21.01.1621:56

Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 21 января 2016 года

90-21-01-2016

  • en-GB1 ru-RU1

 

О предстоящем визите Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в Туркменистан

 

27-28 января глава российского внешнеполитического ведомства С.В.Лавров посетит Туркменистан с рабочим визитом.

Планируются переговоры по актуальным вопросам двусторонних отношений, включая торгово-экономическую и гуманитарную составляющие.

Предполагается обстоятельный обмен мнениями по основным темам международной повестки дня, сотрудничеству двух государств на площадке ООН, в рамках Каспийской «пятёрки», а также СНГ. Предметное внимание будет уделено ситуации в Центральноазиатском регионе с учетом обстановки в Афганистане. Будет затронута проблематика борьбы с международным терроризмом на Ближнем Востоке, кризисная ситуация на Украине.

В ходе визита главы МИД России С.В.Лаврова в Туркменистан планируется подписать очередную Программу сотрудничества между внешнеполитическими ведомствами на текущий год. Министр иностранных дел России С.В.Лавров примет участие в торжественной церемонии открытия нового комплекса зданий Посольства России в Туркменистане.

В России высоко ценят взаимодействие с Ашхабадом в различных сферах и рассматривают дружественный, нейтральный Туркменистан в качестве стратегического партнёра. Исходим из того, что визит послужит дальнейшему укреплению нашего стратегического партнёрства.

 

О предстоящем участии Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в Мюнхенской конференции

 

Наши германские коллеги сделали соответствующее заявление о том, что Министр иностранных дел России С.В.Лавров примет участие в Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности и возглавит российскую делегацию.

Традиционно ежегодно глава российского внешнеполитического ведомства  принимает участие в этом Форуме: выступает, отвечает на вопросы, участвует в дискуссии. В этом году это мероприятие также запланировано в графике Министра, сейчас идет подготовка. Что касается того, кто возглавит российскую делегацию, то решение будет принимать российское руководство.

 

О ситуации на Юго-Востоке Украины

 

Ситуация на Юго-Востоке Украины по-прежнему остается непростой. Нередко фиксируются обстрелы из разных видов вооружений, в том числе из тех, которые должны были быть отведены. В результате имеются пострадавшие среди гражданского населения и разрушения жилого сектора. Это всегда трагично, наносит колоссальный ущерб гражданскому населению, но особенно остро эти вопросы стоят в зимний период. К сожалению, прозвучавший 13 января очередной призыв Контактной группы к соблюдению перемирия в полной мере не был реализован. Все это способствует росту напряженности и затрудняет продвижение по другим направлениям урегулирования.

Одной из важных задач на текущем этапе является безоговорочное прекращение огня всеми вооруженными формированиями по обе стороны линии соприкосновения и обеспечение неукоснительного выполнения ими договоренностей об отводе вооружений.

Россия совместно со своими зарубежными партнерами продолжает активный диалог по поиску решений кризиса на Украине на основе минского «Комплекса мер» от 12 февраля 2015 г. Особое внимание уделяется вопросам политического урегулирования.

Как известно, 15 января в Калининграде состоялась встреча помощника Президента Российской Федерации В.Ю.Суркова с заместителем Госсекретаря США В.Нуланд. Как вы знаете, вчера в Цюрихе прошли переговоры Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с его американским коллегой Госсекретарем США Дж.Керри, в ходе которых весьма обстоятельно были рассмотрены различные аспекты внутриукраинского урегулирования. О подробностях этих переговоров рассказал журналистам в ходе пресс-конференции Министр С.В.Лавров. Соответствующая информация размещена на сайте МИД России.

20 января в Минске состоялись очередные заседания Контактной группы и ее экспертных профильных подгрупп. Продолжается работа по поиску решений практических вопросов урегулирования кризиса на Украине.

 

О ситуации в Сирии и вокруг нее

 

Взгляды мирового сообщества прикованы именно к этому региону. В последние дни особенно заметно, что в преддверии планируемого запуска межсирийских переговоров в Женеве активизировались действия террористических группировок, пытающихся переломить ситуацию на театре боевых действий в свою пользу. Попытки контрударов по правительственным войскам предприняты боевиками группировок «Джабхат ан-Нусра» и «Ахрар Аш-Шам», получивших серьезные подкрепления из Турции, в провинции Алеппо, в районе Джебль Ат-Туркман в провинции Латакия. Обострение наблюдается в ряде пригородов Дамаска, в провинциях Идлиб и Хомс. Наиболее ожесточенные и кровопролитные столкновения правительственной армии с бандами ИГИЛ идут в г.Дейр-эз-Зор, находящемся, что почему-то не особо отмечается мировыми СМИ, в блокаде террористов. Там боевики «Исламского государства» вновь совершили преступление – казнили около 300 сторонников законного Правительства САР главным образом из числа мирных жителей, сотни человек взяты в заложники.

17 января сирийская сторона направила официальные обращения Генеральному секретарю ООН и председателю СБ ООН с указанием фактов грубого нарушения Турцией суверенитета САР. Речь идет о неоднократных вторжениях подразделений турецких военнослужащих и бронетехники в приграничные районы Сирии, где ими начато возведение стен, рвов и иных сооружений, наряду с выполнением задач по поддержке вооруженных группировок, которые находятся в орбите турецкого влияния. Не исключено, что упомянутая фортификация вдоль сирийско-турецкой границы имеется в виду для использования как опорных пунктов НВФ.

Необходимо обратить внимание на то, что в условиях, когда все заинтересованные стороны связывают надежды со стартом содержательного инклюзивного диалога между сирийскими властями и оппозицией, со стороны некоторых внешних сил продолжается подпитка боевиков в Сирии, включая террористические отряды, оружием и боеприпасами. Подобная деятельность ведет к обесцениванию любых публичных деклараций о приверженности мирному пути разрешения кризиса в САР, идет вразрез с усилиями по содействию мирному процессу, основанному на резолюции 2254 СБ ООН.

Наблюдаем очередной виток давления на официальный Дамаск в связи с попытками возложить на него вину за ухудшение гуманитарной ситуации в стране. Позиция России о недопустимости политизации этих, безусловно, важных и первоочередных вопросов хорошо известна. Их решение требует объективного и комплексного подхода, в основе которого должны лежать содействие межсирийскому диалогу и преодолению внутреннего кризиса, а также консолидация усилий в интересах полного и безоговорочного разгрома террористов.

 

О российской гуманитарной помощи Сирии

 

Считаю необходимым сказать несколько слов о российском гуманитарном содействии Сирии в связи с прозвучавшими заявлениями представителя пресс-службы Государственного департамента США, который заявил, что не видит усилий, которые Россия предпринимает для оказания гуманитарной помощи Сирии.

Это очень странно, тем более, что в Госдепе США видят всё: российские танки, которые «перелетают» или «переползают» на территорию других государств, а гуманитарную помощь не видят. Наши эксперты подготовили краткий обзор о том, что делалось на протяжении нескольких лет в плане оказания гуманитарной помощи Сирии со стороны как российских официальных государственных структур, так и по линии неправительственных организаций.

В этом вопросе мы действуем в контакте с сирийцами и другими заинтересованными сторонами в регионе, работаем через взносы в бюджет уполномоченных международных агентств, в частности МККК, УВКБ ООН, ПРООН и т.д. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В.Путина с января 2013 г. по настоящий момент выполнено свыше 30 рейсов МЧС России в Сирию и соседние страны (Ливан, Иордания), куда было доставлено свыше 600 т гуманитарных грузов для сирийского населения, пострадавшего в ходе конфликта и противостояния, которые мы наблюдаем в этой стране в связи с борьбой с международным терроризмом.

Безусловно, МЧС России инициативно и регулярно информирует общественность и журналистов о доставляемой помощи.

Мы это делаем в дополнение к тем материалам, которые публиковали наши коллеги, чтобы привлечь внимание Госдепа США: там ведь не знают об оказанной нами сирийцам помощи. Эта практика будет продолжена.

В ответ на обращение сирийского Правительства в сентябре 2015 г. завершена поставка в Сирию 100 тыс. т продовольственной пшеницы.

Продолжается оказание гуманитарной помощи пострадавшим сирийцам по линии ряда неправительственных организаций. Остановлюсь на этом отдельно.

Напомню, что Россия не только доставляет гуманитарную помощь (продукты, гуманитарный груз и многое другое), но и занимается эвакуацией граждан, которые желают оставить те районы, которые считают опасными для проживания. Речь идет не только о россиянах, но и гражданах других государств. Не хочется, чтобы наши коллеги забывали об этом.

 

Гуманитарная помощь Сирии по линии российских НПО

 

С 2012 года российские общественные организации – Императорское православное палестинское общество (ИППО), Всероссийская организация ветеранов «Боевое братство», Российский комитет солидарности с народами Ливии и Сирии, Фонд Андрея Первозванного – оказывают гуманитарную помощь народу Сирии в период трагедии, которая разворачивается в этой стране на протяжении нескольких лет.

Инициатива ИППО и Российского комитета солидарности с народами Ливии и Сирии по оказанию гуманитарной помощи народу Сирии была поддержана Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и нашла широкий отклик у российских граждан.

В марте 2013 года ИППО при содействии Комитета солидарности с народами Ливии и Сирии объявило о начале всероссийского сбора гуманитарной помощи для страдающего от войны народа Сирии. За 2013-2014 год в Дамаск и Латакию было доставлено более 100 тонн гуманитарной помощи (медикаменты, кровоостанавливающие и дезинфицирующие средства, продовольствие, одеяла, предметы первой необходимости, школьные принадлежности). На средства, собранные российскими гражданами, в этот же период было закуплено современное медицинское оборудование, которое в августе 2013 г. доставили в центральную детскую больницу в Дамаске.

Помощь передавалась также Патриарху Антиохийскому и всего Востока Иоанну X и Верховному муфтию Сирии Ахмеду Бадр эд-Дину Хассуну для распределения всем нуждающимся вне зависимости от их конфессиональной принадлежности.

Весьма значительной была гуманитарная помощь по линии Русской Православной Церкви Антиохийскому Патриархату. В эту работу включились монастыри и храмы Русской Православной Церкви, которые приняли участие в сборе гуманитарной помощи для Сирии. Особо можно выделить Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь, московский храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке, внесших большой вклад в сбор гуманитарной помощи в 2015 г.

С января 2014 г. гуманитарную помощь Сирии оказывает Всероссийская организация ветеранов «Боевое братство». В Сирию были отправлены 5 партий гуманитарной помощи: детское питание, теплая одежда для беженцев, продукты и медикаменты, инвалидные коляски для раненых. Была оказана материальная помощь семьям, потерявшим кормильцев, а также православным приютам при Антиохийской Православной Церкви и школам-интернатам для детей погибших сирийских военнослужащих.

В июле 2015 г. группа учеников школ-интернатов для детей погибших сирийских военнослужащих и воспитанников приютов при Антиохийском Патриархате была приглашена в Россию. Школьники посетили Москву, познакомились со столицей и провели две недели в молодежном лагере «Боевого братства» в Крыму.

В 2014-2015 гг. Российский благотворительный фонд «РУССАР» передал беженцам в Сирии гуманитарную помощь (теплая одежда, одеяла), была оказана прямая материальная помощь семьям, которые находятся в Дамаске, Хомсе и Cафите.

В 2014 г. Фонд Андрея Первозванного организовал отдых 86 сирийских детей, осиротевших в ходе боевых действий. Мы указываем контактную информацию координаторов гуманитарных проектов ИППО и Комитета солидарности с народами Ливии и Сирии. С ними можно связаться как для направления в Сирию гуманитарной помощи, так и по информационным вопросам. Призываю это сделать для того, чтобы в Госдепе США узнали о тех усилиях, которые предпринимает наша страна не только по линии государственных организаций, но и по линии НПО, гражданского населения, рядовых граждан, чтобы каким-то образом содействовать улучшению гуманитарной ситуации в Сирии.

Координатор гуманитарных проектов ИППО – Агапова Елена Александровна, контактный телефон: +7 916 777 11 86

Координатор гуманитарных проектов Комитета солидарности с народами Ливии и Сирии - Нелли Кускова, контактный телефон: +7 903 790 11 62

 

Об основных этапах практической реализации СВПД по Ирану

 

После того, как 16 января наступила практическая реализация Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по урегулированию ИЯП, работа на данном направлении перешла в рутинный режим. Дальнейшее развитие ядерной программы Тегерана и международного сотрудничества с Ираном в ядерной области должно осуществляться строго в рамках СВПД и резолюции 2231 СБ ООН. Очевидно, что потребуется какое-то время, чтобы сформированные механизмы, учитывая их сложный и уникальный характер, притерлись друг к другу и начали работать максимально слаженно и в полную силу. Российская сторона будет этому активно содействовать в интересах обеспечения устойчивости СВПД на всем протяжении его реализации, а это как минимум ближайшее десятилетие. Рассчитываем, что и все остальные участники процесса будут строго соблюдать взятые на себя обязательства для того, чтобы эта работа не останавливалась и была наиболее эффективной.

Основной фокус внимания сейчас переключается, прежде всего, на МАГАТЭ. Именно Агентство на каком-то этапе должно подтвердить отсутствие в Иране незаявленного ядерного материала и деятельности, что позволит отменить сохраняющиеся ограничения на сотрудничество с Ираном по некоторым направлениям, включая военно-техническую и ядерную сферы, до истечения тех сроков, которые предусмотрены резолюцией 2231 СБ ООН. Данная работа по линии МАГАТЭ уже началась в рамках выполнения Тегераном Дополнительного протокола к Соглашению о гарантиях. Рассчитываем, что она не будет политизироваться, и все стороны сделают все необходимое для ее скорейшего завершения.

 

О перспективах российско-иранского сотрудничества

в торгово-экономической сфере

 

Снятие санкций в отношении Ирана, в связи с началом выполнения Совместного всеобъемлющего плана действий, создает дополнительные условия для наращивания и диверсификации торгово-экономического сотрудничества между Россией и Ираном.

В данном контексте отмечаем, что по итогам визита в Иран Президента Российской Федерации В.В.Путина 23 ноября 2015 г., а также контактов представителей экономического блока правительств двух стран (в декабре прошлого года Иран посетили Первый заместитель Председателя Правительства И.И.Шувалов, Министр торговли и промышленности Д.В.Мантуров, Министр транспорта М.Ю.Соколов) имеется весомый пакет двусторонних договоренностей в указанной сфере, в интересах практической реализации которого ведется целенаправленная работа.

В текущем году подтверждением обоюдного настроя на углубление взаимодействия в практических областях стали также конкретные договоренности по расширению номенклатуры взаимных поставок сельхозпродукции и продовольственных товаров, достигнутые в ходе поездки в Иран Министра сельского хозяйства А.Н.Ткачева 19 января.

Потенциал имеется, и это направление будет активно развиваться.

 

О перспективах вступления Ирана в ШОС

 

Иран, начиная с 2005 г. принимающий активное участие в деятельности ШОС в качестве наблюдателя, в 2008 г. официально обратился с заявкой на получение полноправного членства в Организации. Вместе с тем, препятствием для этого являлись санкции, введенные против Ирана по линии Совета Безопасности ООН, что противоречило Уставу ШОС.

В связи с началом имплементации Совместного всеобъемлющего плана действий по урегулированию иранской ядерной программы, что служит основой для отмены международного санкционного режима в отношении Тегерана, открывается путь для практического рассмотрения соответствующей заявки на членство в ШОС. Россия, неизменно поддерживающая полноформатное подключение Ирана к взаимодействию со странами ШОС, непосредственно с этой организацией и шосовской «семьей», готова содействовать запуску такого процесса. Мы поддерживаем полноформатное участие Ирана в деятельности ШОС.

 

Об обнародованном в Великобритании докладе председателя «публичного расследования» по «делу А.Литвиненко»

 

Теперь перейдем на другой континент, в Великобританию. Как вы знаете, сегодня в первой половине дня был обнародован доклад председателя т.н. «публичного расследования» обстоятельств смерти А.Литвиненко. Мы получили большое количество обращений прокомментировать этот вопрос. Комментарий МИД России был дан незамедлительно. Сейчас, после первичного изучения доклада у нас появились дополнительные соображения на этот счет.

Вынуждены констатировать, что результат полутора лет закулисных игр (а по-другому этот процесс очень сложно назвать) под председательством, казалось бы, профессионального судьи, для нас оказался вполне ожидаемым. Никакого «новаторства» в результатах мы не увидели. Это стало логичным итогом псевдосудебного, квазисудебного процесса, разыгранного британским судом и исполнительной властью, который сам по себе является, противоречивым и, вполне можно сказать, преступным. С самого начала цель была очевидна – очернить Россию, ее официальных представителей и руководство.

В этой связи необходимо напомнить, что эта, мягко говоря, весьма «своеобразная» форма расследования, не являлась, вопреки своему названию, ни прозрачной, ни гласной, причем как для российской стороны, так и для британской общественности. Процесс по этому делу изобиловал закрытыми заседаниями с рассмотрением «секретных» материалов спецслужб и показаниями «засекреченных» свидетелей. Раньше мы по ряду подобных историй говорили, что наши западные коллеги занимаются каким-то «театром абсурда». Все, что развивалось вокруг т.н. «публичного» расследования «дела А.Литвиненко» – это уже не «театр абсурда», а «театр теней». Все происходило закулисно, кулуарно, непрозрачно и засекречено. В рамках этого «публичного процесса» было засекречено все, что только можно. Вывод один: подобный метод рассмотрения дела дает все основания сомневаться в объективности и беспристрастности оглашенного вердикта.

Хочу напомнить, что российская сторона не раз заявляла о заинтересованности в объективном и непредвзятом расследовании причин смерти не только А.Литвиненко, но и вообще многочисленных российских граждан, которые при разных обстоятельствах, в том числе очень странных, регулярно погибали и продолжают погибать в Великобритании. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что на правах заинтересованной стороны в открытом коронерском расследовании, которое ранее проводилось в соответствии с британским законодательством на территории Великобритании, активно участвовал Следственный комитет Российской Федерации.

Как известно, «публичное расследование» было начато после приостановки коронерского расследования, которое, судя по всему, не давало британским властям искомого результата. При этом Следственный комитет России был вынужден отказаться от участия в «публичном расследовании» исключительно по причине его нетранспарентности и неизбежной политизации судебного процесса. В итоге наши предположения полностью оправдались. Процесс был непрозрачный, скрытый, максимально засекреченный и политизированный.

Необходимо напомнить, что к середине 2014 г., когда Министерство внутренних дел Великобритании приняло решение о начале «публичного расследования», которое по странной случайности (а может и не случайно) совпало с обострением ситуации на Востоке Украины, при так и не выясненных до сих пор обстоятельствах погибли два ключевых свидетеля: Б.Березовский и Д.Уэст, владелец лондонского ресторана, который часто посещали Б.Березовский и А.Литвиненко и где были обнаружены следы полония за два дня до предполагаемого отравления последнего. А.Кристи, конечно, отдыхает.

Симптоматично также, что в ходе проходящих сейчас в Великобритании предварительных слушаний по делу об установлении причин смерти другого российского гражданина – А.Перепиличного – вскрылось, что британская полиция утаила от первоначального коронерского расследования материалы, свидетельствующие о «работе» с ним британских спецслужб. Видимо, это с точки зрения всей британской системы совсем «несущественный» момент. Отдельно о правосудии говорить в данном случае не приходится.

После этого в сценарии расследования стало появляться все больше совпадений с «делом А.Литвиненко» – представители полиции заявили о намерении подать заявку на исключение из расследования ряда документов ввиду того, что раскрытие содержащейся в них информации «может нанести вред национальной безопасности страны или повлиять на международные отношения Великобритании».

Интересно и одновременно страшно, что эта «национальная безопасность», ради которой так много делается Великобритании, все больше ассоциируется со смертью граждан, в том числе и российских, на территории этой страны.

Какой еще можно сделать вывод? Действия британской стороны создают опасный прецедент использования внутренних правовых механизмов для политически ангажированного и непрозрачного расследования с заранее определенным результатом, тем самым полностью подменяя объективное судебное разбирательство и делая из нормального судебного процесса какой-то заказной политизированный фарс.

 

О миграционном кризисе в Европе

 

Внимательно следим за развитием ситуации с прибытием в Европу беженцев из региона Ближнего Востока и Северной Африки и регулярно ее комментируем. По сути, это – гуманитарная катастрофа, которая является следствием безответственного и очень недальновидного вмешательства во внутренние дела суверенных государств в целях их дестабилизации и насильственной смены режимов и неугодных правительств в регионе.

По данным Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, в 2015 г. количество беженцев и мигрантов, прибывших в Европу, достигло более миллиона человек (1 014 836). Только за начало 2016 г. число новоприбывших составило около 30 тыс. человек (29 461).

Мы уже говорили и еще раз отмечаем, что предусмотренный для беженцев особый режим международной защиты определяется Конвенцией о статусе беженцев 1951 г. и Протоколом к ней 1967 г. Призываем к ответственному отношению к институту убежища. Полагаем, что даже в условиях массового экстренного прибытия людей очень важно не допустить «размывания» данного института. Необходимо четко проводить различие по смыслу между беженцами (речь идет о термине в рамках, упомянутой Конвенции и Протокола) и нелегальными экономическими мигрантами.

Кроме того, полагаем необходимым создать дополнительные каналы законной миграции, обеспечить надлежащий контроль за миграционными потоками, пресекать криминальные действия со стороны мигрантов и наладить механизмы реадмиссии. При этом необходимо сделать все, чтобы исключить возможность для проникновения в европейские страны террористических элементов вместе с теми людьми, которые действительно нуждаются в помощи и ищут защиты, являясь настоящими беженцами.

Такая безответственная политика Европы по отношению к кризису и гуманитарной катастрофе, которая сейчас разворачивается, создает угрозу нашему общему континенту.

В настоящий момент отмечаем невысокую результативность усилий стран Евросоюза по разрешению данного миграционного кризиса. Как представляется, причина заключается не только в массовом характере этого явления, но и в отсутствии согласованной позиции государств Евросоюза относительно практических мер по решению непростой и набирающей обороты проблемы.

Все это серьезно сказывается на положении беженцев, которые на своем пути в Европу сталкиваются со значительными проблемами. Мы наблюдаем настоящий хаос на европейской границе, в том числе внутри Шенгенской зоны. Это состояние хаоса чревато потерей контроля властей над ситуацией.

Призываем наших европейских коллег более ответственно подходить к своим международным обязательствам в сфере обеспечения и защиты прав беженцев.

Россия выступает за активизацию и координацию усилий международного сообщества с целью нахождения политических решений продолжающихся конфликтов в регионе Ближнего Востока и Северной Африки, а также противодействия международному терроризму, прежде всего «Исламскому государству». Все это должно вестись на общепризнанной  международно-правовой основе при ключевой роли ООН.

Основные задачи на сегодняшний день – устранение первопричин нынешнего кризиса и достижение мира и мирного урегулирования в Сирии и Ливии. Отмечаем, что осознание этого постепенно происходит в европейских столицах. Хотелось бы, чтобы оно происходило быстрее и более эффективно воплощалось в конкретных практических шагах.

В то же время не менее важным моментом является содействие странам исхода мигрантов в социально-экономическом развитии и государственном строительстве. Если один раз вы нашли возможным для себя разрушить их жизни, то найдите в себе силы и возможности восстановить их.

Полагаем, что государства, которые ответственны за развязывание упомянутых конфликтов, должны нести основную ответственность за оказание гуманитарной помощи их жертвам.

 

О текущей ситуации с соблюдением прав человека в Турции с учетом целенаправленных акций в отношении курдского населения страны

 

К нам поступают вопросы с просьбой дать комментарий относительно текущей ситуации с соблюдением прав человека в Турции с учетом целенаправленных акций в отношении курдского населения этой страны. Эта тема уже поднималась в ходе наших предыдущих брифингов. Мы продолжим ее регулярно освещать.

С тревогой наблюдаем за эскалацией насилия на юго-востоке Турции. Все это вызвано продолжающейся силовой операцией турецких властей в курдонаселенных провинциях страны.

По данным НПО «Турецкий фонд по правам человека», в ходе т.н. «контртеррористической операции» с применением тяжелых вооружений в период с 11 декабря 2015 г. по 8 января 2016 г. погибло 162 мирных жителя. В ряде населенных пунктов продолжает действовать комендантский час. В результате простое население оказалось лишенным своевременного доступа к продовольствию и предметам первой необходимости.

11 января 2016 г. более 1 тыс. представителей профессорско-преподавательского состава из 89 вузов Турции и зарубежных стран подписали декларацию «Не станем соучастниками преступления». Не можем не поддержать изложенные в этом документе призывы к турецким властям прекратить истребление местного населения и сознательную политику переселения курдов, отменить комендантский час, найти и наказать виновных в нарушениях прав и свобод мирных жителей, обеспечить доступ местных и иностранных наблюдателей.

Весьма симптоматично, что подписавшие эту декларацию сотрудники вузов были тут же обвинены властями в пособничестве терроризму и террористам, часть из них была взята под стражу. Началась борьба с инакомыслием, которая вылилась в широкомасштабную кампанию по травле этих людей в проправительственных СМИ.

Общеизвестно, что преследование граждан с другим мнением – отнюдь не лучший способ решения какого-либо острого вопроса.

 

О выходе Киргизской Республики из соглашений о строительстве и эксплуатации Камбаратинской ГЭС-1 и Верхне-Нарынского каскада ГЭС

 

20 января Киргизией были приняты соответствующие решения о выходе Киргизской Республики из соглашений о строительстве и эксплуатации Камбаратинской ГЭС-1 и Верхне-Нарынского каскада ГЭС. При всей значимости планов строительства и последующей совместной эксплуатации указанных объектов, предусмотренных российско-киргизскими межправительственными соглашениями от 20 сентября 2012 г., эти проекты, прежде всего, следует рассматривать как экономические, исходя из взаимной выгоды от их практической реализации. При подписании указанных соглашений коммерческая эффективность проектов оценивалась исходя из существовавших на тот момент условий.

За прошедший период сторонами была проделана большая работа по реализации этих проектов: учреждены совместные предприятия, разработаны технические параметры, запущен процесс выделения земельных участков, на Верхне-Нарынском каскаде ГЭС начато строительство инфраструктурных объектов предварительного этапа.

Вместе с тем, в ходе исполнения соглашений стороны столкнулись с рядом объективных трудностей юридического и финансово-экономического характера, для преодоления которых был создан соответствующий переговорный механизм, все это время осуществлялся поиск взаимоприемлемых развязок по всем вопросам, в том числе по условиям и источникам финансирования.

Возникшие проблемы связаны, в первую очередь, с глобальным экономическим кризисом, следствием которого стало значительное удорожание заемных средств и замедление темпов экономического роста. Отсутствие подтвержденного спроса на электроэнергию будущих станций еще больше усугубляет ситуацию.

Как результат, дальнейшая реализация обоих проектов на основе положений, зафиксированных в соглашениях, в настоящее время практически невозможна, а в случае привлечения займов на коммерческих условиях – утрачивает экономическую целесообразность.

Как я уже сказала, на пленарном заседании Парламента Киргизии в среду, 20 января, было принято решение о денонсации соглашений о строительстве и эксплуатации Камбаратинской ГЭС-1 и Верхне-Нарынского каскада ГЭС.

Российская сторона с уважением принимала решение партнеров о денонсации вышеупомянутых соглашений при том понимании, что будут соблюдены необходимые международно-правовые процедуры и обеспечены материальноимущественные интересы сторон.

 

Об отношении польских властей к годовщине освобождения Варшавы от немецко-фашистских захватчиков

 

Еще одна тема, которая, к огромному сожалению, стала популярной. Речь идет об отношении польских властей ко всему связанному с итогами Второй мировой войны, а также к исторической памяти.

17 января 2016 г. в Варшаве состоялись традиционные памятные мероприятия в связи с 71-й годовщиной освобождения польской столицы от немецко-фашистских захватчиков. Впервые в их подготовке с польской стороны принимали участие только общественные и ветеранские организации. При этом по решению Министра обороны Польши А.Мачеревича для сопровождения мероприятий не были предоставлены почетный караул и военный оркестр.

Видимо, таким образом польские власти подкрепляют на практике некие новые «историческую реальность и политику». Глубоко разочарованы таким подходом.

К сожалению, наши надежды хотя бы на элементарную человеческую дань памяти и соблюдение исторической истины там, где она неоспорима, не оправдались. Хочу напомнить то, что должен знать каждый поляк: за освобождение Польши от нацизма погибло более 600 тысяч советских солдат и офицеров, и это неоспоримый факт. С точки зрения здравого смысла этот факт невозможно ни оспорить, ни исказить. Хочется надеяться, что так будет и в Польше, эту цифру наши польские коллеги и граждане будут помнить.

 

О запрете на въезд российским журналистам

 

В завершение хотела бы отметить очень печальную и тревожную тенденцию. Мы регулярно констатируем начавшуюся кампанию против российских журналистов в странах Евросоюза и не только, речь идет в целом о западных странах. Сегодня хотела бы сказать о примерах на европейском континенте. Сейчас наши европейские коллеги начали переходить от теории к практике.

Сегодня журналисту ВГТРК А.Балицкому, корреспонденту LifeNews К.Олькову, а также представителям «Первого канала» журналистам И.Костину и Д.Бедареву был запрещен въезд в Молдавию. Считаем данный инцидент еще одним подтверждением грубого нарушения Кишиневом норм международного права в области прав человека, свободы слова, фундаментальных принципов демократического общества. Здесь, к сожалению, Молдавия не одинока. Подобные действия властей некоторых восточноевропейских стран приобретают пугающую регулярность. Такой подход мы видим очень часто.

Еще один пример. К сожалению, не закончилась история с российским журналистом Л.Свиридовым, представителем МИА «Россия сегодня». Варшава и польские власти сделали «все возможное», чтобы Л.Свиридов не мог въехать ни в одну из стран Шенгенского соглашения. Л.Свиридов в своем интервью заявил, что никакого суда в отношении его депортации не было, судебное заседание только предстоит. Журналист выразил намерение дойти до конца, принимать участие в отстаивании своего журналистского профессионального имени. Возможно, это реакция на желание журналистов все-таки добиться правды. Это как раз то, в чем наши западные коллеги беспочвенно, без каких-либо примеров на практике, обвиняют Россию, говоря, что мы якобы боремся с инакомыслием, не даем работать западным журналистам и т.д. Вот несколько примеров, как европейские страны «выдавливают» это инакомыслие, ставят все возможные препоны на их пути и вообще в работе российских журналистов. Зачем это делается? Очевидно, с целью не дать какому-то альтернативному мнению пробиться среди информационной однополярности. По большому счету, мне кажется, эти дела пытаются преподнести как показательные, а попросту запугать. Если журналисты будут говорить по-своему, не так, как необходимо Европе, распространять альтернативную точку зрения, то их ждет такая судьба. Будут нарушены жизненные планы журналистов, их лишат вида на жительство и т.д.

Что касается российского корреспондента Л.Свиридова, то подчеркну, что, опираясь не только на те данные, которыми мы обладаем исходя из сведений нашего Посольства в Польше, но и исходя из заявлений самого Л.Свиридова, ему ни разу не было предъявлено никаких конкретных обвинений. Просто идет «выдавливание» российских журналистов из информационного пространства, а теперь уже и физически, из тех стран, где их присутствие считается нежелательным.

В этой связи рассчитываем на соответствующую реакцию мирового журналистского сообщества, а также Представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ, что особо важно для нас как внешнеполитического ведомства. Если нам опять скажут, что этих случаев не видели и не слышали, мы о них напомним: направим соответствующие письма, будем комментировать и т.д.

 

Из ответов на вопросы СМИ:

 

Вопрос: Прокомментируйте, пожалуйста, последнее заявление Министра обороны США Э.Картера, в котором осуждается военно-воздушная операция России в Сирии и содержатся обвинения в адрес Российской Федерации в том, что ее ВКС бомбят оппозиционные силы? Оппозиционеры, собравшиеся в Эр-Рияде, заявили, что не будут участвовать в предстоящем раунде Женевских переговоров, если в них буду участвовать оппозиционные силы, предложенные Москвой.

Ответ: Вчера Министр иностранных дел России С.В.Лавров подробнейшим образом прокомментировал заданный Вами сегодня вопрос. Хотела бы повторить, что формированием списков участников той самой встречи, которая намечена на конец января, занимаются не Россия, США, Саудовская Аравия или какая-либо другая страна. Это поручено ООН и непосредственно спецпосланнику Генсекретаря ООН по Сирии С.де Мистуре. Именно он будет приглашать соответствующих представителей на эту встречу. Как известно, все страны, которые так или иначе взаимодействуют и оказывают содействие в мирном сирийском урегулировании, безусловно, вносят вклад в эту работу. Но повторю, что непосредственно направлением приглашений на эту встречу занимается ООН в лице г-на С.де Мистуры. Поэтому все заявления должны исходить из решений, принятых как в рамках «Венского формата», так и, безусловно, в СБ ООН. Могу рекомендовать тем, кто делает подобные заявления, взять принятую не так давно в Нью-Йорке резолюцию СБ ООН и прочитать, что там записано. А записано там то, о чем я только что сказала.

Что касается обвинений в адрес российской стороны в том, что она бомбит оппозиционные силы, то могу еще раз повторить, что у нас проходят регулярные брифинги по линии Министерства обороны России, которые проводятся не только для журналистов, но и являются встречами с дипкорпусом, военным атташатом, представителями посольств зарубежных стран по всем интересующим их вопросам. Можно сколько угодно заявлять, что Россия бомбит гражданские объекты, можно не видеть гуманитарную помощь, направляемую нашей страной в Сирию, можно говорить любые вещи, но нужно понимать, что существование в отрыве от реальности уже становится смешным.

Повторю, проходят брифинги, на которых предоставляется вся информация, проходят двусторонние встречи. Совет тем, кто бесконечно обвиняет, не видит и не понимает – перестаньте быть смешными, пользуйтесь открытыми фактами, которые предоставляются Россией практически в ежедневном режиме. Более того, предоставляя эти факты российская сторона каждый раз задает вопрос, все ли понятно и нужно ли ответить на какие-то дополнительные вопросы, предоставить информацию по любым объектам, точкам, координатам, которые вызывают вопросы у наших коллег. Все, что идет в русле этих бесконечных беспочвенных обвинений – это просто «мыльные пузыри», жизнестойкость которых известна – пара секунд.

Вопрос: Сегодня ряд СМИ сообщил, что в ходе вчерашних переговоров Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с Госсекретарем США Дж.Керри была достигнута некая договоренность по поводу формирования делегации оппозиции. Здесь есть разногласия, поскольку делегация, сформированная в Эр-Рияде, отказывается включить туда еще каких-либо представителей сирийской оппозиции. Якобы есть договоренность между главами двух дипведомств, что Дж.Керри полетит в Эр-Рияд уговаривать саудовцев с тем, чтобы разбавить состав делегации теми оппозиционерами, с которыми Москва готова разговаривать. Имеет ли такая информация почву? 

Ответ: В озвученных Вами подходах есть одно явное противоречие – если те, кто полагает, что договариваются именно США и Россия, то тогда кажется нелогичным, что Дж.Керри едет куда-то кого-то уговаривать. Неужели позиция США зависит от мнения какой-либо третьей стороны? При их исключительности и мощи – это странное предположение.

Хочу предложить оставить все эти интересные описательные истории в разделе беллетристики. Повторю, приглашением занимается не какая-либо отдельная страна или группа стран, а ООН, о чем вчера очень четко сразу же после встречи с Госсекретарем США заявил С.В.Лавров, сделав это специально для того, чтобы не было никаких спекуляций на эту тему.

Безусловно, все страны вносят свой  вклад в начало и запуск политического процесса (имеется в виду диалог Дамаска с оппозицией). Никто этого не скрывает, и данному вопросу было посвящено огромное количество контактов как в «венском формате», так и в двустороннем и других многосторонних форматах. Конечно, все оказывают содействие, высказывают свои точки зрения и т.д. Но в данном случае, как это и предписано и является обязательным для исполнения, приглашает на встречи ООН и непосредственно С.де Мистура.

Вопрос: В связи с делом А.Литвиненко в МИД Великобритании вызывается Посол России в Лондоне А.В.Яковенко. Не могли бы Вы это прокомментировать?

Ответ: А.В.Яковенко найдет все нужные слова для того, чтобы рассказать британским коллегам о нашем отношении к этому фарсу. Очень здорово, что сегодня у него будет такая возможность  – очень вовремя.

Могу сказать, что мы также в ближайшее время доведем нашу точку зрения со всей аргументацией до британских дипломатов.

Вопрос: Глава Министерства финансов Украины Н.Яресько в ходе экономического форума в Давосе заявила о планах Киева о начале возвращения Крыма в 2016 г. По ее словам, Киев планирует создать дипломатический формат наподобие женевского форума, в который входили бы Украина, Россия, ЕС и США. Могли бы Вы это прокомментировать?

Ответ: Мечтать не вредно.

Вопрос: Соответствует ли действительности информация, что между российскими и турецкими хозяйствующими субъектами вновь начались переговоры о строительстве «Турецкого потока»?

Ответ: У меня нет такой информации.

Нас очень часто просят прокомментировать взаимодействие и начало контактов между теми или иными российскими и турецкими компаниями. Хочу напомнить, что у нас с этой страной нет разрыва дипломатических, культурных или экономических отношений. Речь идет о соответствующей оценке действий турецкого руководства, последовавшей после трагедии 24 ноября. Это именно трагедия для нашей страны – погибли люди, выполнявшие свой воинский долг, причем  не только в интересах нашей страны, но и всего мира, который сейчас страдает от международного терроризма. Наша позиция очень четкая – это реакция на конкретные шаги турецкого руководства.

Президент России В.В.Путин, руководство страны в лице министров и представителей различных ведомств неоднократно подтверждали, что народ Турции остается другом народа России. Мы верим и знаем, что так тому и быть и так оно и есть. Мы были вынуждены пойти на соответствующие меры, но они не направлены против народа Турции. Не нужно искать в осуществляемых контактах и в поддерживаемых отношениях, в том числе между хозяйствующими субъектами и экономическими партнерами, какой-то сенсационности. Имело место преступное действие Турции, на которое последовал адекватный ответ российской стороны. При этом народ Турции остается для нас дружественным. Я бы очень хотела, чтобы в принципиальном плане исходили именно из этого, чтобы эта российская позиция не забывалась при комментариях и оценке двусторонних отношений.

Вопрос: Какие вопросы будут адресованы польской стороне в ходе  завтрашней встречи заместителей министров иностранных дел Польши и России и каковы ожидания от нее?

Ответ: Мы уже подтверждали факт проведения консультаций. Будет рассмотрен широкий спектр вопросов. В приоритете будут двусторонние отношения. Об итогах консультаций мы вас оперативно проинформируем.

Вопрос: Вы назвали расследование по делу А.Литвиненко политизированным. Но там есть конкретная информация о причастности к этому убийству двух российских граждан. Кроме того, там говорится, что полоний-210 производится исключительно в России, и его использование без ведома государства невозможно. Как Вы можете прокомментировать эту информацию?

Ответ: Комментировать заявление очень важно, понимая, как шел этот процесс. О его ходе и наших оценках того, как он велся, когда он был практически полностью засекречен, мы сказали. Об итоге этого процесса также было несложно догадаться. Как мы предполагали, так оно и получилось.

Комментировать итоговое заявление без понимания того, как велся процесс, наверное, контрпродуктивно. Именно поэтому сегодня мы рассказали о наших оценках и почему считаем весь этот процесс квази-правовым. Если все, происходящее в рамках, подчеркну, публичного процесса было засекречено – как документы, так и свидетели – и более того, ключевые свидетели при очень странных обстоятельствах перестали существовать, то о каких итогах данного процесса можно говорить? Эту оценку мы и дали.

Вопрос: Можно ли уточнить именно по поводу полония?

Ответ: Я уже ответила на этот вопрос.

Вопрос: Вы говорили про процесс.

Ответ: Я сказала, что ход процесса привел к абсолютно политизированным заявлениям, которые мы услышали. Повторю, все сделанные заявления должны были основываться на материалах, а все ключевые материалы были засекречены – вот, что самое страшное. Ведь мы говорим о британской судебной системе, которая всегда позиционировала себя не просто, как независимая, а как старейшая и имеющая древнейшие корни и явно не связанная с какими-то политическими процессами. Но когда засекречиваются все документы и свидетели, как можно серьезно говорить об этом процессе, который назван публичным? Что-то здесь не вяжется.

Было бы здорово, если бы судья говорил не о том, откуда взялся полоний, а хотя бы привел или сослался на материалы, на основании которых были сделаны все эти странные выводы. Дайте материалы! Если речь идет о публичном расследовании, весь ход которого был засекречен, как можно серьезно говорить о его итогах?

Вопрос: Известно ли Вам, кто будет участвовать от оппозиции Сирии, а именно – от курдских партий?

Ответ: Хотела бы еще раз четко прокомментировать, чтобы ни у кого не осталось никаких сомнений. Безусловно, все страны вносят свой вклад в процесс содействия налаживанию диалога между Дамаском и оппозицией, но дело запуска переговоров – задача С.де Мистуры. Только он будет направлять приглашения и несет всю полноту ответственности, занимаясь формированием этих списков. Говорю об этом предельно четко уже в третий раз за сегодняшний день. Здесь не может быть никаких сомнений – это его дело, и приглашать будет он. Если у Вас есть какие-то вопросы, то адресовать их нужно именно С.де Мистуре, потому что ни  отдельная страна, ни группа стран в соответствии с принятыми решениями, о которых мы сказали, не участвует в направлении соответствующих приглашений. Это зона ответственности спецпосланника Генсекретаря ООН по Сирии.

Вопрос: Источники в Сирии объявили, что с начала недели российские войска появились в зоне, подконтрольной курдам (г. Эль-Камышлы недалеко от границы с Турцией). Утверждается, что кроме российских групп там присутствуют инженерные отряды с целью сооружения второй базы в данном регионе. Можете ли Вы это подтвердить?

Ответ: Все эти вопросы находятся в компетенции Министерства обороны России. Думаю, Вам там дадут компетентный ответ. Мы занимаемся политическими вопросами. О том, как и где присутствуют российские вооруженные силы, и какие у них планы – вопросы к нашим военным экспертам.

Единственное, что я могу, после сегодняшнего брифинга – дополнительно привлечь их внимание к Вашему вопросу, который находится в компетенции военного ведомства.

Вопрос: Завершилась техническая часть расследования авиакатастрофы «Боинга» над Украиной, в ходе которого не была использована российская позиция. Изменилась ли ситуация в рамках уголовного расследования? Есть ли взаимодействие с российской стороной?

Ответ: Вынуждены констатировать, что и в уголовном расследовании о полноценном и полноформатном сотрудничестве говорить не приходится. Российской стороне было отказано во включении в Совместную следственную группу (ССГ). Из всех пяти стран группы только Малайзия ответила на запрос положительно. Остальные государства, отвечая на наш запрос, решили позволить российской стороне содействовать лишь по отдельным темам в отдельных вопросах. Тем не менее, даже в рамках такого взаимодействия Россия успешно отрабатывает те правовые запросы Нидерландов, которые поступают в адрес наших следственных органов. Мы не раз говорили, что Генеральная прокуратура России неоднократно передавала западным коллегам материалы, способные помочь следствию. До сих пор в силе остаются те многочисленные приглашения от российской стороны, в частности Росавиации и концерна «Алмаз-Антей», прибыть в Россию для ознакомления с  результатами всех исследований и экспериментов, проводимых  российской стороной в рамках этой проблематики. Однако все наши призывы и приглашения игнорируются.

Вообще не очень понятен, я бы даже сказала, недопустим, тот избирательный подход ССГ к сотрудничеству в рамках расследования. Речь идет о сотрудничестве, а на самом деле мы видим абсолютно избирательный подход – это интересно, это неинтересно, это мы не замечаем. Почему-то на многие здравые предложения России, призывающие к открытому взаимодействию и взаимному обмену данными, говорят «нет», при этом украинской стороне дается «зеленый свет», говорится, что только Киев может помочь прояснить истину и выяснить настоящую причину случившегося. Почему-то, в частности в Нидерландах, считают правильным называть Украину полноценным и непредвзятым участником следственной группы, забывая или игнорируя то, что Киев может рассматриваться как причастная к преступлению сторона. Примером такого избирательного подхода стала недавняя кулуарная встреча генерального прокурора Нидерландов Ф.Вестербеке с первым заместителем украинского генпрокурора. В ходе этой встречи, на которую не были приглашены представители других стран, обсуждался ход уголовного следствия. Очень странно, если речь идет о полноформатном, открытом и непредвзятом следствии.

Предвзятый и ангажированный подход к России заметен не только на уровне государственных ведомств других стран, но он очень рельефно доминирует и в ряде зарубежных СМИ. Там тоже чувствуется «работа по заказу». К примеру, недавно было передано официальное письмо Росавиации Совету по безопасности Нидерландов, в котором российская сторона изложила факты, свидетельствовавшие о необъективности итогового отчета Международной технической комиссии. Западные СМИ в большинстве своем не упомянули не только о факте письма, но и о приводимых данных, ни слова. Впечатление, будто есть команда на блокирование такой информации. Хотя, помимо прочего, в письме поднимается такой важный и во многом недооцененный на Западе вопрос, как незакрытие Украиной ее воздушного пространства.

А это в прямом смысле является преступлением. При такой однобокости в подходах зарубежные журналисты очень активно использовали специально вбрасываемые или подбрасываемые им материалы (как они называют их – доклады) такой организации как «Bellingcat», которая, как и многие другие создаваемые организации, якобы «центры» по изучению различных проблем (например, по сирийскому урегулированию), не является ни источником надежной и проверенной информации, ни каким-то серьезным органом, работа которого была бы проверена временем. Это структура цитируется очень активно. А когда организации хотят воспользоваться своим правом на ответ, их материалы за подписью официальных лиц, соответствующих руководителей, имена которых напрямую звучат в докладах и в ходе расследования, попросту игнорируются. Это неприкрытая политизация, которая далека от того, как должно вестись истинное, нормальное расследование.

Конечно, эта ситуация заставляет сомневаться в том, что совместная следственная группа в принципе заинтересована в поиске истины. Мы видим очень много различных «но», очень многое указывает на специальную политизированность и затянутость процесса уголовного расследования. Мы все это уже видели, и сегодня много и долго говорили о похожих процессах. К сожалению, история повторяется. Но чем больше таких историй, тем больше все понимают, насколько все похожие процессы далеки от того, как они должны вестись в теории. В данном случае, теория и практика слишком далеки друг от друга. 

Вопрос: Несколько уточняющих вопросов по делу А.Литвиненко. Один из Ваших аргументов в пользу недоверия к этому расследованию, то, что оно основывается на засекреченных материалах. Но, насколько нам известно, в России принимается достаточное количество решений на основании засекреченных материалов. Почему к их засекреченным материалам мы относимся с недоверием, а к своим – с доверием?

Второй момент. Российское государство так защищает А.Лугового потому, что он мог быть связан с российскими государственными органами? Или Россия, со своей стороны, провела расследование, которое показало, что А.Луговой никак не мог быть причастен к гибели А.Литвиненко?

Третий момент. Если Москва настроена игнорировать результаты расследования, то, судя по реакции Великобритании, они явно не собираются этого делать. Они не ограничиваются вызовом посла, уже сделали несколько заявлений о том, что ограничат отношения с Россией только «до самых чувствительных вопросов» и т.д. Как Вы видите развитие отношений с Великобританией после этого расследования? Насколько для России будет сложно и дальше продолжать диалог с Великобританией?

Ответ: А можно еще больше сузить формат российско-британских отношений? Они полагают, что для этого остались какие-то лакуны, которые британская сторона еще не охватила?

Хотела бы сказать, что Ваш второй вопрос, действительно, следует адресовать нашим правоохранительным органам – это в их компетенции.

Что касается вопроса, почему мы не доверяем ходу следствия, в котором большинство материалов и свидетелей засекречены, хотя у нас есть аналогичные дела. Могли бы Вы привести примеры дел, когда, например, иностранный гражданин погибает в России, в ходе следствия все материалы засекречиваются российской стороной, а потом погибают два ключевых свидетеля, тоже иностранцы? Может, Вы мне расскажете? Я такого не слышала. Еще такой момент. Я сегодня неоднократно говорила, что все это можно назвать фарсом именно потому, что следствие и расследование были заявлены как «публичные». То есть задача была привлечь максимальное внимание, вовлечь общественность, а при этом вся достоверная информация, на которой должны были строиться обвинение, следствие и т.д., засекречена. Что произошло? За счет слова «публичное» было сформировано общественное мнение, привлечена общественность, тема постоянно была наплаву, при этом никаких конкретных данных никто не приводил. Именно поэтому мы говорим о том, что на самом деле стояло за всем этим делом. К сожалению, это многолетняя практика, в том числе руководства Великобритании, по формированию соответствующего образа нашей страны. Началось ли это сейчас? Конечно, не сейчас. Ответ очень простой. Были использованы механизмы (судебные, следственные и т.д.) не с целью поиска истины, а с целью формирования определенного общественного мнения. Именно поэтому мы видим сочетание несочетаемых вещей. С одной стороны, публичный процесс, с другой – засекреченные материалы. Нужно было просто использовать имеющийся механизм для написания политического портрета своих оппонентов. Все четко. Все, что мы видим это посильнее любого детектива.

Кстати говоря, хотелось бы просто задать вопрос: со смертью Б.Березовского у британского правосудия, их правоохранительной системы какие-то подвижки есть? Мы видим раздуваемые «пузыри»  в отношении Российской Федерации. Хотелось бы задать вопрос, удалось ли узнать что-нибудь по Б.Березовскому или это не интересно? Может, потому что по Б.Березовскому российского посла особо не повызываешь, надо кого-то из своих вызвать?

Вопрос: В Кишиневе не прекращаются акции протеста. Какова Ваша позиция по этой ситуации?     

Ответ: Мы внимательно следим за развивающейся ситуацией и за теми событиями, которые происходят в Республике Молдова, связанными с формированием и утверждением нового правительства этого государства. К сожалению, этот процесс порой приобретает характер открытого столкновения между различными политическими силами.

Рассчитываем, что затянувшийся политический кризис в Молдавии будет преодолеваться в рамках правового поля на основе свободы волеизъявления и демократических принципов. В этой связи призываем наших западных партнеров к сдержанности.

Российская Федерация подтверждает заинтересованность в развитии отношений со стабильной и дружественной Молдавией.

Вопрос: Не хотел бы возвращаться к вопросу о «Монте-Кристо» (гражданин Таджикистана, который сбежал из московского СИЗО). Этого беглеца поймали. Я не хотел вообще о нем говорить: суд решит, виноват он или нет. Но в газете «Аргументы и факты» появилась статья, подтверждающая психологию людей, которые пишут, что «он далеко не ушел». Могут ли правоохранительные органы ошибаться, когда речь идет об иностранном гражданине? Как можно было написать, что из СИЗО № 5 сбежал иностранный гражданин из ближнего зарубежья? 

Ответ: У Вас претензии к журналисту или правоохранительным органам?

Вопрос: Я не знаю к кому обратиться.

Ответ: Поэтому Вы решили сказать мне. Предлагаю сделать так: мы поможем Вам сформулировать претензии, а когда Вы их сформулируете, и мы поймем, кто же виноват в этой истории, тогда и будем решать этот вопрос.   

Вопрос: Вы сказали, что целью доклада по «делу А.Литвиненко» была «очернить» руководство Российской Федерации. Кого в данном случае Вы имеете в виду?    

Ответ: Если Вы читали доклад, то там все черному по белому написано. Я сказала не только про руководство, а вообще про страну, про формирование негативного образа России. Времена идут, многое в стране меняется. При этом заряженность на какой-то заранее сформированный образ врага все равно остается. Что бы у нас ни происходило,  как бы страна ни менялась, каким бы курсом ни  шла, мы видим примерно один и тот же подход к освещению того, что здесь происходит, и к попытке сформировать соответствующее восприятие у своих граждан.

Один из примеров. Мы прекрасно помним, когда наша страна вела тяжелейшую борьбу с терроризмом, в том числе с международным, на Северном Кавказе, которая далась нашему народу потом и кровью в прямом смысле этого слова, когда террористическая угроза, извините за тавтологию, угрожала каждому в нашей стране вне зависимости, где бы этот человек ни жил, несмотря на его вероисповедание и политические взгляды. Мы прекрасно помним позицию Великобритании на этот счет, когда эти террористы, боевики были зваными гостями лучших домов Лондона, когда с ними встречались представители политического истеблишмента, заслушивали представители законодательной власти, а исполнительная власть принимала их как официальных  лиц. Мы это не забыли. Мы это помним, хотя  это было много лет назад. Годы идут, а отношение остается. Это не значит, что к нам так относятся обыватели. Это вопрос определенной части политического истеблишмента, которая делает  заказ на формирование образа нашей страны. При этом прошли годы, и на смену боевикам, которые были зваными гостями всех светских раутов, пришел, например, Б.Березовский. Несмотря на то, что всем было очевидно, что этот человек был замешан, наверное, во всех грехах, в которых обычно обвиняет Лондон Москву – от коррупции и дальше, он стал героем всех центральных СМИ и политических ток-шоу. Многие годы на страницах британских СМИ днем с огнем нельзя было найти информацию о России не только от официальных структур, но и просто от гражданского общества. Зато трибуну Б.Березовскому давали регулярно, а до этого давали А.Закаеву.

Разве мы все это не проходили? Проходили. Это дает нам основание говорить о том, о чем Вы спросили: это абсолютный  политический заказ. К сожалению, судебная власть в этом заказе играла одну из «первых скрипок». Это очень страшно, потому что британская фемида всегда позиционировала себя как независимая. Сейчас она дала возможность собой воспользоваться. Это видно,  и все это знают. Это очевидно.

Весь предыдущий опыт, который у нас был, дает нам основание делать те выводы, которые мы делаем. Это не случайность, а заведомо срежисированная история, которая была реанимирована, по "случайному совпадению", с моментом начала украинского кризиса. Таких совпадений не бывает. Это могло бы быть, наверное, совпадением, если бы мы до этого не видели со стороны официального Лондона, то, о чем я говорила: как боевики, которые в Российской Федерации были объявлены в розыск, по ним были вынесены решения суда, там чувствовали себя не просто вольготно, а были лучшими друзьями всего политического истеблишмента. На руках этих людей кровь, в том числе, женщин и детей. Там они были лучшими друзьями, практически звездами.

Вопрос: Уточните, пожалуйста, какие конкретно пункты Россия хотела бы «протолкнуть» в конституцию Украины через боевиков, которые захватили Донбасс?

Ответ: Вы так говорите, как будто мы находимся в какой-то подворотне: «пропихнуть» какие-то пункты. Есть процесс по имплементации Минских договоренностей, всего Комплекса мер, а также последовавших после этого решений, например, в ходе встреч лидеров «нормандской четверки». Министры регулярно встречаются, проводят телефонные звонки, обмениваются письмами, посланиями на этот счет. Сейчас к этому процессу активнейшим образом подключились наши американские коллеги. В этот процесс они, правда, не входят, но изъявили желание активно в него быть вовлеченными. Речь идет об имплементации Минских договоренностей. Ничего со своей стороны, как Вы выразились, мы «пропихнуть» не хотим. Мы хотим только сделать так, чтобы все, что записано в Минских договоренностях, именно в той последовательности, в которой там записано, было воплощено. Это процесс, предполагающий дипломатические переговоры, вопрос поиска компромиссов и взаимных развязок.

Если говорить глобально, то основная цель заключается в том, чтобы сделать так, чтобы Донбасс и Киев сосуществовали друг с другом в рамках единого государства на демократических принципах, чтобы люди населяющие Донецк и Луганск,  не чувствовали себя изгоями в своей стране и пользовались всеми правами граждан своей страны. Они не должны опасаться за свое будущее, вздрагивать от того, что сменится тот или иной чиновник в Киеве, который начнет действовать по-иному или, допустим, лоббировать какие-то силовые решения. Они должны быть полноценными гражданами своей страны и пользоваться всеми возможностями демократического общества. Это основная цель, путь реализации которой заложен в Минских договоренностях.

Еще раз повторю, мы работаем с нашими коллегами в рамках «нормандской четверки», с теми странами и сторонами, которые, обладая определенным влиянием на Киев, готовы внести свой вклад по имплементации Минских договоренностей. Ничего «своего», кроме того, что заявлено, используя Ваш глагол, мы никогда не «пропихивали» и не собираемся. Речь идет исключительно об имплементации Минских договоренностей. Это не самоцель, на которой все сфокусировались только для того, чтобы выполнить эти договоренности. Это ключ к той двери, которая ведет к сосуществованию людей в рамках одного государства, на равных основах, долгосрочно и взаимоуважительно.

 

 

 

Дополнительные материалы

Видео

Фотографии

x
x
Дополнительные инструменты поиска