3 August 200710:46

Summary of Statement by Minister of Foreign Affairs of the Russian Federation Sergey Lavrov at Plenary Meeting of 14th Session of the ASEAN Regional Forum (ARF) in Manila, August 2, 2007

1241-03-08-2007

  • en-GB1 ru-RU1

Esteemed Mr. Chairman,

Esteemed colleagues,

First of all I would like to thank our Philippine colleagues for the excellent organization of the present events in Manila.

Our meeting is being held in the conditions when the international community is in the process of elaborating adequate responses to the challenges and threats of our time. We are firmly convinced that this is possible only by combining efforts. One of the chief objectives in this context we believe is agreeing universal principles for ensuing security that can be a reliable guarantee of peace and prosperity. We allot a substantial role in its solution to the ASEAN Regional Forum as one of the authoritative mechanisms for shaping common approaches of the countries of the region.

The extensive tasks Russia suggested during its presidency of the G8 still retain their relevance, particularly as applied to the AP region. Cooperation in ensuring energy and information; combating contagious diseases; the development of education and trade, and the issues of climate protection and ecology determine the "face" of the contemporary political agenda not only of the AFR, but also of other major multilateral associations, the SCO, APEC, ACD.

A vivid example: energy. For us the creation of a reliable, comprehensive system of energy safety is not a whim, but a strategic objective. Given the steadily growing requirements of the region's states in hydrocarbon raw materials, the problem of arranging an uninterrupted supply of the region's countries with energy resources can be tackled only by acting jointly. We are already working in this direction, and hope that a full-scale launch of the Sakhalin projects and the completion of the Eastern Siberia-Pacific Ocean oil pipeline will help ensure energy security in the AP region. We are keen to forge mutually advantageous cooperation with the foreign partners in developing the rich oil and gas fields of Siberia and the Russian Far East. Russia is ready to share its developments on alternative sources of energy.

We regard the present situation in the AP region as generally relatively stable and predictable. At the same time it cannot but worry us that there still lingers quite a lot of "flammable" material for conflicts, and risks and threats make themselves felt that could destabilize the situation.

The danger of WMD proliferation in the region, particularly in the context of the Korean Peninsula nuclear problem, poses the greatest concern. We welcome the recently emerging positive shifts within the six-party negotiation process. Russia did all it could to help bring this about. At the same time it is obvious that we have yet to travel a long road to a final settlement of all the differences and the finding of mutually acceptable solutions.

The situation surrounding the nuclear program of Iran remains complicated. We call on Iran to fully comply with the requirements of relevant UN Security Council resolutions. We see no alternative to a politico-diplomatic way of unblocking the problem. We welcome the emerging positive shifts in Iran's contacts with the IAEA. Removing the world community's concerns about the nuclear activities of Iran lies at the base of this problem. All the rest is secondary. Only through cooperation with the IAEA will Teheran be able to restore full trust in its nuclear program. Everyone stands to gain from this.

We positively assess the draft proposed by our American colleagues of an ARF Statement in Support of the Implementation of UNSCR 1540, especially as Russia was one of its cosponsors. We think that the adoption of this document would be a useful contribution to the cause of strengthening the nonproliferation regime.

In any society terror has no right to exist. At the same time, the civil war unfolding in Iraq, the stalling and rollbacks in the Middle East peace process, and the absence of peace and national consensus in Afghanistan are feeding the terrorist threat. Hence the urgent need to solve these problems as soon as possible, which is possible only on lines of their real internationalization.

We favor the struggle against international terrorism acquiring a systemic character in ARF activities. Under the Forum's auspices, a solid antiterrorist arsenal has already been developed. Submitted by the ARF Section of the ASEAN Secretariat for our approval, the Framework Agreements of the Forum Participants on Cooperation in Combating Terrorism and Transnational Crime, are testimony to this. The task now is to ensure their practical implementation.

It is obvious that the security system in the region must be one and indivisible, a result of collective efforts by all members of the regional community. This rules out the formation of any "alternative" entities or "narrow" formats whatsoever which, as practice shows, are hardly capable of yielding the sought-for result. I believe that the absolute majority of those present share this kind of network approach.

The questions of the struggle against the new challenges and threats in the AP region encompass a whole range of tasks that cannot be viewed in isolation from each other. It is impossible to unblock existing conflicts or prevent new ones from arising by the use of force. Creative approaches are needed here, devoid of ideological blinkeredness and founded on common sense and collective analysis of existing problems. In our opinion, one of the chief objectives is to do everything possible to help bring peoples closer together on the basis of mutual respect, equal cooperation and understanding and the promotion of intercivilizational and intercultural dialogue. By virtue of its geopolitical position and multinational and multiconfessional character Russia intends to actively help forge that dialogue within the ARF, and promote the ideas of tolerance.

Our proposal to adopt an ARF Statement on the Development of Intercivilizational Dialogue has been prompted by just these considerations, the desire to give an impulse to multilateral collaboration. We feel that the ARF will not be able to stay aloof from work in this important sphere, which is the focus of attention of the UN and its Secretary General. I wish to thank all the colleagues who made a contribution to finalizing the document being presented to you today.

The ARF is currently going through an important stage of looking for its own "niche" in the system of contemporary international relations and we face the crucial task of deciding which direction to take in the further evolution of the Forum.

On the one hand, the need for internal consolidation is beyond doubt. On the other – a number of states would like to join the ARF. Moreover, the Forum would only gain from their participation. Perhaps it is worthwhile to analyze more carefully the advisability of the current temporary moratorium, which, in addition, bears an obviously selective character.

We believe that more energetic moves are required to arrange practical interaction between the ARF Section in the ASEAN Secretariat and the administrative structures of such authoritative regional organizations as the SCO and CICA. Especially as we last year in Kuala Lumpur adopted the appropriate conceptual document. This would constitute an important step along the road of building up multilateral cooperation in the field of security.

We are convinced that multilateral cooperation and collective mechanisms, based on international law, with the UN playing a central coordinating role, must underlie a future world pattern. This approach is determinant for the present trends in the AP region. And the activities of the ARF, in our view, open the way to the formation of a truly sustainable and truly multilateral security architecture in the region. For its part, Russia will continue facilitating this process.

Thank you for your attention.

August 3, 2007

Organization for Security and Co-operation in Europe (OSCE)

Council of Europe (CoE)

NATO (North Atlantic Treaty Organization)

European Union (EU)

x
x
Advanced settings

3.08.0710:46

Тезисы выступления Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на пленарном заседании 14-й сессии Регионального форума АСЕАН (АРФ) в Маниле 2 августа 2007 года

1241-03-08-2007

  • en-GB1 ru-RU1

Уважаемый господин Председатель,

Уважаемые коллеги,

Прежде всего хотел бы поблагодарить наших филиппинских коллег за прекрасную организацию нынешних мероприятий в Маниле.

Наша встреча проходит в условиях, когда международное сообщество находится в процессе выработки адекватных ответов на вызовы и угрозы современности. Твердо убеждены, что это возможно только путем объединения усилий. Одной из главных задач в этой связи мы считаем согласование универсальных принципов обеспечения безопасности, способных стать надежной гарантией мира и процветания. Существенную роль в ее решении отводим Региональному форуму АСЕАН как одному из авторитетных механизмов формирования общих подходов стран региона.

По-прежнему сохраняют актуальность, в том числе применительно к АТР, масштабные задачи, которые Россия предложила в период своего председательства в «Группе восьми». Сотрудничество в обеспечении энергетической и информационной безопасности, борьба с инфекционными заболеваниями, развитие образования и торговли, вопросы экологии и охраны климата определяют «лицо» современной политической повестки дня не только АРФ, но и других крупных многосторонних объединений – ШОС, АТЭС, ДСА.

Наглядный пример – энергетика. Для нас создание надежной, всеобъемлющей системы энергобезопасности – не прихоть, а стратегическая задача. С учетом постоянно растущих потребностей государств АТР в углеводородном сырье проблему налаживания бесперебойного снабжения стран региона энергоресурсами можно решать лишь сообща. Мы уже сейчас работаем в этом направлении, надеемся, что запуск сахалинских проектов в полном объеме и завершение строительства нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан помогут обеспечению энергобезопасности в АТР. Заинтересованы в налаживании взаимовыгодного сотрудничества с зарубежными партнерами в освоении богатейших месторождений нефти и газа Сибири и российского Дальнего Востока. Россия готова поделиться своими наработками по альтернативным источникам энергии.

Рассматриваем нынешнюю ситуацию в АТР как в целом относительно стабильную и предсказуемую. Вместе с тем не может не беспокоить то обстоятельство, что здесь сохраняется немало «горючего» материала для конфликтов, заявляют о себе риски и угрозы, способные дестабилизировать обстановку.

Наибольшую озабоченность вызывает опасность распространения ОМУ в регионе, в том числе в контексте ядерной проблемы Корейского полуострова. Мы приветствуем наметившиеся в последнее время позитивные сдвиги в рамках шестистороннего переговорного процесса. Россия как могла способствовала этому. В то же время очевидно, что нам предстоит еще долгий путь до окончательного урегулирования всех разногласий и нахождения взаимоприемлемых развязок.

Сложной остается ситуация вокруг ядерной программы Ирана. Призываем Тегеран в полном объеме выполнить требования соответствующих резолюций СБ ООН. Мы не видим иного пути разблокирования проблемы кроме как политико-дипломатического. Приветствуем наметившиеся позитивные сдвиги в контактах Ирана с МАГАТЭ. Именно снятие озабоченностей мирового сообщества в отношении ядерной деятельности Ирана лежит в основе этой проблемы. Все остальное – вторично. Только через взаимодействие с МАГАТЭ Тегеран может восстановить полное доверие к своей ядерной программе. От этого выиграют все.

Мы позитивно оцениваем предложенный нашими американскими коллегами проект Заявления АРФ «В поддержку выполнения резолюции 1540 СБ ООН», тем более что Россия являлась одним из ее соавторов. Полагаем, что принятие этого документа стало бы полезным вкладом в дело укрепления режима нераспространения.

В любом обществе террор не имеет права на существование. Вместе с тем, разворачивающаяся гражданская война в Ираке, пробуксовка и откаты в процессе ближневосточного урегулирования, отсутствие мира и национального согласия в Афганистане подпитывают террористическую опасность. Отсюда – настоятельная необходимость скорейшего урегулирования этих проблем, что возможно только на путях их реальной интернационализации.

Мы выступаем за то, чтобы борьба с международным терроризмом приобрела в деятельности АРФ системный характер. По линии Форума уже наработан объемный антитеррористический инструментарий. Свидетельство тому – представленные секцией АРФ Секретариата АСЕАН на наше одобрение «Рамочные договоренности участников Форума по сотрудничеству в области противодействия терроризму и транснациональной преступности». Теперь дело за тем, чтобы обеспечить их практическую реализацию.

Очевидно, что система безопасности в регионе должна быть целостной и неделимой, результатом коллективных усилий всех членов регионального сообщества. Это исключает формирование каких бы то ни было «альтернативных» структур и «узких» форматов, которые, как свидетельствует практика, вряд ли способны принести искомый результат. Полагаю, что подобный сетевой подход разделяет абсолютное большинство присутствующих.

Вопросы борьбы с новыми вызовами и угрозами в АТР – это целый комплекс задач, которые не могут рассматриваться изолированно друг от друга. Разблокировать существующие конфликты и исключить возникновение новых силовыми средствами невозможно. Здесь требуются творческие подходы, лишенные идеологической зашоренности и основанные на здравом смысле и коллективном анализе существующих проблем. На наш взгляд, одна из главных задач – сделать все возможное, чтобы содействовать сближению народов на основе взаимного уважения, равноправного сотрудничества и взаимопонимания, развития межцивилизационного и межкультурного диалога. В силу своего геополитического положения, многонационального и многоконфессионального характера Россия намерена активно способствовать налаживанию в рамках АРФ такого диалога, продвижению идей толерантности.

Наше предложение принять Заявление АРФ «О развитии межцивилизационного диалога» продиктовано именно такими соображениями, стремлением придать импульс многостороннему взаимодействию. Полагаем, что АРФ не может оставаться в стороне от работы в этой важной сфере, находящейся в фокусе внимания ООН и ее Генерального секретаря. Хочу поблагодарить всех коллег, внесших вклад в доработку представляемого вам сегодня документа.

В настоящее время АРФ переживает важный этап поиска собственной «ниши» в системе современных международных отношений. Перед нами стоит ответственная задача решить, в каком направлении будет проходить дальнейшая эволюции Форума.

С одной стороны, необходимость внутренней консолидации сомнений не вызывает. С другой – присоединиться к АРФ хотел бы целый ряд государств. Причем от их участия Форум только выиграл бы. Может быть, стоит более внимательно проанализировать целесообразность действующего временного моратория, который, к тому же, носит явно избирательный характер.

Полагаем, что требуются более энергичные шаги по налаживанию практического взаимодействия между Секцией АРФ в Секретариате АСЕАН и административными структурами таких авторитетных региональных организаций, как ШОС и СВМДА. Тем более, что в прошлом году в Куала-Лумпуре мы приняли соответствующий концептуальный документ. Это стало бы важным шагом на пути наращивания многостороннего сотрудничества в области безопасности.

Убеждены, что в основе будущего мироустройства должны лежать многостороннее сотрудничество и коллективные механизмы, опирающиеся на международное право при центральной координирующей роли ООН. Именно такой подход является определяющим для нынешних тенденций в АТР. И деятельность АРФ, на наш взгляд, открывает путь к формированию по-настоящему устойчивой и по-настоящему многосторонней архитектуры безопасности в регионе. Россия со своей стороны будет и впредь способствовать этому процессу.

Благодарю за внимание.

3 августа 2007 года

Организация по безопасности сотрудничества в Европе (ОБСЕ)

Совет Европы (СЕ)

НАТО

Европейский союз (ЕС)

x
x
Дополнительные инструменты поиска