Считаем, что деятельность ООН по поощрению и защите прав человека должна строиться исключительно на основе равноправного сотрудничества и диалога. Только так можно достичь реального прогресса на правозащитном треке. Этот принцип должен стать императивом в работе всей правозащитной архитектуры ООН – Генеральной Ассамблеи, Совета ООН по правам человека, его органов и механизмов, Секретариата ООН.

Рассматриваем Совет ООН по правам человека в качестве важного компонента универсальной системы поощрения и защиты прав человека. В отличие от западных государств, позиционирующих Совет в качестве некой «спасательной команды» по оперативному реагированию на нарушения прав человека в условиях конфликтов и кризисных ситуаций, мы видим его роль в содействии развитию конструктивного и максимально деполитизированного межгосударственного диалога по ключевым тематическим вопросам правозащитной повестки дня.

Ни одно государство не является «идеальным» с точки зрения соблюдения прав человека. Считаем, что наиболее объективным инструментом оценки ситуации с правами человека в отдельных странах является функционирующая в рамках Совета ООН по правам человека процедура Универсального периодического обзора. Наличие такого механизма, когда каждое государство проходит своего рода экзамен по выполнению своих международных обязательств в сфере прав человека и получает от других стран рекомендации по устранению имеющихся проблем, делает избыточным принятие в правозащитных органах ООН страновых резолюций, как правило, имеющих целью «наказание» неугодных политических режимов.

Для нас являются неприемлемыми навязывание одностороннего толкования правозащитных норм, недобросовестное использование прав человека в политических целях, попытки подрыва основных принципов международного права под предлогом обеспечения прав человека. Исходим из того, что государства несут основную ответственность за соблюдение прав человека на своей территории. Мировое сообщество и международные организации могут оказывать им в этом содействие, в том числе в плане технической помощи и создания необходимого потенциала. Такое содействие должно осуществляться по просьбе заинтересованных стран. Недопустимо использование аргументации о нарушениях прав человека в качестве повода для вмешательства во внутренние дела или применения концепции «ответственности по защите».

Выступаем против политизации проблематики демократии и прав человека и принудительного экспорта стандартов, не получивших универсального признания, под видом общемировых. При обеспечении прав человека необходимо учитывать традиционные ценности обществ, уровень их развития, экономические, социальные, культурные реалии. Считаем, что поощрение прав человека может осуществляться путем более глубокого осмысления традиционных ценностей человечества – этических, нравственных и религиозных, которые лежат в основе правозащитных норм и стандартов.

Решительно осуждаем любые формы и проявления дискриминации по каким бы то ни было основаниям. Исходим из того, что закрепленный в международно-правовых актах по правам человека запрет на дискриминацию носит общий характер и распространяется на всех лиц без каких-либо исключений. В этой связи мы не можем согласиться с попытками искусственного вычленения отдельных категорий лиц в качестве самостоятельных групп, якобы нуждающихся в особой защите своих прав и интересов.

Навигация