Публикатор

25.02.1618:10

Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 25 февраля 2016 года

354-25-02-2016

  • de-DE1 en-GB1 es-ES1 ru-RU1 fr-FR1

Содержание

  1. О визите Министра иностранных дел России С.В. Лаврова в Алжир
  2. О предстоящем участии Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в работе 31-й сессии Совета ООН по правам человека
  3. Об освобождении заложников танкера «Леон Диас»
  4. О высказываниях официальных лиц США относительно перспектив выполнения Совместного российско-американского заявления по Сирии.
  5. О высказываниях британских властей по поводу сирийских курдов
  6. О нарушении Турцией Договора по открытому небу
  7. О текущей гуманитарной ситуации в Йемене
  8. О ситуации с подготовкой предстоящего в Нидерландах референдума о ратификации Соглашения об ассоциации ЕС-Украина
  9. О пропавших без вести детях мигрантов, прибывших в Европу
  10. О статье в газете «La Repubblica» от 17.02.2016 в связи с кибератаками на МИД и Минобороны Италии
  11. О соглашении по российско-сербскому гуманитарному центру (РСГЦ)
  12. О создании в болгарском парламенте Временной комиссии по изучению фактов и обстоятельств, связанных с утверждениями о вмешательстве Российской Федерации и Турецкой Республики во внутренние дела Болгарии
  13. Об осквернении Памятника благодарности Красной Армии в г. Славно
  14. О вступлении в силу российско-индийской договоренности о выдаче на основе взаимности шестимесячных многократных туристических виз гражданам Российской Федерации и гражданам Республики Индии
  15. О заявлениях заместителя официального представителя Правительства ФРГ К.Виртца и пресс-секретаря МИД ФРГ М.Шэфера о «тенденциозности» информационной деятельности российских СМИ
  16. О депортации с территории Украины продюсера телеканала «Интер» М.Столяровой
  17. О публикации в газете «The Wall Street Journal»
  18. Из ответов на вопросы

 

О визите Министра иностранных дел России С.В. Лаврова в Алжир

 

По традиции начинаем с графика Министра иностранных дел России С.В.Лаврова.

29 февраля Министр иностранных дел России С.В.Лавров посетит Алжирскую Народную Демократическую Республику. Планируются его встречи с Президентом А.Бутефликой, Премьер-министром А.Селлялем и переговоры с Государственным министром, Министром иностранных дел и международного сотрудничества Р.Ламамрой.

Скажу несколько слов о наполнении этого визита: Алжир – один из ведущих торгово-экономических партнеров России в Африке и арабском мире. Двусторонний внешнеторговый оборот в прошлом году составил 1999,5 млн. долл. США, увеличившись в 2,2 раза по сравнению с 2014 г.

В ходе переговоров будут предметно обсуждаться узловые аспекты двусторонних отношений, перспективы наращивания взаимодействия в сферах энергетики, создания объектов инфраструктуры, высоких технологий. Общей задачей является эффективное использование инструмента Смешанной межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Очередную сессию в данном формате намечено провести в Алжире.

В России высоко ценят разносторонние отношения с АНДР - государством, которое пользуется заслуженным авторитетом и влиянием в арабском мире, в Африке, в Средиземноморье и в целом на международной арене. Настроены на дальнейшую координацию подходов двух стран по ключевым международным проблемам, совместных усилий, направленных на укрепление главенствующей роли ООН и ее Совета Безопасности в поддержании международного мира и безопасности, утверждение многополярного мироустройства, а также разрешение региональных конфликтов политико-дипломатическими средствами на основе Устава ООН и принципа верховенства международного права.

Особое значение придаем регулярной сверке наших оценок с учетом развития ситуации в регионе Ближнего Востока и Северной Африки и Сахаро-Сахельской зоне.

Исходим из нашей принципиальной позиции, что проживающие в регионе народы способны и должны самостоятельно, без вмешательства извне, определять своё будущее, в т.ч. решая внутренние проблемы ненасильственными методами в рамках правового поля, через широкий национальный диалог. Это в полной мере относится к задачам скорейшего преодоления конфликтов в Сирии, Ливии, Йемене, Мали, прекращения там насилия, страданий мирного населения. Удовлетворены тем, что по данному кругу проблем подходы России и Алжира совпадают или очень близки.

Также будут рассмотрены пути выхода на взаимоприемлемые развязки застарелых региональных конфликтов, прежде всего арабо-израильской и западносахарской проблем, в соответствии с имеющимися на этот счет решениями ООН и принципами международного права.

В повестке дня переговоров проблематика новых вызовов и угроз, в первую очередь, борьбы с терроризмом и транснациональной организованной преступностью.

Назад к оглавлению

О предстоящем участии Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в работе 31-й сессии Совета ООН по правам человека

 

После Алжира Министр иностранных дел России С.В.Лавров посетит Женеву и 1 марта выступит в ходе сегмента высокого уровня 31-й сессии Совета ООН по правам человека (СПЧ).

Россия рассматривает СПЧ как важный правозащитный орган ООН. В рамках его работы выступаем против политизации прав человека и навязывания узкого видения международных норм в правочеловеческой сфере под видом универсальных. Считаем, что каждое государство и  общество имеет право выбирать свой собственный путь.

В ходе сессии Министр иностранных дел России С.В.Лавров откроет тематическую дискуссию высокого уровня по теме «Пятидесятая годовщина принятия и сороковая годовщина вступления в силу Международных пактов о правах человека: универсальность, неделимость, взаимозависимость и взаимосвязанность всех прав человека». Эта проблематика была включена в повестку дня 31-й сессии СПЧ в соответствии с принятой по инициативе России резолюцией СПЧ 29/1, посвященной юбилею Международного пакта о гражданских и политических правах и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

В данной тематической дискуссии высокого уровня в качестве содокладчика от России примет участие Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Федерального Собрания Российской Федерации А.А.Клишас, который поделится российским опытом реализации положений пактов с акцентом на Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

В ходе пребывания в Швейцарии Министр иностранных дел России С.В.Лавров проведет традиционную встречу с руководителями международных организаций и их подразделений в Женеве. Будет обсуждаться широкий круг вопросов международной повестки дня и сотрудничества России с данными организациями. Не исключаем контактов и на двусторонней основе, учитывая, что в этом форуме примут участие и коллеги Министра иностранных дел России С.В.Лаврова. О детальной программе проинформируем вас дополнительно.

Сегодня скажу, что в рамках участия в дискуссиях в Женеве на площадке ООН  на 1 марта 2016 года запланировано торжественное открытие Русского салона во Дворце Наций в Женеве. Речь идет скорее об открытии после реконструкции подаренной в 95-м году Российской Федерацией Организацией Объединенных Нации «русской комнаты», получившей название Русский салон. Он претерпел масштабную реконструкцию в 2015 г, которая завершилась в 2016г.

Реконструированный Русский салон наряду с Французским и Чехословацким салонами продолжит выполнять функции протокольной комнаты для проведения двусторонних встреч на высшем и высоком уровнях, которые проходят на площадке Дворца в Женеве.

Назад к оглавлению

Об освобождении заложников танкера «Леон Диас»

 

Хотела бы начать с хорошей новости, которых, к сожалению, в последнее время не так уж много, но они есть. Прокомментирую ситуацию вокруг захвата заложников с танкера «Леон Диас». По информации Посольства России в Нигерии, все члены экипажа, захваченные пиратами в заложники в Гвинейском заливе в конце января, включая гражданина России А.Бакланова, освобождены и находятся в безопасности под контролем компании-судовладельца. В настоящий момент ведется подготовка к их отправке из Нигерии. Посольство и дипломаты не просто следят, а активно участвуют в судьбе россиян, которые оказались заложниками в этой стране.

Будем держать вас в курсе.

Назад к оглавлению

О высказываниях официальных лиц США

относительно перспектив выполнения Совместного российско-американского заявления по Сирии.

 

Непосредственно переходим к Сирии в контексте заключенного на днях Совместного заявления России и США.

С недоумением услышали первые отклики из Вашингтона по поводу совместного документа. Не ожидали, что некоторые должностные лица США будут в диаметрально противоположном ключе интерпретировать российско-американскую договоренность о содействии прекращению боевых действий в Сирии, которая была изложена в соответствующем Совместном заявлении от 22 февраля. По большому счету, ряд официальных лиц попытались подвергнуть сомнению договоренность, которая была достигнута и закреплена президентами двух стран.

Позитивно, что это были первые отклики. Хотя, действительно, это было похоже даже на попытку саботажа данного документа рядом представителей. Это была первая «волна», которую, видимо, удалось сбить.

Скажу несколько слов о том, как сейчас обстоят дела по всему спектру сирийского урегулирования и предпринимаемых международных усилий.

Повторю, что, несмотря на те заявления, которые в первый день пошли из Вашингтона, мы находимся в контактах с американскими представителями.

Процесс идет, причем идет достаточно активно. Налажена технология отработки тех моментов, которые заложены в Совместном заявлении. У нас запущен обмен данными, идут контакты по линии военных. Думаю, что Министерство обороны России предоставляет развернутую информацию. Сейчас могу сказать о наших политических оценках, которые  заключаются в том, что мы действительно удовлетворены тем, как начинается работа по этому Совместному заявлению. Важно не потерять набранный темп и вести дело в конструктивном русле.

Буквально за час до начала брифинга нас просили прокомментировать прошедшую по линии ряда представителей ООН информацию о том, что якобы запускается новая встреча между представителями Дамаска и сирийской оппозиции. Эту информацию мы пока подтвердить не можем. Мы ждем не только официального подтверждения, но и координации процесса со стороны спецпредставителя Генсека ООН по Сирии С. де Мистуры. Надеемся, что у него получится наладить этот процесс. Хотелось бы, чтобы он был запущен как можно быстрее, потому что сирийское урегулирование – процесс, который идет на многих треках, а это - один из важнейших. Исходим из того, что в процессе, который будет запущен в продолжение получившего свое начало в Женеве диалога Дамаска с оппозицией, увидим действительно полноценную, широко представленную группу, а может быть, несколько групп, которые будут сформированы сирийской оппозицией из тех, кто уже  до этого был участником Московской, Каирской, Эр-риядской встреч. Полагаем, что есть большая необходимость (и это изо дня в день подтверждает ситуация «на земле») участия в этой группе курдских представителей.

В том, что касается группы по перемирию, то сейчас идет проработка ее первой встречи. Надеемся, что она состоится в ближайшие дни. Мы активно подключены к подготовительному процессу. Предполагается, что ее первая встреча пройдет на экспертном уровне. Что касается целевой группы по гуманитарным вопросам, то ее работа вызывает удовлетворение. Она идет на регулярной основе, есть конкретные результаты. Мы находимся в постоянном контакте как с представителями Дамаска, так и с представителями оппозиции и, конечно, с представителями ООН и соответствующих гуманитарных агентств, представителей гуманитарных организаций по данному вопросу. Повторю, что группа действительно работает очень активно, и это вселяет оптимизм.

К сожалению, отмечу, что в западной прессе в очередной раз появились очень странные оценки того, что с момента вступления в силу перемирия должен быть прекращен огонь, который ведется не только Дамаском и оппозиционными группировками, но и Россией, отрабатывающей соответствующие удары по террористическим целям. Складывается ощущение, что идет подготовка общественного мнения к тому, что Россия прекратит антитеррористическую операцию ВКС по противодействию ИГИЛ, «Джабхат ан-Нусре» и другим террористическим группировкам. Для чего это делается? Предположу, возможно, для того, чтобы сформировать такое ощущение, что именно Россия, которая неоднократно заявляла, что удары будут продолжены, нарушила это перемирие. Хотя об этом говорят наши коллеги из Минобороны, по линии Администрации Президента России, еще раз напоминаем, что речь идет о перемирии между Дамаском и оппозиционными группами, которые должны за оставшееся время зарегистрироваться в соответствующих российском и американском пунктах, заявив о намерении участвовать в перемирии. Те группировки, которые не заявят о таком намерении не будут подпадать под действия перемирия. Помимо всего прочего, ни о каком прекращении борьбы  с терроризмом речи не шло, не идет и не будет идти. Все это делается на основе российско-американского заявления, а также выработанного в Мюнхене коммюнике, которое четко прописывает этот механизм. Здесь никаких спекуляций быть не должно.

Назад к оглавлению

О высказываниях британских властей по поводу сирийских курдов

 

В этом контексте не могу не сказать о заявлении главы МИД Великобритании Ф.Хэммонда, который, выступая перед парламентом 23 февраля, указал на озабоченность британских властей координацией между силами сирийских курдов, режимом Президента Сирии и российской авиагруппой. При этом он выразил особое беспокойство ролью курдов в этом взаимодействии.

Могу сказать, что на тему сирийских курдов сказано на самом деле уже немало - мы регулярно освещаем эту тему. Но, полагаю, что Министру иностранных дел Великобритании Ф.Хэммонду было бы не плохо освежить в памяти ряд принципиальных моментов. Россия уже давно подчеркивает необходимость создания широкой коалиции для борьбы с ИГИЛ, «Джабхат Ан-Нусрой» и другими террористическими группировками, которые признаны таковыми Советом Безопасности ООН. Эта коалиция должна включать реальные силы, которые на деле «на земле» противостоят в Сирии террористическим угрозам. Речь, прежде всего, идет о сирийской регулярной армии, курдских формированиях, патриотических группировках сирийской оппозиции. Удовлетворены тем, что именно эта логика взяла верх и была закреплена в Совместном заявлении России и США о прекращении начиная с 27 февраля боевых действий в Сирии.?

Очень странно, что г-н Ф.Хэммонд, представляющий страну-участницу Международной группы поддержки Сирии (МГПС) и лично присутствующий на всех ее заседаниях, всего этого не заметил. Он остается сфокусированным на неких, по его словам, «тревожных тенденциях» координации между сирийскими курдами, Правительством САР и российскими Воздушно-космическими силами. При этом, видимо, осуществляющаяся координация между сирийскими курдами и американскими военно-воздушными силами, а также авиацией других стран, которые участвуют в возглавляемой США антитеррористической коалиции, г-на Ф.Хэммонда почему-то особо не тревожат. Хотелось бы понять, почему. Его также не беспокоят и продолжающиеся несколько дней подряд турецкие обстрелы и налеты на территорию Сирии, от которых страдает находящееся там мирное курдское население.

Убеждены, что четкое и добросовестное выполнение всех положений российско-американского заявления по Сирии открывает реальные перспективы для улучшения гуманитарной ситуации в САР и успешного продвижения широкого межсирийского политического процесса под эгидой ООН. Хочется также надеяться, что именно таким принципиальным подходом, а не какими-то конъюнктурными, политическими мотивами будут руководствоваться в Лондоне при выстраивании в дальнейшем своих заявлений и действий по Сирии.

Назад к оглавлению

О нарушении Турцией Договора по открытому небу

 

Скажу несколько слов по вопросу нарушения Турцией Договора по открытому небу (ДОН)

Хотела бы еще раз остановится на этом вопросе, хотя мы его уже комментировали. Как вы помните, речь идет о случае, который имел место в начале февраля. Поводом является созванное по инициативе России в пятницу, 19 февраля, в Вене внеочередное пленарное заседание Консультативной комиссии по открытому небу (ККОН). Не буду подробно останавливаться на том, сколь непросто было добиться от наших партнеров согласия на проведение этого заседания. Подведу лишь некоторые итоги.

Суть вопроса заключается в том, что в период с 1 по 5 февраля Российская Федерация планировала выполнить наблюдательный полет на самолете Ан-30Б над территорией Турецкой Республики в рамках Договора по открытому небу, на что турецкая сторона дала согласие без каких-либо предварительных условий или ограничений. Однако, после прибытия миссии в пункт въезда на территории Турции и вручения нашей группой маршрута полета, который предполагал, в том числе наблюдение районов, прилегающих к границе Сирии (но не ближе 20 км к границе), и аэродромов, где сосредоточена авиация стран НАТО, наблюдаемая сторона заявила, что часть этой территории является зоной опасного воздушного пространства и отвергла представленный российской стороной план полета. При этом запретов или ограничений на использование воздушного пространства в официальных источниках опубликовано не было. Более того, пункт 2 раздела II статьи VI Договора позволяет наблюдающей стороне «проводить наблюдение любой точки на всей территории наблюдаемой стороны, включая районы, указанные наблюдаемой стороной как опасное воздушное пространство».

Пойдя навстречу турецким коллегам, российская группа скорректировала по высоте профиль полета. Однако и после этой корректировки турецкая сторона отказала в его проведении, при этом сославшись на указание МИД Турции. Не могу не сказать, что это все наводит на мысль об изначальном нежелании Анкары принимать российскую миссию наблюдения.

В ходе внеочередного заседания ККОН мы обратили внимание, что этот беспрецедентный шаг Турции противоречит одной из основных целей Договора – содействовать большей открытости и транспарентности через меры доверия, о важности которых, кстати, нам все время напоминают наши натовские коллеги.

Вчера иностранные корреспонденты задавали мне вопросы относительного того, как восстановить доверие между Россией и Западом. Это все к вопросу о доверии. Ведь мы не запросили ничего, что выходило бы за рамки установленного и принятого всеми соответствующего договора. Мы действовали исключительно в русле этого договора. Если было отказано в выполнении своих обязательств по этому международному правовому документу, то, конечно, ни о каком доверии речи идти не может.

Убеждены, что Анкара не имела права отказывать нам в проведении наблюдательной миссии над своей территорией, и что данный отказ свидетельствует о стремлении турецкой стороны скрыть какую-то активность, которая, видимо, имеет место в районах, над которыми должен был пролететь российский самолет.

Когда мы слышим от Анкары заявления, что все утверждения российской стороны о том, что через границу, по границе Турции и Сирии ведется незаконная деятельность, безосновательны, то этот полет был прекрасным шансом наконец-то расставить все точки над «i» и закрыть этот вопрос. Раз нам это не показали, то о чем еще можно говорить? Значит, что-то скрывается? А что скрывается, мы все прекрасно знаем и постоянно об этом говорим.

На заседании Комиссии было подчеркнуто, что действия Турции должны вызывать тревогу за целостность и жизнеспособность Договора как эффективного средства укрепления доверия и безопасности.

Обращаю ваше внимание, что текст выступления российского представителя на внеочередном заседании Комиссии размещен на сайте МИД России и распространен в Нью-Йорке в качестве официального документа Совета Безопасности ООН.

Можете себе представить каково же было наше удивление, когда при обсуждении этого вопроса на заседании ККОН Турция попыталась переложить вину за срыв полета на российскую сторону и создать впечатление, что Анкара и не думала отказывать в его проведении.

К сожалению, в попытке изменить суть обсуждаемого не отставали и наши натовские коллеги.

Хотела бы отметить, что эта натовская «солидарность» стала иногда приобретать карикатурные формы - она существует совершенно для другого. Мы прекрасно знаем, что такое «совместно согласованная позиция». Разве мы можем говорить о ее правомочности, когда на кону судьба целого региона, когда сейчас все международные игроки направили и сосредоточили свои усилия для разрешения сложнейшего, тяжелейшего кризиса? Где же те самые меры доверия, о которых мы столько слышали? Конечно, попытка представить пострадавшего обвиняемым и грубые нарушения международных соглашений – это все было бы смешно, если бы не так печально. Можете себе представить, как отнеслись бы и что нам сказали бы наши западные коллеги, если бы Россия в период острой фазы конфликта на Юго-Востоке Украины в 2014 г. отказала им в проведении наблюдательных полетов над своей территорией непосредственно вдоль российско-украинской границы? Как вы помните, такие полеты в рамках Договора по открытому небу были осуществлены над нашей территорией беспрепятственно. Это тоже к вопросу о двойных стандартах.

Назад к оглавлению

О текущей гуманитарной ситуации в Йемене

 

На днях в Нью-Йорке состоялось созванное по российской инициативе заседание Совета Безопасности ООН по гуманитарной ситуации в Йемене, в ходе которого выступил заместитель генерального секретаря ООН по гуманитарным вопросам С.О'Брайен.

По ооновским оценкам, ситуация в Йемене сложилась критическая. Страна находится на грани гуманитарной катастрофы. В результате продолжающихся боевых действий и авиаударов разрушается жизненно важная инфраструктура, в т.ч. жилые дома, школы, медицинские учреждения. С марта прошлого года погибли более 6 тыс. человек, из которых половина – гражданские лица, свыше 29 тыс. ранены. Количество беженцев достигло 250 тыс. человек, внутренне перемещенных лиц – 2,5 млн. Число нуждающихся в срочной гуманитарной помощи превысило 21 млн. человек, что составляет более 80% от всей численности населения этой страны. 14 млн. человек не имеют доступа к базовому медицинскому обслуживанию.

Обстановка в области безопасности продолжает ухудшаться. Террористические группировки, прежде всего «Аль-Каида на Аравийском полуострове» и ИГИЛ, используют военное противостояние для расширения своего влияния и захвата новых территорий.

Гуманитарные потребности населения растут. Согласно новому плану гуманитарного реагирования Управления координатора ООН по гуманитарным вопросам для Йемена на 2016 г., для финансирования деятельности гуманитарных специализированных учреждений и их партнеров понадобится порядка 2 млрд. долларов США.

Рассчитываем, что объявленное С.О'Брайеном начало функционирования ооновского механизма верификации и инспекции торговых грузов для Йемена поможет нивелировать последствия фактической торговой блокады и наладить ситуацию с поступлением в страну жизненно необходимых для населения коммерческих грузов.

Положения, связанные с необходимостью улучшения гуманитарной ситуации и соблюдения норм международного гуманитарного права, были включены в принятую вчера резолюцию СБ ООН 2266 по Йемену, продлевающую санкционный режим.

Убеждены, что деградирующую гуманитарную ситуацию в Йемене возможно коренным образом переломить только в случае урегулирования политического кризиса мирными средствами. Призываем все стороны конфликта прекратить все виды боевых действий в стране, ведущих лишь к усугублению страданий мирного населения, и продолжить поиск консенсусных развязок за столом переговоров при участии всех политических сил страны и при посредничестве спецпосланника Генсекретаря ООН И.Ахмеда, усилия которого российская сторона поддерживает.

Назад к оглавлению

О ситуации с подготовкой предстоящего в Нидерландах референдума о ратификации Соглашения об ассоциации ЕС-Украина

 

Объясню, почему мы обращаем внимание на этот вопрос. Мы  видим большое внимание со стороны мировой прессы. К нам обращаются с просьбой об интервью по этой теме, в частности, представители СМИ Нидерландов. В этой связи мы регулярно останавливаемся на этом сюжете.

Обратили внимание на сообщения нидерландских СМИ о разрабатываемой правительством этой страны т.н. «стратегии действий» с целью не допустить провала ратификации Соглашения об ассоциации ЕС-Украина в ходе намеченного на 6 апреля референдума. В ближайшие дни членам правительства, парламентариям, политическим партиям, губернаторам и бургомистрам городов, предпринимателям и общественным деятелям будут разосланы специальные указания относительно методов ведения пропагандистской кампании и соответствующие тезисы, которые рекомендуется использовать в ходе публичных выступлений, на телевидении и радио в поддержку ратификации Соглашения.

Мы исходим из того, что проведение референдума является, конечно, сугубо внутренним делом Нидерландов. Вместе с тем набор аргументов из представленной «методички» по противодействию голосованию избирателей за ратификацию Соглашения об ассоциации ЕС-Украина не может не вызывать закономерных вопросов. В частности, в ней рекомендуется навязывать подданным Королевства мысль о том, что сторонниками плебисцита тайно движет «рука Москвы» и что их напрямую финансирует Кремль. Согласитесь, если такие вещи содержатся в распространяемых материалах, то, наверное, нам есть, что прокомментировать и сказать на этот счет. Кроме того «стратегия действий» предписывает убеждать голландцев, что Соглашение об ассоциации ЕС-Украина отвечает экономическим интересам граждан, что с его вступлением в силу на Украине сразу искоренится коррупция, будут полностью выполнены условия Минских договоренностей, восстановлены хорошие отношения между Москвой и Киевом. Представляете, чем «засоряются» мозги обывателей, тех самых людей, которые в принципе далеки от политики, которым нужно объяснять, почему все-таки Европейский Союз по-прежнему сохраняет санкции в отношении России, почему страдают производители в странах Евросоюза. Представляете, что предлагают этим людям в качестве «интеллектуальной пищи»? В принципе простенько, но эффективно.

Вот так, задействуя абсолютно бронебойный «административный ресурс», нидерландские власти даже не удосуживают себя вопросом о том, как подобная «свобода слова», «свобода волеизъявления» собственных граждан соотносится с провозглашенным и фактически отстаиваемым и поддерживаемым курсом на абсолютный приоритет основополагающих прав и свобод человека.

Все не очень логично. Если люди должны выразить свое мнение, то, конечно, должна быть безусловная агитация, распространение материалов. Это уже даже не пропаганда, а какая-то информационная кампания. Но  самое фантастическое это то, что мы все прекрасно знаем, что проходят различные информационные кампании в отношении других стран. Но здесь поражает то, что информационная кампания проводится в отношении собственного населения. Это же до какой степени нужно его не уважать, чтобы не позволить людям сделать собственный выбор в тех вещах, которые их потом будут, в том числе в экономическом плане, в плане развития своей страны, касаться напрямую.

Назад к оглавлению

О пропавших без вести детях мигрантов, прибывших в Европу

 

Мы очень внимательно следим за развитием миграционной ситуации в Европе. Россия последовательно выступает за необходимость неукоснительного соблюдения прав беженцев и мигрантов в соответствии с имеющимися международными обязательствами. В связи с этим обратили внимание на недавно обнародованные Европейской полицейской организацией (Европол) тревожные данные, свидетельствующие о том, что страны Евросоюза не располагают информацией о местонахождении минимум 10 тыс. несовершеннолетних беженцев, въехавших на территорию ЕС в 2015 г. Удивление вызывает то обстоятельство, что указанные дети-беженцы исчезли уже после того, как были в установленном порядке зарегистрированы.

Хотела бы обратить внимание, что Еврокомиссия предпочла дистанцироваться от этого факта. Признав, что представленная информация вызывает обеспокоенность, Еврокомиссия фактически возложила решение проблемы обратно на Европол.

В 2015 г., по данным статистического бюро Евростат, в Евросоюзе подали ходатайства о предоставлении убежища свыше 85 тыс. несопровождаемых несовершеннолетних. Для сравнения: в 2014 г. этот показатель составил 23 тыс. Можно предположить, что всего на территорию ЕС прибывает гораздо больше несовершеннолетних детей, немалая часть которых, по мнению Европола, является потенциальными жертвами эксплуатации, в том числе сексуальной, торговли людьми, рекрутирования в преступные группы или террористические ячейки.

Продолжает увеличиваться и количество детей среди нелегальных мигрантов, прибывающих в ЕС в основном по «южному» маршруту. В декабре 2015 г. – январе 2016 г. их доля превысила 35%. Эти цифры подтверждаются и данными, которые были представлены на днях ЮНИСЕФ.

В связи с этим призываем государства-члены ЕС неукоснительно выполнять свои обязательства в отношении прав ребенка и противодействия траффикингу (это незаконное перемещение лиц, их удержание), принятые в рамках соответствующих международных правозащитных соглашений, а также ОБСЕ. Хотелось бы надеяться, что руководство Евросоюза не будет бездействовать и «сидеть сложа руки» в связи с этим поистине массовым нарушением прав ребенка. Призываем спецпредставителя ОБСЕ по борьбе с торговлей людьми продолжать уделять повышенное внимание этому вопросу. Кроме того, почему бы Евросоюзу, который очень активно навязывает услуги БДИПЧ странам «к востоку от Вены», не пригласить Бюро провести мониторинг этой проблемы на всей территории и выработать рекомендации для Европейской комиссии.

Мне, кажется, что есть очень важные актуальные вопросы, которые действительно составляют основу демократического развития: выборы, политические свободы, соблюдение прав всех видов меньшинств. В конце концов, когда речь идет о детях, о том, что десятки тысяч из них «растворяются» на территории континента, который полагает себя цивилизованным, то, мне кажется, необходимо бросить всё и заниматься этой проблемой. Это же потерянные поколения, и это факт. Даже не хочу говорить о том, что это могут быть потерянные жизни.

Назад к оглавлению

О статье в газете «La Repubblica» от 17.02.2016 в связи с кибератаками на МИД и Минобороны Италии

 

В очередной раз российская сторона обвинялась со стороны западных СМИ в причастности к компьютерным атакам на страны Североатлантического альянса. В своем «независимом» расследовании газета «La Repubblica» ссылается на некую «мифическую» группировку российских хакеров, которые якобы с ведома официальных властей наносят киберудары по интернет-сайтам министерства иностранных дел и министерства обороны Италии в целях сбора секретной информации о военной базе США на о.Крит.

Сюжет интригующий. Что уж тут говорить, можно было снять интересный фильм. В подтверждение всех этих домыслов авторы использовали в качестве доказательств «русского следа» время проведения атак – с 6:00 до 18:00 по московскому времени. Как будто речь идет о каком-то принципиально ином «инопланетном» временном измерении, а не обычном интервале дневного времени суток европейских стран. Мне кажется, в данном случае лучше всего привести цитату великого русского писателя М.Е.Салтыкова-Щедрина, который сказал: «Ничто так не окрыляет фантазию, как отсутствие фактов».

Мы, конечно, сожалеем, что эти материалы, на наш взгляд, «заказные», не имеющие своей задачей сформировать реальную картину, а преследующие цель создать и укрепить в рядах европейцев навязываемый образ России как агрессора, врага, появились в итальянской прессе.

Хотела бы еще раз сказать, что мы открыты для всех видов комментариев. Даже если по каким-то причинам кто-то оказывает давление, либо предлагает СМИ, в частности в Италии, писать какой-либо репортаж о чем-то подобном, то есть наше Посольство России в Риме, Пресс-центр МИД в Москве, есть собкоры итальянских СМИ в России. Почему хотя бы просто не попросить комментарий? Возможно, газета останется при своем мнении, но, по крайней мере, мы, действительно, сможем хотя бы говорить о какой-то попытке быть объективными. Когда нет комментариев, когда не представлена трибуна другой стороне, то ни о какой объективности и независимости говорить невозможно.

Хотели бы также обратить внимание, что в Европе существуют международные механизмы взаимодействия в киберсфере. В 2013 г. в ОБСЕ был принят, в том числе при активном участии наших итальянских партнеров, первоначальный перечень мер укрепления доверия с целью сокращения рисков возникновения конфликтов в результате использования ИКТ. В соответствии с этим документом были установлены официальные каналы оперативной связи между государствами на случай происшествий, описанных в статье данного издания.

Появление таких материалов в СМИ лишний раз свидетельствует об актуальности известных российских инициатив о необходимости выработки под эгидой ООН универсальных правил поведения в информационной сфере, формирования пространства доверия и развития международного сотрудничества в сфере противодействия киберпреступности.

Пользуясь случаем, хотела бы сказать, что мы открыты для диалога с итальянской стороной по всем аспектам проблематики обеспечения международной информационной безопасности. Мы рассчитываем на продолжение конструктивных контактов в рамках профильных международных организаций и форумов. Надеемся, что итальянская пресса, со своей стороны, будет содействовать предоставлению аудитории достоверной информации на этот счет.

Назад к оглавлению

О соглашении по российско-сербскому гуманитарному центру (РСГЦ)

 

В связи с публичной дискуссией в Сербии относительно подготовленного еще в 2014 г. проекта соглашения об иммунитетах для персонала российско-сербского гуманитарного центра в г.Ниш (РСГЦ) хотели бы обратить внимание и ответить на тот вопрос, который прозвучал в прошлый раз, на некорректность проведения сравнений с ратифицированным недавно Белградом документом о взаимодействии с НАТО по снабжению и тыловой поддержке. Дело в том, что РСГЦ является сугубо гражданской структурой. Недобросовестные спекуляции о его якобы военном или даже «шпионском» характере злонамеренны. Этот Центр уже многократно оказывал помощь гражданам Сербии и соседних стран, спасая жизни людей. РСГЦ полностью открыт для подключения всех заинтересованных государств. Он действует не на основании какой-либо блоковой схемы или исходя из какого-то блокового менталитета. Он открыт.

Что касается возможности подписания соглашения по РСГЦ, то позицию Белграда в этой связи на днях изложил Президент Сербии Т.Николич, который предложил в порядке сбалансированного подхода, соответствующего сербскому нейтралитету, подумать над таким шагом в рамках подготовки рабочего визита в эту страну Председателя Правительства Российской Федерации Д.А.Медведева.

Мы готовы вести с сербскими коллегами на данном направлении конструктивный диалог в духе стратегического партнерства, равно как и по всем другим вопросам, которые представляют взаимный интерес.

Назад к оглавлению

 

О создании в болгарском парламенте Временной комиссии по изучению фактов и обстоятельств, связанных с утверждениями о вмешательстве Российской Федерации и Турецкой Республики во внутренние дела Болгарии

 

Ознакомились с решением Народного Собрания Республики Болгарии о создании Временной парламентской комиссии по изучению фактов и обстоятельств, связанных с утверждениями о вмешательстве Российской Федерации и Турецкой Республики во внутренние дела Болгарии.

Нелепость этой ситуации выражается в самом абсурдном названии комиссии. История действительно знает примеры своеобразного т.н. «вмешательства» России во внутренние дела Болгарии, когда русский солдат приходил на территорию этой страны с оружием в руках, для того чтобы противостоять фашизму и освободить своих братьев от зла. Ранее – освободить славян от пятивекового ига той же Турции. Мы все прекрасно помним историю, кто не помнит, то может освежить у себя в памяти. Остается, конечно, только недоумевать, какой смысл в очередной раз искать пресловутую «руку Москвы» в государстве, поколения которых во многом обязано своим братьям своим суверенитетом, своим суверенным существованием? Вопрос не в том, что мы начинаем считаться и напоминать о том, что русские люди, граждане нашей страны сделали для Болгарии. Мы бы этого никогда не делали и не сделали бы. Но когда возникают подобные нелепые абсурдные органы, которые, не пытаясь что-то выяснить, заранее  утверждают заведомо ложные вещи, то, конечно, в этой ситуации напомнить о нашей совместной общей истории всегда неплохо.

Возникает опасение, что в болгарском обществе, с подачи таких парламентариев, политиков может начаться «неомаккартизм». Цинизм подобных шагов инициаторов заключается еще и в том, что пресловутая Комиссия была создана в преддверии 138-й годовщины освобождения Болгарии от османского ига. Все это, конечно, диссонирует с планируемыми и уже проведенными праздничными мероприятиями, такими как, например, выставка в Государственной Думе гравюр времен Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Хотела бы напомнить, что на торжественной церемонии ее открытия 24 февраля, в присутствии парламентариев обеих стран, звучали очень искренние слова о тесных связях, дружбе и братстве наших славянских народов.

Назад к оглавлению

Об осквернении Памятника благодарности Красной Армии в г. Славно

 

В Польше продолжается очередная антироссийская кампания, которая,  к сожалению, активно поддерживается СМИ и политиками, занимающими ответственные посты. Речь идет о систематическом осквернении советских мемориальных объектов, относящихся к периоду Второй мировой войны.    В ночь с 19 на 20 февраля с Памятника благодарности Красной Армии в г. Славно Западно-Поморского воеводства была сорвана таблица с надписью: «Слава героям-воинам Советской Армии павшим в боях с фашистскими захватчиками. Жители славнинской земли». Так подписались люди, которые были благодарны. Годом ранее с данного монумента также пропала пятиконечная звезда.

Особо мерзко, что в СМИ, которые пишут на эту тему, политиками, которые занимают ответственные посты, игнорируется факт, что в боях за г. Славно в 1945 г. погибли как советские, так и польские солдаты, а сам обелиск был первоначально установлен на месте братской могилы.

В связи с этим актом вандализма 25 февраля в МИД России  Послу Польше в Москве был заявлен решительный протест. Внимание Посла очередной раз обращено на прямое нарушение польскими властями международно-правовых обязательств, в частности, положения Договора между Российской Федерацией и Республикой Польша о дружественном и добрососедском сотрудничестве от 22 мая 1992 г. Согласно этому документу стороны обязались охранять любые мемориальные места, которые являются объектом уважения и памяти граждан обеих стран.

Мы требуем, чтобы памятник в кратчайшие сроки был приведен в надлежащий вид, а виновные в осквернении – найдены и наказаны.

Назад к оглавлению

 

О вступлении в силу российско-индийской договоренности о выдаче на основе взаимности шестимесячных многократных туристических виз гражданам Российской Федерации и гражданам Республики Индии

 

5 марта вступает в силу договоренность между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индии, предусматривающая выдачу на основе взаимности шестимесячных многократных туристических виз гражданам Российской Федерации и гражданам Республики Индии.

Данная категория виз будет оформляться при наличии документов, подтверждающих цель поездки и оформленных в порядке, предусмотренном законодательством принимающего государства, и при условии, что срок каждого пребывания на территории принимающего государства не может превышать 30 дней, а суммарный срок пребывания не будет превышать 90 дней в течение каждого периода в 180 дней.

Обращаем на это внимание граждан, которые собираются посетить Индию или Россию.

Назад к оглавлению

 

О заявлениях заместителя официального представителя Правительства ФРГ К.Виртца и пресс-секретаря МИД ФРГ М.Шэфера о «тенденциозности» информационной деятельности российских СМИ

 

Вызывают недоумение прозвучавшие на правительственной пресс- конференции в Берлине 19 февраля заявления заместителя официального представителя Правительства ФРГ К.Виртц и пресс-секретаря МИД ФРГ М.Шэфера о «тенденциозности» информационной деятельности российских СМИ. Что скрывается за этим словом, совершенно непонятно. Раз его употребляют политики, они что-то в него вкладывают. Что же это за такая «тенденциозность» в деятельности российских СМИ?

Почему-то, какую-то крайне негативную в адрес России информационную политику ведущих германских СМИ, включая утверждения о развернутой Россией целенаправленной кампании по дискредитации Германии и лично канцлера ФРГ А.Меркель, наши германские коллеги тенденциозной не считают. Никаким образом свои СМИ не «одергивают» и не поучают их, как нужно освещать то, что происходит на территории Российской Федерации.

Какая-то очень странная логика. Получается, что о России писать можно все, что только угодно, абсолютно не задумываясь правда это или нет.   Это свобода выражения, в интерпретации этих представителей,  свобода слова.

Какая антигерманская кампания? О материалах, направленных целенаправленно против Германии, вообще говорить не приходится. Есть отдельные сюжеты на конкретные темы, с конкретными авторами. Если  такова реальность и такие события происходят в Германии, почему же их нельзя освещать? А в обратную сторону свобода слова не работает, и это уже называется «тенденциозностью»  Есть какие-то нелицеприятные факты, а мы прекрасно понимаем, что они есть в любой стране. Но мы не можем сказать СМИ, чтобы они их не показывали или показывали это как-то получше. Мы исходим из того, что, если они есть, то почему о них не сказать. Очень странно, что вот этими призывами и поучениями, иногда на грани запугивания, в ФРГ занимаются официальные лица.      Хотела бы напомнить, что прокуратура Берлина в настоящее время занимается рассмотрением заявления о проверке на предмет соответствия германскому законодательству репортажа корреспондента «Первого канала» в Германии И.Благого об инциденте с несовершеннолетней российской гражданкой, которая проживает в этой стране. Налицо прямая попытка преследования российского журналиста. Почему, опять же,  официальные лица ФРГ не дали оценку этому факту? Т.е. давать оценку репортажам российских СМИ они могут, а оценивать попытку правового давления они почему-то не могут. Мне, кажется, если вы все-таки говорите о российских СМИ, рассматривайте вопрос целиком. Не нужно забывать про свободу слова.

Назад к оглавлению

О депортации с территории Украины продюсера телеканала «Интер» М.Столяровой

 

С этой темой вы можете ознакомиться в СМИ, и вы, наверное, уже это сделали. Мы попытались понять, что происходит. Были ссылки на решение Службы безопасности Украины (СБУ) – именно того самого ведомства, которое занимается журналистами и свободой слова. Честно говоря, мы не нашли (может быть, не там искали) на официальном сайте СБУ каких-то материалов, зато нашли комментарий официального представителя этой структуры, которая написала, что «Марiя Столярова отримала квиток в один бiк», что в переводе с украинского  означает «one way ticket» – билет в один конец. Исходя из того, что здесь написано в ее аккаунте,  перед этим работники СБУ провели (я так понимаю) слежку за М.Столяровой и заподозрили ее в антиукраинской пропаганде.      Честно говоря, для европейских основополагающих принципов «слежка за журналистами» – это какое-то новое слово. Их высылка по подозрению в подготовке сюжета – это тоже что-то новенькое.

Мы опять обращаем внимание наших коллег в ОБСЕ, которые занимаются свободой слова, на очередной факт преследования журналистов и цензуры. Только это уже цензура не тогда, когда корректируются репортажи, а когда в отношении журналистов предпринимаются конкретные действия.

Назад к оглавлению

О публикации в газете «The Wall Street Journal»

 

Как пишет корреспондент в статье: «Власти США попросили ряд крупнейших американских банков не делать ставки на потенциально прибыльные, но политически рискованные сделки с российскими облигациями, так как подобное участие может подорвать режим санкций против России».

20 лет нас учили, что политическое давление на бизнес  недопустимо. Нам рассказывали, что "Москва, Кремль, российская политическая элита давят на бизнес, не дают развиваться гражданскому обществу". И что мы видим?  «Очень важно, чтобы частные компании в США, ЕС и по всему миру понимали, что Россия останется рынком с высокой степенью риска, пока продолжаются ее попытки дестабилизировать Украину» – в 2016 г. рассказали газете в Госдепартаменте США. Ведомство также предупредило о «репутационных» рисках в случае возврата к «бизнесу, как обычно», с Россией. Это уже не давление, а запугивание. Это разные вещи.

Процитирую П.К.Робертса – американский экономист, политический и экономической обозреватель. Этот человек явно далек от симпатии к Кремлю, Москве. Он является кавалером Ордена Почетного легиона, республиканцем, бывшим помощником по экономической политике министра финансов США в администрации Р.Рейгана. В США П.К.Робертс считается одним из главных архитекторов «рейгановского экономического чуда». Вы можете ознакомиться с текстом интервью П.К.Робертса Ереванскому геополитическому клубу от 21 февраля, в котором, в частности, написано: «Все усилия внешней политики США направлены на ослабление России. Цель внешней политики США – устранить те страны, которые могут воспрепятствовать американскому доминированию в мире».

Назад к оглавлению

 

Из ответов на вопросы:

Вопрос: Недавно Спецпредставитель Президента Российской Федерации по Ближнему Востоку и странам Африки, заместитель Министра иностранных дел России М.Л.Богданов заявил, что Россия и другие государства будут наносить совместные удары по тем сторонам конфликта в Сирии, которые откажутся соблюдать режим прекращения огня. Как это понимать? Существуют ли какие-нибудь разделительные линии в воздушном пространстве Сирии между зонами ведения операций различными сторонами?

Как бы Вы прокомментировали приземление истребителей ВВС Саудовской Аравии в Турции? Кто будет участвовать в совместных операциях по нанесению ударов по террористическим группировкам? Будут ли в этом участвовать саудовские или турецкие ВВС, подчиняющиеся США? Будут ли участвовать иорданские истребители? Не могли бы Вы прояснить детали этой операции? Хотя знаю, что Вы мне скажите. «Обращайтесь в Министерство обороны России. Это их компетенция».

Ответ: Это прогресс. Вы уже сами отвечаете на свой вопрос, значит, все не зря. О чем был Ваш первый вопрос?

Вопрос: О заявлениях заместителя Министра иностранных дел России М.Л.Богданова.

Ответ: Объясняю еще раз. В Совместном российско-американском заявлении четко прописан механизм взаимодействия. Текст Мюнхенского коммюнике абсолютно четок и прозрачен. Речь идет о том, что, действительно, сейчас группировки и структуры оппозиции, которые воевали и воюют на территории Сирии, должны зарегистрироваться, согласно предъявляемым требованиям предоставить о себе полную информацию в два соответствующих центра. Кто не заявил о себе, как об участнике перемирия, сам себя из перемирия и исключил. Это абсолютно добровольно: никто не будет к перемирию принуждать, кто в нем заинтересован, тот в нем и участвует. Есть такая русская детская    поговорка: «Кто не спрятался, мы не виноваты». Мне кажется, она здесь применима.
Конечно, борьба с террористическими группировками абсолютно никакого отношения к перемирию не имеет. Слово «перемирие» подразумевает перемирие между определенными сирийскими группировками. Именно они и подпадают под эту категорию. Сейчас главное, чтобы они зарегистрировались. Что касается борьбы с терроризмом, то она будет продолжена. Как она будет продолжена? Для этого создан механизм, включающий взаимодействие по военной линии. Все это конкретно отрабатывается Россией и США. В принципе,    США представляют в том числе коалицию, потому что они ее возглавляют – это их зона ответственности. Поэтому все эти механизмы оговариваются и вырабатываются.

По поводу разграничения неба – это вопрос к Министерству обороны России. По поводу высадки Саудовской Аравии в Турции. Этот вопрос отношений между двумя странами. Они имеют право высаживаться на территории Турции. Вопрос в другом. Давайте все-таки исходить из определенных категорий: имеют право – не имеют права. Конечно, имеют. Здесь вопросов нет. Вопрос в другом: какова цель этого? Ведь помимо каких-то целей или планов мы все сейчас занимаемся урегулированием сложнейшего регионального кризиса. Основная проблема – это создание атмосферы доверия сторон, в том числе, для перемирия нужно доверие. Способствуют ли резкие шаги, резкие политические заявления созданию атмосферы доверия и вообще налаживанию диалога? Конечно, не способствуют, это очевидно.

Вопрос: Вы сказали: «Кто не спрятался, тот не виноват». Если мы говорим о сторонах сирийской оппозиции, которые зарегистрировались, то понятно, что их принуждать не нужно. А достаточно ли у России ресурсов, чтобы принуждать в Сирии те стороны, которые, как Вы говорите, «зарегистрируются», обязательно соблюдать режим прекращения огня? Допустим, у Москвы есть влияние на Правительство САР. А когда речь идет о многогранной сирийской оппозиции, то какие у нас в этом случае есть ресурсы? Мы будем рассчитывать на американскую сторону, которая, как мы уже знаем, может взять и заявить о некоем плане «Б»?

Ответ: Мы сразу прокомментировали все, что касается планов «Б». Речь идет о том, что в первый же день была какая-то очень странная реакция и хаотичные заявления из различных ведомств США. Такое впечатление, что эти шаги к реальному становлению российско-американского диалога по сирийскому вопросу и по конкретной работе устраивали не всех. Возможно, они не просто не устраивали многих, но противоречили ряду интересов. Мы констатировали, что сейчас риторика снижается, и идет активная совместная деятельность.

Что касается того, насколько хватит ресурсов по оказыванию влияния на ту или иную сторону. Мы к этому возвращаемся еще раз. Это добровольный процесс. Нет никакого принуждения, некоей «обязаловки» для воюющих сторон. Это вопрос о том, чего хотят добиться стороны. Если их основная цель – политический процесс в Сирии и благополучие своей страны, то сейчас международное сообщество дает им реальный шанс. Их регистрация, объявление ими и соблюдение перемирия и параллельно запущенный процесс по диалогу Дамаска и оппозиции (который, мы надеемся, в ближайшее время будет запущен    ооновцами во главе со Специальным посланником Генерального секретаря ООН по Сирии С.де Мистурой) создадут этот многотрековый механизм по достижению сирийского урегулирования. Если стороны воюют для того, чтобы воевать, если их основная цель это не благополучие страны и политический процесс, а просто война, то здесь уже, наверно, сложно придумать какой-то новый или лучший механизм, нежели тот, что уже предложен. Выбор за сторонами. Есть те, кто заявил о желании участвовать в перемирии. Я думаю, что ответственность лежит на целевых группах: как обеспечить сторонам условия для соблюдения этого перемирия. Здесь ответственность лежит на тех, кто соблюдает перемирие, и на международных гарантах, обеспечивающих международно-правовое основание для того, чтобы оно стало возможным. Я думаю, что это коллективная работа. Еще раз подчеркну, сейчас она начинается, и важно ее не сорвать. Мы исходим из того, что никакие провокационные действия, которых немало, а мы каждый раз видим, что как только запускается механизм, к сожалению, идут провокации одна за другой, это не сорвут. Конечно, насильно склонять к перемирию – это заведомо неправильный подход.

Есть площадка, которую выработали участники МГПС, она гарантирована двумя сопредседателями, которые дополнительно приняли развернутое заявление, официальные лица выступили гарантами. Думаю, что всем сторонам необходимо воспользоваться этой ситуацией. Этот момент нельзя упустить.

Вопрос: Не могли бы Вы подтвердить запланированный визит Президента Российской Федерации В.В.Путина в Болгарию?

Ответ: По сложившейся традиции график Президента Российской Федерации комментирует его Пресс-служба.

Вопрос: Как Вы уже отметили, накануне 3 марта празднования освобождения Болгарии от османского ига в России находится болгарская парламентская делегация. Вчера состоялось открытие выставки, сегодня в Посольстве Болгарии проходит встреча с Министром по туризму Болгарии. Не могли бы Вы рассказать подробней, что за нота пришла в МИД России по поводу вмешательства во внутренние дела Болгарии?

Ответ: У меня пока нет информации относительно ноты, направленной в МИД.

Я уже достаточно подробно остановилась на исторических российско-болгарских связях. Складывается ощущение, что, с одной стороны, по одному треку происходит углубление межпарламентских связей, попытка преодолеть имеющиеся разногласия по каким-то вопросам, а с другой – она как будто тут же уравновешивается какими-то нелепыми, абсолютно абсурдными поступками и действиями как, например, создание в парламенте временной комиссии по изучению фактов якобы вмешательства России в дела Болгарии. Очень хочется, чтобы превалировал первый трек, а не второй, который ведет к тупику и возникновению ненужных вопросов.

По поводу ноты я уточню и оперативно дам Вам ответ.

Вопрос: То есть это были просто обвинения во вмешательстве во внутренние дела?

Ответ: Это создание в парламенте Болгарии временной комиссии по изучению этого вопроса о якобы вмешательстве Российской Федерации во внутренние дела Болгарии.

Вопрос: В самом начале Вы назвали Болгарию неблагодарной. На мой взгляд, наверное, необходимо различать народ и болгарских политиков, которые сейчас находятся у власти, т.к. народ в большинстве своем благодарен российскому народу.

Ответ: Мне не пришло бы в голову сказать о неблагодарности болгарского народа. Я говорила о том, что тем политикам, общественным деятелям, которые стоят за подобными инициативами, не хватает исторической памяти, чтобы быть благодарными за то, что мои соотечественники, отдававшие свои жизни, в т.ч. плечом к плечу со своими болгарским братьями, сделали для Болгарии. Еще раз повторю, мы не считаемся, сами инициативно об этом не говорим, но вынуждены реагировать на такие абсурдные и, честно говоря, страшные шаги, как создание подобных комиссий. Это же неправда, это попытка завести молодое поколение Болгарии в "информационный лес", предоставив искаженную информацию о нашей совместной истории.

Вопрос: Может быть нас пытаются столкнуть? Сталкивают же Россию и Украину, сейчас идет братоубийственная война.

Ответ: Может быть, не исключаю. Мы должны сделать все, чтобы такого не произошло. Ничего не могу исключать, но считаю, что у наших двух народов должна быть историческая «прививка» от подобных попыток, даже если они есть. Не могу их ни подтвердить, ни исключить. Но знание истории должно позволить нам преодолеть подобные тенденции, даже если они есть.

Вопрос: На днях российское Правительство официально утвердило целевой кредит армянской стороне в размере 200 млн. долл. США на покупку российского вооружения и военной техники. В этой связи позавчера официальный представитель МИД Азербайджана заявил, что в Москву направлена официальная нота с требованием гарантий того, что новые российские системы и вооружения «не будут дислоцированы на линии противостояния в Нагорном Карабахе и на армяно-азербайджанской границе». Что Вам известно о ноте Азербайджана? Не является ли это, на Ваш взгляд, попыткой вмешательства во внутренние дела сразу двух суверенных государств – России и Армении?

В качестве справки, за последние пять лет Азербайджан приобрел у России вооружений и военной техники приблизительно на 5 млрд. долл. США. Армянская сторона официально ни разу никаких нот не направляла.                     

Вопрос по недавнему визиту президента Азербайджана в Иран. Не идет ли речь о формировании «оси Москва-Баку-Тегеран»?

Планируются ли какие-либо визиты на уровне министров иностранных дел России и Азербайджана, активизация отношений в связи с ростом дипломатических усилий Турции в странах Закавказья?

Ответ: Накануне мы получили большое количество запросов, в том числе от азербайджанских информагенств «Азери-Пресс» и «Тренд» с просьбой прокомментировать направление в наш адрес ноты, о которой Вы сказали, и о которой очень подробно до этого рассказал представитель МИД Азербайджана.        

Я хотела бы сказать, что оригиналом этого документа МИД России до сих пор не располагает: имеется лишь его копия, поступившая вчера в МИД по электронной почте.

Хотела внести уточнение, почему мы так всегда особо подчеркиваем, располагаем ли мы оригиналом документа. В дипломатической практике имеется традиционный порядок коммуникации с партнерами. Речь идет о том, что должны предоставляться оригиналы подобных документов, работать мы должны с оригиналами.        

Раз это тема была озвучена публично, то я бы хотела ответить на нее публично. Еще раз повторю, пока самого документа, по крайней мере, на начало брифинга, у нас не было.

Я хотела бы напомнить, что мы уже доводили до сведения азербайджанской стороны соответствующую информацию по дипломатическим каналам. Россия связана с Арменией союзническими отношениями, развивает с ней в том числе военное и военно-техническое сотрудничество, которое мы ведем транспарентно и открыто, ничего не скрывая. Рассчитываем, что этот общеизвестный факт будет с пониманием восприниматься в Азербайджане. При этом любые поставки вооружений как Армении, так и дружественному Азербайджану осуществляются нами при тщательном учете необходимости сохранения баланса сил в регионе.

В целом, в вопросах поставок оружия Россия неизменно соблюдает взятые на себя международные обязательства, действует в жестких рамках национальной системы экспортного контроля, закрепленной российским федеральным законодательством и соответствующими законодательными актами. Последнее, среди прочего, предполагает обязательное оформление сертификата конечного пользователя.

Что касается Вашего вопроса, являются ли подобные заявления Азербайджана попытками вмешательства во внутренние дела двух суверенных государств, я бы так не сказала. Я считаю, что у любого соседского государства есть законное право интересоваться тем, как живут, чем дышат, из чего исходят соседние государства. Конечно, область военно-технического сотрудничества – всегда тонкий, волнующий вопрос для сопредельного    государства. Именно поэтому мы ведем это сотрудничество открыто, транспарентно, предоставляем по дипломатическим каналам азербайджанской стороне всю необходимую информацию.
Что касается создания «оси Москва-Баку-Тегеран», мне об этом ничего не известно. Мы развиваем многоплановое, многовекторное сотрудничество на двусторонней и многосторонней основах, взаимодействуем с нашими коллегами в различных форматах. Осуществляются регулярные визиты в различные страны. Честно говоря, про «ось» ничего не знаю. Наши внешнеполитические приоритеты не предполагают выстраивание отношений по какой-либо «оси». Мы все-таки исходим из того, что если есть объединения, то речь идет именно о страновых объединениях. Они у нас существуют и действуют – СНГ, интеграционное поле в Евразийском пространстве, ШОС, другие региональные структуры. А «ось» – это не совсем из лексикона российской внешней политики.

Что касается визитов. Регулярно осуществляются не только визиты, но и двусторонние встречи, в частности по линии министров иностранных дел. Министр иностранных дел России С.В.Лавров встречается со своими коллегами из Азербайджана и Армении.

У нас пока нет точной даты обмена визитами по линии внешнеполитических ведомств, которые я могла бы подтвердить. Но могу сказать точно, что график предполагает двусторонние контакты с азербайджанскими коллегами. Я уточню и когда появится информация о точной дате, я Вас проинформирую.    

Вопрос: США и Китай объявили о согласовании проекта санкционной резолюции СБ ООН. В эту резолюцию входит несколько пунктов, которые до этого Китай блокировал: запрет на поставку авиационного топлива, импорт природных ресурсов из Северной Кореи, заход северокорейских судов в мировые порты. Таким образом, велика вероятность, что под санкции подпадают крупное строительство, ядерная и ракетная программы. Согласна ли Россия с подобной достаточно активной санкционной позицией? Будет ли резолюция включать ограничения на экономическое сотрудничество? Существует трехсторонний проект «Хасан-Раджин», в котором принимают участие Россия, Северная Корея и Южная Корея. Будет ли Россия искать нового партнера в случае выхода из него Южной Кореи, или данная резолюция вообще не коснется данного проекта?

Ответ: Что касается проекта резолюции, о которой Вы сказали, могу подтвердить, что нам был передан текст. Данный текст вырабатывался и разрабатывался США, которые проводили консультации с рядом стран. Подчеркну, что с начала работы над этим текстом прошло больше месяца. За это время с нами текстом не делились, он был предоставлен только сейчас.
Вы абсолютно верно отметили, что этот текст предполагает не только его углубленное изучение в МИД, но и межведомственную работу, учитывая, какие вопросы он затрагивает.

В этой связи, российской стороне потребуется время для его изучения и соответствующего межведомственного взаимодействия, чтобы не только разъяснить СМИ, но и выработать общегосударственный подход и определить, каким образом мы будем на него реагировать. Поэтому сейчас резервируем время для его изучения и межведомственной работы.

Вопрос: Хотел бы обратить внимание на недавнее высказывание Премьер-министра Турции А.Давутоглу, который заявил, что поскольку отряды народной самообороны курдов    включены в список террористических организаций, Турция оставляет за собой право нарушить объявленное перемирие. На Ваш взгляд, сколько стран в регионе не устраивает перемирие и из-за кого оно может в любой момент сорваться?

Ответ: Последнее время кажется, что турецкое руководство слишком много на себя берет, "оставляя за собой какие-то права". Хочется напомнить турецкой стороне, что решения, которые были приняты, в том числе с уважением турецкой позиции и с учетом турецкого голоса в рамках МГПС. Непорядочно в ходе общих обсуждений, когда в них принимают участие представители всех стран, подписываться под общим документом, а потом выходить из помещения и говорить, что оставляете за собой какое-то право. Обо всех правах и оговорках надо было говорить за столом переговоров. Если о чем-то договорились, это надо выполнять. Мы знаем, как называют людей, которые не держат слово.

Вопрос: Границы, в которых будут приостановлены боевые действия, контролируются разными силами, в том числе ИГИЛ, «Джабхат ан-Нусрой», сирийской оппозицией. Насколько реально установить перемирие в этих границах?

Ответ: Конечно, реально. Мир и международное сообщество еще не о таком договаривались и не из таких тупиков выводили страны и целые регионы. Во-первых, все упирается в желание, а во-вторых – в ответственность сторон по реализации взятых на себя обязательств. Если каждый будет говорить о том, что они оставляют за собой единоличное право на какие-либо отдельные действия, то это, конечно, дорога на срыв имеющихся договоренностей. Если все будут выполнять то, под чем подписались, думаю, что это не просто реально, а хорошая возможность достигнуть желаемого. Каким образом? Самый главный механизм, о котором на протяжении практически пяти месяцев говорила и настаивала российская сторона, а именно контакты между военными для решения этих сложнейших вопросов, теперь начинает работать.

Где были все в течение пяти месяцев? Задавайте этот вопрос не нам. Мы на этом настаивали – это была одна из основных наших идей и концепций, которая дает возможность реализовать на практике принятые политические заявления и декларации. В ходе контактов военных – двусторонних, многосторонних, через соответствующие центры, пункты – можно определить, где террористы, где умеренная оппозиция, где оппозиция, которая сложила оружие. Этому посвящена работа людей, которые этим профессионально занимаются. Будут все это соблюдаться – мы придем к успеху. Другого рецепта нет.

Вопрос: Известно ли что-нибудь о судьбе И.Рудного, одного из моряков на захваченном нигерийскими пиратами судне «Бурбон»?

Ответ: Если речь идет о судне «Бурбон Либерти 251», которое было захвачено вместе с экипажем в территориальных водах Нигерии, то нам известно о двух моряках. Есть информация, что один из них – гражданин России. Российские дипломаты активно занимаются его судьбой.
Вы прекрасно понимаете, что в таких случаях мы не можем предоставлять всю информацию    о ходе работы. Мы стараемся делиться либо хорошими новостями, либо привлекать внимание, когда это необходимо. Заверяю вас, что все подобные случаи (и Вы могли в этом убедиться за последние годы) не просто находятся на контроле, а составляют    суть работы наших    посольств – защита российских    граждан. Если у меня будет конкретная информация, которой я смогу поделиться, я непременно это сделаю.

Вопрос: Недавно в Астрахани заместитель Министра иностранных дел Ирана заявил, что в международных аэропортах Ирана будут выдавать 30-дневные визы туристам из 180 стран. Также он подчеркнул роль туризма для национальной экономики и отметил, что такой план действий представляет прекрасную возможность разрешить экономические проблемы Ирана и других стран и проложит путь к прогрессу и экономическому развитию страны. Как Вы оцениваете эту    политику иранской стороны?

Ответ: Это внутреннее дело Ирана, взгляд этой страны на развитие соответствующей отрасли. Не могу выступать в роли эксперта в данном случае, потому что являюсь официальным представителем МИД России.

Мы с Ираном развиваем отношения, в том числе и в этой сфере. Будем развивать их и дальше. То, как Иран видит развитие своей туристической отрасли, – вопрос к Тегерану.

Вопрос: США и Китай пришли к соглашению по проекту резолюции Совета Безопасности ООН относительно расширения санкций в отношении Северной Кореи. Есть ли у российской стороны предположение, когда будет проведено голосование по проекту резолюции?

Ответ: Я уже ответила, сказав, что Россия является членом Совета Безопасности, и нам нужно время, чтобы изучить этот вопрос, поскольку он касается не только политической реакции Министерства иностранных дел, но и требует    экспертного взгляда наших соответствующих ведомств, так как затрагивает целый ряд вопросов. Поэтому нам потребуется время. На данный момент у меня нет каких-то прогнозов относительно даты голосования. В данном случае важно не когда голосовать, а за что голосовать.

Вопрос: Как повлияет такая резолюция на российско-северокорейские отношения?

Ответ: Мы развиваем двусторонние отношения как с КНДР, так и с другими странами. Однако есть шаги, которые требуют международно-правовой реакции. Мы были очень последовательны в своих оценках этой ситуации. Только Совет Безопасности ООН имеет возможность принимать подобные санкционные документы, которые мы рассматриваем как легитимные. Думаю, надо понимать разницу, и, самое главное, механику и суть принимаемых Советом Безопасности решений, а также цель. Повторю, есть двусторонние связи, и мы будем их развивать. В то же время есть проблема, которая требует международно – правовой реакции, которая может быть дана Советом Безопасности ООН.

Вопрос: Премьер – министр Турции заявляет, что Турция вне перемирия, а перемирие касается только Сирии. Как Вы считаете, о чем это говорит?

Ответ: Они так говорят, что они вне перемирия? То есть они подтверждают, что    вовлечены      непосредственно в происходящих вооруженных конфликтах? В последнее время турецкое руководство делает много странных заявлений: не только в отношении России, но и своего взгляда на ряд глобальных мировых процессов. Есть ряд экспертных оценок, которые говорят о том, что эти с виду нелогичные и странные заявления турецкого руководства выглядят весьма логично, если исходить из того, что у Анкары возродились    имперские амбиции или даже ностальгия по временам Османской Империи. По мнению ряда экспертов, если смотреть с этой точки зрения, многое становится логичным. Историю нужно знать, нужно помнить, чем закончилась Османская империя, что пережила Европа и ряд европейских стран в период ее расцвета и заката, как европейские страны «зализывали раны» после этих «чудных времен». Как правило, европейский обыватель не помнит ничего о тех временах. Однако те, кто занимается этим на экспертном уровне, помнят. Поэтому, если турецкое руководство пошло этим путем, то реализация таких, как многие пишут, ностальгических представлений о том, какой должна быть Турция, большая ошибка. Повторю, нужно пролистать историю, «отмотать» ее назад и посмотреть, чем все закончилось. Подобный подход    приведет к коллапсу, в том числе, к региональному, если турецкое руководство действительно исповедует эту концепцию. В данном случае я бы исходила не столько из того, что говорит турецкое руководство, потому что мотивация для этого может быть разная, а из того, что нужно концентрироваться на достигнутом и на заключенных соглашениях, которые позволяют нам двигаться вперед с точки зрения регионального кризиса. При всем уважении к индивидуальной точке зрения какой-либо страны, к тому, что каждая страна имеет собственное представление о внешней политике, международных отношениях, существуют совместные договоренности, и Турция была их частью. Когда открываются двери, и все выходят, а Турция говорит о своем «особом мнении», то это называется не только непорядочным, но и опасным поведением, поскольку сейчас все нацелены на решение сложного вопроса. Мы сейчас реально стоим у порога настоящего решения. Очень страшно потерять данную тенденцию только из-за каких-то амбиций, причем не столько страновых, сколько отдельных представителей турецкого руководства.

Дополнительные материалы

Видео

Фотографии

x
x
Дополнительные инструменты поиска