Публикатор

27.02.1020:07

Экономическое измерение ОБСЕ

-27-02-2010

 

В Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975 г.) были заложены основы концепции равной и всеобъемлющей безопасности. В ее рамках предусматривались три равнозначных направления совместной деятельности – т.н. «корзины»: военно-политическая, экономическая и гуманитарная.

В итоговом документе Боннской конференции по экономическому сотрудничеству и Парижской хартии для новой Европы (1990 г.), Хартии европейской безопасности (1999 г.), а также других документах ОБСЕ конкретизированы и дополнены задачи Организации в экономической сфере. Однако на практике экономической составляющей работы ОБСЕ до недавнего времени уделялось недостаточное внимание в сравнении с военно-политическим и, особенно, гуманитарным направлениями.

На начальном этапе общеевропейского переговорного процесса, в условиях раскола континента на противостоящие военно-политические блоки, данный функциональный перекос в деятельности Организации имел некоторую объективную основу. После окончания «холодной войны» и блокового противостояния, осуществления рыночных реформ на постсоветском пространстве и в ЦВЕ он перестал быть оправданным.

В этой связи в 2003 г. на СМИД в Маастрихте (по инициативе России и при ее активном участии в подготовительной работе) была принята Экономическая стратегия ОБСЕ. В данном документе содержится оценка угрозам безопасности социально-экономического и экологического характера и определены важнейшие сферы сотрудничества в целях противостояния этим угрозам.

Российская Федерация выступает за дальнейшее наращивание усилий ОБСЕ на экономическом направлении, сбалансированное выполнение Экономической стратегии – т.е. выполнение ее положений как в части международного экономического сотрудничества (транспорт, энергетика, торговля и т.п.), так и обеспечения принятых обязательств по внедрению принципов «надлежащего управления» (транспарентность, подотчетность, борьба с коррупцией и др.), выправление имеющегося географического перекоса (когда слишком большой удельный вес экономической деятельности ОБСЕ приходится на пространство «к востоку от Вены»).

С 2001 г. в рамках Постсовета ОБСЕ функционирует Комитет по экономическим и экологическим вопросам как орган постоянного диалога государств-участников. Дальнейшее совершенствование экономизмерения, несомненно, должно включать в себя мобилизацию переговорного потенциала Подкомитета, повышение его способности оперативно реагировать на возникающие риски и вызовы.

Ежегодно, начиная с 1993 г., созывается Экономический форум, который является важнейшим мероприятием ОБСЕ в области экономизмерения. На Форуме анализируются актуальные социально-экономические и экологические проблемы в рамках утверждаемой заранее темы, вырабатываются рекомендации для их дальнейшего обсуждения в Экономподкомитете и принятия соответствующих решений. С 2006 года главное мероприятие ОБСЕ в рамках т.н. второй «корзины» стало называться Экономико-экологический Форум ОБСЕ (ЭЭФ).

В повестку дня Форума традиционно входит также обзор исполнения обязательств, принятых в рамках ОБСЕ по тем или иным вопросам экономики и охраны окружающей среды. Форуму в предыдущие годы предшествовали три подготовительных семинара, проводившихся по отдельным подтемам в разных странах. Решением Постсовета от 7 июля 2005 г. были изменены организационные условия Форума с целью придания ему большей гибкости и ориентации на практический результат. С 2006 г. Форум стал проводиться в две сессии (в Вене и в Праге), каждой из которых предшествуют подготовительные конференции.

Основная тема Форума 2009-2010 гг. – «Совершенствование надлежащего управления в пунктах пересечения границ, укрепление безопасности автомобильного и железнодорожного транспорта в регионе ОБСЕ».

В рамках Секретариата ОБСЕ в 1997 г. был учрежден пост Координатора деятельности ОБСЕ в области экономики и окружающей среды и создан подчиняющийся ему офис (в настоящее время - свыше 10 сотрудников). С ноября 2008 г. этот пост занимает серб Г.Свиланович. Заместителем Экономкоординатора с августа 2005 года впервые назначен российский представитель А.А.Стукало (бывший заместитель директора ДЭС МИД России).

В соответствии с мандатом Экономкоординатора, его основной задачей является оказание поддержки Действующему председателю, органам и институтам ОБСЕ в решении вопросов, относящихся к экономическим, социальным и экологическим аспектам безопасности, предотвращения конфликтов и постконфликтной реабилитации, подготовка необходимых справочных и аналитических материалов к заседаниям Экономподкомитета, Экономфорума, семинарам и конференциям ОБСЕ.

В обязанности офиса входит также укрепление взаимодействия с соответствующими международными организациями и финансовыми институтами. К числу таких организаций в первую очередь относится ЕЭК ООН, с которой в декабре 2004 г. был подписан Меморандум о взаимопонимании, конкретизировавший, в частности, обязанности сторон при подготовке обзора обязательств ОБСЕ.

В последнее время несколько возросла роль экономической составляющей в проектной деятельности полевых миссий ОБСЕ, особенно тех, которые находятся в Центральной Азии. Часть проектов отбирается и реализуется при содействии офиса Экономкоординатора.

Календарь

x
x

Архив

Дополнительные инструменты поиска