О направлении уведомлений о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу международных договоров

В целях соблюдения единообразной практики при подготовке и направлении уведомлений иностранным партнерам о выполнении российской стороной внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу международных договоров Российской Федерации, просьба руководствоваться следующим.

В соответствии с нормами международного права международный договор вступает в силу в порядке и в срок, предусмотренные в самом договоре или иным образом согласованные сторонами. Широко распространена практика, когда вступление договора в силу обусловлено необходимостью выполнения сторонами внутригосударственных процедур после его подписания.

О выполнении таких процедур партнеру по двустороннему договору или депозитарию многостороннего договора направляется письменное уведомление (нота МИД России, посольства Российской Федерации в соответствующем иностранном государстве, представительства Российской Федерации при международной организации, а в отношении международных договоров межведомственного характера - письмо федерального органа исполнительной власти Российской Федерации и т.п.).

Основанием для направления уведомления о выполнении российской стороной внутригосударственных процедур является решение соответствующего органа власти Российской Федерации (федеральный закон, распоряжение Президента Российской Федерации, постановление или распоряжение Правительства Российской Федерации). Инициатива направления такого уведомления принадлежит федеральному органу исполнительной власти, представлявшему Президенту Российской Федерации или в Правительство Российской Федерации предложение о подписании договора.

Уведомление о выполнении внутригосударственных процедур может быть направлено на основании решения Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации о подписании договора только в том случае, когда договор не подлежит ратификации или утверждению и при подписании в его текст не вносились изменения (дополнения) принципиального характера по сравнению с текстом проекта, одобренного Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации.

В этом случае при обращении в МИД России с просьбой о направлении уведомления следует указывать следующее:

- договор не подлежит ратификации по основаниям, предусмотренным российским законодательством и, в частности, ст.15 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации»;

- в текст договора при его подписании не вносились принципиальные изменения (дополнения) по сравнению с текстом проекта, одобренного Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;

- реквизиты (дата и номер) решения Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации о подписании договора.

Копия уведомления направляется МИД России в заинтересованное ведомство.

Международные договоры межведомственного характера, как правило, вступают в силу в день подписания. Если межведомственным договором предусмотрено, что он вступает в силу после обмена уведомлениями о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу, то соответствующее уведомление направляется по каналам соответствующего ведомства (например, в форме письма), если договором не предусмотрено иное. Проект такого уведомления подлежит согласованию с МИД России в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 марта 1996 года № 375 «О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации». Копии направленных и полученных уведомлений для цели учета направляются в МИД России (Правовой департамент), в ведении которого в соответствии со ст.26 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» находится единая государственная система регистрации и учета международных договоров Российской Федерации.