• en-GB1 ru-RU1

Россия установила со всеми государствами ЦА отношения стратегического партнерства. Проходит регулярный конструктивный политический диалог на высшем и высоком уровнях, что придает существенный импульс дальнейшему расширению взаимоотношений. Высокая интенсивность политического взаимодействия позволяет скоординированно решать задачи в области экономики и безопасности.

Российская политика в регионе является взаимовыгодной и нацелена на оказание содействия странам ЦА в решении задач их дальнейшего социально-экономического и культурно-гуманитарного развития, обеспечения стабильности и безопасности, в том числе с учетом расширения военного сотрудничества, увеличения научно-технического потенциала.

За пять лет Россия оказала помощь развитию региона в размере 6,7 млрд. долл. США (4 млрд. – на двусторонней основе, более 2,6 млрд – по линии международных организаций). Россия остается крупнейшим донором региона по линии ООН.

Рассматриваем страны региона как основу интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Этот процесс представляет обоюдную выгоду. Зона свободной торговли СНГ и ЕАЭС дают возможность упрощенного выхода на ближние рынки емкостью более 182 млн. потребителей. 

Развитие отношений России с государствами Центральной Азии сопровождает солидная договорно-правовая база. На сегодня между Россией и странами ЦА действует более 890 двусторонних договоров и межправсоглашений.

Удельный вес торговли с Россией в общем товарообороте стран ЦА равен 30%, его объем – 35 млрд долл. Наша торговля отличается структурированностью: не только сырье, но и промтовары, сельхозпродукция, товары химии, нефтехимии, металлургии автомобиле- и машиностроения.

Россия занимает позиции крупнейшего инвестора. Накопленные инвестиции России в регионе составляют  18 млрд. долл. США (в т.ч. 47% - в ТЭК, 22% - цветную металлургию, 15% - телекоммуникации).

Активно развиваются контакты с Казахстаном – ведущей экономикой региона, нашим союзником по наиболее продвинутым формам военно-политического и экономического сотрудничества.

Особое внимание уделяется расширению прямых связей субъектов Российской Федерации с областями Казахстана.

Энергично развиваются отношения с Киргизией. Сложившийся на сегодняшний день механизм двустороннего взаимодействия, включая регулярный диалог на высшем и высоком уровнях, активные контакты между заинтересованными министерствами и ведомствами, парламентами двух стран, деятельность Межправительственной Российско-Киргизской комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и гуманитарному сотрудничеству, позволяли успешно, на системной основе решать текущие и перспективные вопросы российско-киргизских отношений.

В рамках процесса вхождения  Киргизии в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) Российская Федерация продолжает оказывать республике существенное финансовое и техническое содействие, направленное на обеспечение максимально комфортной адаптации ее экономики к новым реалиям. 

Сотрудничество с Узбекистаном выстраивается в духе стратегического партнерства и союзнических отношений. Получает дальнейшее развитие политический диалог наших стран на высшем и высоких уровнях.

Между Россией и Таджикистаном поддерживаются тесные связи в политической области, в том числе, контакты на высшем уровне. Россия поддерживает ряд крупных проектов, реализуемых в Таджикистане учреждениями системы ООН, такими как ВПП ООН, ЮНИСЕФ, Европейская экономическая комиссия, ВОЗ, ПРООН, а также МОГО (МЧС России доставило в республику груз гуманитарной помощи (сборно-разборные дома) на общую сумму до 3 млн. долл. США).

Между Россией и Таджикистаном осуществляется взаимодействие в рамках СНГ и других интеграционных объединений – ОДКБ и ШОС.

Поддерживается устойчивый политический диалог с Туркменистаном, в том числе, на высшем уровне.

Немаловажную роль в снижении социальной напряженности играют российские подходы к миграционной политике в отношении граждан из ЦА. Прослойка безработной молодежи, ставшей в свое время движущей силой арабских революций, сегодня мигрирует из ЦА, прежде всего, в Россию, поглощающую излишек центральноазиатских трудовых ресурсов.

Россия открыта к  взаимовыгодному сотрудничеству по миграционным вопросам. Здесь предпринимаются усилия как в рамках двусторонних отношений, так и в многостороннем формате.

Сохраняется общее гуманитарное пространство с ЦА. Русский язык и культурное влияние способствуют поддержанию традиций светской власти в регионе, соединяют государства Центральной Азии с европейской христианской цивилизацией. Это является важным инструментом профилактики религиозного экстремизма.

Развивается взаимодействие с центральноазиатскими партнерами в сфере гуманитарного сотрудничества. Сегодня в России обучается по государственным стипендиям около 25 тыс. и в частном порядке более 50 тыс. студентов из Центральной Азии.

Россия заинтересована в стабильном и безопасном развитии государств Центральной Азии и их окружения. Проводится работа по максимальному расширению потенциала двустороннего и многостороннего сотрудничества со странами ЦА в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков, в первую очередь, ориентируясь на приоритетное использование потенциала таких международных организаций, как ООН, ШОС и ОДКБ.

Ситуация в Центральной Азии в целом стабильна, но не лишена рисков, связанных с процессами в Афганистане. Вызывает обеспокоенность развитие ситуации на севере Афганистана, особенно рост в последнее время численности и активизация международных террористических группировок исламских экстремистов и фундаменталистов в этом регионе, прежде всего состоящих из этнических представителей стран ЦА.

Все большее влияние в регионе захватывают группировки «Исламского государства» (ИГ), не скрывающие, что главной их целью является дестабилизация обстановки в ЦА и свержение светских властей в этих странах. 

В связи с усиливающимся влиянием новых вызовов необходим скоординированный подход. В данной сфере важно опираться на опыт уже действующих в регионе механизмов противодействия этим угрозам в рамках СНГ, ОДКБ и ШОС.

Одной из причин порой возникающих трений между государствами в Центральной Азии остается неурегулированность проблемы водопользования.

Россия последовательно проводит в диалоге с партнерами тезисы о том, что в регионе должна быть выстроена взаимовыгодная и справедливая система водораспределения с соблюдением норм международного права и экологической безопасности. Необходим учет интересов всех стран региона, в т.ч. в обеспечении доступа к водным ресурсам. Здесь также не обойтись без регионального подхода.

Водопользование в регионе тесно связано с проблематикой развития гидроэнергетики и орошаемого сельского хозяйства. Сбалансировать соответствующие потребности стран верхнего и нижнего течения трансграничных рек в ЦА является первоочередной задачей.

Россия вносит свой вклад в развитие гидроэнергетического потенциала ЦА. В качестве примера можно привести Сангтудинскую ГЭС-1 в Таджикистане, крупнейшее российско-таджикское совместное предприятие.

Россия исходит из того, что  открытые для равноправного участия региональные энергетические проекты представляют новые перспективы для развития экономик стран региона, а также способствует расширению взаимовыгодного экономического сотрудничества.

В Ферганской долине сходятся границы Киргизии, Таджикистана и Узбекистана. В данном районе проживает порядка 20% населения Центральной Азии с плотностью до 500 чел на 1 кв. км (на площади менее чем 5% от общей территории всего региона). В регионе имеются анклавы Ворух и Кайрагач (расположены внутри Киргизии, но территориально относятся к Таджикистану), Сарвак (таджикский анклав на территории Узбекистана), Джани-айыл, Сох, Таш-Добе, Чок-Кара, Шахимардан (расположены внутри Киргизии, но в административном плане относятся к Узбекистану), Барак (киргизский анклав в Узбекистане). В этой связи актуальными по-прежнему остаются вопросы пограничного размежевания. В случае обращения со стороны центральноазиатских партнеров готовы оказать техническое содействие решению этой проблемы.

 

ВЫСКАЗЫВАНИЯ ПО ТЕМЕ