Совет Европы (СЕ) основан в 1949 г. с целью «достижения большего единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, и содействия их экономическому и социальному прогрессу» (статья 1 Устава СЕ); в настоящее время объединяет 47 стран-членов. Согласно Уставу Совета Европы, эта цель должна достигаться «посредством рассмотрения вопросов, представляющих общий интерес, заключения соглашений и проведения совместных действий в экономической, социальной, культурной, научной, правовой и административной областях, равно как и путем поддержания и дальнейшего осуществления прав человека и основных свобод» (пункт b статьи 1 Устава СЕ). Отличительной особенностью СЕ является выработка и принятие юридически обязательных международных конвенций, охватывающих широкий спектр отраслей «мягкой безопасности», в том числе – противодействие терроризму, развитие уголовного правосудия, защита персональных данных, образование, культура, спорт, здравоохранение и др.

Указанные приоритеты СЕ созвучны положениям Конституции Российской Федерации. В частности, в соответствии со статьей 1 Конституции, Российская Федерация является демократическим федеративным правовым государством. Статья 2 Основного закона гласит, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Согласно статье 7 Конституции, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, где «охраняются труд и здоровье людей» и др.

Российская Федерация стала 39-м государством-членом Совета Европы 28 февраля 1996 г. Главный ориентир для российских представителей в работе на направлении СЕ задает Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 30 ноября 2016 г.). В ней поставлена задача продолжать работу в рамках Совета Европы как самостоятельной универсальной европейской организации, обеспечивающей за счет своих уникальных конвенционных механизмов единство правового и гуманитарного пространств континента.

Сотрудничество между государствами-членами Совета Европы осуществляется в пяти «измерениях»: межправительственном – Комитет министров Совета Европы (КМСЕ); межпарламентском – Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ, с апреля 2014 г. ряд полномочий российской делегации, в т.ч. право голосовать, по решению Ассамблеи приостановлены); межрегиональном – Конгресс местных и региональных властей Совета Европы (КМРВСЕ, глава российской делегации – губернатор Ленинградской области А.Ю.Дрозденко); судебном – Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ, судья в ЕСПЧ от России – Д.И.Дедов) и по линии неправительственных организаций – Конференция международных НПО при Совете Европы (КМНПО).

Такая многоуровневая структура Организации позволяет обеспечить участие в профильном взаимодействии более двадцати федеральных органов власти. В их числе – Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации, МВД России, Минюст России, ФСИН России, Минздрав России, Минкультуры России, Минобрнауки России, Минкомсвязь России, Минспорт России, Минтруд России, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей.

Осуществляется регулярный диалог между российской стороной и руководством Секретариата СЕ.

В частности, в ходе рабочего визита в Москву 20 октября 2017 г. Т.Ягланд встретился с Председателем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И.Матвиенко, Председателем Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В.Володиным, Министром иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавровым и Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации Т.Н.Москальковой.

20 июня 2018 г. Генеральный секретарь Совета Европы Т.Ягланд находился в России с рабочим визитом, в рамках которого он был принят Президентом Российской Федерации В.В.Путиным. Были организованы встречи Т.Ягланда с Министром иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавровым и Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации Т.Н.Москальковой.

16-17 мая 2019 г. С.В.Лавров принял участие в сессии КМСЕ в Хельсинки. На «полях» мероприятия состоялся контакт С.В.Лаврова с Генеральным секретарем СЕ Т.Ягландом.

Для координации деятельности российских министерств и ведомств на направлении Россия – СЕ в соответствии с Распоряжением Президента Российской Федерации от 13 апреля 1996 г. №188-рп «О мерах по обеспечению участия Российской Федерации в Совете Европы» создана Межведомственная комиссия Российской Федерации по делам Совета Европы (МВК). Ее председателем является Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров. Очередное, 23-е заседание МВК прошло в Москве 11 июня 2019 г., предыдущее состоялось 23 октября 2018 г.

Перечень отраслевых программ взаимодействия Россия-СЕ утверждается на заседаниях профильного Руководящего комитета (Руккома) на уровне старших должностных лиц. На заседании Руккома в Москве 24 октября 2016 г. на основе запросов российских органов власти намечены направления сотрудничества в 2017-19 гг. 21 ноября 2018 г. в Страсбурге прошли консультации Россия – СЕ по программам на 2019-20 гг., по результатам был представлен обновленный программный документ, окончательно согласованный между сторонами в апреле 2019 г.

В числе приоритетов работы экспертов России и других стран-членов СЕ в рамках программ взаимодействия – повышение квалификации представителей юридических профессий в Российской Федерации, противодействие коррупции и поддержка развития бизнеса, молодежное сотрудничество, спорт, права женщин и др.

Участие в конвенциях СЕ, а также в их разработке позволяет нашей стране вносить весомый вклад в создание общеевропейского правового пространства. Россия ратифицировала 65 из 225 договорно-правовых актов СЕ, в т.ч. Конвенцию о защите прав человека и основных свобод (в 1998 г.), Европейскую конвенцию по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (в 1998 г.), Европейскую социальную хартию (в 2009 г.), Конвенцию о борьбе с фальсификацией медицинской продукции и сходными преступлениями, угрожающими здоровью населения (в 2018 г.).

В 2005 г. при активном участии Российской Федерации разработан основной антитеррористический документ СЕ – Конвенция о предупреждении терроризма, содержащая принципиально важные и актуальные положения о противодействии публичному подстрекательству к терроризму, вербовке и подготовке террористов (ратифицирована Россией в 2006 г.).

Ещё 17 конвенций и протоколов подписаны и ожидают ратификации. В частности, в 2017 г. Россия подписала Второй дополнительный протокол к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам. 10 октября 2018 г. Российской Федерацией в числе первых государств был подписан Протокол о внесении изменений в Конвенцию о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных, 8 ноября 2018 г. – Конвенция о борьбе с преступлениями в отношении культурных ценностей.

Россия участвует в 9 из 14 автономных организаций системы СЕ: Частичном открытом соглашении (ЧОС) по прогнозированию, предотвращению и оказанию помощи в случае природных и техногенных катастроф, Группе по сотрудничеству в борьбе со злоупотреблением и незаконным оборотом наркотических средств (т.н. «Группа Помпиду»), Европейской аудиовизуальной обсерватории, Европейской комиссии за демократию через право («Венецианская комиссия»), Группе государств против коррупции (ГРЕКО), Расширенном частичном соглашении по спорту (РЧСС), Расширенном частичном соглашении о культурных маршрутах (РЧСКМ), Фонде поддержки совместного кинопроизводства и проката кинематографических и аудиовизуальных работ («Евримаж»), Европейской фармакопее (в качестве наблюдателя).

В частности, в рамках ГРЕКО в настоящее время Россия проходит четвертый раунд оценки – на предмет предупреждения коррупции среди парламентариев, судей и прокуроров. В 2016 г. Группа признала полностью или частично выполненными Российской Федерацией все рекомендации предыдущего раунда оценки.

Участие в работе «Евримаж» позволяет России укреплять позиции в сфере совместного кинопроизводства. По линии этого Фонда оказана финансовая поддержка 26 кинопроектам с российским участием на общую сумму более 6 млн евро, в частности фильмам-призерам отечественных режиссеров на кинофестивале «Кинотавр» в Сочи, Международном кинофестивале в Каннах (Франция), Венецианском кинофестивале.

Отличительной особенностью участия России в работе Совета Европы является ее членство в группе пяти государств – основных плательщиков в бюджет СЕ (Великобритания, Германия, Италия, Россия и Франция[1]). Сумма взноса Российской Федерации в консолидированный регулярный бюджет СЕ в 2019 г. составляет 30 459 888, 69 евро. Благодаря статусу основного плательщика Российская Федерация обладает рядом преимуществ (перевод заседаний органов и материалов СЕ на русский язык, функционирование интернет-сайта СЕ на русском языке, максимально возможное количество мест в ПАСЕ (18) и др.).

Вместе с тем, с учетом кризиса в ПАСЕ Российская Федерация приняла решение приостановить уплату взноса в бюджет СЕ и ряда его частичных соглашений до безусловного восстановления в полном объеме полномочий делегации Федерального Собрания Российской Федерации в Ассамблее (см. Заявление МИД России от 30 июня 2017 г. и Комментарий ДИП МИД России от 10 июля 2017 г.). В связи с тем, что вопрос о восстановлении полномочий российских парламентариев в ПАСЕ не урегулирован, данное решение остается актуальным и по состоянию на первую половину июня 2019 г. (см. Заявление МИД России от 4 июля 2018 г.).

В настоящее время курс России в СЕ направлен на укрепление его самостоятельной роли и формирование объединительной европейской повестки дня, совместный с партнерами поиск ответов на такие вызовы, как терроризм, экстремизм, национализм и неонацизм, дискриминация по этническому, языковому, религиозному признакам. Российская сторона продолжает полноценное отраслевое взаимодействие по линии федеральных органов власти с профильными структурами СЕ.

На сессии КМСЕ в Хельсинки 17 мая 2019 г., приуроченной к 70-летию создания Совета Европы, принято решение Комитета министров в поддержку права всех государств-членов, в т.ч. и России, участвовать на равноправной основе в уставных органах СЕ – КМСЕ и ПАСЕ. Этот шаг открывает перспективы для восстановления прав российской делегации в Парламентской ассамблее Совета Европы.

 


[1] В ноябре 2017 г. Турция информировала Генерального секретаря СЕ о своем решении отказаться от статуса основного плательщика в бюджет СЕ с 2018 г.

 

ВЫСКАЗЫВАНИЯ ПО ТЕМЕ