• en-GB1 ru-RU1

Российские подходы к правозащитной проблематике в ООН

Считаем, что деятельность ООН по поощрению и защите прав человека должна строиться исключительно на основе равноправного сотрудничества и диалога. Только так можно достичь реального прогресса на правозащитном треке. Этот принцип должен стать императивом в работе всей правозащитной архитектуры ООН – Генеральной Ассамблеи, Совета ООН по правам человека, его органов и механизмов, Секретариата ООН.

Рассматриваем Совет ООН по правам человека в качестве важного компонента универсальной системы поощрения и защиты прав человека.
В отличие от западных государств, позиционирующих Совет в качестве некой «спасательной команды» по оперативному реагированию на нарушения прав человека в условиях конфликтов и кризисных ситуаций, мы видим его роль в содействии развитию конструктивного и максимально деполитизированного межгосударственного диалога по ключевым тематическим вопросам правозащитной повестки дня. Российская Федерация выдвинула свою кандидатуру для переизбрания в Совет ООН по правам человека на 2017-2019 гг. Рассчитываем на поддержку наших партнеров. В случае переизбрания приложим все усилия для сохранения конструктивного потенциала Совета.

Ни одно государство не является «идеальным» с точки зрения соблюдения прав человека. Считаем, что наиболее объективным инструментом оценки ситуации с правами человека в отдельных странах является функционирующая в рамках Совета ООН по правам человека процедура Универсального периодического обзора. Наличие такого механизма, когда каждое государство проходит своего рода экзамен по выполнению своих международных обязательств в сфере прав человека и получает от других стран рекомендации по устранению имеющихся проблем, делает избыточным принятие в правозащитных органах ООН страновых резолюций, как правило, имеющих целью «наказание» неугодных политических режимов.

Для нас являются неприемлемыми навязывание одностороннего толкования правозащитных норм, недобросовестное использование прав человека в политических целях, попытки подрыва основных принципов международного права под предлогом обеспечения прав человека.    Продолжаем исходить из того, что государства несут основную ответственность за соблюдение прав человека на своей территории. Мировое сообщество и международные организации могут оказывать им в этом содействие, в том числе в плане технической помощи и создания необходимого потенциала. Такое содействие должно осуществляться по просьбе заинтересованных стран. Недопустимо использование аргументации о нарушениях прав человека в качестве повода для вмешательства во внутренние дела или применения концепции «ответственности по защите».

Выступаем против политизации проблематики демократии и прав человека и принудительного экспорта стандартов, не получивших универсального признания, под видом общемировых. При обеспечении прав человека необходимо учитывать традиционные ценности обществ, уровень их развития, экономические, социальные, культурные реалии. Считаем, что поощрение прав человека может осуществляться путем более глубокого осмысления традиционных ценностей человечества – этических, нравственных и религиозных, которые лежат в основе правозащитных норм и стандартов.

Решительно осуждаем любые формы и проявления дискриминации по каким бы то ни было основаниям. Исходим из того, что закрепленный в международно-правовых актах по правам человека запрет на дискриминацию носит общий характер и распространяется на всех лиц, включая представителей секс-меньшинств. В международном праве отсутствуют отдельные нормы, регламентирующие защиту лиц в соответствии с их сексуальной ориентацией или «гендерной идентичностью». В этой связи мы не можем согласиться с попытками искусственного вычленения представителей секс-меньшинств в качестве самостоятельной группы, якобы нуждающейся в особой защите своих прав и интересов. Считаем недопустимым, когда под предлогом защиты представителей секс-меньшинств, по сути, осуществляется агрессивное навязывание определенного образа поведения и системы ценностей, которые являются чуждыми для значительной части общества.

О резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Борьба с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости»

Вопросы сохранения исторической памяти и противодействие фальсификации истории имеют принципиальное значение для Российской Федерации. В этой связи Россия ежегодно вносит на рассмотрение Генеральной Ассамблеи ООН проект резолюции «Борьба с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости». В последний раз она была принята 17 декабря 2015 г. в Нью-Йорке на пленарном заседании 70-й сессии Генассамблеи ООН.

Помимо России соавторами документа стало еще 51 государство-член ООН, представляющее все регионы мира. За резолюцию проголосовало 133 государства, против выступили 4 делегации и 49 стран при голосовании воздержались.

Принятие резолюции 70/139, являющейся традиционной российской инициативой, имеет особое значение в год 70-летия Победы во Второй мировой войне, создания ООН и учреждения Нюрнбергского трибунала.

В документе, в частности, осуждаются факты прославления в ряде стран нацистского движения и бывших членов организации «Ваффен-СС», в том числе путем открытия памятников и мемориалов, а также проведения публичных демонстраций в целях прославления нацистского прошлого, нацистского движения и неонацизма. Особо подчеркивается, что возведение монументов в честь эсэсовцев, проведение их шествий и другие подобные действия оскверняют память бесчисленных жертв фашизма, негативно воздействуют на подрастающее поколение и абсолютно несовместимыми с обязательствами государств-членов ООН.

Отмечается, что в некоторых странах тех, кто сражался против Антигитлеровской коалиции или сотрудничал с нацистами, упорно пытаются возвести в ранг национальных героев и героев национально-освободительных движений, что является откровенным цинизмом по отношению к тем, кто освободил мир от ужасов национал-социализма.

Выражена озабоченность увеличением числа мест, занимаемых представителями экстремистских партий расистского или ксенофобского характера в ряде национальных и местных парламентов, а также случаев проявления расизма во время проведения спортивных мероприятий.

Неизменно широкая поддержка, оказываемая этой инициативе делегациями государств со всего мира, ежегодно растущее число ее соавторов наглядно свидетельствуют о том, что по-прежнему жива память о трагических событиях той войны, об ужасах, которые принес человечеству нацизм. Однако такой подход, к сожалению, разделяется не всеми. Против данного документа вновь выступили Канада, Палау, США и Украина, а делегации государств-членов ЕС воздержались при голосовании, при том, что резолюция носит тематический характер и ориентирована на сотрудничество и диалог.

Российские подходы к вопросам человеческого измерения ОБСЕ

Вынуждены констатировать, что в деятельности ОБСЕ на протяжение долгого времени сохраняется несбалансированность между тремя измерениями ОБСЕ, а также тематические и географические перекосы в работе «третьей корзины».

Руководство гуманитарных структур ОБСЕ игнорирует нарушения прав человека в государствах Прибалтики, где основных прав и свобод лишена значительная часть населения.

При этом незамеченными остаются проблемы лиц африканского происхождения в США и случаи неправомерного и непропорционального применения силы американскими полицейскими. Не вызывает у них опасений и рост проявлений национализма и неонацизма в Западной Европе, а также правозащитные аспекты нынешнего миграционного кризиса в Евросоюзе и его коренные причины. Широкомасштабные нарушения прав человека, преследование инакомыслящих, убийства общественных и политических деятелей, журналистов, притеснение нацменьшинств на Украине также не получают адекватной реакции исполструктур ОБСЕ.

Вместе с тем в фокусе внимания оказываются даже самые незначительные случаи, произошедшие в странах «к востоку» от Вены.

Невостребованными в ОБСЕ остаются такие важнейшие правозащитные темы, как защита прав детей, социальные и экономические права, защита прав нацменьшинств с акцентом на проблематику безгражданства, противодействие распространению идей национализма и неонацизма, свобода передвижения, обеспечение права на невмешательство в частную жизнь, противодействие трэффикингу с упором на торговлю органами и тканями человека, согласование единых принципов наблюдения за выборами, верховенство права. Вместо этого некоторые страны-участницы с настойчивостью, заслуживающей лучшего применения, вбрасывают для обсуждения в рамках гуманитарного измерения одни и те же темы, что ярко проявляется из года в год на Обзорном совещании в Варшаве. Продолжение этой линии, несомненно, будет иметь негативные последствия для авторитета Организации.

Непозволительным является наблюдающееся в последнее время в ОБСЕ размывание межправительственного формата Организации и принципа консенсуса. Необходимо разработать механизм участия НПО в гуммероприятиях (в настоящее время каких-либо правил, касающихся участия НПО в правозащитных форумах ОБСЕ, по сути, не существует). При всей важности работы гражданского общества на площадке Организации оно не может и не должно «подменять» государства-участники.

Все вышеперечисленное говорит, на наш взгляд, о назревшей необходимости реформировать модальности гуманитарных мероприятий ОБСЕ. Наши подходы к изменению модальностей совещаний в области человеческого измерения ОБСЕ являются частью видения глубокой реформы Организации в целях установления баланса между всеми тремя «корзинами».

О ситуации с обеспечением прав национальных меньшинств в государствах Прибалтики

Весьма обеспокоены беспрецедентной для современной Европы проблемой массового безгражданства в Латвии и Эстонии, отсутствием у т.н. «неграждан» основополагающих политических и социально-экономических прав, низкими темпами натурализации.

Вызывает озабоченность ущемление прав русскоязычного меньшинства в Латвии, Литве и Эстонии в образовательной и языковой областях. Руководством упомянутых стран последовательно реализуется линия на сужение сферы применения языков нацменьшинств посредством реформирования системы образования без учета численности и компактного характера проживания русскоязычного населения.

Отмечаем участившиеся случаи политического преследования проживающих в странах Прибалтики правозащитников, отстаивающих основополагающие права и свободы российских соотечественников.

Обращаем внимание на то, что неблагополучное положение дел в правозащитной сфере в государствах Прибалтики подтверждают многочисленные рекомендации профильных международных организаций, включая Совет Европы. Однако власти фокусных стран по-прежнему продолжают упорно их игнорировать.

 

ВЫСКАЗЫВАНИЯ ПО ТЕМЕ