Публикатор

10.02.1421:09

Экономико-экологическое измерение ОБСЕ

10-02-2014

 

(справка)

В Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975 г.) были заложены основы концепции равной и всеобъемлющей безопасности. В ее рамках предусматривались три равнозначных направления совместной деятельности – т.н. «корзины»: военно-политическая, экономическая и гуманитарная.

В итоговом документе Боннской конференции по экономическому сотрудничеству и Парижской хартии для новой Европы (1990 г.), Хартии европейской безопасности (1999 г.), а также других документах ОБСЕ конкретизированы и дополнены задачи Организации в экономической сфере. Однако на практике экономической составляющей работы ОБСЕ до недавнего времени уделялось недостаточное внимание в сравнении с военно-политическим и, особенно, гуманитарным направлениями.

На начальном этапе общеевропейского переговорного процесса, в условиях раскола континента на противостоящие военно-политические блоки, данный функциональный перекос в деятельности Организации имел некоторую объективную основу. После окончания «холодной войны» и блокового противостояния, осуществления рыночных реформ на постсоветском пространстве и в Центральной и Восточной Европе он перестал быть оправданным.

В этой связи в 2003 г. на СМИД в Маастрихте (по инициативе России и при ее активном участии в подготовительной работе) была принята Экономическая стратегия ОБСЕ. В данном документе содержится оценка угрозам безопасности социально-экономического и экологического характера и определены важнейшие сферы сотрудничества в целях противостояния этим угрозам.

Российская Федерация выступает за дальнейшее наращивание усилий ОБСЕ на экономическом направлении, сбалансированное выполнение Экономической стратегии – т.е. выполнение ее положений как в части международного экономического сотрудничества (транспорт, энергетика, торговля и т.п.), так и обеспечения принятых обязательств по внедрению принципов «надлежащего управления» (транспарентность, подотчетность, борьба с коррупцией и др.), выправление имеющегося географического перекоса (когда слишком большой удельный вес экономической деятельности ОБСЕ приходится на пространство «к востоку от Вены»).

С 2001 г. в рамках Постсовета ОБСЕ функционирует Подготовительный комитет по экономическим и экологическим вопросам как орган постоянного диалога государств-участников. Дальнейшее совершенствование экономизмерения, несомненно, должно включать в себя мобилизацию переговорного потенциала Подкомитета, повышение его способности оперативно реагировать на возникающие риски и вызовы.

Ежегодно, начиная с 1993 г., созывается Экономический форум, который является важнейшим мероприятием ОБСЕ в области экономизмерения. На Форуме анализируются актуальные социально-экономические и экологические проблемы в рамках утверждаемой заранее темы, вырабатываются рекомендации для их дальнейшего обсуждения в Экономподкомитете и принятия соответствующих решений. С 2006 года главное мероприятие ОБСЕ в рамках т.н. второй «корзины» стало называться Экономико-экологический Форум ОБСЕ (ЭЭФ).

С 2006 г. по 2010 г. Форум проводился в две сессии (в Вене и в Праге), каждой из которых предшествовали подготовительные конференции.

В целях оптимизации работы в рамках экономико-экологического измерения литовское председательство в 2011 г. предложило изменить порядок проведения Форума, синхронизировав его с временным циклом Действующего Председательства. С 2011 г. Экономфорум проводится в сентябре (Прага), ему предшествуют две подготовительные конференции (Вена и столица страны-председателя).

В сентябре 2013 г. в Праге прошел XXI Экономико-экологический форум, посвященный тематике укрепления стабильности и безопасности путем снижения негативного экологического воздействия производства, транспортировки и потребления энергии в регионе ОБСЕ.

В качестве темы XXII Экономфорума (2014 г.) решением Постоянного Совета ОБСЕ утверждено «Реагирование на экологические вызовы с целью укрепления сотрудничества и безопасности в регионе ОБСЕ».

В октябре 2011 г. в Вене прошло первое заседание по обзору исполнения обязательств, принятых в рамках ОБСЕ по тем или иным вопросам экономики и охраны окружающей среды. Принято решение, что это мероприятие будет проводиться на ежегодной основе, что, несомненно, придаст деятельности Организации на этом направлении дополнительную динамику и более системный характер.

В рамках Секретариата ОБСЕ в 1997 г. был учрежден пост Координатора деятельности ОБСЕ в области экономики и окружающей среды и создан подчиняющийся ему офис (в настоящее время - свыше 17 сотрудников). С декабря 2012 г. этот пост занимает турок Хамил Юрдакаул Йигитгуден.

В соответствии с мандатом Экономкоординатора, его основной задачей является оказание поддержки Действующему председателю, органам и институтам ОБСЕ в решении вопросов, относящихся к экономическим, социальным и экологическим аспектам безопасности, предотвращению конфликтов и постконфликтной реабилитации, подготовке необходимых справочных и аналитических материалов к заседаниям Экономкомитета, Экономфорума, семинарам и конференциям ОБСЕ.

В обязанности офиса входит также укрепление взаимодействия с соответствующими международными организациями и финансовыми институтами. К числу таких организаций в первую очередь относится ЕЭК ООН, с которой в декабре 2004 г. был подписан Меморандум о взаимопонимании, конкретизировавший, в частности, обязанности сторон при подготовке обзора обязательств ОБСЕ.

В последнее время несколько возросла роль экономической составляющей в проектной деятельности полевых миссий ОБСЕ, особенно тех, которые находятся в Центральной Азии. Часть проектов отбирается и реализуется при содействии офиса Экономкоординатора.

5-6 декабря 2013 г. в Киеве прошло 20-е заседание Совета министров ОБСЕ, в котором принял участие Министр иностранных дел России С.В.Лавров. В ходе мероприятия на экономико-экологическом треке были приняты два важных решения – о влиянии энергетической деятельности на экологию и о защите неядерных энергетических объектов от природных и техногенных катастроф. С.В.Лавровым было отмечено, что потенциал ОБСЕ в содействии экономическому сотрудничеству государств-участников раскрыт далеко не полностью и Россия активно выступает за повышение профиля этого измерения Организации.

27-28 января 2014 г. в Вене прошла первая подготовительная конференция XXII Экономфорума ОБСЕ. На ней была подтверждена востребованность потенциала ОБСЕ для решения вопросов чрезвычайного реагирования на природные и техногенные катастрофы. Россия поддержала предложение Швейцарии, председательствующей в ОБСЕ в 2014 году, обсудить в ходе Экономфорума-2014 тему «Реагирование на экологические вызовы в контексте развития сотрудничества и безопасности в регионе ОБСЕ».

 

Департамент экономического

сотрудничества МИД России

февраль 2014 года

Календарь

x
x

Архив

Дополнительные инструменты поиска