Совет Европы (СЕ) основан в 1949 г. с целью «достижения большего единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, и содействия
их экономическому и социальному прогрессу» (статья 1 Устава СЕ); в настоящее время объединяет 47 стран-членов. Согласно Уставу Совета Европы, эта цель должна достигаться «посредством  рассмотрения вопросов, представляющих общий интерес, заключения соглашений и проведения совместных действий в экономической, социальной, культурной, научной, правовой и административной областях, равно как и путем поддержания и дальнейшего осуществления прав человека и основных свобод» (пункт b) статьи 1 Устава СЕ). Отличительной особенностью СЕ является выработка и принятие в его рамках юридически обязывающих международных конвенций, охватывающих широкий спектр отраслей «мягкой безопасности», в том числе таких, как противодействие терроризму, вопросы уголовного правосудия, защита персональных данных, образование, культура, спорт, здравоохранение, защита детей и др.

Указанные приоритеты СЕ созвучны положениям Конституции Российской Федерации. В частности, в статье 1 Конституции утверждается, что Российская Федерация является демократическим федеративным правовым государством. Статья 2 Основного закона гласит, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Согласно статье 7 Конституции, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, где «охраняются труд и здоровье людей» и др.

Российская Федерация стала 39-м государством-членом Совета Европы 28 февраля 1996 г. Главный ориентир для российских представителей в работе на направлении СЕ задает Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 30 ноября 2016 г.). В ней поставлена задача продолжать работу в рамках Совета Европы как самостоятельной универсальной европейской организации, обеспечивающей за счет своих уникальных конвенционных механизмов единство правового и гуманитарного пространств континента.

Сотрудничество между государствами-членами Совета Европы осуществляется в пяти «измерениях»: межправительственном (Комитет министров Совета Европы (КМСЕ), межпарламентском (Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ); с апреля 2014 г. ряд полномочий российской делегации в ней, в т.ч. право голосовать, по решению Ассамблеи приостановлены), межрегиональном (Конгресс местных и региональных властей Совета Европы (КМРВСЕ), «судебном» (Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ); судья в ЕСПЧ от России – Д.И.Дедов, Уполномоченный Российской Федерации при ЕСПЧ – заместитель Министра юстиции Российской Федерации Г.О.Матюшкин) и по линии неправительственных организаций (Конференция международных НПО при Совете Европы (КМНПО).

Такая многоуровневая структура позволяет привлечь к предметному взаимодействию в рамках Организации широкий круг российских участников – в нём задействованы представители всех ветвей и более двадцати федеральных органов власти. В целом, в сотрудничестве с СЕ участвуют более двадцати российских федеральных ведомств, в том числе Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Генеральная Прокуратура Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации, МВД России, Минюст России, ФСИН России, Минздрав России, Минкультуры России, Минобрнауки России, Минкомсвязь России, Минспорт России, Минтруд России, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, Общественная палата Российской Федерации и др. 

Осуществляется регулярный диалог между российской стороной и руководством Секретариата СЕ.

27-28 ноября 2014 г. Генеральный секретарь Совета Европы Т.Ягланд посетил Россию с рабочим визитом. 23 октября 2015 г. Генсекретарь СЕ принял участие в международной конференции «Совершенствование национальных механизмов эффективной имплементации Европейской конвенции о защите прав человека» в Санкт-Петербурге, организованной Конституционным Судом Российской Федерации совместно с СЕ. Состоялись контакты Т.Ягланда с Председателем Конституционного Суда Российской Федерации В.Д.Зорькиным и Министром юстиции Российской Федерации А.В.Коноваловым.

3 декабря 2015 г. состоялась встреча Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с Т.Ягландом «на полях» СМИД ОБСЕ в Белграде, 1 марта 2016 г. – встреча С.В.Лаврова с Т.Ягландом «на полях» Совета ООН по правам человека в Женеве, 22 сентября 2016 г. – беседа С.В.Лаврова с Генсекретарем СЕ «на полях» 71-й сессии ГА ООН в Нью-Йорке.

15 сентября 2016 г. Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И.Матвиенко встретилась с Генеральным секретарем Совета Европы «на полях» Европейской конференции председателей парламентов в Страсбурге.

6-7 декабря 2016 г. Генеральный секретарь Совета Европы Т.Ягланд снова посетил Россию с рабочим визитом. Он был принят Президентом Российской Федерации В.В.Путиным. Состоялись встречи Т.Ягланда с Председателем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И.Матвиенко, Председателем Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В.Володиным, Председателем Конституционного Суда Российской Федерации В.Д.Зорькиным, Председателем Верховного Суда Российской Федерации В.М.Лебедевым, переговоры Генсекретаря СЕ с Министром иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавровым, а также встречи с Министром юстиции Российской Федерации А.В.Коноваловым и Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации Т.Н.Москальковой.

Для координации сотрудничества России с СЕ в соответствии с Распоряжением Президента Российской Федерации от 13 апреля 1996 г. №188-рп «О мерах по обеспечению участия Российской Федерации в Совете Европы» создана Межведомственная комиссия Российской Федерации по делам Совета Европы (МВК). Ее председателем является Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров. Очередное, 20-е заседание МВК состоялось в Москве 25 ноября 2016 г. Под эгидой Комиссии прорабатываются вопросы о присоединении России к многосторонним договорам СЕ, ведется повседневная работа по координации участия различных российских министерств и ведомств в деятельности Организации.

Перечень конкретных программ сотрудничества Россия – СЕ утверждается на заседаниях Руководящего комитета по программам взаимодействия Российская Федерация – Совет Европы (Руккома) на уровне старших должностных лиц. Очередное заседание Руккома состоялось 24 октября 2016 г. в Москве. Его участники обсудили итоги выполнения программ Россия-СЕ в 2016 г. и наметили основные направления  взаимодействия  между  Россией  и  Советом  Европы  в  2017-19 гг. на основе запросов профильных российских федеральных ведомств.

В числе приоритетов работы экспертов России и других стран-членов СЕ в рамках программ взаимодействия фигурируют повышение квалификации представителей юридических профессий в Российской Федерации в сфере применения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и Европейской социальной хартии, развитие местной демократии, вопросы противодействия коррупции, политика в области культуры и образования, молодежное сотрудничество, спорт и др.

Участие в договорно-правовых актах СЕ, а также в разработке новых конвенций позволяет нашей стране полноправно сотрудничать в создании общеевропейского правового пространства. Россия ратифицировала 60 договорно-правовых актов СЕ, в т.ч. Устав СЕ (в 1996 г.), Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод (в 1998 г.), Европейскую конвенцию по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (в 1998 г.), Европейскую социальную хартию (в 2009 г.), Конвенцию СЕ о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений (в 2013 г.). В 2005 г. в том числе по инициативе Российской Федерации был разработан основной антитеррористический документ СЕ – Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма, содержащая принципиально важные и особенно актуальные сегодня положения о противодействии публичному подстрекательству к терроризму, вербовке и подготовке террористов (ратифицирована Россией в 2006 г.).

Ещё 19 конвенций и протоколов подписаны и ожидают ратификации. Так, 18 сентября 2014 г. Россия в числе первых подписала Конвенцию Совета Европы против манипулирования спортивными соревнованиями, в выработке которой приняла активное участие. 24 сентября 2015 г. представитель России поставил свою подпись под Конвенцией Совета Европы против торговли человеческими органами, открытой к подписанию 25 марта 2015 г. 22 января 2016 г. Россия подписала Европейскую конвенцию об отмене легализации документов, составленных дипломатическими агентами или консульскими должностными лицами. 3 июля 2016 г. представитель России подписал Конвенцию СЕ о едином подходе к безопасности, защите и обслуживанию во время спортивных мероприятий, в частности футбольных матчей. 19 сентября 2016 г. Россия подписала Протокол №15 о внесении изменений в Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, направленный на повышение эффективности работы Европейского Суда по правам человека.

Россия участвует в 9 из 13 автономных организаций системы СЕ: Частичном открытом соглашении (ЧОС) по прогнозированию, предотвращению и оказанию помощи в случае природных и техногенных катастроф, Группе по сотрудничеству в борьбе со злоупотреблением и незаконным оборотом наркотических средств (т.н. «Группа Помпиду»), Европейской аудиовизуальной обсерватории, Европейской комиссии за демократию через право (т.н. «Венецианская комиссия»), Группе государств против коррупции (ГРЕКО), Расширенном частичном соглашении по спорту (РЧСС), Расширенном частичном соглашении о культурных маршрутах, Фонде поддержки совместного кинопроизводства и проката кинематографических и аудиовизуальных работ («Евримаж»), Европейской фармакопее (в качестве наблюдателя).

Отличительными особенностями участия России в работе Совета Европы являются действующая при принятии решений по вопросам повестки дня Организации культура консенсуса (мнение несогласной стороны учитывается всеми с оговорками), а также её членство
в группе шести государств - основных плательщиков в бюджет СЕ (Франция, Германия, Италия, Россия, Великобритания, Турция). Взнос Российской Федерации в консолидированный регулярный бюджет СЕ в 2016 г. составляет 30 149 465,77 евро. Благодаря своему статусу основного плательщика Российская Федерация имеет ряд преимуществ (в первую очередь это касается обеспечения перевода заседаний органов и материалов СЕ на русский язык, функционирования интернет-сайта СЕ на русском языке).

Совет Европы предоставляет возможность не только пользоваться «наилучшими» практиками других государств, но и транслировать зарубежным партнерам передовые достижения и наработки Российской Федерации. Так, по итогам российского председательства в Комитете министров Совета Европы в 2006 г. была подготовлена «Белая книга» Совета Европы по межкультурному диалогу «Жить вместе в равном достоинстве» (утверждена КМСЕ 7 мая 2008 г.). В ней сформулированы подходы к таким блокам проблем, как культурное многообразие в современных европейских обществах, а также концептуальная основа межкультурного диалога и его межрелигиозное измерение.

В удовлетворительном для российской стороны ключе развивается сотрудничество с Советом Европы в таких областях, как противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма (в 2009-2013 гг. членом бюро и председателем Комитета экспертов СЕ по оценке мер противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма – МАНИВЭЛ – был представитель Росфинмониторинга В.П.Нечаев; в 2014 г. Россия была снята с мониторинга МАНИВЭЛ до проведения следующей взаимной оценки в 2017 г.), противодействие коррупции (Группа государств СЕ против коррупции – ГРЕКО – признала в 2014 г. уровень выполнения своих рекомендаций Российской Федерацией удовлетворительным), предотвращение насилия во время спортивных мероприятий (российская точка зрения учтена при подготовке проекта соответствующей Конвенции СЕ).

В 2016 г. в России и г.Страсбурге (Франция) по линии российских профильных органов власти, научных и образовательных учреждений прошло более двадцати мероприятий (в основном конференций и семинаров), посвященных 20-летию членства Российской Федерации в Совете Европы. Их цель состояла в том, чтобы проанализировать результаты проделанной в СЕ работы и наметить ориентиры на будущее. Особое внимание было уделено проблематике Европейского Суда по правам человека, поиску точек соприкосновения между правом Совета Европы и Евразийского экономического союза, развитию многофункционального потенциала СЕ.

В настоящее время курс России в Совете Европы направлен на укрепление его самостоятельной роли и формирование объединительной европейской повестки дня, совместный с партнерами поиск ответов на такие вызовы, как терроризм, неконтролируемая миграция, наркотрафик, экстремизм, поднимающие голову в ряде европейских стран национализм и неонацизм, «негражданство», нетерпимость и дискриминация по этническому, религиозному, культурному и другим признакам. 

ВЫСКАЗЫВАНИЯ ПО ТЕМЕ