• en-GB1 ru-RU1

Борьба с международным терроризмом

В обострившихся международных условиях Россия продолжает энергичное и инициативное, лидерское участие в международном антитеррористическом сотрудничестве, прежде всего на площадках ООН, ряда других авторитетных многосторонних организаций, а также в двустороннем формате.

Разделяем серьезные опасения мирового сообщества по поводу глобальной террористической угрозы, которая приобрела в последние несколько лет качественно новое, еще более тревожное измерение, связанное с выходом в лидеры «террористического интернационала» группировки «Исламское государство» (ИГИЛ/ДАИШ), поднявшей террористическое насилие на невиданный уровень жестокости и претендующей – впервые в истории – на создание собственного террористического «псевдогосударства».

Важно не забывать о «генезисе» такого опаснейшего развития событий прежде всего на пространстве Ближнего Востока и Северной Африки (БВСА). Для нас очевидно, что в свое время ряд ведущих мировых игроков принялся за безответственную «геополитическую инженерию» в этом регионе, предусматривавшую в основе своей целенаправленное и системное вмешательство во внутренние дела независимых стран, дестабилизацию и свержение «неугодных» режимов. Именно такая самоуверенная политика во многом привела к разрушению традиционных механизмов государственного управления и обеспечения безопасности в регионе БВСА, бесконтрольному расползанию по региону оружия и боеприпасов, спровоцировала небывалый всплеск «радикализации» местного населения и, в итоге, к разгулу боевой активности террористических и экстремистских структур, прежде всего ИГИЛ и не менее опасной террористической группировка «Джабхат ан-Нусра» (ДаН), но не только.

Крайнюю озабоченность вызывают такие общемировые, «политические» тренды нынешнего международного терроризма, как эффективное использование террористами острых протестных настроений в обществе, умелое «вплетение» терроризма и его носителей в ткань региональных и внутренних конфликтов, проникновение террористических групп и лидеров вглубь оппозиционных движений, перехват ими инициативы и последующее вытеснение оттуда ответственных и конструктивных политических сил.

Российская Федерация твердо исходит из того, что с глобальной террористической угрозой надо бороться сообща, на подлинно коллективной основе, при центральной координирующей роли ООН и соблюдении норм международного права, без «двойных стандартов». Принципиальная позиция России состоит в том, что основу подлинно эффективной стратегии по решающему и окончательному пресечению угроз, исходящих от крупнейших террористических группировок во главе с ИГИЛ, должна в итоге составить международная коалиция, действующая на полностью легитимной основе решений ООН, твердо приверженная в своих действиях нормам международного права. Шагом в этом направлении, как нам представляется, могут стать ныне предпринимаемые усилия по обеспечению должной и эффективной координации действий противостоящих ИГИЛ государств в регионе БВСА в меру их возможностей и с согласия государств, на территории которых такая борьба ведется.

Россия вносит весомый вклад в укрепление «ооноцентричной» международной системы противодействия терроризму. Придаем в этом плане первостепенное значение задачам выполнения Глобальной контртеррористической стратегии ООН (ГКС), антитеррористических резолюций Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН, эффективной имплементации и расширения числа участников универсальных антитеррористических конвенций.

Российская сторона принимает активное участие в необходимом совершенствовании нормативных рамок международного контртерроризма, в частности, сыграла определяющую роль в разработке важнейших для актуальных задач антитеррористического сотрудничества резолюций Совета Безопасности ООН 2170 (2014) и 2178 (2014), нацеленных на пресечение деятельности ИГИЛ и ДаН и на борьбу с феноменом «иностранных террористов-боевиков» (ИТБ).

Принимая во внимание существенное финансовое укрепление ряда террористических организаций в Сирии и Ираке, прежде всего ИГИЛ и ДаН, за счет нелегальной торговли нефтью, принципиально важной считаем задачу эффективной имплементации соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН 2199 (2015) и 2253 (2015).

Россия энергично поддерживает усилия Контртеррористического комитета СБ ООН и его Контртеррористического исполнительного директората по мониторингу выполнения государствами базовой антитеррористической резолюции СБ 1373 (2001), предметного диалога со странами по упомянутым резолюциям СБ 1624 (2005) и 2178 (2014). В условиях роста угроз со стороны ИГИЛ, «Аль-Каиды» и связанных с ней группировок рассматриваем в качестве весьма актуальной задачу повышения эффективности имеющегося «антиалькаидовского» санкционного режима СБ ООН. Наряду с введением более прозрачных процедур деятельности Комитета 1267/1989/2253 полагаем важным обеспечить неукоснительное выполнение государствами своих обязательств по применению санкционных мер в отношении фигурантов соответствующего списка. Применительно к антиталибскому Комитету СБ ООН 1988 акцент делаем на недопущении размывания его антитеррористической направленности, на противодействии попыткам конъюнктурного использования этого инструмента в целях некоей политической «легитимизации» Движения талибов в рамках процесса национального примирения в Афганистане. Россия активно участвует в деятельности Целевой группы по имплементации ГКС и входящего в нее Центра ООН по вопросам борьбы с терроризмом.

Выступаем за согласование проекта Всеобъемлющей конвенции о международном терроризме (ВКМТ), которая содержала бы общепризнанное определение терроризма. Исходим из необходимости найти такое решение, которое было бы приемлемым для всех государств-членов ООН. Только тогда данная конвенция сможет реально стать всеобъемлющей и послужит эффективным инструментом мирового сообщества в борьбе с терроризмом.

 

Международное антиэкстремистское сотрудничество

В увязке с задачами превенции, предупреждения терроризма, в том числе в плане борьбы с подстрекательством к террористическим преступлениям и с учетом важности антитеррористического партнерства с институтами гражданского общества, рассматриваем ныне привлекающие все большее международное внимание вопросы противодействия «насильственному экстремизму» (ПНЭ). Приветствуем все более акцентированный и конкретный интерес мирового сообщества к данной проблематике, тем более что многонациональная и многоконфессиональная Россия в этой сфере имеет поистине уникальный исторический опыт обеспечения взаимного уважения и взаимного понимания наций и религий. Этим опытом Россия готова инициативно и открыто делиться с зарубежными партнерами.

При этом, в активно продвигаемых теперь международных инициативах борьбы с насильственным экстремизмом (включая известную американскую инициативу, запущенную т.н. «вашингтонским саммитом» в феврале 2015 г.) российскую сторону смущает явная неготовность их авторов четко и однозначно признать важность опоры всякого антиэкстремистского сотрудничества на международное право и Устав ООН, обязательность неукоснительного соблюдения таких принципов, как суверенитет и равноправие государств, невмешательство в их внутренние дела. Для нас совершенно очевидно, что попытки в рамках подобных инициатив продвигать цели борьбы с экстремизмом «через голову» законных правительств, в поддержку некоего «независимого» или, тем более, «международного гражданского общества», будут только потворствовать радикализации и экстремизму, что в итоге может привести к дестабилизации ситуации в отдельных странах и усугублению угроз террористического характера.

Удовлетворены адекватным отражением в принятой 1 июля 2016 года резолюции Генеральной Ассамблеи ООН по обзору имплементации Глобальной контртеррористической стратегии вопросов реализации «Плана действий Генерального секретаря ООН по предупреждению насильственного экстремизма», в частности, призывом учитывать различный опыт и национальные приоритеты государств в антиэкстремистской и контртеррористической деятельности.
 

О подходах России к противодействию финансированию терроризма

Россия исходит из того, что эффективная борьба с терроризмом невозможна без надежного перекрытия источников его финансирования, как того требуют профильные резолюции Совета Безопасности ООН и международные стандарты Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). В этой связи нашей страной уделяется повышенное внимание наращиванию международного сотрудничества в сфере противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ).

Важное значение имеет укрепление многостороннего сотрудничества в рамках ФАТФ, усиление роли этого международного института в противодействии финансированию терроризма. Российская Федерация последовательно выступает за то, чтобы деятельность ФАТФ носила неполитизированный, сугубо технический характер.

В рамках российского председательства в ФАТФ (2013 – 2014 гг.) реализован масштабный проект, направленный на выявление незаконных финансовых потоков от производства и оборота афганских наркотиков. В ходе исследования установлено наличие взаимосвязи между доходами от афганского наркотрафика и финансированием терроризма, а также выявлены финансовые центры по отмыву афганских наркоденег. Важно, чтобы данные юрисдикции оставались на контроле ФАТФ и в ходе очередного раунда взаимных оценок ФАТФ анализировались предпринимаемые ими меры по недопущению легализации афганских наркодоходов.

Наиболее актуальными на сегодняшний день представляются усилия по борьбе с финансовой подпиткой ИГИЛ.

На октябрьском и чрезвычайном декабрьском пленумах ФАТФ в 2015 г. Россия ставила вопрос о том, чтобы стандарты Группы, в частности, Рекомендация 5 (тематика противодействия финансированию терроризма), учитывали необходимость всеобъемлющего выполнения государствами разработанных при активном участии нашей страны резолюций СБ ООН 2199 и 2253, вводящих запрет на торговлю с ИГИЛ сирийской и иракской нефтью. Наша страна предложила задействовать в этих целях существующие механизмы ФАТФ для оказания давления на государства, не выполняющие юридически обязывающие решения Совета Безопасности по лишению ИГИЛ финансовой подпитки.

Важным является принятое по инициативе России в декабре 2015 г. решение о том, что усилия ФАТФ на ближайшую перспективу будут сфокусированы преимущественно на вопросах противодействия финансированию терроризма. Этой теме с акцентом на финансовые потоки, связанные с ИГИЛ, было посвящено прошедшее 13-19 февраля 2016 г. в Париже пленарное заседание ФАТФ, на котором Россия продолжала продвигать принципиальную линию, направленную на повышение эффективности и практической отдачи от совместных с партнерами по Группе действий.

Наша страна приняла активное участие в исследованиях ФАТФ по выявлению каналов финансовой подпитки ИГИЛ, а также новых, «нетрадиционных» источников финансирования терроризма. Сейчас задача видится в скорейшем переходе к практической фазе по идентификации конкретных государств, физических и юридических лиц, вовлеченных в экономические отношения с ИГИЛ.

Российская Федерация привержена развитию двусторонних связей по тематике противодействия финансированию терроризма, в том числе оказывает международным партнерам необходимую экспертную помощь по приведению национальных систем ПОД/ФТ в соответствие со стандартами ФАТФ. В этих целях российская сторона приглашает зарубежных специалистов на обучение по профильным программам в Международном учебно-методическом центре финансового мониторинга (МУМЦФМ).

Россия заинтересована в наращивании взаимодействия между созданными по модели ФАТФ региональными группами в целях укрепления глобальной системы ПОД/ФТ. Данная задача являлась одним из приоритетов российского председательства в ФАТФ.

Наша страна также привержена развитию и укреплению многостороннего диалога по проблематике ПОД/ФТ между подразделениями финансовой разведки по каналам Группы подразделений финансовой разведки «Эгмонт».

 

Международное сотрудничество в решении мировой проблемы наркотиков

Россия традиционно играет одну из ключевых ролей в решении мировой проблемы наркотиков, является Стороной трех профильных международных конвенций в сфере контроля над наркотиками – Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г., Конвенции о психотропных веществах 1971 г. и Конвенции о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г., является членом Комиссии ООН по наркотическим средствам.
Основной целью внешнеполитических усилий России на антинаркотическом треке является значительное сокращение производства и потребления опиатов, кокаина, каннабиса, а также синтетических наркотиков и новых психоактивных веществ с долгосрочной перспективой по созданию общества, свободного от наркотиков. Решение этих задач должно основываться на принципах общей и совместной ответственности всех государств за решение мировой проблемы наркотиков, комплексного и сбалансированного подхода к стратегиям и мерам по сокращению спроса и предложения на наркотики, включая недопустимость легализации употребления наркотиков в немедицинских целях.
В условиях ухудшения ситуации с незаконным производством наркотиков в Афганистане и их контрабандой, в том числе в Россию, приоритетом Российской Федерации является активизация комплексных международных усилий, направленных на борьбу с афганской наркоугрозой, которая квалифицирована в ряде документов ООН в качестве угрозы международному миру и стабильности. Россия совместно с Францией стали инициаторами инициативы Парижского пакта – международного механизма с участием более 50 государств и международных организаций, нацеленного на борьбу с опиатами афганского происхождения.
Российская Федерация придает важное значение реализации Итогового документа состоявшейся в Нью-Йорке 19-21 апреля 2016 г. Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по мировой проблеме наркотиков в контексте достижения целей и задач, сформулированных в Политической декларации 2009 г. и Плане действий до 2019 г.
Правительство Российской Федерации ежегодно выделяет 2 млн. долл. США качестве добровольного взноса в Фонд Управления ООН по наркотикам и преступности, которые идут на поддержку  антинаркотических и антикриминальных проектов Управления.

 

Антикоррупционное сотрудничество

Придаем большое значение взаимодействию государств в деле противодействия коррупции, прежде всего на основе Конвенции ООН против коррупции (КПК) 2003 г., которая является универсальным международно-правовым инструментом, регулирующим весь комплекс вопросов международного антикоррупционного сотрудничества. Поддерживаем центральную координирующую роль ООН в этой сфере.

Убеждены, что усилия других международных и региональных антикоррупционных форумов должны идти в русле ооновского механизма, не подменяя, а дополняя и развивая его.

На состоявшейся шестой сессии Конференции государств-участников КПК (Санкт-Петербург, 2-6 ноября 2015 г.) был рассмотрен широкий круг вопросов международного антикоррупционного сотрудничества – обзор хода осуществления КПК, предотвращение коррупции, возвращение активов, техническое содействие, взаимодействие правоохранительных и судебных органов в борьбе с коррупцией.

Среди 10 принятых резолюций по актуальным аспектам взаимодействия в сфере противодействия коррупции хотели бы особое внимание привлечь к предложенной Российской Федерацией – «Санкт-Петербургскому заявлению о поощрении государственно-частного партнерства в предупреждении коррупции и борьбе с ней»». Этот весомый политический документ задает основной вектор дальнейшему международному сотрудничеству под эгидой ООН на антикоррупционном треке.

Отмечаем, что соавторами Заявления стали 27 стран Азии, Африки, Ближнего Востока и Латинской Америки, что говорит об актуальности и востребованности этой темы мировым сообществом.

Также приветствуем принятое Конференцией значимое решение о запуске в 2016 г. второго цикла обзора хода осуществления КПК.

При этом выступаем против попыток пересмотра основополагающих принципов Механизма обзора, который за время своего существования доказал свою эффективность и принес ощутимые и полезные результаты. Функционирование Механизма обзора в форме межправительственного процесса является одним из его руководящих принципов, который наряду с равноправным и деполитизированным характером деятельности не может быть предметом какой-либо ревизии.

В Российской Федерации проблематике борьбы с коррупцией уделяется приоритетное внимание. Искоренение коррупции – залог успешного развития нашей страны. Каждые два года принимается Национальный план противодействия коррупции, который определяет основные направления российской внутренней и внешней политики в этой области.

По итогам состоявшегося 26 января 2016 г. заседания Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции под председательством В.В.Путина были определены приоритетные задачи антикоррупционной работы на предстоящий период, среди которых – более активное использование механизмов международного сотрудничества для выявления, ареста и возвращения из иностранных юрисдикции активов, полученных в результате совершения преступлений коррупционной направленности.

 

Международная информационная безопасность

В третьем тысячелетии информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) превратились в один из основных вызовов глобального развития. Виртуальное пространство все чаще используется в военно-политических, криминальных и террористических целях. Мишенью компьютерных атак становятся государства и частные компании, а зачастую и рядовые граждане. Интернет активно «осваивают» террористы и преступники. Не отстают от них отдельные страны, которые открыто наращивают военный потенциал в цифровой сфере, создают системы массовой электронной слежки.

Россия традиционно рассматривает данную проблематику как единую «триаду» угроз военно-политического, террористического и криминального характера. Исходим из того, что в сложившихся условиях необходимо сосредоточить международные усилия на предотвращении конфликтов в информационном пространстве, не допустить противоправного применения ИКТ, гарантировать соблюдение прав человека в цифровой сфере.

Наиболее эффективной формой международного сотрудничества в области противодействия всему комплексу угроз в сфере МИБ, на наш взгляд, станет принятие универсальных правил ответственного поведения государств в информационном пространстве. Такие правила должны закрепить в цифровой сфере принципы неприменения силы, уважения государственного суверенитета, невмешательства во внутренние дела других государств, уважения основных прав и свобод человека, а также равные права для всех государств на участие в управлении сетью Интернет.

Россия совместно с государствами-членами ШОС, партнерами по БРИКС и СНГ активно продвигает на международной арене соответствующие миротворческие инициативы.

Именно страны ШОС инициировали предметное обсуждение правил поведения государств в информационном пространстве. Еще четыре года назад ими был подготовлен и распространен в ООН проект «Правил поведения в области обеспечения международной информационной безопасности». Его обновленная с учетом поступивших комментариев версия вновь внесена в ООН в этом году.

В ходе 70-й сессии Генассамблеи ООН консенсусом принят российский проект резолюции «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности». Резолюция получила рекордное число соавторов (84 государства). Данный документ предполагает создание в 2016 году Группы правительственных экспертов ООН по МИБ, мандат которой включает в себя дальнейшее исследование того, как международное право применяется к использованию ИКТ государствами, а также норм, правил и принципов ответственного поведения государств, мер укрепления доверия и наращивания потенциала.

Меры укрепления доверия являются важным условием предотвращения потенциально конфликтных ситуаций в сфере использования ИКТ. Большая работа в этом направлении проделана в рамках ОБСЕ. В декабре 2013 г. Постоянный совет ОБСЕ утвердил «Первоначальный перечень мер укрепления доверия в рамках ОБСЕ с целью снижения рисков возникновения конфликтов в результате использования ИКТ», что впервые создало региональный механизм взаимодействия государств в целях противодействия угрозам в сфере МИБ и дало старт формированию «страховочной сетки» в информационной сфере на пространстве от Ванкувера до Владивостока.

Одной из наиболее актуальных тем, связанных с МИБ, является т.н. «наращивание потенциала». Нет сомнения в том, что потребности развивающихся стран в информационно-коммуникационной сфере должны быть учтены, однако практическое наполнение данной тематики требует конкретизации. В этой связи важно гарантировать, чтобы программы «наращивания потенциала» не использовались в качестве прикрытия для вмешательства во внутренние дела государств-получателей, а переданные технологии не применялись впоследствии в целях, несовместимых с задачами обеспечения международной стабильности и безопасности.

Возрастает актуальность криминальной составляющей «триады» угроз МИБ. Борьба с преступностью в глобальном информационном пространстве осложняется отсутствием полноценной международно-правовой базы сотрудничества государств. В связи с этим Российская Федерация последовательно выступает с инициативой разработки под эгидой ООН универсальной конвенции по противодействию информационной преступности.

В вопросах использования Интернет мы исходим из стратегической задачи интернационализации управления данной сетью и повышения в этом контексте роли Международного союза электросвязи (МСЭ). Необходимо обеспечить равные права для всех государств на участие в управлении сетью Интернет и суверенное право государств на регулирование и обеспечение безопасности ее национального сегмента.

 

Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ)

Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Force) – межправительственная организация, вырабатывающая международные стандарты в сфере противодействия отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (ПОД/ФТ/ФРОМУ), а также осуществляющая оценку соответствия национальных систем ПОД/ФТ/ФРОМУ этим стандартам. ФАТФ создана в 1989 г. по решению «Большой семерки», сегодня «курируется» «двадцаткой». Членами ФАТФ являются 35 юрисдикций и 2 международные организации, ассоциированными членами – 9 региональных групп, созданных по модели ФАТФ, наблюдателями – 28 международных организаций и структур и
2 государства. Штаб-квартира ФАТФ размещена в здании Организации экономического сотрудничества и развития в Париже.

Решения ФАТФ принимаются консенсусом на пленарных заседаниях, которые проходят 3 раза в год (в феврале, июне и октябре). Подготовку проектов решений с формулированием соответствующих рекомендаций и предложений осуществляет Секретариат ФАТФ и следующие рабочие группы:

Координационная рабочая группа глобальной сети;

Рабочая группа по разработке политики;

Рабочая группа по рискам, тенденциям и методам;

Рабочая группа по имплементации и соответствию;

Рабочая группа по оценке международного сотрудничества.

Основным инструментом ФАТФ в реализации своего мандата являются признанные международными стандартами 40 рекомендаций в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ (действующая редакция принята в феврале 2012 г., с последующими изменениями в феврале 2013 г., октябре 2015 г., июне и октябре 2016 г.). Реализация рекомендаций ФАТФ на национальном уровне осуществляется подразделениями финансовой разведки (ПФР), отвечающими за сбор и анализ финансовой информации для выявления легализуемых преступных доходов, способов их отмывания, а также источников и каналов финансирования терроризма и финансирования распространения ОМУ с целью обеспечения дальнейшего пресечения такой преступной деятельности.

Российская Федерация – член ФАТФ с 2003 г., член Комитета экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма с момента основания Комитета в 1997 г., инициатор создания в 2004 г. Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма, наблюдатель в Азиатско-Тихоокеанской группе по противодействию отмыванию денег с 2010 г. Функции ПФР в нашей стране выполняет Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг).

Россия защитила третий национальный отчет о прогрессе в совершенствовании национальной системы ПОД/ФТ в сентябре 2014 г. и по его результатам была снята с регулярного мониторинга Группы до проведения очередной оценки в 2018 г.

Наша страна председательствовала в ФАТФ с 1 июля 2013 г. по
1 июля 2014 г. Одним из ключевых итогов председательства стала реализация по инициативе России масштабного проекта по выявлению незаконных финансовых потоков от производства и оборота афганских наркотиков. По результатам анализа значительного массива информации были сделаны два принципиальных вывода. Первый – подтверждена связь между афганскими наркоденьгами и финансированием терроризма. Второй – выявлены
11 предположительных мировых центров по отмыванию преступных капиталов. Российская делегация регулярно ставит в ФАТФ вопрос о том, чтобы деятельность этих центров находилась под особым контролем, а практические результаты проведенного исследования самым внимательным образом учитывались в текущей работе ФАТФ.

Россия приняла активное участие в исследованиях ФАТФ по выявлению каналов финансовой подпитки ИГИЛ, а также новых источников финансирования терроризма (отчеты утверждены на пленарных заседаниях ФАТФ в феврале и октябре 2015 г. соответственно).

Благодаря усилиям России на прошедшем в Париже в октябре 2016 г. пленуме ФАТФ было принято решение о внесении изменений в Стандарты ФАТФ – Пояснительную записку к Рекомендации 5 и Глоссарий – с целью обеспечения всеобъемлющего выполнения резолюций СБ ООН 2199 и 2253, нацеленных на укрепление режима пресечения каналов незаконной подпитки ИГИЛ и связанных с ней тергруппировок за счет нелегальной торговли нефтью, нефтепродуктами, оружием, антиквариатом и другими ресурсами. Таким образом, впервые за 25-летнюю историю ФАТФ по инициативе России были скорректированы универсальные Стандарты по противодействию финансированию терроризма, которые теперь однозначно ставят под запрет оказание не только финансовой, но и любой материальной поддержки ИГИЛ, в том числе торговлю с ней углеводородами и иными природными ресурсами. По инициативе нашей страны также приняты решения об углубленной проработке вопроса о противодействии финансированию ИГИЛ на всех последующих заседаниях ФАТФ и об обновлении трижды в год информации об источниках и каналах финансово-экономической подпитки «Исламского государства».

 

Антитеррористическое сотрудничество в рамках СНГ

Сотрудничество в борьбе с террористической угрозой на пространстве СНГ осуществляется в рамках Антитеррористического центра государств-участников Содружества Независимых Государств (АТЦ СНГ) и в двустороннем формате.

Решение о создании Центра принято на саммите СНГ в июне 2000 г. Положение о нем утверждено Советом глав государств (СГГ) СНГ в декабре 2000 г. Штаб-квартира АТЦ расположена в г. Москве. В соответствии с решением СГГ СНГ (октябрь 2002 г.) Центр также имеет центральноазиатское отделение в г. Бишкеке (Киргизия).

АТЦ СНГ является самостоятельным постоянно действующим отраслевым органом Содружества, призванным обеспечить координацию взаимодействия спецслужб и правоохранительных органов государств-участников СНГ в области борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма. В его компетенцию входит содействие профильным органам стран Содружества в проведении оперативных мероприятий и комплексных операций по борьбе с международным терроризмом, в осуществлении межгосударственного розыска преступников, а также в организации подготовки специалистов антитеррористических подразделений. Отдельной задачей является обеспечение информационного обмена со спецслужбами и правоохранительными структурами, органами отраслевого сотрудничества, сбор и анализ информации о состоянии и тенденциях развития террористической обстановки. В рамках Центра функционирует банк данных, содержащий сведения о лицах, объявленных в межгосударственный розыск по обвинению в совершении преступлений террористического характера, и вероятных местах их укрытия. Сотрудники АТЦ участвуют в подготовке нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы деятельности Центра, а также разработке и правовом сопровождении проектов документов, направленных на совершенствование международно-правовой базы борьбы с терроризмом и экстремизмом.

В своей деятельности Центр руководствуется регулярно утверждаемыми решениями СГГ СНГ трехлетними Программами сотрудничества государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма (16 сентября 2016 г. на заседании СГГ СНГ в Бишкеке утверждена Программа на 2017-2019 гг.).

АТЦ взаимодействует с профильными структурами в рамках Содружества – Советом руководителей органов безопасности и специальных служб, Советом командующих Пограничными войсками, Советом министров обороны, Советом министров внутренних дел, Советом руководителей таможенных служб, Координационным советом генеральных прокуроров, Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и другими видами преступлений на территории СНГ и др.

Центр на основе двусторонних меморандумом и протоколов строит отношения с рядом международных организаций и структур: Исполнительным директоратом Контртеррористического комитета Совета Безопасности ООН, Управлением ООН по наркотикам и преступности, Региональной антитеррористической структурой Шанхайской организации сотрудничества, Секретариатом Организации Договора о коллективной безопасности, Евразийской группой по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма и др.

16 октября 2015 г. Советом глав государств-участников СНГ принято подготовленное по инициативе России Заявление о борьбе с международным терроризмом. Важные формулировки, в том числе в плане формирования широкой международной коалиции против ИГИЛ, закреплены в предложенном Россией Заявлении глав государств-участников СНГ о дальнейших совместных усилиях по противодействию международному терроризму от 16 сентября 2016 г.

В целях согласования подходов и координации позиций на основных международных площадках Россия проводит регулярные двусторонние консультации с ключевыми партнерами по СНГ по борьбе с терроризмом.

По инициативе и под председательством России в Москве ежегодно проходят межмидовские консультации государств Содружества с участием представителей компетентных российских ведомств и профильных структур СНГ по актуальным вопросам противодействия новым вызовам и угрозам.

 

Проблематика новых вызовов и угроз в формате Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ)

ОДКБ является неотъемлемым элементом обеспечения региональной безопасности на постсоветском пространстве. С целью повышения эффективности в сфере борьбы с новыми вызовами и угрозами (НВУ) осуществляется работа по реализации поставленной Советом коллективной безопасности (СКБ) в 2006 г. задачи по трансформации Организации в многофункциональную структуру противодействия всему спектру вызовов и угроз безопасности государств-членов. В октябре 2016 г. СКБ ОДКБ утверждена Стратегия коллективной безопасности до 2025 г., а также принято Совместное заявление государств-членов Организации о противодействии международному терроризму (озвучено 3 октября 2016 г. в ходе 71-й сессии Генассамблеи ООН).

При Совете министров иностранных дел с 2006 г. действует Рабочая группа по Афганистану (последнее заседание состоялось в Москве 29 марта 2016 г.). Среди основных направлений ее работы – мониторинг ситуации в Афганистане, оказание помощи Таджикистану в укреплении таджикско-афганской границы, а также подготовка кадров для антинаркотических, правоохранительных и пограничных структур Афганистана и стран Центральной Азии в высших учебных заведениях государств-членов ОДКБ.

При Комитете секретарей советов безопасности (КССБ) ОДКБ функционируют рабочие группы по вопросам борьбы с терроризмом, противодействию незаконной миграции, информационной политике и безопасности. В декабре 2014 г. одобрена Антинаркотическая стратегия государств-членов, создан Консультационный координационный центр ОДКБ по вопросам реагирования на компьютерные инциденты. В октябре 2016 г. создан Центр кризисного реагирования, на который возложены функции по информационно-аналитическому и организационно-техническому сопровождению процесса выработки решений уставными органами Организации. Планируется создание Центра антинаркотических операций.

В феврале 2009 г. сформированы Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ, регулярно проводятся их совместные комплексные учения с участием контингентов и оперативных групп государств-членов ОДКБ. С 2004 г. на регулярной основе проводятся учения Коллективных сил быстрого развертывания Центральноазиатского региона (КСБР ЦАР), в том числе с отработкой антитеррористических задач. В 2016 г. в апреле в Таджикистане состоялось первое совместное учение сил и средств разведки вооруженных сил государств - членов ОДКБ «Поиск-2016», в мае на территории Армении проведены тактико-специальные совместные учения «Кобальт-2016» подразделений органов внутренних дел (полиции), в июле на территории Киргизии – совместное командно-штабное учение «Рубеж-2016», в августе в Белоруссии и в России (Псковская область) состоялись учения «Нерушимое братство-2016» и «Взаимодействие – 2016». В ходе маневров отрабатываются тренировочные операции по отражению вторжения на территорию государства-члена ОДКБ незаконных вооруженных формирований, деятельность подразделений по защите от хакерских и информационно-психологических атак.

С 2003 г. на территории государств-членов ОДКБ проводится международная комплексная антинаркотическая операция «Канал» (в 2008 г. преобразована в постоянно действующую, однако в 2016 г. не проводилась в связи с реорганизацией МВД России). Главной целью операции является перекрытие каналов контрабанды наркотических средств из Афганистана на территорию государств-членов ОДКБ, участвуют сотрудники компетентных органов России, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана.

ОДКБ поддерживает контакты с ооновскими структурами, включая Контртеррористический комитет СБ ООН, Управление ООН по наркотикам и преступности. В сентябре 2016 г. подписан Меморандум о взаимопонимании между Секретариатом ОДКБ и Исполдиректоратом КТИД СБ ООН. Действуют аналогичные документы между Секретариатом ОДКБ и Секретариатом ШОС, а также Исполнительным комитетом СНГ. В октябре 2016 г. разработан механизм формирования и утвержден Единый список организаций, признанных террористическими в формате ОДКБ.

В целях борьбы с преступлениями в информационной среде в ОДКБ осуществляется операция постоянного действия «ПРОКСИ» («Противодействие криминалу в сфере информации»).

В качестве перспективного направления сотрудничества в рамках ОДКБ рассматривается обеспечение безопасности спортивных и других крупных международных мероприятий, в том числе с учетом опыта состоявшихся в России Всемирной Летней Универсиады, Зимних Олимпийских и Паралимпийских игр, подготовки к проведению Чемпионата мира по футболу 2018 г. и Всемирной Зимней Универсиады в Красноярске 2019 г.

 

Региональная антитеррористическая структура Шанхайской организации сотрудничества (РАТС ШОС)

РАТС ШОС учреждена в соответствии с Соглашением между государствами-членами Шанхайской организации сотрудничества о Региональной антитеррористической структуре от 7 июня 2002 г.
РАТС ШОС является постоянно действующим органом ШОС и предназначена для содействия координации и взаимодействия компетентных органов государств-членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.
Основными задачами и функциями РАТС ШОС являются разработка предложений и рекомендаций о развитии сотрудничества для соответствующих структур ШОС; содействие компетентным органам государств-членов ШОС; сбор и анализ информации, поступающей в РАТС от государств- членов ШОС; участие в подготовке международно-правовых документов; содействие в подготовке специалистов и инструкторов для антитеррористических подразделений; установление и поддержание рабочих контактов с международными организациями, занимающимися вопросами борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.
Органы РАТС ШОС:
Совет РАТС ШОС состоит из представителей (руководителей) компетентных органов государств-членов ШОС. Заседания Совета проводятся, как правило, два раза в год. С сентября 2016 г. по сентябрь 2017 г. в Совете председательствует Китай. Решение в Совете принимается консенсусом.
Исполнительный комитет РАТС ШОС (31 сотрудник) выполняет свои задачи и функции в соответствии со следующими направлениями:
1.Координационно-оперативная деятельность.
2.Международные контакты и связи.
3.Информационно-аналитическая деятельность.
4.Правовое обеспечение.
5.Административно-финансовая деятельность.
Директор является высшим административным должностным лицом Исполнительного комитета РАТС ШОС и назначается на ротационной основе Советом глав государств-членов ШОС сроком на три года без права продления на следующий срок. С 1 января 2016 г. это пост занимает представитель России Е.С.Сысоев.
При РАТС ШОС учрежден институт постоянных представителей государств-членов ШОС.
В июне 2012 г. Президент Российской Федерации В.В.Путин выступил с инициативой о реформировании РАТС ШОС и последующем создании на ее базе универсального Центра по противодействию вызовам и угрозам безопасности, главной задачей которого должно стать комплексное противодействие международному терроризму и экстремизму, незаконному обороту наркотиков, транснациональной организованной преступности. В рамках реализации предложения В.В.Путина в июле 2014 г. МИД России выступил с предложением сформировать на первом этапе Рабочую группу по противодействию финансированию терроризма от наркобизнеса.
Советом глав государств-членов ШОС (Уфа, 10 июля 2015 г.) утверждена Программа сотрудничества государств-членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом на 2016-2018 гг. По инициативе российской межведомственной делегации 8 апреля 2016 г. Советом РАТС ШОС утвержден Алгоритм совместных действий компетентных органов государств-членов ШОС по противодействию вызовам и угрозам, исходящим от ИГИЛ.
 

Проблематика новых вызовов и угроз (НВУ) в рамках Диалогового партнерства Россия–АСЕАН 

С июля 1996 г. Россия является полноправным партнером по диалогу с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). 2 июля 2004 г. в г.Джакарта (Индонезия) была принята Совместная декларация о сотрудничестве в борьбе с международным терроризмом.

Министр иностранных дел России ежегодно участвует
в Постминистерских конференциях Ассоциации с диалоговыми партнерами
в формате «АСЕАН+1». Очередное министерское совещание Россия-АСЕАН прошло 25 июля 2016 г. во Вьентьяне (Лаос).

19-20 мая 2016 г. состоялся юбилейный Саммит Россия-АСЕАН в Сочи, приуроченный к 20-летию установления отношений Диалогового партнерства. В ходе мероприятия лидеры подтвердили важность дальнейшего укрепления сотрудничества в интересах эффективного противодействия терроризму и другим вызовам и угрозам безопасности. Первоочередные задачи на этом направлении закреплены в принятой 20 мая Сочинской декларации (пп. 6-8), а также в Комплексном плане действий, включающем расширенный раздел по борьбе с терроризмом и транснациональной преступностью (пп. 17-43) и раздел по сотрудничеству в сфере информационно-коммуникационных технологий (пп. 91-95).

Ежегодно в рамках Диалогового партнерства Россия-АСЕАН проходят Совещание старших должностных лиц по транснациональной преступности (ССДЛ-ТНП) и заседание Совместной рабочей группы по борьбе с терроризмом (СРГ). Оба мероприятия проводятся в межведомственном формате (с российской стороны – МИД, ФСБ, МВД и Росфинмониторинг) при координирующей роли России.

На первом заседании СРГ (Мьянма, 2009 г.) был разработан Рабочий план Россия-АСЕАН по борьбе с терроризмом и транснациональной преступностью. В рамках его реализации осуществляется сотрудничество по следующим направлениям: борьба с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, транснациональной организованной преступностью и пиратством, ОМУ-терроризмом, противодействие легализации преступных доходов и финансированию терроризма, защита критически важной инфраструктуры, обеспечение кибербезопасности.

Седьмое заседание СРГ и одиннадцатое совещание ССДЛ-ТНП состоялись соответственно 23 и 26 мая 2016 г. в г. Джакарта (Индонезия).

Впервые в советской/российской истории в Москве в октябре – ноябре 2012 г. в межведомственном формате (ФСБ, МВД, Росфинмониторинг) при координирующей роли МИД были проведены обучающие курсы для представителей правоохранительных органов и специальных служб стран АСЕАН по проблематике борьбы с терроризмом и экстремизмом, включая аспекты противодействия финансированию терроризма. С тех пор подобные мероприятия по повышению квалификации проходят на ежегодной основе. Аналогичные курсы по линии ФСБ и МВД состоялись в 2016 г., получив высокую оценку партнеров.

 

Проблематика новых вызовов и угроз (НВУ) в рамках Регионального форума АСЕАН по безопасности (АРФ)

Региональный форум АСЕАН по безопасности, созданный в 1994 г., является ведущим механизмом общерегионального политического диалога по всему спектру вопросов обеспечения мира и стабильности в АТР.

АРФ объединяет 27 участников: 10 стран АСЕАН (Бруней, Вьетнам, Индонезию, Камбоджу, Лаос, Малайзию, Мьянму, Сингапур, Таиланд и Филиппины), 10 диалоговых партнеров Ассоциации (Австралию, Индию, Канаду, Китай, Новую Зеландию, Республику Корея, Россию, США, Японию и Евросоюз), а также Бангладеш, Восточный Тимор, КНДР, Монголию, Пакистан, Папуа-Новую Гвинею и Шри-Ланку. Заявки на участие подали Казахстан, Киргизия и Афганистан. Председатель АРФ с 1 января 2017 г. – Филиппины.

Укрепление многопланового сотрудничества с государствами- участниками АРФ по противодействию терроризму и другим НВУ является одним из российских приоритетов. Проблематика противодействия НВУ обсуждается в рамках Межсессионной встречи по противодействию терроризму и транснациональной преступности (МВ-ПТТП), а также Межсессионной группы поддержки по мерам доверия и превентивной дипломатии (МГП- МДПД). Сопредседатели МВ-ПТТП в 2016-2017 межсессионном году – Индия и Индонезия, сопредседатели МГП-МДПД – Канада и Филиппины.

Очередное заседание МВ-ПТТП прошло 21-22 марта 2016 г. в г. Сиемреап (Камбоджа). По инициативе России основное внимание встречи было сосредоточено на вопросах консолидации усилий стран-участниц по ликвидации любых форм материальной и финансовой подпитки ИГИЛ.

В сфере антитеррора согласованные обязательства участников зафиксированы в «Рамочных договоренностях о сотрудничестве между участниками АРФ в области противодействия терроризму и транснациональной преступности», утвержденными министрами в Маниле в 2007 г.

Основные направления взаимодействия на контртерроритстическом треке в формате АРФ определены Рабочим планом по борьбе с терроризмом и транснациональной преступностью (РП), который регулярно актуализируется в целях консолидации усилий государств-участников АРФ на ключевых вопросах повестки дня профильных межсессионных встреч Форума. Действующий в настоящее время РП на 2015-2017 гг. был утвержден на встрече министров иностранных дел АРФ в августе 2015 г. в Малайзии. В нем закреплены такие приоритетные для России направления, как обеспечение безопасности в сфере информационно-коммуникационных технологий, борьба с незаконным оборотом наркотиков, ОМУ-терроризмом, торговлей людьми, радикализацией общественных настроений. По предложению России в документ включена также проблематика противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма.

 

Рабочая группа АТЭС по борьбе с терроризмом (РГБТ)

Форум «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) является приоритетной для России региональной площадкой, позволяющей максимально эффективно осуществлять и продвигать конкретные инициативы, направленные на борьбу с терроризмом.

В 2003 г. была создана Специальная группа АТЭС по борьбе с терроризмом, которая в 2013 г. трансформировалась в постоянный механизм АТЭС – Рабочую группу по борьбе с терроризмом (РГБТ).

В 2011 – 2012 гг. Россия вместе с США являлась сопредседателем РГБТ. В 2011 г. при активном участии российской стороны была разработана и одобрена лидерами Форума Консолидированная антитеррористическая стратегия АТЭС.

РГБТ является действенным многосторонним механизмом обмена информацией о террористических угрозах в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), площадкой для обсуждения таких актуальных вопросов, как обеспечение транспортной, продовольственной, пограничной и кибербезопасности, противодействие финансированию терроризма и пресечение трансграничных перемещений иностранных террористов-боевиков, обеспечение безопасности проведения крупных международных мероприятий и критически важной инфраструктуры, привлечение возможностей деловых кругов в борьбе с новыми вызовами и угрозами на пространстве АТЭС.

20 августа 2016 г. в Лиме (Перу) при коспонсорстве России, Японии, Индонезии, Филиппин и Перу прошла 10-я Конференция по безопасности торговли в регионе АТЭС. Россия организовала и выступила модератором отдельной сессии по контртеррористическим аспектам защищенности «цепочек поставок» в АТР.

Российская межведомственная делегация (МИД, ФСБ, МВД, Минтранс, Росфинмониторинг) регулярно принимает участие в заседаниях РГБТ, которые проходят два-три раза в год.