16.11.1612:45

Выступление директора Департамента по гуманитарному сотрудничеству и правам человека МИД России А.Д.Викторова по мотивам голосования по проекту резолюции Третьего комитета 71-й сессии Генассамблеи ООН A/C.3/71/L.26, Нью-Йорк, 15 ноября 2016 года

2109-16-11-2016

Г-жа Председатель,

Российская делегация придерживается принципиальной позиции неприятия политически мотивированных и избирательных страновых резолюций. К сожалению, на нынешней сессии мы вновь вынуждены тратить время на обсуждение бесполезных пропагандистских листовок вместо того, чтобы вести содержательный диалог по актуальным вопросам поощрения и защиты прав человека.

На этот раз под прицел группы государств, которые присвоили себе право судить, что лучше для жителей той или иной страны, попал российский Крым. Мы уже неоднократно приводили аргументы о том, что данный проект резолюции не имеет ничего общего ни с реальным положением дел в Крыму, ни с мнением и интересами жителей этого полуострова. Очевидно, что основное содержание проекта не имеет никакого отношения к мандату Третьего комитета Генеральной Ассамблеи ООН. Перед нами очередной наглядный пример того, как государства-авторы страновых резолюций превращают права человека в инструмент политической игры, тем самым еще больше дискредитируя Третий комитет.

Проект представлен государством, в котором вопиющие нарушения прав человека уже стали обычной практикой. Описания зверств Вооруженных сил Украины и ее службы безопасности (СБУ) зафиксированы рядом неправительственных организаций, а также в докладах Управления Верховного комиссара по правам человека (УВКПЧ). В качестве инструментов пыток в сентябрьском отчете УВКПЧ этого года фигурируют электрический ток, раскаленная пластмасса, шомпол, удушение противогазом, утопление, избиения и тому подобное. УВКПЧ обращает внимание на практику использования украинскими силовиками и сексуального насилия. В целом в докладе отмечается, что примерно в 70 процентах случаев, зафиксированных Управлением, сообщалось о применении пыток, жестокого обращения и содержания под стражей без связи с внешним миром перед передачей задержанных в систему уголовного правосудия Украины.

По данным УВКПЧ, украинские журналисты сообщают о притеснениях и запугиваниях, зафиксирован значительный рост числа случаев насилия против журналистов в Киеве и других регионах страны. Украинские же власти расследовать случаи ущемления прав журналистов не желают.

От неизбирательного огня украинских силовиков продолжают гибнуть мирные граждане Украины, проживающие на Востоке страны. Огонь ведется в том числе по школам и больницам. Нанесен значительный ущерб объектам гражданской инфраструктуры.

Не такое ли будущее было уготовано киевскими властями для жителей Крыма, которые предпочли этому проголосовать на референдуме за историческое решение о воссоединении с Россией?

Украина заявляет о готовности расследовать все случаи серьезных нарушений прав человека. А вот УВКПЧ, тем не менее, «обеспокоено отсутствием прогресса в расследовании действий представителей Вооруженных сил Украины и СБУ». Например, не проводится расследования атаки с воздуха на здание Луганской областной администрации в июне 2014 года, приведшей к гибели семи гражданских лиц. Что касается следствия по делу о кровавых событиях 2 мая 2014 года в Одессе, когда в ужасных муках погибли по меньшей мере 48 человек, то, как отмечает УВКПЧ, продолжается значительное давление на судебные органы.

В представленном проекте резолюции доклады УВКПЧ «приветствуются», и, таким образом, украинская делегация, по существу, соглашается с содержащейся в них серьезнейшей критикой в адрес Киева. Это вряд ли позволит соавторам проекта в дальнейшем оспаривать факты страданий украинцев от действий собственных властей.

На Украине нарастают также грубые нарушения прав национальных меньшинств, все более агрессивно ведут себя национал-радикалы, при попустительстве властей проводятся марши неонацистов, усиливается преследование инакомыслящих, продолжаются захваты храмов Русской православной церкви.

По логике сторонников страновых резолюций, самое время для них было бы выйти с проектом об угрожающей ситуации в области прав человека на, собственно, Украине.

Вместо этого соавторы рассматриваемого проекта льют «крокодиловы слезы» по поводу якобы бедственного положения крымчан, занимаются очернительством и грубым искажением положения дел в Крыму. Кстати, нелишним будет напомнить о том, что ситуация с правами национальных меньшинств и нарушениями других прав человека в Крыму до 2014 года – то есть в период нахождения полуострова в составе Украины – неоднократно подвергалась жесткой критике со стороны международных организаций и правозащитных структур, которая была в основном проигнорирована тогдашними украинскими властями.

Напрашиваются вопросы о том, на чем основана уверенность авторов проекта в своей непогрешимости и правоте, имеют ли они моральное право судить о том, что происходит в других странах, и – главное – каковы истинные мотивы подобных инициатив. Ответы, на наш взгляд, очевидны.

Уверены, что многие украинцы предпочли бы жить так, как сейчас живут крымчане, то есть в условиях мира, поступательного экономического развития и социальной защищенности. Именно такова сейчас ситуация в Крыму, несмотря на попытки Киева, так сильно озабоченного на словах правами более чем двух миллионов жителей полуострова, организовать его водную, энергетическую и продовольственную блокаду.

Несомненно, задача поощрения и защиты прав человека важна для всех стран. Мы будем и дальше стремиться к тому, чтобы последовательно укреплять гарантии обеспечения прав человека на всей территории Российской Федерации, включая Крым, в соответствии с нашими международными обязательствами. Однако никогда не примем попыток говорить с нами на эту тему с позиции силы и менторским тоном.

Политический, заказной и оторванный от реалий характер рассматриваемого проекта для нас очевиден. Не секрет, что на государства оказывается беспрецедентное давление со стороны спонсоров Украины. Надеемся, тем не менее, что у делегаций хватит политической воли и решимости отвергнуть данную инициативу. Просим поставить проект резолюции L.26 на голосование и будем голосовать против него. Призываем делегации также выступить против украинского проекта, не имеющего ничего общего с заботой об обеспечении прав человека в Крыму.

x
x
Дополнительные инструменты поиска

Гуманитарное сотрудничество

Гуманитарное сотрудничество