• en-GB1 ru-RU1

Ближневосточный мирный процесс находится в глубоком тупике, основная ответственность за который лежит на Израиле и США.

Снижение динамики палестино-израильского политического диалога началось с 2009 г. после прихода к власти в Израиле правой коалиции во главе с Б.Нетаньяху, отказавшейся принять предшествующие переговорные наработки. 24 апреля 2014 г. он формально объявил о решении приостановить переговоры с палестинцами, выдвинув требования: предварительное признание палестинцами Израиля национальным государством еврейского народа, их отказ от границ 1967 г., Восточного Иерусалима в качестве палестинской столицы и права палестинских беженцев на возвращение. С 2017 г. Б.Нетаньяху дополнительно обусловил возможность возобновления переговоров прекращением международно признанным руководством Палестины «подстрекательства» к насильственным формам сопротивления израильской оккупации и выплат из бюджета Палестинской национальной администрации (ПНА) в пользу семей палестинцев, отбывающих наказание в израильских тюрьмах за терроризм или погибших при нападениях на израильтян. При этом в своих международных контактах Б.Нетаньяху периодически заявляет о готовности к переговорам с главой ПНА М.Аббасом «в любом месте без предварительных условий» как только палестинцы восстановят способность быть единым субъектом переговоров.

Все это время Израиль наращивает многоплановое давление на палестинцев и предпринимает односторонние шаги по созданию на оккупированных палестинских территориях, прежде всего на Западном берегу р.Иордан (ЗБРИ), необратимых реалий в свою пользу: возведение новых и расширение существующих поселений, строительство «разделительной стены», конфискация палестинских земельных участков, создание закрытых военных зон, регулярные операции силовиков на палестинских территориях, аресты палестинцев, непропорциональное применение силы, снос палестинских строений, финансовые ограничения.

Из недавних израильских шагов такого рода можно выделить следующее. С ноября 2018 г. Израиль в одностороннем порядке прекратил сотрудничество с ПНА в области безопасности в Восточном Иерусалиме. 28 января 2019 г. Б.Нетаньяху объявил об отказе в продлении мандата миссии «Временное международное присутствие в Хевроне» (TIPH), созданной в 1997 г. в соответствии с соглашениями Осло для мониторинга линии, разделяющей еврейские и арабские кварталы Хеврона. 17 февраля 2019 г. Израиль принял решение о «заморозке» 139 млн. долл. из возвращаемых им согласно соглашениям Осло в бюджет ПНА налоговых и таможенных сборов, уплачиваемых палестинцами (данная сумма эквивалентна размеру пособий, ежегодно выплачиваемых семьям палестинцев, отбывающих наказание в израильских тюрьмах или погибших при нападениях на израильтян). По данным ООН, в декабре 2018 г. – марте 2019 г. утверждены планы создания 3150 единиц жилья в поселениях, снесено 133 палестинских жилых дома, убито 27 палестинцев.

Особенно напряженно складывается ситуация в секторе Газа, c 2007 г. находящемся в сухопутной, морской и воздушной израильской блокаде, в результате которой население оказалось в крайне тяжелом социально-экономическом положении. Периодически происходят всплески вооруженной конфронтации, сопровождающиеся ракетными обстрелами территории Израиля и авиаударами по сектору. С 30 марта по 31 декабря 2018 г. от огня израильских военных в секторе погибло 189 мирных палестинцев, включая 35 детей, ранено 9204 человека. В январе - марте 2019 г. было убито 20 и ранено 3415 газовитян. В начале мая 2019 г. погибли более 20 палестинцев и 4 израильтянина.

С приходом в Белый дом Д.Трампа США резко поменяли позицию по БВУ, открыто встав на сторону Израиля и, по сути, отказавшись от идеи создания полноценного палестинского государства. Американцы ведут массированное политико-экономическое давление на палестинцев. В частности, было закрыто представительство ООП в Вашингтоне, прекращено финансирование Ближневосточного агентства ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР) и донорская помощь Палестине. В декабре 2018 г. американкая сторона пыталась добиться принятия ГА ООН резолюции с осуждением движения ХАМАС, косвенно поощряя тем самым межпалестинский раскол.

Одновременно США предпринимают активные шаги с целью ревизии резолюций СБ и ГА ООН, Арабской мирной инициативы, составляющих международно-правовую базу урегулирования арабо-израильского конфликта. В мае 2018 г. перенесли свое посольство в Иерусалим, игнорируя требования резолюции 478 СБ ООН.

25 марта 2019 г. Д.Трамп подписал указ о признании США суверенитета Израиля над оккупированными сирийскими Голанскими высотами, что прямо нарушает резолюцию 497 СБ ООН.

25-26 июня с.г. в Манаме по инициативе США планируется проведение семинара «Мир во имя процветания» (Peace to Prosperity), на котором будет озвучена экономическая часть готовящейся Вашингтоном «сделки века» по БВУ. Содержание данного плана держится в тайне от России и большинства членов международного сообщества. Обнародование его политической части американцы анонсировали на период после проведения в Израиле парламентских выборов, намеченных на 17 сентября с.г.

Изменился подход США к ближневосточному «квартету» международных посредников (Россия, ООН, ЕС, США), деятельность которого практически парализована.

Американскому нажиму поддаются некоторые другие страны. Так, Австралия ограничила финансирование БАПОР, из Тель-Авива в Иерусалим перенесла свое посольство Гватемала, с этим же намерением выступили Бразилия и Чехия. Венгрия открыла в Иерусалиме торгпредство со статусом структурного подразделения её посольства в Тель-Авиве.  

Реагируя на американо-израильские рестрикции, руководство ПНА с начала 2018 г. полностью свернуло любые контакты с США за исключением осуществляемых по линии спецслужб в интересах борьбы с терроризмом. 29 октября 2018 г. Центральный палестинский совет (высший коллегиальный орган палестинцев) объявил о приостановке признания ООП Израиля до признания Израилем Государства Палестина в границах 1967 г. со столицей в Восточном Иерусалиме. В практическом плане это вылилось в сворачивание палестино-израильского сотрудничества во всех сферах, кроме безопасности.

С целью минимизации последствий финансово-экономического давления со стороны Вашингтона и З.Иерусалима палестинцы с ноября 2018 г. пытаются добиться пересмотра условий Парижского протокола, регулирующего торгово-экономические отношения между Израилем и ПНА, с тем, чтобы снять ограничения на экспортно-импортные операции палестинских территорий с остальным миром. Одновременно Рамалла активизировала контакты с донорами в интересах увеличения их вклада в бюджеты ПНА и БАПОР (в феврале-марте 2019 г. таких гарантий удалось добиться от Саудовской Аравии, Исламского банка развития, некоторых стран Евросоюза, Японии, Кувейта).  

 Одним из серьезных препятствий для возобновления палестино-израильского мирного процесса остается раскол между основными палестинскими движениями ФАТХ и ХАМАС. С 2007 г. сектором Газа управляет функционирующее де-факто автономно движение ХАМАС, пришедшее к власти в результате демократических выборов. Власть на ЗБРИ находится в руках ПНА, контролируемой функционерами ФАТХ во главе с международно признанным президентом М.Аббасом. Различными внешними игроками (Египет, КСА, Катар и Россия) предпринимались попытки содействовать восстановлению единства палестинских рядов. Заключен ряд примирительных соглашений (последнее – в октябре 2017 г. в Каире), которые, однако, в полной мере не выполняются.

Процесс межпалестинского примирения остановился в связи с обострением противоречий между ХАМАС и ФАТХ после принятия 22 декабря 2018 г. Верховным судом Палестины решения о роспуске Палестинского законодательного совета (парламента), где доминировали прохамасовские депутаты. В настоящее время ПНА ведет подготовку к парламентским выборам, убеждает ХАМАС согласиться на их проведение и в секторе Газа. С целью подготовки выборов 13 апреля 2019 г. было свормировано новое полностью лояльное М.Аббасу правительство Палестины во главе с членом ЦК ФАТХ М.Штайей.

Россия прилагает усилия с целью содействия преодолению межпалестинского раскола и обеспечения позитивной эволюции подходов всех палестинских фракций к переговорам с Израилем. В этих целях организовали 11-13 февраля 2019 г. в Москве очередную, третью встречу 12 основных палестинских партий и движений (ФАТХ, ХАМАС, «Народный фронт освобождения Палестины», «Демократический фронт освобождения Палестины», «Народный фронт освобождения Палестины – Главное командование», «Палестинская национальная инициатива», «Палестинская народная партия», «Ас-Саика», «Исламский джихад», «Фронт палестинской народной борьбы», «Палестинский демократический союз», «Палестинский фронт освобождения»). По итогам встречи 8 из 12 участников приняли совместное заявление, названное Московской декларацией (отказались подписать ХАМАС, «Исламский Джихад», НФОП и НФОП-ГК). В документе подтвержден настрой на скорейшее преодоление национального раскола и сплочение вокруг идеи создания независимого жизнеспособного палестинского государства, живущего в мире с соседями в регионе.

 

ВЫСКАЗЫВАНИЯ ПО ТЕМЕ

Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров с Государственным министром по иностранным делам Королевства Саудовская Аравия Аделем Аль-Джубейром, Эр-Рияд, 4 марта 2019 года

460-04-03-2019

  • en-GB1 ru-RU1

Уважаемые дамы и господа,

Прежде всего хотел бы поблагодарить моего коллегу и друга Государственного министра по иностранным делам Королевства Аделя Аль-Джубейра за гостеприимство и всех наших саудовских друзей за тесное сотрудничество, а также нацеленность на развитие двусторонних отношений в полном соответствии с теми договоренностями, которые были достигнуты в октябре 2017 г. в ходе государственного визита Короля Сальмана в Москву для переговоров с Президентом Российской Федерации В.В.Путиным, а также договоренностями, которые достигались между российским руководством и Наследным принцем Королевства Мухаммедом Бен Сальманом в ходе его неоднократных встреч с Президентом России.

Позитивно оценили динамику нашего торгового и инвестиционного взаимодействия. Торговля растет, но мы хотим увеличить данные темпы. Сегодня обсудили целый ряд конкретных шагов на этом направлении, в том числе в контексте подготовки к очередному заседанию Совместной межправительственной Российско-Саудовской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, которое должно состояться в ближайшее время в Москве.

Обсудили шаги, которые предпринимают наши соответствующие ведомства по согласованию новых крупных проектов в различных областях, включая энергетику, мирное использование атомной энергии, промышленность, сельское хозяйство, транспортную инфраструктуру.

Договорились продолжать координировать шаги на мировом рынке нефти в формате «ОПЕК плюс», который сложился и успешно функционирует, во многом благодаря инициативным действиям России и Королевства Саудовская Аравия.

У нас обоюдный интерес к расширению гуманитарных связей, культурных обменов, налаживанию более интенсивного, широкого сотрудничества в сфере образования.

Признательны нашим саудовским друзьям за неизменное внимание к российским паломникам в период Хаджа. Количество предоставляемых паломникам мест увеличилось до 22,5 тыс. То внимание, которое уделяется обеспечению их безопасности, безусловно, заслуживает нашей самой высокой благодарности.           

Договорились, что Саудовская Аравия будет активно участвовать в работе Группы стратегического видения, которая создана между Россией и Организацией исламского сотрудничества (ОИС) – «Россия – Исламский мир». Данная Группа регулярно, на ежегодной основе проводит свои заседания. Будем приветствовать более активное вовлечение Саудовской Аравии в ее работу.

Говорили, конечно же, о региональных делах. Значительное внимание уделили ситуации на Ближнем Востоке и Севере Африки в контексте приоритетных задач борьбы с терроризмом, распространением экстремистской идеологии.

Обсудили ход урегулирования ситуации в Сирии, Йемене и на других направлениях этого очень важного региона.

Особое внимание уделили необходимости прогресса на треке  палестино-израильского урегулирования. Там сейчас наблюдается застой. Убеждены, что преодолеть его можно исключительно на основе уже утвержденных ООН принципов мирного урегулирования на базе двухгосударственного решения. Безусловно, будем добиваться того, чтобы дальнейшие усилия осуществлялись на основе соответствующих резолюций СБ ООН и Арабской мирной инициативы, автором которой является покойный Король Саудовской Аравии Абдалла Бен Абдель Азиз Аль Сауд.

Уверен, что наши переговоры продвинут отношения между Россией и Саудовской Аравией, приблизят достижения тех задач, которые поставили Президент России В.В.Путин и Его Величество Король Сальман.  

Вопрос: Сколько еще может потребоваться времени для составления окончательного списка членов Конституционного комитета в Сирии?

С.В.Лавров: Насчет нашей работы по содействию сирийским сторонам в завершении формирования списка членов Конституционного комитета – подчеркну очевидное: решающее слово принадлежит сирийским сторонам – Правительству и оппозиции. Работа, которую мы проделали вместе с турецкими и иранскими партнерами, по побуждению Правительства и оппозиции к согласованию соответствующих имен была практически завершена, но затем появилась известная сложность, связанная с не относящимися к делу препятствиями, которые наши некоторые западные коллеги стали выдвигать на пути одобрения этих договоренностей между Правительством и оппозицией в ООН. Воспринимаем это спокойно и не свернем с нашего курса, который продиктован необходимостью выполнять резолюцию 2254 СБ ООН  и помочь запустить переговорный процесс, ведомый самими сирийцами и принадлежащий самим сирийцам.

Думаю, что сейчас трудно называть конкретные сроки, но работа идет очень активно. Надеюсь, что в самое ближайшее время мы увидим ее завершение.

Пользуясь случаем, хочу выразить признательность нашим саудовским друзьям. Сегодня устами Министра иностранных дел КСА А.Аль-Джубейра подтверждена их нацеленность побуждать оппозиционеров, которые находятся на территории КСА, конструктивно содействовать политическому процессу.

Вопрос: Как Вы относитесь к предложению Франции внести изменения в действующую Конституцию Сирии и провести там досрочные выборы?

С.В.Лавров: У нас есть четкое понимание, которое одобрено всеми основными игроками, так или иначе влияющими на сирийское урегулирование, что задачей и приоритетом номер один является создание Конституционного комитета. Если страны, которые пытались замедлить или даже затруднить этот процесс, сейчас выступают с альтернативными идеями, то оставляю это на их совести. Не думаю, что это будет помогать интересам сирийского народа и началу инклюзивного политического процесса под эгидой ООН.

Вопрос: Россия предлагала провести в Москве переговоры между палестинцами и израильтянами без предварительных условий. Есть ли прогресс на этом направлении? Если ли изменения в палестино-израильском урегулировании?

С.В.Лавров: По просьбе израильского руководства, адресованной нам пару лет назад, мы договорились с палестинскими властями о проведении встречи лидеров Израиля и Палестины на российской территории без каких-либо предварительных условий. Палестинское руководство к такой встрече готово. Израильтяне подтверждают свою заинтересованность в этом, но не определились по срокам. Мы готовы реализовать эту инициативу – даже не столько нашу, сколько израильских коллег ­ в любое время, когда стороны обоюдно согласятся на конкретную дату.

Что касается Вашего более широкого вопроса о том, что нового появилось в палестино-израильском урегулировании, к сожалению, новое появляется только с негативным оттенком. Налицо попытка перечеркнуть всё, что было сделано до сих пор. Я имею в виду резолюции Совбеза и Генассамблеи ООН, «Мадридские принципы», «Принципы Осло» и особо отмечу Арабскую мирную инициативу.

Арабская мирная инициатива предполагала решение палестинской проблемы на основе двух государств ­ Палестины и Израиля, которые живут в безопасности друг с другом и в сотрудничестве со своими соседями. После этого все страны Лиги арабских государств (ЛАГ), а за ними и Организация исламского сотрудничества (ОИС) заявили, что будут готовы полностью нормализовать взаимоотношения с государством Израиль.

Я считаю, что это абсолютно принципиальный подход. Мы активно поддержали Арабскую мирную инициативу, которая была выдвинута покойным королём Саудовской Аравии Абдаллой Бен Абдель Азизом Аль Саудом. Сейчас предпринимаются очевидные попытки поставить эту инициативу с ног на голову: ­ сначала добиться нормализации отношений между арабскими странами и Израилем, а потом посмотреть, нужно ли что-то ещё делать в отношении палестинцев.

Мы отметили, что наши американские коллеги, которые готовят широко разрекламированную, но постоянно откладываемую т.н. сделку века, в ответ на прямые вопросы стали заверять, что они совсем не пытаются подорвать двухгосударственные решения. Есть основания полагать, что эти утверждения, по крайней мере, предстоит проверить на практике. Посмотрим, какая инициатива будет выдвинута в конечном итоге.

Наше убеждение (сегодня мы об этом говорили с нашими саудовскими друзьями) заключается в том, что Арабская мирная инициатива должна оставаться в том виде, в котором она была выдвинута. Нельзя играть с палестинской проблемой вопреки достигнутым на настоящий момент договорённостям в ООН и в ходе предыдущих прямых контактов между сторонами. Справедливое решение палестинской проблемы необходимо в том числе для того, чтобы противодействовать нарастанию радикальных тенденций на «арабской улице», как говорится. Вопрос очень серьёзный. Надеюсь, что те, кто пытаются заниматься этим вопросом напрямую, осознают свою ответственность за его решение и последствия, которые могут сопутствовать этому решению.

Вопрос: Вы упомянули, что обсуждали сотрудничество с Саудовской Аравией в сфере ядерной энергетики. Могли бы Вы подробнее рассказать об этом? Удалось ли достигнуть каких-либо договоренностей?

С.В.Лавров: В Саудовской Аравии есть программа развития проектов в сфере мирного использования атомной энергии. По этой программе объявлены конкурсы по сооружению соответствующих объектов. В этих тендерах участвует российская государственная корпорация «Росатом». Успешно пройдя первый тур, она перешла во второй этап конкурсных процедур. Надеюсь, что тот опыт, который накоплен российскими атомщиками, и уровень безопасности сооружаемых «Росатомом» ядерных объектов, который продемонстрирован в самых разных уголках мира, будет по достоинству оценен саудовскими друзьями.

 

 

 

 

 

Дополнительные материалы

Видео

Фотографии

Показывается результатов: 2.
  • 1