18.03.1610:18

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ОБСЕ А.К.Лукашевича на заседании Постоянного совета ОБСЕ по Крыму, о ситуации на Украине и необходимости выполнения Минских договоренностей, Вена, 17 марта 2016 года

497-18-03-2016

  • de-DE1 en-GB1 es-ES1 ru-RU1 fr-FR1

Уважаемый г-н Председатель, 

1. Два года назад Россия ответила на просьбу подавляющего большинства жителей Крыма, которые в ходе свободного волеизъявления высказались за воссоединение с Российской Федерацией. Крымчане это сделали в условиях реальной угрозы после насильственного захвата власти в Киеве, когда представители ультранационалистов несколько раз пытались осуществить силовое вторжение на территорию Крыма. Лозунг «Правого сектора»: «Крым будет украинским либо безлюдным» на полуострове слышали все.

Провозглашение независимости Республики Крым и ее вхождение в состав Российской Федерации является законной формой реализации права народа Крыма на самоопределение в ситуации, когда на Украине при поддержке извне произошел государственный переворот с применением силы.

Кстати, сама Украина при провозглашении независимости в 1991 г. в качестве основания ссылалась на угрозу переворота в СССР в августе 1991 года.

Напомню, что право на самоопределение народов, наряду с другими основополагающими принципами международного права, закреплено в статье 1 Устава ООН, оно было подтверждено в статье 1 Пакта 1966 г. о гражданских и политических правах, а также в статье 1 Пакта 1966 г. об экономических, социальных и культурных правах. Право на самоопределение является также одним из 10 принципов хельсинского декалога 1975 года.

В развитие положений Устава ООН государства-члены единогласно приняли Декларацию 1970 г. о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН. Согласно этой Декларации, «создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются формами осуществления этим народом права на самоопределение».

Право на самоопределение было не раз подтверждено резолюциями и Генассамблеи ООН, и решениями Международного суда, и в комментариях Комитета по правам человека.

16 марта население Крыма и Севастополя торжественно отметили вторую годовщину воссоединения с остальной частью России. Сейчас уже абсолютно очевидно, что это событие исторического значения всецело отвечает воле населяющего полуостров народа. Всенародное голосование – самый демократический способ определить реальные чаяния и потребности людей.

Видим, что многим украинским политикам и странам Запада решение крымчан и севастопольцев явно не понравилось, и их захотели наказать за выбор, который не соответствует представлениям о евроатлантическом будущем Украины.

Киев перекрыл жителям Крыма воду, грузовое сообщение, отрезал поставки электроэнергии, отключил их от средств связи, занимается подготовкой боевиков для совершенно абсурдной попытки силой принудить крымчан подчиниться воле Киева.

Считаем все это крайней степенью неуважения к жителям Крыма. Их выбор может кому-то нравиться, кому-то нет, но с ним придется считаться.

Кстати, настроения в Европе и США медленно, но меняются в сторону признания новых реалий. Приведу данные недавних опросов общественного мнения в ряде стран, проведенных крупными западными исследовательскими компаниями Populus и Ifop.

На вопрос «считаете ли Вы, что Крым является частью России или нет?» 39% жителей Италии и 37% жителей Германии ответили, что Крым является частью России. В Великобритании и Нидерландах этот процент составил 33% и 32% соответственно, а в США и Франции – по 26%, при этом в США самый большой процент ответов «не знаю» – 42%.

2. Мы серьезно обеспокоены угрозой эскалации боевых действий в Донбассе. Последовательные шаги украинских военных по захвату «нейтральной полосы» вдоль линии соприкосновения приводят к опасному сближению позиций сторон, провоцируют интенсификацию столкновений. Не говоря уже о том, что это идет вразрез с минским «Комплексом мер». Наиболее взрывоопасная ситуация складывается в районе Ясиноватой. Во время недавнего брифинга зам.главы СММ А.Хуга делегациям были продемонстрированы концентрация сил ВСУ в Авдеевке, обстрел Ясиноватой, повреждения гражданской инфраструктуры в Каштаново.

Поддерживаем усилия спецмониторинговой миссии ОБСЕ и совместного центра контроля и координации по снижению напряженности вдоль линии соприкосновения. Ожидаем, что украинским силовикам будут отданы приказы вернуться на исходные позиции. Из-за обстрелов под угрозой работа донецкой фильтровальной станции, которая снабжает водой весь регион по обе стороны линии соприкосновения.

Обращаем внимание на то, что во время массированного обстрела Зайцево 14 марта под прицелом украинских силовиков оказались журналисты российских телеканалов, а также китайского новостного агентства «Синьхуа». Невозможно списывать это на самообстрелы. Ожидаем адекватной реакции коллег, заботящихся о правах журналистов.

Наблюдатели СММ также сообщали об обстреле окраин Горловки 9 марта, неоднократных обстрелах Коминтерново, в результате которых были повреждены жилые дома, об артударе по Николаевке, где 10 марта был ранен пожилой мужчина и разрушен дом, попаданиях по окраине Зайцево (ДНР). В докладах СММ четко отмечено, что во всех случаях огонь велся с «западного направления» – т.е с позиций украинских силовиков.

За прошедшую неделю (с 9 по 15 марта) зафиксировано значительное количество нарушений ВСУ минского «Комплекса мер» и Дополнения в части отвода вооружений. В зоне безопасности зафиксировано 18 гаубиц в Кураково, 7 гаубиц в Константиновке, 2 ЗРК «Оса» в Райгородке, 2 противотанковых орудия в Зайцево, 2 миномета в Попасной, один танк в Березовом. С украинских складов пропало 3 РСЗО, 22 гаубицы, 21 миномет, 74 противотанковые пушки и 66 танков. СММ также обращает внимание на то, что украинская военная техника на складах находится в состоянии боеготовности: гаубицы прицеплены к грузовикам, на которые уже погружены снаряды. В нарушение договоренностей по противодействию минной угрозе ВСУ устанавливают новые минные поля. 10 марта у н.п. Золотое наблюдатели стали свидетелями как украинские военные разгружали мины вблизи линии соприкосновения. Несмотря на договоренность в Контактной группе о прекращении учебных стрельб, ВСУ их продолжают, в т.ч. в Новоайдаре и Спиваковке.

В нынешних условиях приоритетом для патрулирования СММ должна оставаться зона безопасности. Вооружения, которые пропадают со складов, как правило, выводятся на передовой край и могут использоваться для обстрелов. Отслеживанию передвижений этой техники необходимо уделять особое внимание.

Из докладов СММ следует, что посещение неконтролируемых Киевом участков границы стало регулярным. Не можем, однако, сказать того же про мониторинг тыловых коммуникаций украинской армии. В отчетах отсутствует информация о переброске в Донбасс вооружений из Запорожской, Харьковской, Днепропетровской областей. Хотя именно здесь можно выявить взаимосвязь между поставкой в зону конфликта новых вооружений и боеприпасов и обострением обстановки в плане безопасности.

Отмечаем, что наметившаяся ранее позитивная тенденция облегчения пропускного режима на линии соприкосновения и открытие дополнительных пунктов пропуска была украинской стороной нарушена. Под угрозой закрытия еще один пункт пропуска – в станице Луганской. При этом, как отмечают сами украинские чиновники, за последнее время значительно вырос размах коррупции среди силовиков, контролирующих переход через линию соприкосновения. Не секрет, что они занимаются поборами с местных жителей и грузоперевозчиков. Призываем наблюдателей СММ почаще посещать пункты пропуска.

В целом избранная Киевом политика блокирования Донбасса, затягивания политического процесса приводит к тому, что в отдельных районах Донецкой и Луганской областей последовательно укрепляются собственные формы самоуправления. Дальнейшему обособлению этих регионов от Украины способствует и применяемая западными коллегами лексика – именовать жителей Донбасса «сепаратистами» означает утверждать их в мысли о необходимости отделения от Украины. Хотя этого нет в Минских договоренностях.

Ключом к урегулированию внутриукраинского конфликта на основе минских принципов (сохранение территориальной целостности Украины с принятием новой конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов) является прямой диалог Киева с Донецком и Луганском. Внеукраинские стороны должны оказывать этому процессу все необходимое содействие. Об этом мы говорим и в рамках «нормандского формата», и в диалоге с американскими коллегами на соответствующих уровнях. Ожидаем продолжения такого содействия и от ОБСЕ.

Киев и Вашингтон могут, конечно, иметь свои предпочтения, кого они хотели бы видеть в качестве другой стороны переговоров. Однако, приходится вновь напоминать, что записано в п.12 «Комплекса мер». Цитирую: «Вопросы, касающиеся местных выборов, будут обсуждаться и согласовываться с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках трехсторонней Контактной группы».

Призываем коллег сделать все от них зависящее, чтобы ускорить процесс согласования модальностей выборов в Донбассе в рамках политподгруппы Контактной группы.

Достижение договоренностей по разминированию и прекращению учебных стрельб в зоне безопасности показывает, что прогресс возможен. Накануне состоялся очередной обмен пленными. Таким образом можно говорить о том, что механизм обмена удалось восстановить. За последние недели с обеих сторон были освобождены несколько десятков человек. Тем не менее, необходимо переходить к реализации принципа, зафиксированного в «Комплексе мер» об обмене задержанными «всех на всех», а также выполнить соответствующий пункт, предусматривающий помилование и амнистию путем введения в силу закона, запрещающего преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей.

В заключение необходимо еще раз напомнить, что украинский кризис может быть урегулирован исключительно мирным политическим путем через полное и добросовестное выполнение минского «Комплекса мер», которому нет альтернативы.

Благодарю за внимание.

Показывается результатов: 1.
x
x
Дополнительные инструменты поиска