооруженных формирований. Террористы, по информации местных жителей, узурпировали даже распределение бутилированной воды и продуктов питания. Боевики без колебаний открывают огонь по демонстрантам, не подпуская их к выделенным сирийскими властями коридорам для выхода из блокированных кварталов. Количество погибших и раненых гражданских лиц исчисляется десятками. 20 и 22 ноября офицеры российского Центра по примирению враждующих сторон, представители АНО «Русская гуманитарная миссия», сотрудники сирийской военной разведки и бойцы христианского ополчения успешно провели локальные спецоперации по эвакуации гражданских лиц из Восточного Алеппо. Удалось вывести 20 человек.

Сирийское правительство активно продвигает практику «локальных замирений» в Дамасской области. Объявлено о завершении финального этапа урегулирования в Маадамии. Над этим городом был поднят государственный флаг САР, возобновлена работа официальных органов власти.

Вновь отмечаем предвзятые и откровенно непрофессиональные оценки происходящего в Сирии, звучащие из уст представителей Госдепартамента США. Раз за разом публично тиражируются обвинения в адрес Дамаска и Москвы, на которых возлагается ответственность за жертвы сирийского кризиса. Выпады подкрепляются «железобетонной» аргументацией и сводятся к следующему посылу: фактическая сторона вопроса им не ясна, но «виноваты русские или сирийцы». При этом в Вашингтоне упорно не замечают преступлений террористов и союзных с ними экстремистских формирований в Сирии и продолжают грубо нарушать суверенитет Сирийской Арабской Республики.

Хотела бы сказать отдельно об одном очередном случае обвинения в адрес российской и сирийской сторон. Как вы знаете, в понедельник постоянный представитель США при ООН С.Пауэр назвала имена сирийских офицеров, которых в Вашингтоне считают виновными в военных преступлениях, совершенных в этой ближневосточной стране. С.Пауэр зачитала список из 13 фамилий на заседании Совета Безопасности ООН, которое было посвящено гуманитарной ситуации в этой арабской республике. Тут же на заседании СБ ООН была дана соответствующая реакция по линии российской делегации. Хотела бы отметить, что по словам С.Пауэр, США не позволят офицерам, чьи имена она назвала в ходе заседания СБ ООН, «сохранять анонимность и прятаться за фасадом сирийского режима». «Они должны знать, что их правонарушения задокументированы, и в один прекрасный день они будут привлечены к ответственности», заявила постоянный представитель США при ООН С.Пауэр. При этом она упомянула о судьбе Президента Сербии С.Милошевича, видимо, в качестве перспективы того, что ожидает упомянутых ею сирийских военных.

Относительно этого хотела бы напомнить, что все якобы «задокументированные» США факты нападения на гражданские объекты в Сирии на поверку всегда оказываются обычными фальшивками. Никогда американская сторона не несет ответственности за свои слова, представляет только обвинения и никакой фактуры. Мы слышим только одно: «все материалы есть в социальных сетях», «об этом нам рассказали очевидцы», «вы все об этом прекрасно знаете». Это их классические ответы. Напомню про вопрос журналиста канала «Раша Тудей», которая просто попыталась уточнить у официального представителя Госдепартамента США, какие именно гражданские объекты он имеет в виду, когда говорит о том, что они были разрушены Российской Федерацией и сирийским режимом. Вы помните, что началось? Началась форменная истерика, которая закончилась обвинениями в пропаганде. Какая же это пропаганда? Американская сторона никогда не называет точных координат, дат и мест тех объектов, которые были, по их мнению, разрушены сирийской армией при поддержке ВКС России. Только слова и пустые обвинения. Что касается якобы разбомбленного гуманитарного конвоя в Алеппо, школы в Хассе и госпиталя в Алеппо – одна и та же история, одни и те же слова, никаких фактов, голая и неприкрытая пропаганда. Один посыл, одна политика, прямое лобовое обвинение без приведения каких-либо фактов. Обвиняя кого-нибудь в военных преступлениях, США всегда представляют в качестве аргумента ссылки на «как сообщается» и никогда не говорят кем и когда сообщается, никогда не приводится никакой фактуры. Если разбираться с военными преступлениями и военными преступниками, то, на наш взгляд, этот вопрос стоило бы обратить к своим генералам, которые привели к трагедии, убийству и гибели, где-то десятков, где-то сотен, а где-то и сотен тысяч людей, начиная от Югославии и заканчивая Ближним Востоком. Думаю, то, что делали США на Ближнем Востоке, вполне можно квалифицировать с точки зрения международного права. Почему С.Пауэр об этом не говорит? Почему не соберет какую-нибудь конференцию внутри США и не задастся этим вопросом? Можно было хотя бы начать с того, чтобы подсчитать количество жертв среди мирного населения в Ираке. Ведь этих цифр нет – никто не знает, сколько там погибло человек. Про последствия иракской компании я вообще не говорю, но можно было бы подсчитать хотя бы количество жертв.

Думаю, что ни один человек на земле не скажет, что Президент Сербии С.Милошевич  однозначная фигура. Никто этого и не говорил. Но имеет ли С.Пауэр представление о судебном процессе в отношении С.Милошевича? Неужели она настолько не понимает то, чем занимается, что приводит в качестве «образца» международного правового акта ситуацию с судебным процессом над С.Милошевичем? Разве она не знает, что дело, которое было начато против С.Милошевича, так и не было доведено до конца? Нет ни заключения, ни обвинения, ничего. Это дело умерло вместе с С.Милошевичем. Или она хочет сказать, что все люди, вне зависимости от того, что они сделали, если неугодны Вашингтону, то их постигнет такая же судьба – они все умрут, не дождавшись суда? Когда ты представляешь страну в СБ ООН, который принимает обязательные для выполнения решения, необходимо хотя бы владеть материальной частью. После таких заявлений относительно С.Милошевича и приведения в пример его дела и суда над ним, над вами, С.Пауэр, весь мир уже начинает смеяться. Прежде чем говорить о судьбах мира, безапелляционно рассуждать относительно того, какая судьба будет ждать сирийцев, может быть Вы наберетесь смелости и там же, в СБ ООН, расскажете о судьбе Гуантанамо? Что Вам там удалось сделать за 8 лет, пока Вы были у власти? А потом уже Вы будете заботиться о сирийцах, говорить о России, вспоминать о С.Милошевиче. Давайте поговорим о Гуантанамо. Это касается не только США, если Вы не знаете.

В этом же контексте прозвучало заявление федерального правительства ФРГ о том, что оно шокировано ударами сирийского правительства по городу Алеппо. Опять же обвиняется Российская Федерация, сирийский режим. В частности, звучали фразы о том, что без большой военной поддержки России режим Б.Асада не смог бы вести войну против своего собственного населения. Об этом заявил в понедельник в Берлине представитель правительства Ш.Зайберт. Действительно, «без большой военной поддержки России» прогрессивная западная общественность, особенно немецкая, сегодня бы тряслась от страха и ужасалась зверствам варваров игиловцев, которые бы точно уже захватили всю Сирию и сопредельные с ней страны региона и, самое главное, добрались бы уже до всей Европы. Там были бы уже не отдельные теракты во Франции и других частях Европы, но это была бы полномасштабная война фундаментализма на площадке ЕС.

 

Обратно к оглавлению

 

О блокировании США, Великобританий и Францией заявки Российской Федерации в Комитете СБ ООН 1267/1989/2253 (санкции в отношении ИГИЛ/«Аль-Каиды») на подведение под антитеррористический санкционный режим тергруппировок «Ахрар аш-Шам» и «Джейш аль-Ислам»

 

В ноябре Российская Федерация повторно внесла на рассмотрение Комитета СБ ООН по санкциям в отношении ИГИЛ/«Аль-Каиды» и связанных с ними лиц и организаций (Комитет 1267/1989/2253) заявку на подведение под антитеррористический санкционный режим СБ действующих в Сирии террористических группировок «Ахрар аш-Шам» и «Джейш аль-Ислам».

Как вы думаете, что случилось с этой российской инициативой? Несмотря на предоставленные российской стороной в Комитет информационные материалы, которые убедительно доказывали связь «Ахрар аш-Шам» и «Джейш аль-Ислам» с фигурантом соответствующего санкционного списка террористической организацией «Джабхат ан-Нусрой» (а именно это является основанием для включения в список), 21 ноября США, Великобритания и Франция заблокировали эту заявку. Для тех, кто так трепетно относится к проблематике защиты прав человека, борьбе с терроризмом, ксенофобией, нетерпимостью по различным признакам хотела бы повторить, что «Ахрар аш-Шам» и «Джейш аль-Ислам» не были включены в террористический список СБ ООН из-за позиции США, Великобритании и Франции. Это просто, чтобы вы понимали. Если вы посмотрите фотографии этих людей, я даже не говорю о том, что они делают, почитаете их лозунги, призывы, литературу, которую они распространяют, вам станет страшно. Больше всего в жизни вы не захотите, чтобы эти люди хоть как-то коснулись вашей жизни. Но США, Великобритания и Франция не посчитали возможным оградить вас от этих людей.         

В очередной раз эти страны продемонстрировали приверженность избирательному, конъюнктурному подходу при квалификации деятельности лиц и организаций в качестве террористической. Это уже не теория. Мы рассуждаем не в рамках какой-то философской категории. Это практика того, что творится «на земле».

Налицо еще одно свидетельство вызывающей глубокое разочарование узкокорыстной политики «двойных стандартов» и манипулирования в вопросах, которые затрагивают эффективность применения антитеррористических санкционных режимов Совета Безопасности ООН.

Абсолютно очевидна политически мотивированная линия постоянных членов СБ ООН: США, Великобритании и Франции, которая не укладывается в общие усилия по противодействию угрозе терроризма и ставит под сомнение искренность заявлений Вашингтона, Лондона и Парижа относительно их приверженности ключевым задачам антитеррора.

У меня вопрос к гражданам Франции, к тем, кто пострадал или к родственникам тех, кто погиб в ходе терактов. Вы понимаете, что ваше правительство блокирует включение террористических организаций в террористический список ООН? Задайте им этот вопрос, почему они так делают, в чем их заинтересованность.     

Мы полагаем, что подобное откровенное выгораживание нынешней американской администрацией и их союзниками бандформирований, которые они много лет «прикармливали» (мы это знаем и об этом говорили),  является частью пособничества международному терроризму. Мы должны четко и ясно себе это сказать и перестать врать. Этот террористический «интернационал» не знает границ и национальностей, и мы должны все ему противодействовать.

 

Обратно к оглавлению

 

О «Русской гуманитарной миссии»

 

АНО «Русская гуманитарная миссия» (РГМ) – это группа координатора в Сирии Е.Поддубного, которая продолжает работу в районе Алеппо.

За период с 20 ноября по 24 ноября было проведено две операции по эвакуации гражданских лиц из восточного района города, находящегося под контролем радикальных вооруженных групп. В настоящий момент эвакуация возможна лишь ограниченными, небольшими группами, по секретным маршрутам. Бандформирования, террористы минируют все, что связано с прокладкой гуманитарных коридоров.

Первая группа в 10 человек (две семьи по пять человек в каждой) была выведена в ночь на 20 ноября при поддержке сотрудников Российского Центра примирения сторон, военнослужащих армии Сирии и бойцов местного христианского ополчения. Вторая группа была выведена в ночь на 23 ноября и также состояла из 10 человек. В связи с тем, что существуют риски для жизни спасаемых людей, РГМ не может, конечно, огласить маршруты выхода из восточного района Алеппо. Те, кто следят за деятельностью Е.Поддубного, видят фотографии конкретного человека и людей, которых они выводят из этого ада.

Все люди, которые были выведены, размещены в безопасных убежищах, связались с родными в Алеппо и оповестили о том, что они в безопасности, все получили продовольствие и воду.

Спасенные подтверждают тяжелейшую ситуацию с продовольствием внутри восточного района города, при этом склады и магазины продовольствия находятся под контролем представителей т.н. оппозиции и не распределяются между гражданскими лицами. Это уже не наши оценки, а конкретно тех людей, которые были выведены из этих районов.

Мы будем и дальше информировать вас не только о наших оценках, но и о той информации, которой с нами делятся российские неправительственные организации, работающие в этом районе. 

 

Обратно к оглавлению

 

О развитии ситуации вокруг Мосула

 

Обстановка вокруг иракского г.Мосул, захваченного в свое время игиловцами, остается без признаков близкой развязки.

Иракские правительственные войска при поддержке народного ополчения и курдских формирований продолжили сжимать зону контроля ИГИЛ в провинции Найнава. Освобождены десятки новых населенных пунктов. Взят также аэропорт г.Тель-Афар к западу от Мосула. Иракские силовики говорят о 1700 ликвидированных экстремистах. Между тем в самом Мосуле продвижение им дается с большим трудом. Боями по-прежнему охвачена лишь восточная, левобережная часть города.

Удары с воздуха со стороны ведомой США коалиции дорого обходятся, в первую очередь, мирным жителям. Сообщения о жертвах бомбардировок приходят регулярно. На этом фоне эксперты все чаще отмечают недооценку «коалиционерами» трудностей мосульской операции. Вы знаете, что решение о проведении этой операции принималось стремительно в угоду предвыборным соображениям в связи с установкой уходящей американской администрации. Тогда, конечно, никого не волновали гуманитарные последствия.

Между тем гуманитарная ситуация вокруг Мосула продолжает устойчиво деградировать. Количество бежавших из города и его окрестностей выросло, по оценкам ООН, до 70 тыс. человек. Как вы понимаете, плана конкретной программы по их безопасному размещению и судьбе никто не предоставляет. Стремящихся же выбраться из мосульского ада намного больше. У населения на исходе запасы продуктов. Самое страшное, что дальше неизвестность. Здесь впору говорить о надвигающейся гуманитарной катастрофе.

Но наши западные партнеры по-прежнему пребывают в отрыве от реальности. В последнее время это их нормальное состояние. Об этом красноречиво говорят репортажи, казалось бы, уважаемых новостных каналов, которые продолжают плодить однотипные «прилизанные», доработанные сообщения. Конечно, основное внимание отводится освещению ситуации в Алеппо. Реальной ситуацией в Мосуле никто не делится. Бросается в глаза отсутствие на экранах западных каналов при подаче информации по Мосулу т.н. «добровольных помощников» из числа гражданских активистов, ссылками на которых пестрят репортажи по Сирии.

 

Обратно к оглавлению

 

О развитии ситуации в Афганистане

 

Отмечаем сохранение сложной ситуации в сфере безопасности в Афганистане, несмотря на наступление осенне-зимнего периода, традиционно сопровождавшегося снижением активности боевиков террористических и экстремистских группировок.

Движение талибов (ДТ) не ослабляет давления на подразделения национальных сил безопасности, проводя перегруппировку сил и осуществляя массированные атаки в различных областях. За последнюю неделю масштабные боестолкновения произошли на юге и юго-западе Афганистана, на севере боевики ДТ предприняли попытку захвата административного центра провинции Сари-Пуль.

Не снижается и террористическая активность афганского «крыла» террористической группировки «Исламское государство». Как уже отмечалось, 21 ноября был совершен подрыв одной из шиитских мечетей Кабула, в результате которого по уточненным данным погибли 32 человека, более 80 получили ранения.

В этих условиях своевременным представляется консенсусное принятие резолюции Генеральной Ассамблеи ООН по Афганистану, подтвердившей линию мирового сообщества на поддержку афганского правительства и противодействие террористической угрозе в Афганистане.

 

Обратно к оглавлению

 

О принятии резолюций ГА ООН по сотрудничеству с ОДКБ, ШОС и СНГ

 

21 ноября на пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН были консенсусом приняты резолюции о сотрудничестве ООН с Организацией Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС) и Содружеством Независимых Государств (СНГ).

В резолюциях обозначены перспективы наращивания взаимодействия всемирной Организации с ОДКБ, ШОС и СНГ, прежде всего, в таких ключевых сферах, как борьба с терроризмом, наркотрафиком, транснациональной преступностью и противодействие другим угрозам миру и безопасности. Исходим из того, что ООН и региональные организации, действуя в соответствии с Уставом ООН, в частности его Главы VIII, могут хорошо дополнять друг друга, используя свои объективные сравнительные преимущества.

Принятые Генеральной Ассамблеей ООН резолюции, как и инициированные Россией в рамках своего октябрьского председательства в Совете Безопасности ООН дебаты по той же теме, подтверждают нацеленность всех трех объединений, в которых Россия играет весьма активную роль, на развитие практического взаимодействия с ООН, в том числе с ее Региональным центром по превентивной дипломатии в Центральной Азии.

 

Обратно к оглавлению

 

Об итогах очередного раунда переговоров по кипрскому урегулированию в Мон Пелерине (Швейцария)

 

Завершившиеся на днях переговоры лидеров кипрских общин в Швейцарии, по имеющейся у нас информации, к сожалению, не привели к серьезным подвижкам в процессе урегулирования кипрской проблемы. Вместе с тем, приветствуем готовность сторон к интенсивной работе в интересах достижения развязки. Надеемся, что наблюдающаяся в последнее время высокая динамика контактов и конструктивный настрой обеих сторон сохранятся.

В Москве внимательно следят за ходом межобщинных переговоров. Вы знаете, мы регулярно комментируем эту тему. Наша принципиальная позиция остается прежней. Мы выступаем за достижение всеобъемлющего справедливого и жизнеспособного урегулирования на острове на основе резолюций СБ ООН в интересах всех его жителей. Мы поддержим то решение, которое будет найдено самими киприотами, и будем судить о прогрессе на переговорах по конкретным результатам. В случае ясно выраженного стремления сторон решать вопросы обеспечения безопасности Кипра на более широкой международной конференции, наилучшим и логичным ее вариантом, на наш взгляд, был бы формат членов СБ ООН с учетом ооновских рамок кипрского урегулирования.

По-прежнему считаем недопустимыми какие-либо попытки некоторых наших западных партнеров воздействовать на переговорный процесс извне в целях его искусственного ускорения и достижения решения кипрского вопроса любой ценой.

 

Обратно к оглавлению

 

О текущей ситуации в Косово

 

Как вам известно, на очередном заседании Совета Безопасности ООН по Косово 16 ноября в Нью-Йорке вновь отметили неустойчивую ситуацию в крае. Продолжается нарушение прав неалбанского населения. Фиксируются новые случаи насилия в отношении сербов. Напомню, несколько лет назад, когда западный мир, ЕС, конечно, США, которые состояли во главе этого процесса, «отрывали» Косово от Сербии, это делалось под лозунгом «Косово – страна возможностей». О каких возможностях идет речь рассказали члены СБ ООН. На фоне того, что там происходит, неудивительны крайне низкие темпы возвращения беженцев и временно перемещенных лиц.

Вызывает обеспокоенность все более грубое стремление косовоалбанских властей узурпировать сербскую собственность в Косово. В последнее время эта практика распространилась и на экономические активы, принадлежащие сербским госструктурам и компаниям. Подобные неправовые и нелегитимные шаги не могут способствовать межнациональному примирению. Отсутствие реального правопорядка, постоянный внутриполитический кризис совместно с массовым оттоком населения ярко демонстрируют искусственный характер и функциональную нежизнеспособность косовской «государственности». А «отрывали»-то как? Те, кто «отрывали» сейчас убеждены, что в Косово проходил законный референдум, и именно по его итогам было принято решение о том, что Косово теперь будет государством. Президент США Б.Обама говорил, что этот референдум прошел «по высоким стандартам». Это примерно как ситуация с С.Милошевичем – имя знаем, контекст помним с трудом, а фактуру знать не обязательно. В Косово не было никакого референдума. Я помню дебаты в СБ ООН, спешили, делали все возможное, чтобы принять эти решения вопреки международному праву, требованиям законного официального правительства Сербии. Ни во что не ставили заявления и имеющиеся решения Совета Безопасности ООН. Нужно было «оторвать». Думали, что за счёт пропаганды и информационной машины можно будет доделать начатое и сформировать образ страны возможностей. Не получилось.         

Приходится констатировать, что диалог Белграда и Приштины продвигается с большим трудом. Абсолютно не продвигается вперед решение ключевого вопроса о создании Сообщества сербских муниципалитетов Косово. Считаем, что косовские власти не должны уклоняться от принятых обязательств. Ожидаем от Европейского союза добросовестного исполнения своей роли посредника в диалоге в соответствии с резолюцией ГА ООН 64/298 от 9 сентября 2010 года.

 

Обратно к оглавлению

 

О предстоящем открытии Недели российского кино в Великобритании

 

С 30 ноября по 4 декабря в Лондоне и Кембридже пройдет Неделя российского кино, организованная компанией «Перкон Продакшнз» при поддержке МИД России и Британского Совета в партнерстве с фестивалем независимого кино «Raindance» и британским филиалом российского благотворительного фонда «Подари жизнь». Это мероприятие станет одним из ключевых событий проводящегося в текущем году перекрестного российско-британского Года языка и литературы.

В течение пяти дней на британских экранах будут демонстрироваться лучшие художественные, анимационные и документальные фильмы, снятые российскими кинематографами за последние полтора года, пройдут мастер-классы и встречи киномастеров двух стран. Все показы будут проходить в оригинальной версии с субтитрами на английском языке. По итогам Недели кино представительным жюри будут определены победители конкурса фильмов.

Надеемся, что проведение этого мероприятия позволит расширить горизонты восприятия Россией и Великобританией друг друга и будет способствовать созданию общей позитивной атмосферы Года, развитию двусторонних российско-британских культурных обменов.

 

Обратно к оглавлению

 

Об инциденте у культурного Центра Украины в Москве

 

Сегодня утром хорошо известный украинский журналист Р.Цимбалюк попросил прокомментировать инцидент у культурного Центра Украины в Москве.

Мы всегда осуждаем подобного рода варварские действия, где бы они ни происходили. Это хорошо известно. По вчерашнему инциденту соответствующий запрос был направлен в правоохранительные органы. Вопрос изучается и о результатах расследования мы проинформируем.

Вместе с тем хотим отметить, что к глубокому прискорбию, хулиганские выходки местных радикалов в отношении российских загранучреждений на Украине происходят с такой регулярностью, что это все больше напоминает не просто спланированные акции, а кампании. При этом ни ответов на наши соответствующие ноты, ни информации о ходе расследования и наказании виновных мы, к сожалению, не получаем. Никакого осуждения мы не услышали от официального Киева даже в отношении вопиющего случая надругательства над российским флагом депутатом Рады во Львове.

 

Обратно к оглавлению

 

Из ответов на вопросы:

Вопрос: Вопрос касается проекта санкционной резолюции по КНДР.  В СМИ продолжают появляться сообщения о том, что США и КНР договорились относительно новых санкций. В частности, они могут затронуть экспорт угля из КНДР в КНР. СМИ упоминают о том, что США и КНР начинают вопрос согласования проекта резолюции с остальными тремя постоянными членами Совета Безопасности ООН. Какой будет позиция России? В СМИ проходит информация, что у России есть несколько вопросов к этому документу.

Ответ: Как я и говорила, работа над резолюцией продолжается. Учитывая, что речь идет о санкционной резолюции, нам потребуется время для межведомственного согласования. Вы прекрасно об этом знаете. Так было и в прошлые разы. Сейчас будем приступать к этой части работы. Без межведомственного согласования подобного рода резолюции, как известно, приниматься не могут, так как они затрагивают соответствующие сферы российской экономики, других отраслей. Нам нужно время для изучения текста и имеющихся предложений. Все это время мы работали, но есть конкретные вопросы, требующие межведомственного согласования.

Вопрос: Мой вопрос касается годовщины трагических событий 24 ноября 2015 года. Последуют ли со стороны МИД России какие-нибудь комментарии по поводу этой годовщины? Насколько нам известно, последние пять месяцев Россия и Турция вступили в диалог, налаживают отношения, но почему-то пока не происходит улучшения условий взаимодействия в отношении турецкого народа, несмотря на то, что в сообщениях из России всегда подчеркивается, что Российская Федерация уважает и любит турецкий народ. Почему при этом не отменены большинство санкций?

Ответ: Я здесь не вижу никакого противоречия. Это касается не только Турции, но и всех стран. Мы повторяли и повторяем простую истину о том, что: очень просто испортить отношения, а вернуть все на прежние позиции очень сложно по объективным причинам. Безусловно, есть желание, но в данном случае речь идет о процессе. Было упущено очень много времени. К сожалению, это было не просто время бездействия, но время активных действий в направлении ухудшения отношений. Сейчас шаг за шагом постепенно и планомерно мы занимаемся восстановлением уровня двусторонних отношений.

Что касается той трагедии, которая произошла год назад, то мне кажется, что сегодня, в день годовщины, полагаю, что комментарии должна давать турецкая сторона.  Мы сказали уже очень много. Надо отметить, что турецкая сторона сделала соответствующие выводы, на основе которых было принято решение о восстановлении отношений. Я думаю, что соответствующие уроки были извлечены турецкой стороной. Был запущен механизм восстановления отношений.

Вопрос: После победы Д.Трампа на президентских выборах появился ряд статей, прогнозирующих активизацию США в урегулировании нагорно-карабахского конфликта. Как МИД России оценивает работу американской стороны на этом направлении в этом году? Как МИД России относится к возможной активизации американского посредничества в 2017 году?

Ответ: Я считаю, что всегда есть, к чему стремиться в том, что касается интенсификации работы сопредседателей Минской группы (МГ) ОБСЕ. Говорить о том, что у нас есть некие конкретные оценки персональных усилий, в данном случае нельзя. Я бы сегодня не стала давать каких бы то ни было конкретных оценок. Повторю, учитывая сложность этой проблемы, печальные новости из этого региона и то, что эта проблема связана непосредственно с судьбой живущих там людей, можно пожелать сопредседателям МГ ОБСЕ еще большей интенсификации усилий. В данном вопросе от интенсификации хуже не станет. Нужно прикладывать значительные усилия для продвижения этого процесса вперед. Это мы можем только приветствовать.

Могу также ответить на поступивший от «Азери-Пресс» вопрос относительно того, что США и Франция объявили о смене сопредседателей Минской группы ОБСЕ, и планирует ли российская сторона сменить сопредседателя.

Полагаем смену сопредседателей со стороны США и Франции рутинной ротацией послов. Они отработали определенный срок на данном направлении и переводятся на другой участок. Мы не видим в этом никакой политической составляющей.

Что касается И.В.Попова, сопредседателя с российской стороны, то он, как известно, продолжает заниматься проблематикой НКУ.

Вопрос: Отразится ли размещение на Курильских островах береговых ракетных комплексов «Бастион» и «Бал» на переговорах 3 декабря и переговорах по мирному договору в целом?

Ответ: Что касается размещения на южных Курилах ракетного комплекса «Бастион», то в Российской Федерации на плановой основе осуществляются мероприятия в рамках оборонного строительства. Цель – последовательное укрепление национальной безопасности. Именно в русле такой линии и были дислоцированы береговые ракетные комплексы на южных Курилах, являющихся неотъемлемой частью российской территории.

За более подробной информацией по данному вопросу следует обратиться в Министерство обороны Российской Федерации – это их компетенция.

Вопрос: В Эстонии сменилось Правительство.

Ответ: Мы здесь ни при чем.

Вопрос: Впервые за 15 лет к власти пришла центристская партия, та самая, которая голосовала против переноса памятника воинам-освободителям. В качестве первого шага они предложили отойти от концепции перевода всех русских школ на эстонский язык и уже получили упрек за то, что это промосковское правительство. Изменится ли что-то в российско-эстонских отношениях?

Ответ: Мы давно выступаем за то, чтобы что-то изменилось. Вы видите, куда катятся отношения не столько даже России и ЕС, сколько внешняя политика самого ЕС, которая имеет прямое, очень негативное влияние на внутреннюю политику ряда стран Европейского союза. Можно сколько угодно жить этими иллюзиями, запрещать СМИ, отключая их вещание, а потом в один прекрасный день проснуться утром и сказать, что результаты выборов стали неожиданными. Это все звенья одной цепи. Если не видеть реалий, все время действовать в противоход, не понимать реальной выгоды, пугать несуществующими угрозами, то происходят процессы, связанные с отрывом от реальности.

Мы все время, даже в самые сложные моменты наших отношений с ЕС, НАТО, с отдельными странами говорили о том, что для нас приматом является взаимодействие и сотрудничество, которое не предполагает полного отказа от национальной политики, собственных интересов, не подразумевает отсутствия проблем в принципе, но предполагает, что проблемы не ставятся во главу угла и что любые вопросы можно либо решать, либо сближать по ним позиции, если даже их невозможно решить. Мы всегда исходили из этого. Если есть такая возможность, если она появляется, в частности, в Эстонии, если пришедшие к власти люди высказываются в пользу нормализации или хотя бы дальнейшего неусугубления отношений, то мы только «за». Не потому, что это важно для нас, а потому, что это будет иметь позитивный отклик как для нас, так и для Эстонии, и, думаю, для ЕС в целом.

Что касается памятников, то я не понимаю одного. Свой вопрос я обращаю не только к людям, живущим в зарубежных странах, но и к нашим гражданам, НПО, антифашистским организациям и выступающим за недопустимость ксенофобии, реинкарнации фашизма, национализма и любых его проявлений. Почему ваш голос так незаметен и неслышен в дни, когда сносят памятники в странах Прибалтики или Восточной Европы? Нам очень нужна ваша поддержка, потому что это не только вопрос МИД. Безусловно, мы выражаем государственную позицию, и нам очень важно знать, что наш голос не единственный, что есть голоса НПО. В эти самые дни, когда вы видите информацию и получаете сообщения о сносе памятников, о том, что сбиваются таблички, что памятники оскверняются, не проходите мимо, не будьте равнодушными. Большая дорога начинается с небольшого шага. Ваш голос будет действительно очень востребован. Можно писать письма, собирать подписи, делать все, что угодно (в рамках закона) для того, чтобы говорить, что переносы памятников – вещь неприемлемая. Нельзя заниматься антифашистской деятельностью только от юбилея к юбилею, нельзя говорить о недопустимости национализма и при этом видеть, как уничтожаются памятники тем, кто своими жизнями заплатили за свободный от национализма мир. Нельзя проходить мимо таких вещей. Очень нужен голос НПО.

Повторюсь, мы готовы взаимодействовать с Эстонией и всегда к этому открыты.

Вопрос: Можно ли использовать в качестве основы начала нового раунда переговоров с умеренной оппозицией в Сирии последние высказывания Президента АРЕ А.-Ф.Х.Ас-Сиси, который заявил о необходимости поддерживать вооруженные силы САР?  Возможно ли создание нового  формата переговоров с участием Сирии, Египта и Турции?

Ответ: Что касается Вашего вопроса относительно формирования некого альянса между странами, то, конечно, это дело самих стран  объединяться в те или иные форматы или нет. Если им это нужно, если это поможет им в контртеррористических усилиях,  то, наверное, это им решать. На наш взгляд, все форматы, которые необходимы для продвижения  по направлению к сирийскому урегулированию, имеются. Есть СБ ООН, МГПС, т.н. усеченная, компактная группа в рамках  МГПС, двусторонние контакты между Россией и США, информационные центры, которые действуют в регионе, переговорные механизмы в Женеве. Есть все, нет главного – желания у наших партнеров, в частности, у США, на практике реализовывать то, что они обещали сделать, а именно отмежевать террористов от неких умеренных, от т.н. политической оппозиции, которая уже стала вооруженной, чтобы  отмежевав их, начать уничтожать в полную силу террористов и делать это совместно. Все форматы существуют. Нужно только желание.

Вопрос: Говорят, что некоторые страны в арабском мире поменяли свою позицию относительно необходимости ухода со своего поста Президента САР Б.Асада. Есть ли возможность того, что в России или еще где-то состоится новый раунд переговоров с оппозицией по Сирии?

Ответ: Концепция относительно приоритетности снятия режима интенсифицировалась по мере развития предвыборной президентской кампании в США. Это было понятно и очевидно, на это была сделана ставка. Во многом поэтому, из-за этой предвыборной гонки, когда так или иначе была нужна победа любой ценой, и в качестве трофея был обозначен сирийский режим, на карту ставилось все. Поэтому мы так часто слышали заявления относительно того, что Б.Асад должен уйти, режим должен пасть.

К сожалению, все договоренности, которые мы заключали, например, двусторонние сентябрьские договоренности с США, не выполнялись. Связано это было с тем, что превалировала концепция т.н. победы над режимом любой ценой ради того, чтобы «лить воду на мельницу» одного из кандидатов.

Как Вы заметили, сразу после завершения выборной кампании, буквально через день или два Президент США Б.Обама отдал распоряжение о захвате, аресте и нейтрализации боевиков и главарей «Джабхат ан-Нусры». К сожалению, это заявление прозвучало очень поздно, потому что во многом время было потеряно.

Конечно, есть надежда, что в связи с окончанием этой предвыборной гонки, этого марафона (очень длительного марафона, потому что, по нашим оценкам, все-таки предвыборная кампания в США началась не за полгода и не за год, а задолго до этого, чтобы прийти с соответствующими результатами к ноябрю 2016 года) даже еще в ходе работы уходящей команды, у американцев будет больше реализма. Реализм заключается только в одном: прежде всего, нужно провести размежевание террористов и некой умеренной оппозиции. То, что обещал сделать Вашингтон практически год назад, надо сделать сейчас. Есть ощущение, что все-таки может возобладать реалистичное отношение к тому, что происходит в Сирии, хотя я понимаю, что делать им это сложно, тяжело, потому что ангажировались они совершенно на другое. Но мы исходим из того, что это единственный путь. Не смена режима, не разговоры о его виновности   во всех грехах, а в первую очередь, отмежевание террористов от оппозиции и зачистка территории от террористических организаций.

Вопрос: Вы сказали, что если будут реальные меры со стороны Европы, то Россия сможет принять ответные  меры. Какие меры?

Ответ: Вы же знаете, что, к сожалению, эти ответные меры уже принимались. Наш корреспондент в Польше был объявлен персоной нон грата и лишен аккредитации. Мы в свою очередь лишили аккредитации собкора польского СМИ в Москве. Мы думали, что история на этом закончится, но польские власти пошли еще дальше: они закрыли въезд нашему корреспонденту на несколько лет не только на территорию Польши, но и на территорию всего шенгенского пространства. Соответственно, были предприняты зеркальные меры в отношении польского корреспондента.

Аналогичная ситуация была с Чехией, когда нашим корреспондентам начали чинить различные препятствия и аннулировали аккредитации. Мы заявили о том, что сделаем ответный шаг. Как мы поняли, после этого наши корреспонденты начали нормально там работать, но аккредитации им не вернули.  Соответственно, мы приостановили процедуру в отношении чешских корреспондентов в Москве. Мы будем вынуждены прибегать к таким зеркальным мерам потому, что других вариантов у нас не остается. За последнее время не было таких случаев, за которые можно было бы обвинить Москву в некорректном и политически пристрастном отношении  к зарубежным корреспондентам, несмотря на тот ужас и мракобесие, которые творятся в западных СМИ, начиная от обложек журналов, и заканчивая русофобией на их страницах. Я уже не говорю про телевидение. Никогда наша рука не тянулась к тому, чтобы запретить, отнять, выдворить, закрыть или выслать. Если есть возможность, то мы всегда говорим, опровергаем, публикуем материалы, называем фактические данные взамен тех, которые были опубликованы, используем все средства цивилизованной реакции на то, что нам  не нравится, никогда при этом не блокируя работу западных корреспондентов.

Приведу один случай. Это были переговоры в Женеве в разгар кризиса на Украине. Переговоры были очень сложные, в них участвовал Министр иностранных дел России С.В.Лавров и другие делегации. Мы собирали пресс-конференцию в месте этих переговоров. Это было два года назад. Я шла по коридору и увидела опечаленного журналиста. Я подошла к нему и спросила, что случилось. Он недовольно ответил, что он представитель украинских СМИ. Я спросила у него, не хочет ли он присоединиться к пресс-конференции, которая должна состояться у С.В.Лаврова, на что он сказал, что хотел бы, но кто его туда пустит. Я спросила, почему нет. Он с таким удивлением на меня посмотрел! Неужели он может поприсутствовать на нашей конференции? Я ответила, что, конечно, может, и не просто может, а получит первый вопрос, чтобы было понимание, что его не лишили слова. Мы делаем все для того, чтобы даже те СМИ, которые не скрывают ангажированного подхода, видели со стороны России профессиональное и нормальное, а не политически мотивированное отношение.

Откровенно говоря, я никак не могу понять чего боятся наши западные коллеги. Я не могу назвать то, что происходит иначе, как страхом. Когда читаешь текст, принятой вчера Европарламентом резолюции, то там везде сквозят глупость и страх. Мы не боялись работать с инкорами никогда, даже когда были очень тяжелые моменты, и у нас не было опыта взаимодействия на такой открытой основе. Советский Союз не отличался открытостью, тем более в отношении иностранных корреспондентов. Нам нужно было многому учиться. В первые годы существования демократической России, когда не было механизмов работы с инкорами и никто не знал, как это делается, даже тогда  не боялись и шли вперед. Чего сейчас боится Европа — совершенно непонятно.

Вопрос: Это все касается нас, поэтому дайте нам возможность сделать вывод, может и неправильный. Если в Европе будут приняты конкретные меры по отношению к российским СМИ, то за них будем платить мы, иностранные корреспонденты, не так ли?

Ответ: Здорово, что вы это понимаете. Мы пытаемся об этом сказать. Когда мы аннулировали аккредитацию польскому корреспонденту В.Радзивиновичу, я пыталась достучаться до польских властей и сказать о том, что мы делаем больно людям, которые в этом не виноваты. Но простите, если вы делаете больно российским корреспондентам, как мы можем на это реагировать? Мы же не можем вас силой заставить все-таки дать им работать. Вы должны понимать, что «бьете» не по нам, а по людям, которые вообще ни в чем не виноваты. Но мы ведь об этом говорили и думали, что польские власти остановятся в этой своей совершенно беспочвенной боязни российских корреспондентов. Сейчас мы понимаем, за что они ополчились на Л.Свиридова. Все стало понятно. Они придумали миллион историй, не имеющих отношения к действительности. Потом оказалось, что поводом было то, что он «посмел» организовать выставку памяти своего коллеги по информационному агентству А.Стенина, который работал на Украине. Это была выставка не лозунгов, а выставка фотографий. И за это его наказали.

Парадокс в том, что к самой Польше, в том числе в плане демократичности происходящих там процессов, у ЕС есть большие вопросы. Но когда Польша действует в отношении российских корреспондентов, никто в Евросоюзе не считает нужным одергивать Варшаву. Да, могу отметить, что за последнее время Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Д.Миятович начала более активно реагировать на то, что происходит в отношении  российских корреспондентов. Но этой реакции  недостаточно. Недостаточно просто в «Твиттере» написать, что нужно разобраться с тем, что произошло. Нужно разбираться, делать выводы и наказывать тех, кто блокирует свободу слова и свободу работы журналистов.

Западный мир нас столько лет учил играть по их правилам, что мы научились. Но проблема в том, что они, на мой взгляд, боятся, что мы начинаем их обыгрывать по их же правилам. Тогда зачем они призывали нас выучить эти правила? Тогда мы бы играли по своим, а они по своим. Но мы выучили их правила и начали играть в их игру. Если мы играем лучше, то это не наша проблема. Теперь вместо того, чтобы продолжать эту «шахматную партию», они начинают хвататься за «шахматную доску» и «бить» игрока.

Вопрос: В последнее время мы наблюдаем, что некоторые иностранные эксперты, участвуя в дебатах на российских телеканалах, «переходят границу», оскорбляя Россию. Это разве свобода слова? Например, последний случай, произошедший в ходе эфира программы на телеканале ТВЦ.

Ответ: Это очень сложный, дискуссионный вопрос о том, где заканчивается свобода слова и начинаются оскорбления. Очень сложно не перейти грань, чтобы используя имеющиеся законы, не начать каким-то образом преследовать за инакомыслие. При этом, конечно, существует такое понятие, как оскорбление. Но это вопрос к экспертному сообществу – Союзу журналистов России, Международной федерации журналистов. Думаю, что они должны сказать свое веское слово. Это вопрос, который, в первую очередь, должны решать профессиональные эксперты. Конечно, все имеют право высказаться - и журналисты, и общество. Именно сами журналисты должны решать, где эта грань была пересечена, а где, наоборот, люди не переступили черту дозволенного. Соответствующие институты и союзы журналистов знают, что такое журналистская этика. Думаю, что они должны давать соответствующие оценки конкретным случаям.

 

Обратно к оглавлению

Дополнительные материалы

Видео

Фотографии

x
x
Дополнительные инструменты поиска