29.12.0918:00

Брифинг официального представителя МИД России А.А.Нестеренко, 29 декабря 2009 года

Уважаемые коллеги,

Сегодня мы проводим последний в этом году брифинг, посвященный текущим вопросам российской внешней политики и международной повестки дня.

Что касается внешнеполитических итогов 2009г., то в сжатом виде они изложены Министром иностранных дел С.В.Лавровым в интервью ряду средств массовой информации. В частности, агентству «Интерфакс», «Российской газете», телеканалам «Вести» и «Russia Today». Стенограммы перечисленных интервью и их видео-версии выставлены на сайте МИД.

Хочу также напомнить, что традиционно во второй половине января состоится пресс-конференция С.В.Лаврова для российских и зарубежных СМИ, посвященная внешнеполитическим итогам 2009г. Пока речь идет о 20 январе. О подтверждении вы узнаете дополнительно вскоре после новогодних праздников.

 

О визите Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в Арабскую Республику Египет

 

20-21 декабря Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров посетил Арабскую Республику Египет. В ходе своего пребывания в Каире он был принят Президентом АРЕ Х.Мубараком, которому передал письменное послание Президента Российской Федерации Д.А.Медведева, провел переговоры с Министром иностранных дел А.Абуль Гейтом, встретился с Генеральным секретарем Лиги арабских государств А.Мусой.

Беседы с египетским руководством были нацелены на продвижение реализации договоренностей, достигнутых на состоявшемся в Каире 23 июня с.г. саммите Президентов двух стран, относительно дальнейшего развития внешнеполитического взаимодействия между Россией и Египтом, прежде всего в региональных делах, наращивания двустороннего сотрудничества по различным направлениям.

С.В.Лавров и А.Абуль Гейт провели очередной, пятый раунд российско-египетского стратегического диалога на уровне министров иностранных дел. Был подписан План межмидовских консультаций на 2010 год.

Во время посещения штаб-квартиры Лиги арабских государств С.В.Лавров и Генеральный секретарь ЛАГ А.Муса подписали Меморандум об учреждении Российско-Арабского форума сотрудничества, договоренность о создании которого была отфиксирована в ходе встречи Д.А.Медведева с А.Мусой 23 июня 2009 года в Каире. С обеих сторон была выражена уверенность в том, что такой шаг будет способствовать совершенствованию форм и методов взаимодействия между Россией и государствами - членами Лиги.

В ходе визита в Египет С.В.Лавров вручил ордена Дружбы А.Абуль Гейту, А.Мусе и спикеру Народного собрания АРЕ, председателю Ассоциации «Египет - Россия» Ф.Суруру, награжденным Указом Президента Российской Федерации за большой вклад в развитие сотрудничества между Россией и Египтом.

 

Об официальном визите Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в Республику Узбекистан

 

21-22 декабря Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров находился в Республике Узбекистан с официальным визитом, в ходе которого он был принят Президентом Республики Узбекистан И.А.Каримовым.

Состоялись переговоры С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Республики Узбекистан В.И. Норовым. Стороны обсудили актуальные вопросы сотрудничества между Россией и Узбекистаном в контексте подготовки предстоящих российско-узбекских контактов на высшем уровне.

Встречи прошли в доверительной и дружественной атмосфере.

Главы внешнеполитических ведомств подписали Программу сотрудничества между МИД России и МИД Узбекистана на 2010 год.

 

О рабочем визите Министра иностранных дел Республики Абхазия С.М.Шамбы в Россию

 

23-24 декабря состоялся рабочий визит Министра иностранных дел Республики Абхазия С.М.Шамбы в Москву.

В ходе визита Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров провел переговоры со своим абхазским коллегой. Стороны обсудили вопросы дальнейшего развития дружественных отношений, налаживания полноформатного межгосударственного взаимодействия, выполнения Меморандума о взаимопонимании между МИДами двух стран, оказания помощи Абхазии в области безопасности, сотрудничества в международных делах, подготовки дипломатических кадров для республики.

Было отмечено, что формирование солидной договорно-правовой базы наших отношений на примере Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, подписанных соглашений о совместных усилиях в охране государственной границы и сотрудничестве в военной области укрепит двустороннее взаимодействие и будет способствовать оздоровлению обстановки в регионе в целом.

Стороны «сверили часы» по итогам последнего раунда Женевских дискуссий по стабильности и безопасности в Закавказье. Было подписано Соглашение об условиях размещения дипломатических представительств двух стран. Визит Министра иностранных дел Республики Абхазия явился еще одним шагом на пути налаживания равноправного взаимовыгодного сотрудничества между Россией и Абхазией.

 

Об открытии в Сухуме представительства Россотрудничества

 

Необходимо отметить, что накануне визита абхазского мининдел в Москву в Сухуме открылось представительство Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество).

В торжественной церемонии по этому случаю приняли участие: с российской стороны - руководитель Россотрудничества Ф.М.Мухаметшин и посол России в Абхазии С.В.Григорьев, с абхазской стороны – президент республики С.В.Багапш, вице-премьер А.В.Страничкин, министр иностранных дел Абхазии С.М.Шамба. В выступлениях руководителей Абхазии отмечалось, что с открытием представительства Россотрудничества появляются все необходимые условия для принципиального наращивания взаимодействия между двумя странами в гуманитарной сфере.

 

О российско-украинских переговорах по азово-керченско-черноморской проблематике

 

22-23 декабря в Киеве состоялся очередной, 32-ой раунд российско-украинских переговоров по разграничению Азовского и Черного морей, а также по урегулированию вопросов, относящихся к Керченскому проливу.

В ходе переговоров было достигнуто некоторое сближение позиций сторон относительно методики расчетов длин побережий, необходимых для построения линии разграничения в Азовском море. Российская делегация представила свой вариант разграничения территориальных морей, континентального шельфа и исключительных экономических зон России и Украины в Черном море. Стороны продолжили обсуждение вариантов решения проблемы Керченского пролива.

Условлено, что следующий раунд переговоров состоится в Москве во втором квартале 2010 года.

 

О встрече Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с Генеральным секретарем Совета Европы Т.Ягландом

 

23 декабря Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров принял находящегося в Москве с рабочим визитом Генерального секретаря Совета Европы Т.Ягланда.

Состоялся обстоятельный обмен мнениями по всему комплексу вопросов, связанных с деятельностью Страсбургской организации. Особо отмечалась необходимость продвижения в рамках Совета Европы обновленной повестки дня, укрепления его роли в качестве самостоятельного и самодостаточного механизма укрепления европейского единства, формирования общего европейского правового пространства.

 

О переговорах Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Японии К.Окадой

 

Вчера, 28 декабря Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров провел переговоры с Министром иностранных дел Японии К.Окадой, находящимся с рабочим визитом в Москве.

Мне адресовали вопрос: «Как МИД России оценивает итоги визита мининдел Японии К.Окады? Удалось ли сторонам преодолеть накопившиеся в последнее время в двусторонних отношениях проблемы?». Могу сказать, что состоялся конструктивный обмен мнениями о путях дальнейшего развития российско-японских отношений в русле договоренностей, достигнутых на прошедших в Нью-Йорке (сентябрь) и Сингапуре (ноябрь) встречах Президента Российской Федерации Д.А.Медведева с Премьер-министром Японии Ю.Хатоямой.

При обсуждении планов политического диалога на предстоящий год подтверждено обоюдное намерение продолжать его на всех уровнях в целях углубления взаимопонимания и доверия, необходимых для совместной эффективной работы по строительству партнерских отношений между двумя странами.

Выражено обоюдное намерение и далее содействовать по линии МИДов двух стран выявлению новых возможностей для активизации торгово-экономического сотрудничества, что особенно важно в условиях глобального кризиса.

Министры провели содержательный обмен мнениями по проблеме мирного договора. С российской стороны акцентирована важность поддержания спокойной и взаимоуважительной атмосферы вокруг таких обсуждений, для чего необходимо вести их на фоне развития сотрудничества и партнерства между двумя государствами в целом.

С.В.Лавров и К.Окада договорились осуществить шаги по уплотнению российско-японского взаимодействия в решении актуальных проблем международной повестки дня. В этих целях решено провести в январе 2010 года в Токио очередной раунд российско-японского стратегического диалога на уровне первых заместителей министров иностранных дел. Достигнуто общее понимание о необходимости более тесной кооперации в вопросах содействия восстановлению и социально-экономическому подъему в Афганистане, возобновления шестисторонних переговоров по ядерной проблеме Корейского полуострова, поиска решения вопросов, связанных с ядерной программой Ирана.

Достигнута договоренность о наращивании взаимодействия в многосторонних форматах, включая ООН, АТЭС и АРФ.

Мне также был адресован следующие вопрос агентства «Интерфакс»: «Как российское внешнеполитическое ведомство может прокомментировать заявление главы МИД Японии о том, что без решения территориального вопроса партнерство Японии и России останется только на словах».

Мы, разумеется, внимательно ознакомились с высказываниями Министра иностранных дел Японии по вопросам российско-японских отношений, которые он сделал в интервью агентству "Интерфакс".

Хотели бы подчеркнуть, что формирование доверия, которое необходимо для поиска взаимоприемлемого решения проблемы мирного договора, — тонкий процесс, требующий уважительного и внимательного отношения к позиции партнера, а также к настроениям в общественном мнении. В российском обществе, например, вопросы, касающиеся итогов Второй мировой войны, воспринимаются особо чувствительно, поскольку наша страна понесла в этой войне наибольшие потери. Этот фактор необходимо учитывать, когда речь идет о проблеме, имеющей непосредственное отношение к драматическим событиям военного прошлого. Кроме того, доверие формируется не только и не столько словами, а делами. Убежден, что реального, а не показного доверия между нами будет тем больше, чем шире мы будем развивать широкомасштабное взаимовыгодное сотрудничество, прежде всего в торгово-экономической области. Это кардинально улучшило бы общую атмосферу российско-японских отношений, а значит - поиска взаимоприемлемого решения проблемы мирного договора.

 

Итоги климатической конференции в Копенгагене

 

Прошло десять дней со времени завершения Конференции ООН по изменению климата в Копенгагене. Это дало возможность осмыслить и оценить ее итоги.

Копенгагенский форум стал важной вехой в международном климатическом процессе. Сам факт, что в Копенгагене собрались главы государств и правительств более 110 стран, свидетельствует о том, что проблема климата волнует все народы мира.

Усилия российской делегации на переговорах были сконцентрированы на реализации нашей принципиальной позиции - достижение широкого консенсуса с целью придания новому климатическому режиму всеобъемлющего по сути и универсального по кругу участников характера.

Работа форума проходила в очень напряженном ритме и обстановке. Это было обусловлено тем, что по итогам предшествовавших ему двухлетних переговоров на ооновской площадке стороны так и не смогли договориться относительно параметров нового режима международного сотрудничества по борьбе с глобальным изменением климата на период после истечения в 2012 году срока действия Киотского протокола. Из-за сохранения разногласий, прежде всего между развитыми и развивающимися странами, этого не удалось достичь и в ходе климатического саммита в Копенгагене.

Итогом Конференции стало принятие к сведению «Копенгагенского соглашения» без каких-либо рекомендаций по нему и с указанием тех стран, которые готовы его поддержать. В то же время следует учитывать, что "Копенгагенское соглашение" - это политический документ, разработанный в формате встречи лидеров ведущих государств, многие из которых выступают координаторами соответствующих "групп по интересам".

Представители России и ряда стран-членов «Группы двадцати» поддержали «Копенгагенское соглашение» и настояли на том, чтобы была представлена возможность и другим участникам переговорного процесса присоединиться к нему. Странам предлагается до 31 января 2010 года внести в содержащиеся в нем таблицы свои количественные обязательства и действия, ведущие к сокращению выбросов парниковых газов на период с 2012 по 2020 гг.

Сейчас совместными усилиями необходимо определить дальнейшие практические шаги для продвижения в разработке юридически-обязывающего соглашения. Россия готова принять в них активное участие в духе транспарентности, уважения интересов всех стран, коллективной ответственности и компромисса. Наш ориентир - прогресс в переговорах и нацеливание на их скорейшее завершение.

Мы по-прежнему исходим из того, что обязательства государств в новом соглашении необходимо формировать с учетом справедливого и сопоставимого характера нагрузки на национальную экономику и индивидуальных особенностей стран. В этом контексте Россия будет стремиться определить для себя экономически и технологически реалистичный ориентир сокращения выбросов парниковых газов по сравнению с базовым 1990 годом. Мы готовы зафиксировать его в юридически обязательном международно-правовом формате при условии, что всеми другими основными странами в рамках будущего режима будут также приняты юридически закрепленные обязательства.

Заявленный руководством России в Копенгагене национальный ориентир сокращения выбросов парниковых газов - до 25 % ниже уровня 1990 года. Его подкрепляет и определенная ранее задача снижения энергоемкости российского ВВП не менее чем на 40% к 2020 году, по сравнению с 2007 годом. Правительством России разработан ряд эффективных регулирующих и организационных мер, которые приведут к существенному повышению энергоэффективности, что позволит нашей стране перейти к реализации модели устойчивого развития и укрепить свои конкурентоспособные позиции в мире.

Как нам видится, впереди нелегкая кропотливая работа, без которой мы не сможем обеспечить на площадке ООН легитимность будущего эффективного глобального режима климатического сотрудничества, учитывающего современные реалии и интересы всех участников мирового хозяйства.

 

О предстоящей в Лондоне международной конференции по Афганистану и участии в ней российской делегации во главе с С.В.Лавровым

 

Одним из важных международных событий наступающего года станет намеченная на 28 января под сопредседательством Великобритании и Исламской Республики Афганистан (ИРА) Лондонская конференция по Афганистану. На указанное мероприятие приглашены представители 61 государства, включая Россию, и 7 международных организаций. Наша страна, являющаяся активным участником стабилизационных усилий мирового сообщества на афганском треке, будет представлена на упомянутом форуме Министром иностранных дел С.В.Лавровым.

Повестка дня конференции будет посвящена вопросам передачи Правительству Афганистана ответственности за обеспечение безопасности на территории страны, решение ключевых задач национального развития, прежде всего, в контексте подготовки к сворачиванию иностранного военного присутствия в ИРА.

Исходим из того, что международные контингенты не могут находится на территории Афганистана бесконечно: в конечном счете, судьба этой страны находится в руках ее народа. Вместе с тем, убеждены в недопустимости установления «искусственных» сроков вывода коалиционных войск из ИРА. Данный процесс может быть осуществлен без ущерба для безопасности Афганистана и региона в целом лишь при условии формирования боеспособных афганских вооруженных сил и полиции.

Полагаем, что долгосрочным интересам ИРА и всего международного сообщества отвечало бы закрепление за этой страной статуса нейтрального государства, которым Афганистан де-факто обладал в течение длительного периода своей истории.

 

О передаче Афганистану 50 автомобилей «КАМАЗ» и 2 пожарных машин

 

В связи с афганской темой хотел бы также проинформировать Вас о том, что вчера, 28 декабря, в провинции Балх, расположенной на севере Исламской Республики Афганистан (ИРА), состоялась церемония передачи Россией в дар афганской стороне 50 грузовых автомобилей «КАМАЗ», которые поступят в распоряжение Правительства Афганистана, и двух пожарных машин, предназначенных для использования в упомянутой провинции.

Данная акция была осуществлена в контексте проводимой нами с 2002 года работы по оказанию гуманитарной помощи народу Афганистана, по-прежнему сталкивающемуся с тяжелыми последствиями военно-политической нестабильности в ИРА. Объемы такого содействия превышают 70 млн. долларов. Только в текущем, юбилейном для России и Афганистана году (90 лет назад были установлены российско-афганские дипломатические отношения), ИРА на безвозмездной основе были переданы продукты питания (25 тыс. тонн пшеничной муки), свыше 40 тонн предметов первой необходимости.

 

Вокруг «большой восьмерки»

 

Мне поступил ряд вопросов от итальянского агентства АНСА с просьбой прокомментировать председательство Италии в «большой восьмерке», сотрудничество наших двух стран в этой международной структуре. Один из вопросов касался «актуальности существующей формулы «большой восьмерки» в случае ее возможного включения в рамки «G14» и «G20»».

Так как мы давно не касались указанной проблематики, полагаю уместным остановиться на ней подробнее.

Высоко оцениваем работу Италии как председателя «Группы восьми», а также уровень взаимодействия Италии и России в текущем году. Встреча лидеров «восьмерки» в Аквиле в июле с.г. стала одним из важнейших международных событий 2009 г. Её уникальность проявилась в масштабности обсуждаемых проблем, а также в беспрецедентном количестве участников дискуссий и принятых в различных форматах документов.

Общей идеей саммита стала мысль о том, что решение современных глобальных проблем возможно только путем коллективных усилий всего международного сообщества, включая ведущие развитые и развивающиеся страны. Тем самым был подтверждён коллективный многосторонний подход к мировым делам, который последовательно отстаивает Россия.

На саммите было принято немало важных решений в различных областях. Правильные выводы сделаны в сфере экономики, что подтвердил и саммит «двадцатки» в Питтсбурге.

Удовлетворены итогами обсуждения проблемы содействия развитию. Важно, что участниками саммита была признана необходимость поддержки наиболее пострадавших в условиях кризиса развивающихся стран. Одним из ключевых направлений является продовольственная безопасность. Россия планирует внести свой вклад на этом направлении, мы готовы к оказанию гуманитарной помощи наиболее нуждающимся странам.

Важное новшество, введённое итальянским председательством - развитие темы отчётности по принятым ранее обязательствам. На наш взгляд, было бы полезно сделать обзор и анализ выполнения решений «восьмёрки» по широкому кругу проблем. При этом главный упор нужно сделать на анализ результатов, понять, что сработало, а что нет.

Серьёзные решения были приняты и в политической сфере. Вопросы нераспространения ОМУ, борьбы с терроризмом и пиратством остаются приоритетными в глобальной повестке.

Институциализация «Группы двадцати» постепенно меняет международный ландшафт. В «двадцатку» перешла значительная часть экономического досье «восьмерки». И это правильно, поскольку «Группа двадцати» является более представительным форумом, лучше отражающим экономические реалии современного многополярного мира. Таким образом, в том, что касается экономической проблематики, расширение «восьмерки» де-факто уже произошло. Будет логично, если в «двадцатку» постепенно «перетекут» оставшиеся экономические вопросы «восьмерочной» повестки дня.

Однако «восьмерку», на наш взгляд, рано списывать со счетов. У нее есть свои преимущества: более компактный рабочий механизм, неформальная атмосфера обсуждения вопросов, традиции и хорошие наработки, сформировавшиеся за последние 10 лет. Считали бы целесообразным проанализировать повестку дня «Группы восьми», посмотреть, где этот формат может быть наиболее эффективным.

В «восьмерке» необходимо рассматривать долгосрочные стратегические вопросы. Приоритет России сегодня - модернизация экономики и образа жизни, переход на инновационное развитие. Мы заинтересованы в углубленном обсуждении именно опыта и перспектив инновационного развития, включая те направления и проекты, которые можно будет реализовать в течение 5-10 лет.

«Восьмерка», по всей видимости, сохранит интерес к проблемам содействия развитию стран Азии, Африки и Центральной Америки. В свете итогов встречи в Копенгагене считали бы полезным откровенно обсудить в «Группе восьми» стратегию действий в области климата и экологии.

Однако главное изменение, которое, на наш взгляд, должно произойти в «восьмерке» - повышение внимания к политическим вопросам, более откровенный и доверительный разговор о стратегических тенденциях эволюции мировой политики и системы глобального управления. Центральными в этом плане на 2010 г. нам представляются проблемы нераспространения ОМУ, отражения глобальных угроз, укрепления региональной стабильности.

Еще один важный вопрос - будущее диалога «восьмёрки» с «пятеркой». Мы высоко ценим итальянский вклад в развитие диалога «8+5», поддерживаем подключение к нему Египта. Считаем важными и полезными решения о запуске Хайлигендаммско-Аквильского процесса (ХАП).

Сейчас перспективы формата «8+5»+1 обсуждаются. Необходимо исходить из того, что взаимодействие в этом формате - важное достижение. Институционализация «Группы двадцати», конечно, может внести в него определенные коррективы. Но сворачивание этого формата нам кажется неразумным. Предлагаем развивать его путем совместного обсуждения широкого круга вопросов, включая политическую повестку дня. Очевидно, что в современном мире ключевые глобальные проблемы можно решать только в тесном взаимодействии ведущих развитых и развивающихся стран.

 

О работе над новым договором по СНВ

 

Мне задали вопрос о том, когда эксперты возобновят работу над новым договором по СНВ.

Работа над договором не прерывалась. В настоящее время в столицах проводится углубленный анализ всего массива документов, наработанного за восемь раундов переговоров, и намечаются возможные развязки по остающимся нерешенным вопросам. Затем делегации вновь встретятся в Женеве.

 

О возобновлении движения через пункт пропуска «Верхний Ларс» (Россия) - «Казбеги» (Грузия)

 

Перед брифингом я получил следующий вопрос: «Каковы итоги второй встречи экспертов России и Грузии по возобновлению движения через пункт пропуска «Верхний Ларс» (Россия) - «Казбеги» (Грузия)?»

Поясню, что 23 декабря на пункте пропуска «Казбеги» (Грузия) в присутствии представителя Посольства Швейцарии в этой стране прошла вторая встреча российских и грузинских экспертов по вопросу возобновления движения через пункт пропуска «Верхний Ларс» (Россия) - «Казбеги» (Грузия) на российско-грузинской границе.

По ее итогам принято решение возобновить движение через пункт с 1 марта 2010 года.

После подписания согласованного протокола руководителями групп экспертов, а также представителем Посольства Швейцарии в Грузии, российская и грузинская стороны в скором времени обменяются при швейцарском посредничестве соответствующими официальными уведомлениями о возобновлении движения.

Мы удовлетворены проделанной серьезной работой. Достигнут конкретный результат. Надеемся, что скорое возобновление функционирования пункта пропуска станет еще одним шагом в направлении восстановления связей между народами наших стран.

 

О чартерных рейсах между Грузией и Россией

 

Однако, что касается вопроса с чартерными авиа рейсами между Грузией и Россией, то здесь ситуация выглядит недостаточно оптимистично.

Как уже сообщалось, к российским авиационным властям обратилась грузинская авиакомпания «Georgian Airways» с просьбой разрешить выполнение серии чартерных рейсов по маршруту Тбилиси - Москва - Тбилиси в новогодний и рождественский сезон, начиная с 26 декабря.

С учетом гуманитарной значимости этого вопроса, который затрагивает интересы многих граждан двух стран, в особенности тех, кто связан семейными узами, российская сторона приняла решение удовлетворить это обращение. 23 декабря Министерство транспорта Российской Федерации официально запросило у грузинских авиационных властей уточняющую техническую информацию, необходимую для организации упомянутых рейсов. Запрос сопровождался пожеланием получить ответ как можно скорее ввиду планируемых сроков выполнения рейсов.

Грузинские власти, увы, отреагировали лишь спустя пять дней после повторного обращения. Сегодня письма Минтранса России были возвращены нам без рассмотрения с надуманным требованием направить их повторно через Посольство Швейцарии, представляющее интересы России в Грузии. Это требование, на наш взгляд, противоречит порядку контактов по вопросам гуманитарного, консульского характера, который закреплен в соответствующих межправительственных соглашениях – российско-швейцарском и грузино-швейцарском. Но дело даже не в этом. Откровенные проволочки и бюрократическое крючкотворство делают невозможным своевременное решение вопросов организации авиарейсов, которых так ждали люди в России и Грузии. Впрочем, именно в этом, похоже, и состоит цель официального Тбилиси. В такой ситуации вся ответственность за срыв важного гуманитарного дела ложится на грузинские власти.

Остается лишь выразить сожаление по этому поводу.

 

В связи с заявлением главы Мониторинговой миссии ЕС в Грузии (ММЕСГ) Xансйорга Xабера

 

По грузинскому сюжету могу добавить следующее.

В связи с недавним заявлением главы ММЕСГ Х.Хабера о том, что российская сторона якобы не выполняет полностью условия мирного соглашения, заключенного с Грузией после военного конфликта в августе прошлого года, хотели бы сказать следующее.

Какого-либо соглашения между Россией и Грузией в связи с августовским конфликтом 2008 г. не существует, да и не может быть по определению.

Что касается договоренностей Д.А.Медведева-Н.Саркози от 12 августа и 8 сентября 2008 г., то Российская Федерация с выводом 8 октября 2008 г. наших миротворцев из зоны безопасности вокруг Южной Осетии их полностью выполнила.

Мандат ММЕСГ, размещенной в соответствии с мирным планом Медведева-Саркози с 1 октября 2008 г. на грузинских территориях, прилегающих к Абхазии и Южной Осетии, не предусматривает мониторинга новых закавказских республик. Главе Миссии г-ну Х.Хаберу об этом прекрасно известно.

В то же время Евросоюз взял на себя гарантии неприменения силы со стороны Грузии. Однако на практике ММЕСГ мало что делает для того, чтобы грузинские войска и силовые подразделения находились в местах постоянной дислокации., как того требуют договоренности Медведева-Capкози. Хотелось бы видеть больше эффективности Миссии ЕС именно на этом направлении, а не на публичном изложении не соответствующих действительности фактов.

 

О развитии ситуации вокруг задержания контрабандного груза оружия в Таиланде

 

Внимательно следим за развитием ситуации вокруг задержанного в аэропорту Бангкока транспортного самолета Ил-76 с партией нелегального оружия и взрывчатых веществ из КНДР на борту.

По имеющейся информации, власти Таиланда продолжают расследовать обстоятельства данной контрабандной операции, в том числе с целью выявления ее организаторов, установления маршрута следования самолета и конечного пункта назначения.

Исходим из того, что таиландская сторона в соответствующее время завершит следственные действия и доложит о результатах в Комитет по санкциям СБ ООН 1718.

 

О российских гражданах в Приднестровье

 

На прошлом брифинге мне была адресована просьба прокомментировать заявление сопредседателя Объединенной контрольной комиссии от Приднестровья Олега Белякова о том, что молдавские власти отбирают паспорта у российских и украинских граждан при пересечении «границы» Приднестровья-Молдавии при отсутствии у них вида на жительство в Молдавии, привлекают их, соответственно, к административной ответственности. Вопрос, в частности, звучал так: «Может ли МИД РФ прокомментировать это, и собирается ли он решать данную проблему?».

В том, что МИД России самым внимательным образом относится к проблемам, затрагивающим интересы российских граждан, ни у кого не должно возникать сомнений. Это - государственная задача.

Случаи предъявления претензий к российским и украинским гражданам, оформившим свое гражданство и получившим паспорта в Приднестровье в связи с отсутствием у них регистрации в компетентных органах Республики Молдова, действительно отмечены в последнее время.

В основе проблемы - длящийся второе десятилетие конфликт между Молдавией и неконтролируемым ею приднестровским регионом. Всякий раз, когда выходит на поверхность коллизия между юрисдикцией международно признанной (молдавской) власти и статусом непризнанной приднестровской администрации, - идет ли речь о консульских либо сложных и комплексных общеполитических и социально-экономических проблемах - возникает напряжение.

Решение может дать только взвешенный, ответственный подход самих вовлеченных сторон, их готовность искать компромисс, особенно тогда, когда, как в данной ситуации, начинают испытывать неуверенность люди по обе стороны Днестра. Ведь простое население, в том числе российские и украинские граждане в регионе, который, кстати, никогда не было разделен «госграницей», жизненно зависят от свободы перемещения. Для них это, помимо прочего, важнейшая предпосылка решения непростых повседневных проблем.

С учетом этого продолжим тщательно разбираться со всеми случаями обращения россиян, проживающих в Приднестровье, либо следующих через его территорию транзитом, с жалобами на ущемление их прав.

Для того чтобы реагировать у МИД России имеются апробированные форматы общения по дипломатическим каналам с внешнеполитическим ведомством Республики Молдова, которые достаточно эффективны для решения консульских проблем в двусторонних отношениях.

Кроме того, в рамках выполнения своей миссии международного сопосредника в приднестровском урегулировании Российская Федерация вместе с Украиной и представителями ОБСЕ будет и далее оказывать содействие Кишиневу и Тирасполю в работе над мерами доверия на Днестре.

Прошедшие недавно контакты представителей правоохранительных органов Республики Молдова и Приднестровья, в ходе которых обсуждались, в том числе и проблемы, связанные со свободой передвижения населения в регионе и выполнением ранее достигнутых договоренностей о взаимном признании документов, позволяют надеяться на решение возникших трудностей.

 

В связи с поступающими сообщениями о демонстрациях оппозиции в Иране

 

Что касается событий, происходящих в последние дни в Иране, то наша оценка содержится в распространенном вчера комментарии ДИП МИД России. В нем, в частности, сказано, что эти события вызывают у нас обеспокоенность. К сожалению, приходится констатировать, что столкновения демонстрантов с силами охраны правопорядка в Тегеране и ряде других городов ИРИ обострили внутриполитическую обстановку в стране.

По нашему мнению, главное в такой ситуации – проявлять сдержанность, искать и находить компромиссы на основе закона, предпринять политические усилия для недопущения дальнейшей эскалации внутреннего противостояния.

Более подробная информация содержится на сайте МИД.

 

О продолжении судебного процесса по делу об убийстве С.Ямадаева

 

17 декабря в Дубае, по имеющимся в нас данным, состоялось очередное заседание суда по делу о покушении на С. Ямадаева.

Вновь были заслушаны свидетели обвинения, которые дали показания о том, что двое обвиняемых - граждане Таджикистана и Ирана - непосредственно причастны к убийству. Кроме того, в ходе слушаний представитель дубайской полиции утверждал, что депутат Госдумы А.Делимханов был основным организатором преступления и именно он передал иранцу кейс с оружием. Пистолет, найденный на месте преступления, как заявил в свое время командующий полицией Дубая Д.Х.Тамим, был зарегистрирован на имя одного из охранников А.Делимханова (хотя уже тогда у многих возник вопрос, каким образом дубайская полиция установила, что оружие, оставленное на месте убийства, принадлежит охранникам российского депутата).

Особую пикантность нынешнему заседанию придало требование защиты таджикского бизнесмена М.Д. Исматова вызвать в суд для дачи свидетельских показаний президента Чеченской Республики А.Кадырова. Суд, правда, это требование не удовлетворил.

Очередное слушание назначено на 7 января 2010 г.

 

О ситуации с российскими моряками на судах «Фухай-1» и «Фухай-7»

 

В МИД России обратили внимание на сообщения СМИ о ситуации с российскими моряками на рыболовецких судах «Фухай-1» и «Фухай-7», принадлежащих компании «Антел Инвестмент Лтд.».

Посольство России в Ханое и Генеральное консульство России в Хошимине работают в тесном контакте с экипажами и компанией-работодателем.

Суда находятся в порту Вунгтау. В экипажах - по двое россиян, в отношений которых имеется задолженность по заработной плате. По их словам, платежи поступают, но не в полном объеме. Продуктами питания экипаж обеспечен, состояние здоровья моряков нормальное, каких-либо трудностей в отношениях с местными властями нет.

Ведется также работа по сходной ситуации в порту Камрань, где находятся суда «Анфу», «Фухай-2», «Фухай-3» и «Фухай-5» с российскими командами, принадлежащие той же компании «Антел Инвестмент Лтд.». Ее руководство обещает решить вопрос с задолженностью в ближайшее время.

По общему правилу основная ответственность за судьбу членов экипажа судна, включая обеспечение права этих лиц на репатриацию, возлагается на судовладельца. Помимо этого, Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. предусматривает обязанность государства флага судна решать социальные вопросы членов экипажа.

Российские диппредставительства держат развитие событий в поле зрения.

 

О заседании Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом

 

25 декабря в МИД России под председательством Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова состоялось очередное заседание Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом.

На заседании были подведены итоги работы с соотечественниками в 2009 году и определены задачи Комиссии на 2010 год с учетом состоявшегося в ходе Всемирного конгресса соотечественников (Москва, 1-2 декабря 2009 года) обсуждения вопросов взаимодействия России с зарубежной российской общиной.

 

Об общем собрании Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО

 

28 декабря состоится Общее собрание Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, в котором примут участие министры, руководящие сотрудники Администрации Президента и Аппарата Правительства Российской Федерации, руководители субъектов Российской Федерации, видные деятели образования, науки и культуры нашей страны.

 

Об открытии в Ереване Российского учебно-методического центра русского языка

 

11 декабря 2009 года в Ереване состоялось церемония открытия Российского учебно-методического центра русского языка, который начнет свою работу на базе Представительства Россотрудничества в Армении.

На церемонии было оглашено приветствие министра иностранных дел России С.В.Лаврова. В мероприятии приняли участие делегаты учредительного съезда Армянской ассоциации учителей русского языка общеобразовательных школ.

Начало деятельности Центра - первого в странах Содружества Независимых Государств - важное событие в российско-армянских отношениях. Оно отражает глубокий интерес и взаимные симпатии, которые испытывают друг к другу народы двух стран. Приоритетной задачей Центра является всемерное содействие сохранению и укреплению позиций русского языка, который, как отметил министр образования и науки Армении А.Г.Ашотян является не только достоянием нашего прошлого, но и общего будущего.

Россотрудничество планирует открыть аналогичные центры русского языка и в других странах СНГ, где функционируют представительства этого Федерального агентства.

 

О 55-летии вещания Международного радио Китая на русском языке

 

И в заключении я хотел бы поздравить Международное радио Китая, его руководство и коллектив с 55-летием вещания на русском языке.

Хочу особо отметить значительный вклад Международного радио Китая в развитие российско-китайских отношений, а также в дело популяризации русского языка.
 

Из ответов на вопросы СМИ:

Вопрос: Израиль объявил о планах строительства новых единиц жилья в Восточном Иерусалиме. Как бы Вы могли это прокомментировать?

Ответ: По сообщениям СМИ, у израильтян появились планы строительства 700 новых единиц жилья в Восточном Иерусалиме.

Такого рода намерения не могут не вызывать серьезной озабоченности и осуждения. Они полностью противоречат той общепринятой международно-правовой основе урегулирования, которая является базой для усилий по установлению долгосрочного и справедливого мира на Ближнем Востоке. Подобные действия подрывают также попытки международного сообщества сформировать необходимую атмосферу для возобновления палестино-израильских контактов, тем самым отдаляя перспективу субстантивных переговоров по всем вопросам окончательного статуса, в том числе в отношении Иерусалима.

Призываем израильские власти не совершать односторонних действий, мешающих перезапуску мирного процесса и предвосхищающих его конечные результаты.

Вопрос: Каковы перспективы урегулирования ситуации с ядерной программой Ирана в связи с последними высказываниями постоянного представителя Великобритании при ООН М.Л.Гранта «о возможном введении Совбезом ООН новых санкций к концу февраля 2010 г., если Тегеран так и не согласится принять условия, выдвинутые «шестеркой» переговорщиков»?

Ответ: Не беремся комментировать чужие высказывания. По существу же поставленного вопроса могли бы сказать, что вплоть до сегодняшнего дня вопрос о внесении в СБ ООН новых санкций против Тегерана в рамках «шестерки» не рассматривался. На наш взгляд, опыт уже действующего в отношении Ирана санкционного режима (три из пяти принятых СБ ООН резолюций по Ирану санкционные) показывает, что одними только санкциями проблемы не решить. Необходим постоянный поиск дополнительных ресурсов достижения прогресса на переговорном треке. Считаем, что единственным перспективным решением всех вопросов вокруг иранской ядерной программы является диалог на основе взаимоуважения и компромисса.

Мы придаем большое значение реализации Тегераном достигнутых на встрече с представителями «шестерки» в Женеве 1 октября пониманий. Полагаем, что предложенный МАГАТЭ проект вывоза иранского низкообогащенного урана для его дообогаодения и производства топлива для тегеранского исследовательского реактора стал бы реальной первой мерой по восстановлению доверия к исключительной мирной направленности иранской ядерной программы и создал бы необходимую атмосферу доверия для начала диалога. Пока никакого официального ответа Тегеран в отношении этой схемы не дал.

Нет прогресса и в формировании повестки дня следующей встречи в формате «шестерка» - Иран на основе женевских пониманий.

Тем не менее, наши активные усилия как на двустороннем уровне, так и в рамках «шестерки» с тем, чтобы убедить Иран не упустить уникальный шанс для начала диалога,, продолжаются. Все сделанные на этот счет предложения остаются на столе переговоров. Хотели бы, однако, заметить, что Россия всегда поддерживала и продолжает поддерживать политику т.н. двухтрекового подхода «шестерки» в отношении Ирана.

Хотел бы также привлечь Ваше внимание к высказываниям Министра по иранской проблеме, сделанным им на недавних пресс-конференциях по итогам его переговоров с зарубежными партнерами. Стенограммы размещены на сайте МИД.

Вопрос: Как Вы можете прокомментировать слова В.В.Путина о том, что России необходимо развивать наступательные вооружения и в тоже время обмениваться информацией с США?

Ответ: Сейчас средствами массовой информации приводятся слова Председателя Правительства РФ В.В.Путина по данному сюжету. Но я считаю абсолютно некорректным комментировать высказывания Премьер-министра нашей страны, который выступает в своем качестве и который высказывает глубокую, серьезную политическую оценку того, на что Вы ссылаетесь.

Вопрос: По итогам переговоров с Министром иностранных дел Японии К.Окадой российский Министр С.В.Лавров заявил о том, что обсуждалась возможность нестандартных подходов к решению территориальных вопросов с Японией. Означает ли это, что уже внесены предложения нестандартных решений?

Ответ: Вся информация по характеру состоявшихся переговоров глав внешнеполитических ведомств России и Японии изложена на пресс-конференции двух министров. Вряд ли я смогу что-то добавить к тем заявлениям, которые были сделаны вчера.

Мы продолжаем диалог с нашими японскими партнерами. У нас есть хорошие перспективы решать самые различные проблемы и хорошие возможности добиваться взаимопонимания по тем вопросам, которые представляют взаимный интерес, а их немало, и они были все отмечены в ходе пресс-конференции.

Вопрос: Как МИД России оценивает итоги международного процесса ближневосточного урегулирования за 2009 год? И как МИД России видит дальнейшие перспективы этого процесса в регионе и перспективы преодоления непонимания между сторонами конфликта?

Ответ: Здесь я вряд ли могу что-либо добавить к тому, что было уже сказано в ходе пресс-конференции С.В.Лаврова с его египетским коллегой несколько дней назад в Каире, где они подробнейшим образом касались вопросов, связанных с видением нашими странами того, какие перспективы для развития может в дальнейшем иметь ближневосточный процесс.

Также С.В.Лавров высказывался на эту тему в итоговом интервью каналам «Вести» и «Russia Today». Стенограммы размещены на сайте МИД. Все высказанные Министром оценки сохраняют на сегодняшний день свою актуальность.

Думаю, на упомянутой мною итоговой пресс-конференции Министра, которая состоится предположительно 20 января, можно будет еще раз затронуть эту тему и получить соответствующие разъяснения.

Вопрос: Хотел бы задать вопрос по поводу захваченного сомалийскими пиратами танкера. Есть ли среди членов экипажа российские граждане, и какие действия будут предприняты для освобождения судна?

Ответ: Мы получили эту информацию из нескольких негосударственных информационных источников, после чего сразу направили запрос в наши посольства, которые находятся по периметру Сомали.

Как известно, в Сомали нет российского посольства, что затрудняет выяснение обстоятельств захватов кораблей у берегов этой страны. Мы предпринимаем все усилия для того, чтобы проверить эту информацию, выяснить находились ли в составе экипажа граждане России, и, соответственно, если это подтвердится, предпринять через те государства, с которыми у нас имеются дипломатические отношения и которые граничат с Сомали, необходимые действия по вызволению из плена наших сограждан.

На данный момент, могу сказать, что такие запросы направлены, в частности, в наше посольство в Кении. Ведем работу с партнерами, которые уже неоднократно нас выручали и, используя свои возможности, получали такую информацию для передачи нам.

***

Уважаемые коллеги, хочу воспользоваться возможностью, чтобы поздравить всех с наступающим Новым годом, пожелать здоровья и успехов. До новых встреч в 2010 году.

Дополнительные материалы

Видео

x
x
Дополнительные инструменты поиска