Российская Федерация последовательно исходит из того, что деятельность ООН по поощрению и защите прав человека должна строиться исключительно на основе равноправного сотрудничества и диалога. Только так можно достичь реального прогресса на правозащитном треке. Этот принцип должен являться императивом в работе всей правозащитной архитектуры ООН – Генеральной Ассамблеи, Совета ООН по правам человека, его органов и механизмов, Секретариата ООН.

Российская Федерация рассматривает Совет ООН по правам человека в качестве важного компонента универсальной системы поощрения и защиты прав человека, главная роль которого заключается в оказании содействия развитию конструктивного и максимально деполитизированного межгосударственного диалога по ключевым тематическим вопросам правозащитной повестки дня.

Сегодня ни одно государство не является «идеальным» с точки зрения соблюдения прав человека. Наиболее объективным инструментом оценки ситуации с правами человека в отдельных странах является функционирующая в рамках Совета ООН по правам человека процедура Универсального периодического обзора. Наличие такого механизма, когда каждое государство проходит своего рода экзамен по выполнению своих международных обязательств в сфере прав человека и получает от других стран рекомендации по устранению имеющихся проблем, делает избыточным принятие в правозащитных органах ООН критических страновых резолюций, зачастую имеющих ярко выраженный политизированный характер.

Российская Федерация считает неприемлемыми навязывание одностороннего толкования правозащитных норм, недобросовестное использование прав человека в политических целях, попытки подрыва основных принципов международного права под предлогом обеспечения прав человека. Именно государства несут основную ответственность за соблюдение прав человека на своей территории. Мировое сообщество и международные организации могут оказывать им в этом содействие, в том числе в плане технической помощи и создания необходимого потенциала. Такое содействие должно осуществляться по просьбе заинтересованных стран. Недопустимо использование аргументации о нарушениях прав человека в качестве повода для вмешательства во внутренние дела или применения концепции «ответственности по защите».

Российская Федерация выступает против политизации проблематики демократии и прав человека и принудительного экспорта стандартов, не получивших универсального признания, под видом общемировых. При обеспечении прав человека необходимо учитывать традиционные ценности обществ, уровень их развития, экономические, социальные, культурные и исторические особенности.

 

Навигация