10.11.1618:21

Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 10 ноября 2016 года

2085-10-11-2016

  • de-DE1 en-GB1 es-ES1 ru-RU1 fr-FR1

СОДЕРЖАНИЕ

  1. О встрече Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с министрами иностранных дел расширенного «квартета» Сообщества латиноамериканских и карибских государств
  2. О совместном совещании министров иностранных дел и министров торговли в Перу
  3. Об открытии выставки архивных материалов по случаю 95-й годовщины установления дипломатических отношений между Россией и Монголией
  4. О развитии ситуации в Сирии
  5. О блокировании в СБ ООН осуждения обстрела представительства ООН в Алеппо
  6. О развитии ситуации вокруг Мосула
  7. Об американских угрозах в адрес России в сфере кибербезопасности
  8. О внутриполитической обстановке в ЮАР
  9. О заявлениях  Генерального секретаря НАТО Й.Столтенберга о проведении очередного посольского заседания Совета Россия-НАТО
  10. О взаимодействии России и Китая в ШОС
  11. О проблематике расширения ШОС
  12. Об ужесточении порядка въезда иностранцев на территорию России через российско-белорусскую границу
  13. О закрытии властями Молдавии въезда российскому журналисту И.Коротченко
  14. Из ответов на вопросы:
    1. Об избрании Д.Трампа президентом США и о российско-американских отношениях
    2. О российско-американском соглашении по Сирии
    3. О контактах Госсекретаря США Дж.Керри с Министром иностранных дел России С.В.Лавровым
    4. Об оценке международной реакции на избрание Д.Трампа президентом США
    5. О прибытии авианосной группы ВМФ России в Средиземное море
    6. Об идее проведения в Москве палестино-израильских переговоров
    7. О победе Д.Трампа на президентских выборах и его критике внешней политики США
    8. О российско-турецких отношениях
    9. О встрече Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с главами внешнеполитических ведомств стран СЕЛАК
    10. О протестах в США против избрания Д.Трампа президентом
    11. Об операции по освобождению г.Ракка в Сирии
    12. О Дне сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации

 

О встрече Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с министрами иностранных дел расширенного «квартета» Сообщества латиноамериканских и карибских государств

 

14-15 ноября по приглашению Министра иностранных дел России С.В.Лаврова нашу страну с рабочим визитом посетят министры иностранных дел Доминиканской Республики – М.Варгас, Республики Эквадор – Г.Лонг, Содружества Доминики – Ф.Барон, заместитель министра иностранных дел Республики Эль-Сальвадор – К.Кастанеда, а также Специальный представитель главы Правительства Республики Никарагуа – С.Марин. 14 ноября в г.Сочи пройдет министерская встреча России и расширенного «квартета» Сообщества латиноамериканских и карибских государств (СЕЛАК).

Придаем большое значение сотрудничеству с СЕЛАК – наиболее авторитетной и представительной интеграционной структурой, объединяющей все страны латиноамериканского региона. Нас сближает с ними общее понимание необходимости формирования справедливого многополярного мироустройства, основанного на верховенстве международного права, центральной, координирующей роли ООН, недопустимости любых попыток вмешательства во внутренние дела суверенных государств. В современном глобальном мире мы решаем во многом схожие задачи.

По результатам мероприятия будет принято Совместное заявление, представляющее собой «дорожную карту» конкретных направлений практического сотрудничества в формате Россия - СЕЛАК.

В Сочи в эти дни состоятся также двусторонние встречи Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с министрами иностранных дел Доминиканской Республики – М.Варгасом, Содружества Доминики – Ф.Барон, Республики Эквадор – Г.Лонгом. В рамках линии на углубление отношений стратегического партнерства с Эквадором будут подписаны совместные заявления министров, в том числе о неразмещении первыми оружия в космосе (НПОК).

Назад к оглавлению

 

О совместном совещании министров иностранных дел и министров торговли в Перу

 

17-18 ноября в Лиме (Перу) состоится совместное совещание министров иностранных дел и министров торговли, которое станет заключительным этапом подготовки к очередной встрече глав государств и правительств форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС), запланированной на 19-20 ноября.

В рамках министерского мероприятия планируется рассмотреть  результаты работы на приоритетных направлениях деятельности АТЭС-2016 — продвижение региональной экономической интеграции, содействие малому бизнесу, развитие людских ресурсов и продовольственного рынка, а также будут намечены задачи на перспективу.

Российская сторона намерена принять активное участие в дискуссиях, в том числе по вопросам повестки дня с упором на необходимость обеспечения  всеобъемлющего роста в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Особый акцент  имеем в виду сделать на важности наращивания сотрудничества на контртеррористическом треке в интересах безопасности экономического развития в АТР.

По итогам совещания будет принято совместное Заявление министров и согласован проект итоговой Декларации лидеров.

Назад к оглавлению

 

Об открытии выставки архивных материалов по случаю

95-й годовщины установления дипломатических отношений между Россией и Монголией

 

В этом году Россия и Монголия отмечают важную веху в истории традиционно дружественных, добрососедских, партнерских отношений. Речь идет о 95-летии дипломатических отношений между нашими странами.

5 ноября 1921 г. было подписано Соглашение между Правительством РСФСР и Народным правительством Монголии об установлении добрососедских отношений, которое на многие десятилетия предопределило вектор и характер развития двустороннего взаимодействия на основе доверительного партнерства и уважения интересов друг друга.

11 ноября в соответствии с утвержденным планом мероприятий в здании МИД России откроется специальная выставка архивных документов и фотоматериалов, посвященных этой знаменательной дате. Тщательно подобранная экспозиция представляет летопись российско-монгольского сотрудничества – от Соглашения 1921 г. через взаимную помощь и поддержку в нелегкие годы Второй мировой войны к мирному строительству и тесной координации.

Особое внимание уделено современному этапу развития взаимодействия между Россией и Монголией, которое основывается на Договоре о дружественных отношениях и сотрудничестве от 20 января 1993 г., а также целом ряде других совместных документов, включая Декларацию о развитии стратегического партнерства, подписанную в Улан-Баторе в августе 2009 года.

Назад к оглавлению

 

О развитии ситуации в Сирии

 

Наиболее острая ситуация по-прежнему вокруг Алеппо. Атакующие с юго-запада джихадисты не оставляют попыток пробить коридор в направлении восточных кварталов города. По различным оценкам, в операции задействовано до 6 тыс. боевиков, оперативно-тактическое руководство которыми через центральную штабную структуру осуществляет «Джабхат Фатх аш-Шам» (экс-«Джабхат ан-Нусра»).

Отмечается также тесная координация «нусровцев» с иными антиправительственными отрядами и на других «фронтах», например, в Хаме и Дамасской области – в Восточной и Западной Гуте.

Повсюду террористы встречают решительный отпор. 8-9 ноября Вооруженные силы Сирии и отряды народного ополчения заняли ряд стратегических высот в окрестностях Западного Алеппо: Тель Рухам, Тель Муата и школу «Аль-Хикма». Они позволяют контролировать прилегающие территории и пресекать попытки террористов обстреливать жилые кварталы и объекты инфраструктуры с этого направления.

Одновременно хотелось бы привлечь внимание к опровержениям Министерства обороны Российской Федерации сообщений о якобы нанесении самолётами российских ВКС ударов по жилым районам в пригородах Дамаска Восточная Гута и Дума, а также в окрестностях города Идлиб в районе Хан-Шейхун. Эти информационные «вбросы» представляют собой очередную акцию по отвлечению внимания от реальных жертв и страданий сирийцев в результате действий террористических группировок, продолжающих вести неизбирательные ракетно-минометные обстрелы жилых  массивов в Алеппо, Хомсе, Хаме, Дамаске и других сирийских городах. К сожалению, в последнее время западные СМИ замалчивают отдельные факты и в принципе не говорят о том, что там происходит, не приводят никаких реальных фактов и доказательств, несмотря на то, что это была их устойчивая традиция. Цель очевидна, и заключается в том, чтобы максимально выгородить террористов, выдавая их за «умеренных». Мы также понимаем, что жертвам боевиков от этого не легче.

Молчат западные СМИ и о том, что во избежание напрасных жертв ни российская, ни сирийская авиация, начиная с 18 октября, не наносила ударов по восточной части Алеппо, где блокированы несколько тысяч боевиков. Со своей стороны считаем важным напомнить об этом: с 18 октября ударов по восточной части Алеппо российскими ВС, а также сирийской авиацией не наносилось.

Высоко оцениваем готовность сирийского руководства к переговорам с оппозицией и намерение расширять практику «локальных замирений», которая уже позволила добиться нормализации обстановки в отдельных населенных пунктах. Только широкий политический процесс с участием всех сирийцев является единственным способом урегулирования конфликта, гарантией сохранения сирийской государственности, создания условий, при которых были бы учтены чаяния всех этноконфессиональных сегментов сирийского общества.

Однако, как показывает практика, эффективность политического процесса напрямую зависит от того, насколько успешными будут усилия по противодействию террористам, недопущению распространения их человеконенавистнических идеологий и практики насилия.

Назад к оглавлению

 

О блокировании в СБ ООН осуждения обстрела представительства ООН в Алеппо

 

Как вы знаете, в СБ ООН было заблокировано осуждение обстрела представительства ООН в Алеппо. 30 октября из танковых орудий было обстреляно расположенное в западной части Алеппо здание, в котором размещались представительства структур ООН. В результате Всемирная организация приняла решение эвакуировать из Алеппо весь международный персонал. Достоверно известно, что исполнителями этой акции явились окопавшиеся в восточном Алеппо боевики из группировки «Фастакым кама умирт». Это нападение решительно осудило руководство Секретариата ООН.

Российская делегация в Совете Безопасности ООН предложила принять краткое заявление, осуждающее данные действия. Напомню, что это стандартная практика СБ ООН, не оставляющего без внимания любые агрессивные действия в отношении представителей и представительств ООН. К сожалению, наша инициатива была заблокирована США при поддержке их союзников, которые не к месту пытались размыть данный сюжет и сместить  акценты. Подоплека их действий нам очевидна. В очередной раз Вашингтон пытался выгородить «умеренных», которых они опекают, а именно вооруженных экстремистов, закрывая глаза на совершаемые ими преступления.

Назад к оглавлению

 

О развитии ситуации вокруг Мосула

 

Вокруг Мосула сохраняется крайне напряженная обстановка.

Здесь продолжается крупномасштабная операция иракских силовиков с задействованием тяжелых вооружений при поддержке курдских подразделений и авиации антиигиловской коалиции во главе с США. Идет зачистка ближних и дальних подступов к Мосулу. Курдская «пешмерга» накануне овладела важным опорным пунктом игиловцев – г.Баашика в 30 км к северо-востоку от Мосула.

Игиловцы оказывают ожесточенное сопротивление, используя плотную городскую застройку и – в качестве живого щита – местных жителей. Их положение становится все более сложным и  невыносимым.

В этой связи вновь отмечаем продолжающуюся день ото дня деградацию гуманитарной ситуации вокруг Мосула. По данным Миссии ООН по оказанию содействия Ираку (МООНСИ), с начала боевых действий из города и его окрестностей бежало порядка 34 тысяч человек. И этот поток продолжает расти. Люди спасаются не только от зверств игиловцев, но и от бомбежек ведомой США коалиции. Сообщения о жертвах ее авиаударов приходят с пугающей регулярностью. Отрицать, а тем более скрывать эти факты становится бессмысленно. Однако наши западные, в первую очередь, американские партнеры стараются не замечать последствий таких действий, дабы они не портили информационный фон, который тщательно ими создавался в последнее время и был сфокусирован на сирийском Алеппо.

В этой связи обращает на себя внимание сделанное накануне региональным директором МККК на Ближнем Востоке Р.Мардини заявление о том, что гуманитарный кризис вокруг Мосула потенциально более опасен, чем нынешняя ситуация в Алеппо, а всем сторонам мосульского противостояния следует соблюдать основные правила ведения боевых действий. Хочется надеяться, что операция, которая многими рассматривалась в качестве маленькой победоносной войны, призванной «лить воду» на мельницу ряда политических сил в Вашингтоне в преддверии известных событий, все-таки войдет в какое-то русло, как было уже отмечено «гуманитарщиками» в русло человеческого понимания проведения контртеррорестической операции.

Назад к оглавлению

 

Об американских угрозах в адрес России в сфере кибербезопасности

 

Хотелось бы вернуться к угрозам, которые прозвучали из Вашингтона в адрес России в сфере кибербезопасности. Как известно, еще в октябре вице-президент США Дж.Байден, не отставной политик, а именно действующий руководитель этого государства, в интервью телеканалу «Эн-Би-Эс», озвучил беспрецедентные угрозы в адрес России в сфере кибербезопасности. Хотели бы обратить внимание на очень интересный факт, который почему-то не известен Дж.Байдену (многое не известно людям, которые стояли в последнее время «у руля» в США). Напоминаю, что на состоявшейся  в мае  в Японии в рамках встречи «Группы семи»  лидерами данного объединения был утвержден документ с т.н. «принципами и действиями «семерки» в киберпространстве». В одном из его ключевых пунктов утверждается о том, что участники клуба «подтверждают, что при определенных обстоятельствах кибердеятельность может быть приравнена к использованию силы или вооруженному нападению в понимании Устава ООН и обычного международного права». Следовательно, «государства могут использовать свое неотъемлемое право на индивидуальную или коллективную самооборону в соответствии с 51-й статьей Устава ООН и в соответствии с международным правом, включая международное гуманитарное право, в качестве ответа на вооруженное нападение через киберпространство».

Очевидно, что одиозные высказывания Дж.Байдена вступают в явное противоречие с выработанными, в том числе при активном участии США вышеуказанными «принципами семерки». Это говорит о профессионализме тех, кто находится сейчас в Администрации США.

Назад к оглавлению

 

 

О внутриполитической обстановке в ЮАР

 

По поступающей информации, в ЮАР проходят студенческие выступления под лозунгом отмены платы за обучение в вузах. Наиболее радикальный характер протесты приобрели в Кейптауне и Претории. Правительство ЮАР ведет диалог с представителями студенчества по вопросам урегулирования ситуации.

2 ноября в Претории состоялись демонстрации ряда оппозиционных политических партий и групп гражданского общества. По оценкам полиции, общее количество участников не превысило 7 тысяч человек. В целом, манифестации проходили в рамках закона, хотя  в отдельных местах имели место столкновения полиции с леворадикалами из партии «Борцы за экономическую свободу», которые совершали акты вандализма. Правоохранительные органы уверенно удержали ситуацию под контролем и не допустили широкомасштабных беспорядков.

Посольство России в Претории и Генеральное консульство России в Кейптауне через Интернет-сайты и аккаунты в социальных сетях рекомендуют находящимся в ЮАР российским гражданам проявлять осторожность.

Назад к оглавлению

 

 

О заявлениях  Генерального секретаря НАТО Й.Столтенберга о проведении очередного посольского заседания Совета Россия-НАТО

 

Мы обратили внимание на заявление Генерального секретаря НАТО Й.Столтенберга о том, что в альянсе рассчитывают на созыв в ближайшее время очередного заседания Совета Россия-НАТО на уровне постоянных представителей.

Действительно, в настоящее время в Брюсселе продолжаются консультации по повестке дня предстоящего заседания. Со своей стороны рассчитываем продолжить предметное обсуждение вопросов, которые рассматривались в ходе предыдущих встреч в апреле и июле этого года. После окончательного согласования содержательного наполнения заседания будет определена дата его проведения, о чем мы вас проинформируем.

Назад к оглавлению

 

 

О взаимодействии России и Китая в ШОС

 

На прошлом брифинге мне был задан вопрос о взаимодействии России и Китая в Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС). Обещала остановиться на этой теме поподробнее, что сделаю сегодня с большим удовольствием. 

Что касается российско-китайского взаимодействия в рамках этой Организации. Плотный политический диалог России и Китая в рамках ШОС отражает высокий уровень стратегического партнерства наших двух государств. У Москвы и Пекина совпадающие или близкие позиции по всем основным темам деятельности Организации. Мы с китайскими партнерами активно работали над Стратегией развития ШОС до 2025 г., принятой на саммите в 2015 г. в Уфе, и соответствующим Планом действий по ее реализации.

Тесно сотрудничаем по вопросам обеспечения безопасности в регионе, прежде всего в целях нейтрализации вызовов и угроз, исходящих с территории Афганистана. В этой связи добиваемся повышения эффективности Региональной антитеррористической структуры ШОС, в том числе путем наделения ее антинаркотическими функциями. Россия и Китай выступают также за создание на базе РАТС Универсального центра по противодействию вызовам и угрозам безопасности государств-членов.

В сфере экономики наши страны исходят из необходимости сконцентрироваться на реализации масштабных конкретных проектов. В настоящее время ведется активный поиск оптимальных вариантов финансовых механизмов сопровождения проектной деятельности ШОС.

Рассматриваем ШОС в качестве удобной площадки для углубления регионального экономического взаимодействия, а в перспективе – для поэтапного выхода на большое Евразийское партнерство с участием стран-членов ЕАЭС, ШОС и АСЕАН, что зафиксировано в Совместном заявлении по итогам визита Президента Российской Федерации В.В.Путина в КНР 25 июня этого года. Важным вектором совместной работы на данном этапе является сопряжение строительства Евразийского экономического союза и «Экономического пояса Шелкового пути».

Хартия ШОС в качестве одного из приоритетов сотрудничества декларирует содействие созданию благоприятных условий для торговли и инвестиций в целях постепенного осуществления свободного передвижения товаров, капиталов, услуг и технологий. Особое значение придается развитию на пространстве ШОС транспортных коридоров и мультимодальных логистических центров на основе межправительственного Соглашения ШОС о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок, а также обеспечению продовольственной и энергетической безопасности.

На гуманитарном треке Россия и Китай поддерживают деятельность Молодежного совета по налаживанию прямых контактов между молодыми людьми наших стран. В образовательной сфере важную роль призван сыграть сетевой Университет ШОС, межправительственное Соглашение об учреждении и функционировании которого российская и китайская стороны уже готовы подписать.

Состоявшееся 2-3 ноября в Бишкеке заседание Совета глав правительств государств-членов ШОС, а также 21-я регулярная встреча глав правительств России и Китая 7 ноября в Санкт-Петербурге подтвердили совпадающие подходы наших стран к сотрудничеству на всех вышеперечисленных треках. 

Назад к оглавлению

 

О проблематике расширения ШОС

 

Мы полагаем важным отметить, что расширение состава участников ШОС – один из актуальных и приоритетных инструментов повышения роли и влияния этой региональной структуры, расширения ее политического и экономического потенциала. О растущем авторитете Организации свидетельствует и солидный пакет заявок на присоединение к ней в том или ином качестве.

Хотела бы напомнить, что на заседании Совета глав государств-членов ШОС в Уфе в 2015 г. было принято решение о начале процедуры приема Индии и Пакистана в состав этого объединения. В июне на саммите в Ташкенте, посвященном 15-летию ШОС, был сделан очередной важный шаг – подписаны меморандумы об обязательствах индийской и пакистанской сторон в целях получения полноправного членства. Данный процесс идет поступательно. Есть все основания полагать, что эти две страны получат новый статус на очередной встрече лидеров ШОС в июне 2017 г. в Астане.

Иран с 2005 г. активно участвует в шосовском процессе в качестве наблюдателя и уже давно ожидает решения по своей заявке (подана еще в 2008 г.). После принятия в июле 2015 г. в Вене Совместного всеобъемлющего плана действий по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы сняты все юридические препятствия на пути к членству Тегерана в ШОС.

Еще одним кандидатом является Афганистан, который подал в прошлом году в установленном порядке заявку на членство в Организации.

Как вам известно, есть и другие формы участия заинтересованных государств в сотрудничестве с ШОС. На сегодня государствами-наблюдателями в ШОС наряду с Индией, Пакистаном и Ираном являются Афганистан, Белоруссия, Монголия. «Обойма» партнеров по диалогу включает не только Турцию, но и Азербайджан, Армению, Камбоджу, Непал, Шри-Ланку. Также существует масса гуманитарных и культурных проектов, которые в частности осуществляются как среди членов Организации, так и с подключением государств-наблюдателей и государств, которые активно взаимодействуют с ШОС.

Назад к оглавлению

 

 

Об ужесточении порядка въезда иностранцев на территорию России через российско-белорусскую границу

 

Нам поступило большое количество вопросов, в частности со стороны белорусских СМИ с просьбой прокомментировать ситуацию относительно въезда иностранцев на территорию России через российско-белорусскую границу.

Как известно, на протяжении многих лет иностранные граждане свободно пересекали российско-белорусскую границу, не проходя паспортный контроль. Исторически так сложилось, что на волне интеграционного сближения России и Белоруссии в рамках Союзного государства вопрос об оборудовании российско-белорусской границы не поднимался. Однако сейчас ситуация в мире кардинально изменилась. Не буду лишний раз напоминать о том, что резко возросли риски, связанные с террористическими и миграционными вопросами. Российскими компетентными органами на этом участке границы регулярно задерживались лица, не имевшие оснований для въезда в Российскую Федерацию и представлявшие угрозу безопасности.

В двусторонних соглашениях Российской Федерации с иностранными государствами, а также в российском законодательстве, в частности, Законе «О Государственной границе Российской Федерации» и Федеральном законе «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», содержатся нормы, предусматривающие порядок въезда иностранцев на территорию Российской Федерации только через пункты пропуска, предназначенные для международного сообщения.

На российско-белорусской государственной границе международные пункты пропуска отсутствуют, в связи с чем пограничный контроль лиц и транспортных средств на данном участке государственной границы не осуществляется. Таким образом, оснований для пересечения российско-белорусской государственной границы гражданами третьих стран не имеется. К нарушителям могут применяться санкции в соответствии с российским законодательством.

В настоящее время российскими ведомствами ведется активная работа по поиску выхода из сложившейся ситуации. Одновременно плотно взаимодействуем с белорусской стороной по всему комплексу вопросов, связанных с формированием единого миграционного пространства, в том числе в рамках Межгосударственной межведомственной рабочей группы по выработке рекомендаций по проведению согласованной миграционной политики России и Белоруссии.

Назад к оглавлению

 

О закрытии властями Молдавии въезда российскому журналисту И.Коротченко

 

Вчера пришла новость, что власти Молдавии без объяснения причин закрыли въезд в страну российскому журналисту, главному редактору журнала «Национальная оборона» И.Коротченко. Мы рассматриваем это как очередное подтверждение продолжающейся практики применения дискриминационных мер Кишинева в отношении российских СМИ.

Использование подобных «санкционных» способов борьбы с российскими журналистами нельзя расценить иначе как грубейшее нарушение европейских демократических принципов в сфере свободы слова. К сожалению, мы видим, что действующие молдавские власти становятся ярыми приверженцами дискриминационной политики в отношении СМИ.

Мы рассчитываем, что очередной пример попрания Молдавией международных обязательств по обеспечению свободы слова не останется незамеченным и получит соответствующие оценки со стороны профильных международных структур, прежде всего Представителя ОБСЕ по свободе СМИ, и влиятельных правозащитных организаций.

Назад к оглавлению

Из ответов на вопросы СМИ:

Вопрос: Испытывают ли в России оптимизм или, возможно, сдержанный оптимизм, по поводу избрания Дональда Трампа президентом США? Приведет ли это событие к улучшению российско-американских отношений?

Ответ: Само избрание имело и имеет огромное значение для самих США. Речь идет о Президенте США, избранном американском народом. Что касается улучшения двусторонних отношений и внешнеполитического курса, то сейчас идет только формирование команды. На это уйдет соответствующее время. Затем по традиции должны быть озвучены внешнеполитические приоритеты, цели и задачи.

Конечно, мы слышали о заявлениях, которые были сделаны до выборов. Многие из них, действительно, как Вы и говорили, внушают оптимизм. Но нужно понимать, что улучшение двусторонних отношений (а в данном случае речь идет даже не столько об их улучшении, сколько о выводе их из тупика) – это колоссальная работа людей, профессионально занимающихся этими вопросами. Конечно, здесь не может быть пренебрежительно-дилетантского подхода, потому что это, действительно, серьезная работа, которой нужно заниматься. Мы к этому абсолютно готовы. Более того, несмотря на то, как велась предвыборная кампания и то, что когда еще даже не было проведено голосование, а результаты не были оглашены, на протяжении всего этого периода мы не просто посылали какие-то сигналы через представителей или делали кулуарные месседжи, у нас была четкая позиция, заключающаяся в том, что мы готовы к взаимодействию, сотрудничеству, выстраиванию нормальных отношений и, самое главное, что мы понимаем, что дальше «пускать» этот «паровоз под откос» и наблюдать, как он «мчится вниз», просто преступно. Речь идет не только об амбициях конкретных политиков по ту сторону океана, которые, возможно, чувствовали себя на что-то обиженными, совершенно не имея на это реальных причин. Речь идет о том, что заложниками этих амбиций становятся люди. Вы видите, насколько затормозились (а «затормозились» ‒ еще хорошее слово для этого процесса) гуманитарные проекты. Мы видим, какое колоссальное внимание к вопросам культуры и культурного сотрудничества есть у наших западных коллег. О каком же культурном сотрудничестве можно было говорить в последние годы? Для этого не было никаких предпосылок, атмосферы и соответствующей базы, включая правовые гарантии. Это только один из аспектов, а таких аспектов очень много. Мне кажется, люди устали и хотят «сбросить с себя старую кожу» агрессии и лжи.

Вопрос: Какова сейчас судьба российско-американского соглашения по Сирии? Ведутся ли какие-нибудь переговоры, возможно, на уровне экспертов для того, чтобы начинать реализацию или хотя бы найти пути для реализации этого соглашения?

Ответ: Никто ничего не отменял. Дело в том, что отношения – это вопрос работы, и работать необходимо. Мы к этому абсолютно готовы и полностью привержены всем обязательствам, которые мы на себя взяли в рамках Совета Безопасности ООН, МГПС и в рамках двусторонних контактов с США по этой теме.

Вопрос: Запланированы ли на ближайшее время контакты Государственного секретаря США Дж.Керри с Министром иностранных дел России С.В.Лавровым? Их телефонные разговоры и встречи происходят довольно часто.

Ответ: Скучаете? Что касается контактов, то, как Вы понимаете, не по нашей вине больше вас не радуют телефонные разговоры. Инициативно с ними выходила американская сторона. Действительно, в последние дни были запросы со стороны Государственного департамента на проведение телефонных переговоров, но около трех раз они были отменены самими американцами. У нас же телефон нормально работает.

Вопрос: Не могли бы Вы оценить международную реакцию на избрание Д.Трампа президентом США, в том числе довольно сдержанную реакцию со стороны немецкого и французского лидеров?

Ответ: Это их дело, но, мне кажется, всегда нужно сохранять достоинство и спокойствие. Это очень важно. Мне кажется, достоинство после выборов непосредственно зависит от наличия достоинства до выборов. Я думаю, эти вещи взаимоувязаны.

Вопрос: Авианосная группа ВМФ России прибыла в Средиземное море, это вызвало довольно большой переполох не только в западных СМИ, но и среди западных политиков. Например, выступал Генеральный секретарь НАТО. Испания сначала разрешила остановку в своих портах, потом резко запретила. Вслед за ней то же самое сделала Мальта. Наши корабли должны были останавливаться в портах Испании и Мальты для дозаправки и пополнения провианта. Как можно расценить эти шаги? Это давление Запада на эти страны?

Ответ: Конечно, это глобальное давление, причем со всех фронтов. Это создание информационной атмосферы, в которой страны, у которых в принципе отсутствует собственное видение ситуации и собственная независимая внешняя политика, считывают этот информационный код и занимаются откровенной самоцензурой. Они «выравнивают» себя не столько по какому-то давлению извне, сколько по публикациям в СМИ: как бы чего не вышло. Создание такого информационного фона искажает реальность донельзя. Это тоже нужно понимать. Где-то, действительно, речь идет о прямом давлении. Нам тоже известны все эти факты.

Что касается комментариев, которые были сделаны, то мы должны четко понимать, что ждать геройства от всех в отстаивании своей независимой внешней политики не приходится. Это такая вещь, на которую не все способны. Есть еще один очень важный момент - чем сопровождаются подобные шаги.

Заявление Министра иностранных дел Мальты Дж.Велла, честно говоря, выбивается из какой-то дипломатической рутины, хотя он несколько раз объяснил и заявил публично, что решение было принято без какого-либо давления извне, самостоятельно, исходя из понимания целей, которые преследуют наши военные, в т.ч. и моряки в Сирии. Хотела бы процитировать его слова. Мальтийский Министр иностранных дел считает, что «российская военная машина совершает в Сирии зверства, особенно в отношении женщин и детей». Не при гражданах Сирии подобное цитировать, но он действительно так сказал. Вы знаете, такое ощущение, что это какие-то тотальные жертвы западной пропаганды. Но если они читают западные газеты и журналы, то это неудивительно, такое может быть. Все-таки речь идет о главе внешнеполитического ведомства. Можно было бы располагать и другой информацией.

То, чем Россия занимается в Сирии - не секрет. По линии МИД и Минобороны России мы регулярно даем подробнейшие отчеты о наших действиях, в отличие, кстати, от западной коалиции, например, в Ираке или коалиции, действующей под эгидой Саудовской Аравии в Йемене. Цель наших военных в Сирии – террористы, под какими бы названиями или ярлыками они там не находились. Российские усилия на гуманитарном треке также всем хорошо известны.

Такие заявления, о которых Вы спросили и которые я процитировала, легко делать, когда тебя конкретно не касается террористическая угроза и твоя страна не является объектом агрессии со стороны террористов. Хотела бы задать вопрос на историческую тему мальтийскому Министру иностранных дел Дж.Велле. Представьте себе, что кто-то не из стран-агрессоров отказал бы в технической поддержке ВМФ и ВВС Великобритании в ходе Второй мировой войны при осуществлении одной из операции по отражению атак ВВС Третьего рейха и их пособников. Мы хорошо знаем историю Мальты во времена Второй мировой войны. Знает ли свою историю Министр иностранных дел Мальты? Этот вопрос нужно задать ему. Если бы союзникам, которые освобождали Мальту, было бы отказано в такой технической поддержке, как бы в те времена чувствовал бы себя нынешний глава МИД этой страны? Неужели у нынешних мальтийских властей нет понимания, что терроризм сегодня - это такое же зло, как и фашизм в те годы.

Вопрос: Сегодня начался визит Председателя Правительства России Д.А.Медведева на Ближний Восток. Остается ли активной идея заместителя Министра иностранных дел России М.Л.Богданова насчет проведения в Москве палестино-израильских переговоров?

Ответ: Любые шаги, результатом которых станет продвижение вперед по направлению к мирному урегулированию, мы только приветствуем и будем им содействовать. Поэтому эта концепция была и остается в силе. Если подобным можно будет стимулировать запуск или перезапуск переговорного процесса, мы всегда готовы оказать соответствующее содействие.

Вопрос: Считаете ли Вы, что победа Д.Трампа означает, что Россия была права, критикуя внешнюю политику США, поскольку Д.Трамп и сам ее критиковал?

Ответ: Я бы разделила эти вещи и анализировала бы предвыборную ситуацию и сами выборы с точки зрения специалистов по электоральным процессам – пиарщиков, информационщиков, социологов, психологов, политологов, а внешнюю политику – с точки зрения реальности, происходящей «на земле». На мой взгляд, в пылу предвыборной гонки произошла страшная и опасная вещь: основные западные тяжеловесы из числа СМИ отказались от анализа реальной внешнеполитической обстановки, ошибок или успехов американской дипломатии в пользу практически агитации за того или иного кандидата. Это на самом деле сложный и в то же время актуальный момент. Если мы и, главное – они это поймут, то, возможно, что-то изменится.

Складывалось впечатление, что для победы того или иного кандидата СМИ абсолютно отказались от объективного взгляда на реальность. Наоборот – они формировали некую виртуальную действительность только для того, чтобы подвести соответствующие понтоны под одного из кандидатов. Оправдывались ошибки, вбросы выдавались за новости, эксперты, которых приглашали в то или иное СМИ были абсолютно ангажированными с точки зрения работы под одного или другого кандидата. Очень может быть, что это стало главной причиной того, что итоги выборов получились столь неожиданными как для СМИ западного мира, так и для их аудитории. Очень странно, что, как показал вчерашний день, никто даже не прогнозировал подобных результатов. Это показатель отсутствия реального экспертного объективного анализа средствами массовой информации и наличия работы в пользу того или иного кандидата.

Приведу один пример. Я и все наши коллеги следим за новостями в западных СМИ – информагентствах, телевидении, газетах. Не 24 часа, а только по вопросам, касающимся внешней политики, международных отношений. Я приехала в Нью-Йорк в конце сентября с.г. в составе делегации российского Министра иностранных дел. Включив телевизор в отеле, я на себе почувствовала силу не просто ангажированности, а влияния СМИ с точки зрения электорального цикла. Смотришь «Си-Эн-Эн» – складывается впечатление, что единственный человек, способный спасти эту планету, это Х.Клинтон. Переключаешь на «Фокс Ньюз» и получаешь ровно противоположные эмоции: кажется, что единственный человек, который по-настоящему может спасти эту планету – Д.Трамп. Было ощущение абсолютной ангажированности всех СМИ, которые и не скрывали, в каком лагере находятся. Это очень важный звонок и опасная тенденция.

Я хотела обратить ваше внимание еще на один момент. До выборов появился целый ряд статей, в частности, кандидатов от демократов с анализом внешней политики США за прошедший период. Эти статьи ставили все «с ног на голову». Там не было анализа, а было просто желание использовать последние годы в качестве аргументации своей предвыборной кампании. Тоже опасная тенденция, когда никто не смотрит на реальность, а видят только виртуальную, создаваемую действительность. Нужен нормальный здоровый анализ того, что получилось и что не получалось.

Повторю, этот анализ не должен служить выборным циклам в США, поскольку выборы в различные органы и ветви власти проходят раз в два года и тогда ни на какой серьезный анализ вообще можно не рассчитывать. Это будет постоянная игра «в копилку» одной или второй партии. Должен быть очень серьезный объективный анализ происходящего, который должен находиться над «партийными разборками», а не под ними.

Вопрос: Недавно Вы встретились с официальным представителем Турции. Какие темы обсуждались? Поднималась ли тема дезинформации? Турецкие СМИ пишут, что российская авиация бомбит мирных жителей Сирии. Скоро будет год с тех пор, как над сирийской территорией был сбит российский самолет и погиб летчик. За этот период ситуация была проанализирована? К каким выводам пришла российская сторона?

Ответ: С нашей стороны ситуация была проанализирована сразу. Если бы она не была проанализирована, то не были бы предприняты столь серьезные шаги. Предпринятые в конце 2015 г. шаги могли иметь место исключительно на основе очень серьезного и глубокого анализа. Соответственно, анализ был. Была ли эта ситуация проанализирована Турцией – вопрос к турецкой стороне. Не говоря от их имени и не комментируя их позицию (для этого у Турции есть соответствующие люди), хотела бы сказать, что, на мой взгляд, и там состоялся соответствующий анализ, доказательством чему служат принесенные российской стороне извинения, о чем мы вас неоднократно информировали. Насколько этот анализ глубокий и каковы его детали – этот вопрос нужно задавать Анкаре.

Что касается консультаций с нашими турецкими коллегами, которые прошли в МИД России, то об этом контакте мы проинформировали. Я давала соответствующие комментарии в СМИ сразу же по итогам. Я знаю, что представители МИД Турции также это сделали.

Консультации были посвящены, в первую очередь, нормализации двусторонних отношений, которые включают в себя и информационную сферу, установлению прямого контакта, который, конечно, был прерван (прямые контакты не осуществлялись практически год), и обсуждению возможностей совместной работы или обмена опытом двух наших министерств на информационном направлении. Была намечена конкретная работа.

Эти консультации нельзя рассматривать в качестве экстраординарных. Мы проводим консультации по информационной проблематике с очень многими странами. Я прекрасно понимаю, почему эти консультации вызвали такое внимание: учитывая то, что случилось с нашими двусторонними отношениями, этот интерес абсолютно обоснован.

Еще раз хотела бы сказать, что такие консультации мы проводим с очень многими нашими коллегами, в частности, в это самое время заместитель Директора ДИП проводит такие консультации в Ереване.

Вопрос: Какие темы будут на повестке дня встречи Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с главами внешнеполитических ведомств стран СЕЛАК? Будет ли обсуждаться реакция государств Латинской Америки на избрание Д.Трампа Президентом США?

Ответ: В начале брифинга я сказала, какие темы являются для нас приоритетными. Это как глобальные проблемы – формирование многополярного мироустройства, вопросы международного права и его соблюдения при координирующей роли ООН, взаимодействие на двусторонней основе с государствами Латинской Америки, –  так и взаимодействие в различных интеграционных форматах. Конечно, в рамках СЕЛАК будет рассмотрена широкая повестка, весь трек взаимодействия по линии Россия-СЕЛАК. Это и экономика, и финансовая сфера, и гуманитарные проекты.

На полях этого мероприятия также состоятся двусторонние встречи с каждой страной, о которых я сказала, будут дополнительно рассматриваться двусторонние аспекты взаимодействия России и того или иного государства Латинской Америки.

Что касается прошедших в США выборов, то конечно, это тема сейчас будет активно обсуждаться и с точки наблюдения за формированием и выработкой поствыборных стратегий, планов, задач будущей Администрации, и с точки зрения анализа того, как проходила эта кампания, какие заявления делались, насколько деструктивно многие из них, а также в целом избирательная система и предвыборные кампании, проводившиеся в США, влияли на международную стабильность, как в последнее время активно задействуется международный фактор во внутриполитических целях и играх в США.

Думаю, что будет затронуто и рассмотрено очень много аспектов при обсуждении актуальных международных проблем, но еще раз подчеркиваю, что, конечно, это дело США, но коль скоро избирательные циклы так сильно влияют на то, что, происходит в мире, нет ничего удивительного, что все обсуждают их итоги.

Вопрос: Сейчас в США тысячи людей протестуют против избрания Д.Трампа президентом. Возможно ли, что эти протесты перейдут рамки закона и выльются в полномасштабные беспорядки?

Ответ: Их выборы, их люди, их протесты. Как Вы правильно сказали, важно, чтобы все было в рамках закона. Если эти протесты происходят в рамках закона, то ничего нет удивительного. Кампания была очень жёсткая и построенная, по мнению многих политологов, на антагонизме (это тоже ключевой момент) команд, кандидатов, позиций по ряду вопросов. Людей активизировали и очень сильно вовлекли в процесс. Нужно понимать, что хотя сами кандидаты буквально через пару часов после объявления итогов признались друг-другу в любви, людей они развели по разным лагерям очень серьезно. На это были брошены колоссальные средства. Это еще один очень непростой и опасный элемент этой кампании. Еще раз повторяю, это вопрос их внутренней жизни. Главное, чтобы все было в рамках закона.

Вопрос: Почему Россия не участвует в операции по освобождению г.Ракка в Сирии?

Ответ: Вопросы участия в военных контртеррористических операциях на территории Сирии находятся в компетенции Министерства обороны России. Поэтому вопросы участия в той или иной кампании или освобождения того или иного участка лучше адресовать им, как людям, занимающимся этим профессионально.

Вопрос: Сегодня, 10 ноября — День сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации. Ваши пожелания?

Ответ: Хотела бы от всего сердца поздравить наших коллег в Министерстве внутренних дел России, пожелать им удачи, а также на высочайшем уровне справляться с задачами, стоящими перед ними. Я думаю, что они делают для этого все возможное, а иногда даже невозможное, как сегодня отмечал Министр внутренних дел России В.А.Колокольцев, приводя конкретные примеры проявления героизма и мужества сотрудников МВД. Еще раз с праздником, удачи и благополучия им и их семьям!

 

Назад к оглавлению

Дополнительные материалы

Видео

Фотографии

x
x
Дополнительные инструменты поиска