8.02.1713:13

О двусторонних соглашениях Российской Федерации с зарубежными странами об избежании двойного налогообложения

 

Вопросы налогообложения лиц-резидентов одного государства в отношении их доходов, выплачиваемых в другом государстве, регулируются законодательством этих двух стран. При этом любое государство обладает исключительным правом взимать налоги на своей территории в соответствии с национальным налоговым законодательством, которые распространяются, в том числе, и на иностранные организации.

Именно по этой причине возникает двойное налогообложение иностранных организаций, когда лицо-резидент одной страны получает доходы от источников, расположенных в другой стране, владеет имуществом (как правило, недвижимым) в другой стране или осуществляет деятельность, в результате которой возникают доходы или иной объект налогообложения в другой стране. Для указанных ситуаций характерно, что одно и то же лицо рассматривается налоговым законодательством в качестве налогоплательщика или один и тот же объект рассматривается в качестве объекта налогообложения одновременно в двух и более странах.

Международно-правовое регулирование возникающих между государствами противоречий осуществляется на основе двусторонних межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения.

Заключение таких двусторонних межправсоглашений преследует ряд целей: во-первых, разграничение юрисдикции в отношении доходов субъектов этих государств от внешнеэкономической деятельности; во-вторых, защита интересов национальных производителей на территории другого государства и их недискриминация с точки зрения налогообложения; в-третьих, предотвращение уклонения от уплаты налогов, нежелательного бегства национальных капиталов за рубеж и перемещения бизнеса и производства в более привлекательные с налоговой точки зрения юрисдикции.

Выполнение поставленных целей достигается с помощью определения порядка налогообложения дохода лиц-резидентов договаривающихся стран, унификации применяемых терминов и понятий, установления порядка взаимного обмена информацией по налоговым вопросам и оказание помощи в административных делах, а также выработки механизма взаимосогласительных процедур.

Соглашения об избежании двойного налогообложения, как правило, заключаются государствами на основе утвержденных ими проектов типовых форм таких соглашений, разработанных с учетом рекомендованных ОЭСР и ООН модельных конвенций.

Типовые соглашения направлены на обеспечение единообразия содержания, однако не исключают внесения в них изменений и дополнений при наличии письменного взаимного согласия сторон.

Российская Федерация при проведении переговоров о заключении межправсоглашений об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество руководствуется типовым соглашением, утвержденным постановлением Правительства   Российской   Федерации   от   24   февраля   2010   г.   №   84 (в   редакции   постановления   Правительства   Российской   Федерации   от 25 октября 2012 г. № 1097), которое заменило ранее действовавшее постановление Правительства от 1992 г.

Новое типовое соглашение разработано в соответствии с модельной конвенцией ОЭСР в отношении налогов на доходы и капитал и содержит ряд новшеств. В частности, в тексте ст. 24 «Недискриминация» прописано, что государствам не запрещено применять нормы собственного национального законодательства, имеющие отношение к «недостаточной капитализации» или «контролируемым иностранным компаниям».

Добавлена специальная ст. 27, где говорится о содействии во взыскании налогов. Налоговые долги в одном государстве могут быть взысканы в другом государстве по правилам законодательства последнего. При этом могут применяться обеспечительные меры уплаты долгов.

Особое внимание в документе уделено вопросу об ограничении льгот.

Переговоры с уполномоченными органами иностранных государств о заключении указанных межправительственных соглашений проводятся Минфином России с участием МИД России, ФНС и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. По достижении договоренности предложения о подписании упомянутых соглашений в установленном порядке представляются в Правительство Российской Федерации.

По состоянию на 1 марта 2016 г. Российская Федерация является участником 82 межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения. Из них два – с Малайзией и Японией – подписано от имени Правительства СССР и 80 – от имени Правительства Российской Федерации.

Межправительственные соглашения об избежании двойного налогообложения, применяющиеся на территории Российской Федерации, входят в систему права Российской Федерации и имеют приоритетное действие по сравнению с национальным налоговым законодательством.

 

 

x
x
Дополнительные инструменты поиска