Asset Publisher

17 January 201718:43

Foreign Ministry Commissioner for Human Rights, Democracy and the Rule of Law Konstantin Dolgov’s answer to a question from Interfax Agency

56-17-01-2017

  • en-GB1 ru-RU1

Question: Can you comment on the ruling passed by the European Court of Human Rights in the Case of A.H. and Others v. Russia related to the Russian ban on the adoption of Russian children by US nationals?

Konstantin Dolgov: I would like to remind you that the Federal Law On Measures to Influence Persons Involved in Violations of the Fundamental Human Rights and Freedoms, the Rights and Freedoms of Citizens of the Russian Federation of December 28, 2012 No. 272-FZ, known as the Dima Yakovlev Law, was approved as a logical and legitimate response by the Russian authorities to US nationals’ massive gross violations of the rights, freedoms and legitimate interests of underage Russians adopted by US families.

There is a lot of evidence to the effect that Russian children were exposed to torture and cruel and inhuman treatment in adoptive US families, something that often led to lethal outcomes. Court actions in cases of beatings or killing of Russian minors in the United States carried formal prison terms but occasionally the culprits were released from custody in court.

Even the US Department of State recorded cases of negligence that led to Russian children being deprived of their rights. But the State Department remained silent in response to our appeals for assistance. Under Barack Obama, this agency was taking what was generally an extremely passive, if not destructive, stance on these child cases. We did not see any willingness or ability on the part of the US authorities to take the necessary measures to hand down just punishments to those guilty or prevent these situations from recurring in the future. And this was the main motive behind approving the fully justified adoption ban. We still see absolutely no reasons for adjusting or repealing it.

And now back to the ECHR ruling you mentioned. I would like to draw your attention to the fact that under Article 71 of the Russian Constitution, the approval or amendment of federal laws is entirely within the purview of the Russian Federation.

It is also perplexing that the ECHR has created preferences for US nationals, allowing them to appeal without exhausting all national legal recourse, which is mandatory for the rest of the parties to the European Convention on Human Rights.

The majority of the potential US adoptive parents, on whose behalf the lawsuit was filed, were not registered with the official databank of children deprived of parental care, supervised by the Russian Ministry of Education and Science. Neither did they submit appeals for adoption to Russian courts. This means that they did not even start the adoption procedure under the Russian legislation.

Arguments to the effect that the potential parents have evolved family ties with Russian children are groundless and premature and look like speculation. Many of those wishing to adopt only saw the child a few times or never.

Regrettably, the ECHR failed to take into account Russia’s arguments and awarded damages to the claimants. In all evidence, the plaintiffs were much more concerned with this purely mercantile factor than with their allegedly “awakened” feelings of parenthood. As we see it, US nationals’ actions have nothing in common with concern for the fate of Russian children.

According to the Russian Ministry of Justice, it will appeal to the ECHR Grand Chamber. We hope that the Court will take notice of Russia’s numerous arguments backed by concrete evidence and overturn the ruling.

We will monitor this case and continue cooperating with the Russian Ministry of Justice, the main agency in charge of ECHR contact.     

x
x
Advanced settings

Публикатор

17.01.1718:43

Ответ Уполномоченного МИД России по вопросам прав человека, демократии и верховенства права К.К.Долгова на вопрос информагентства «Интерфакс»

56-17-01-2017

  • en-GB1 ru-RU1

Вопрос: Как Вы можете прокомментировать вынесенное Европейским Судом по правам человека постановление по жалобе «А.Х. и другие против Российской Федерации» в связи с запретом в России на усыновление американскими гражданами российских детей? 

Ответ: Хотелось бы напомнить, что Федеральный закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ, известный как «закон Димы Яковлева», был принят в качестве закономерной и законной ответной меры российских властей на грубые масштабные нарушения со стороны граждан США прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних россиян, усыновленных американскими семьями.

Имеется огромный массив свидетельств того, что наши дети в приемных американских семьях подвергались пыткам, жестокому и бесчеловечному обращению, что зачастую приводило к летальным исходам. Судебные процессы по делам об избиениях или убийствах малолетних россиян в США завершались формальными сроками, а в некоторых случаях – виновных выпускали на свободу прямо из судебного зала.

Халатность, приводившая к поражению прав российских детей, отмечалась и со стороны Государственного департамента США, который оставался безмолвен к нашим обращениям и призывам оказывать содействие, и в целом при Б.Обаме занимал крайне пассивную, если не деструктивную, позицию по «детским» делам. Желания и способности американских властей принять необходимые меры для справедливого наказания виновных и предотвращения подобных ситуаций в будущем мы не наблюдали. В этом – основная мотивация принятия полностью оправдавшего себя закона о запрете усыновления. По-прежнему не наблюдаем абсолютно никаких оснований для его корректировки или отмены.

Возвращаясь к упомянутому постановлению ЕСПЧ, хотел бы привлечь внимание к тому, что в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации принятие и изменение федеральных законов находится исключительно в ведении Российской Федерации.

Вызывает также недоумение то, что Суд создал в отношении американских граждан преференции, позволяющие им обращаться в ЕСПЧ без надлежащего и обязательного для остальных участников Европейской конвенции о правах человека исчерпания всех внутригосударственных средств правовой защиты.

Большинство из потенциальных американских усыновителей, от чьего имени был подан иск, не были зарегистрированы в официальном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, который находится в ведении Минобрнауки России. Они также не подавали заявлений в российские суды об усыновлении/удочерении. Это означает, что процедура усыновления в рамках действующего законодательства ими даже не была начата.

Доводы о том, что у потенциальных родителей уже появились семейные отношения с российскими детьми являются безосновательными, преждевременными и похожи на спекуляцию. Многие из желающих усыновить ребенка видели его всего несколько раз, а некоторые не встречались вовсе.

К сожалению, ЕСПЧ не учел доводы, представленные Россией, и присудил заявителям компенсацию за моральный вред. Этот сугубо меркантильный фактор, видимо, истцов волновал гораздо больше, нежели декларируемые ими «пробудившиеся» родительские чувства. Действия американских граждан, на наш взгляд, не имеют ничего общего с заботой о судьбе российских детей.

По информации из Министерства юстиции России данное постановление будет обжаловано в Большую Палату ЕСПЧ. Рассчитываем на то, что Суд обратит внимание на многочисленные, подкреплённые конкретными доказательствами аргументы российской стороны и пересмотрит принятое постановление.

Будем держать это дело на контроле, продолжая взаимодействовать с Минюстом России – головным российским ведомством в сфере отношений с ЕСПЧ.

x
x
Дополнительные инструменты поиска