• en-GB1 ru-RU1

Ситуация на Балканах

Балканы остаются традиционно важным направлением внешней политики России. Это определяется общей историей, прочными узами дружбы с народами данной части Европы, едиными славянскими корнями и культурно-религиозной близостью с рядом из них, нашей давней вовлеченностью в происходящие в регионе процессы.

Внимательно следим за развитием событий на Балканах. В целом процесс постконфликтной нормализации на пространстве бывшей Югославии продвигается. Выстраиваются, пусть и не без проблем, добрососедские межгосударственные отношения, укрепляется система многостороннего сотрудничества на основе общих экономических интересов. Приветствуем тот факт, что инициаторами большинства начинаний в рамках такого взаимодействия выступают сами балканские государства. Как известно, общим знаменателем предпринимаемых правительствами региона усилий является процесс евроинтеграции, призванный, по замыслу Европейского союза, обеспечения стабильности и экономического роста в этой части Европы. Со времени предоставления Западным Балканам перспективы членства в ЕС прошло немало лет. Словения и Хорватия вступили в ЕС. Более того, Любляна вошла в зону евро и в Шенген. Сербия и Черногория начали переговоры о присоединении к ЕС. Все страны региона в той или иной степени уже не один год руководствуются правилами и нормами Евросоюза, получают оттуда техническую и финансовую помощь. Принято решение об отмене визового режима для граждан стран Западных Балкан. Одним словом, усилий приложено немало. Однако назвать сегодня ситуацию в этой части Европы полностью стабильной и предсказуемой все еще нельзя.

Евроинтеграция не стала и не могла стать панацеей от всех бед. У нас есть вопросы в части методов, используемых в Брюсселе для реализации своей стратегии на Балканах. Во многом открытым остается вопрос гармоничной состыковки курса государств региона на евроинтеграцию с их интересами в сотрудничестве со странами вне зоны ЕС. Для нас принципиально важно, чтобы вхождение государств Юго-Восточной Европы в ЕС не создавало новых разделительных линий в Европе, не ставило их перед искусственными выбором между Европейским союзом или Россией, как это происходит после принятия Брюсселем антироссийских санкций.

Мы против расширения НАТО на Балканы. Эскалации напряженности в отношениях с Североатлантическим альянсом мы не хотим, но не учитывать вовлечения Балкан в натовскую орбиту не можем и вынуждены планировать ответные меры.

Новыми вызовами для стабильности балканского региона стали растущее влияние идеологии радикального ислама, беспрецедентный по своим масштабам приток мигрантов из Сирии, Ирака и Афганистана, направляющихся транзитом через Грецию, Македонию, Сербию, Хорватию и Словению в Западную Европу, усиливающаяся на этом фоне угроза атак террористических группировок на территории Европы.

Россия открыта для тесного взаимодействия с партнерами в Юго-Восточной Европе, причем как на двусторонней, так и на многосторонней основе. Мы готовы подключаться и к проектам, которые реализуются по линии ЕС. Убеждены, что сопряжение усилий, здоровая конкуренция способны дать мультипликативный положительный эффект для социально-экономического развития всего балканского региона.

     

Косово

В Москве не признают односторонне провозглашенную в 2008 г. «независимость Республики Косово» и рассматривает территорию Косово как составную часть Сербии. Эта позиция базируется, в первую очередь, на резолюции Совета Безопасности ООН 1244, закрепляющей территориальную целостность Союзной Республики Югославии, юридическим продолжателем которой является Сербия.

Косовская проблема может быть урегулирована лишь политическим путем, на основе прямого взаимодействия сторон и с учетом международно-правовых рамок, зафиксированных резолюцией СБ ООН 1244. Диалог Белград-Приштина при участии ЕС рассматриваем как механизм стабилизации обстановки в крае. Отмечаем важность переговорного процесса и необходимость его продолжения. Одной из первоочередных задач является реализация договоренностей о создании Сообщества сербских муниципалитетов Косово.

Считаем неприемлемым проталкивание Приштины в международные организации, тем более что модальности участия Косово в наднациональных структурах закреплены в соглашении о нормализации отношений между Белградом и Приштиной от 2013 г.

Рассчитываем на достижение прогресса в деле учреждения Специального суда по расследованию преступлений Освободительной армии Косово (ОАК). Виновные должны понести наказание независимо от занимаемого ныне положения.

Босния и Герцеговина (БиГ)

Россия активно участвует в продвижении стабилизационных процессов в БиГ на основе принципов Мирного (Дейтонского) соглашения 1995 г. В работе на площадках Совета Безопасности ООН и Руководящего комитета Совета по выполнению Мирного соглашения по БиГ российскими представителями проводится последовательная линия на передачу боснийцам всей полноты ответственности за ситуацию в стране, в т.ч. в сфере юстиции.

Особый акцент делается на назревшей необходимости скорейшего упразднения Аппарата Высокого представителя в БиГ (АВП). Российская сторона исходит из того, что это протекторатное международное присутствие исчерпало свой ресурс и лишь тормозит развитие Боснии и Герцеговины как суверенного независимого государства. Убеждены, что использование находящихся в арсенале АВП чрезвычайных «боннских» полномочий на нынешнем этапе урегулирования было бы крайне контрпродуктивным, оказало бы негативное воздействие на динамику постконфликтной нормализации.

Единственным ключом к решению стоящих перед БиГ вызовов и проблем является конструктивный внутрибоснийский диалог, освобожденный от внешнего менторства и давления. Нахождение устойчивых, общеприемлемых для боснийских сторон развязок возможно исключительно на базе неукоснительного уважения затвержденного Мирным соглашением децентрализованного устройства БиГ, соблюдения равноправия трех государствообразующих народов страны (бошняков, сербов и хорватов), а также прерогатив всех уровней власти, включая энтитеты, округ Брчко и кантоны Федерации БиГ.

Мы готовы и далее всемерно укреплять партнерские отношения с Боснией и Герцеговиной, способствовать в рамках существующих двусторонних и международных механизмов гармоничному, сбалансированному развитию БиГ, реализации совместных инвестиционно-хозяйственных и культурно-гуманитарных проектов.

Кипрское урегулирование

Российская Федерация поддерживает усилия по достижению всеобъемлющего, справедливого и жизнеспособного решения кипрского вопроса на основе соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН, которые предполагают создание на острове двухобщинной двузональной федерации с едиными международной правосубъектностью, суверенитетом и гражданством. В качестве постоянного члена Совбеза ООН Россия продолжит оказывать поддержку достижению согласованного самими кипрскими общинами решения, которое должно служить интересам всего народа Кипра – как греков-киприотов, так и турок-киприотов.

Выступаем против любых попыток навязывания участникам внутрикипрских переговоров каких-либо рецептов урегулирования, искусственных переговорных графиков и арбитража.

Миграционный кризис в Европе

Внимательно следим за развитием ситуации, связанной с массовым прибытием в Европу беженцев из региона Ближнего Востока и Северной Африки. По сути, это гуманитарная катастрофа, являющаяся следствием безответственного и недальновидного вмешательства во внутренние дела суверенных государств в целях их дестабилизации и насильственной смены неугодных правительств в регионе.

По данным Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, в 2015 году количество беженцев и мигрантов, прибывших в Европу, достигло 1 015 078 человек. Только за начало 2016 года число новоприбывших составило 110 257 человек.

Отмечаем, что предусмотренный для беженцев особый режим международной защиты определяется Конвенцией о статусе беженцев 1951 года и Протоколом к ней 1967 года. Призываем к ответственному отношению к институту убежища. Полагаем, что даже в условиях массового экстренного прибытия людей важно не допустить «размывания» данного института. Необходимо четко проводить различие между беженцами по смыслу упомянутых Конвенции и Протокола и нелегальными экономическими мигрантами, которые попросту пользуются сложившейся ситуацией.

Кроме того, считаем необходимым создать дополнительные каналы законной миграции, обеспечить надлежащий контроль за миграционными потоками, пресекать криминальные действия со стороны мигрантов, наладить механизмы реадмиссии. При этом необходимо сделать все, чтобы исключить возможность для проникновения в европейские страны террористов вместе с людьми, действительно нуждающимися в помощи.

На настоящий момент отмечаем невысокую результативность усилий стран Евросоюза по разрешению данного миграционного кризиса. Причина, как представляется, не только в массовом характере этого явления, но и в отсутствии согласованной позиции государств ЕС относительно практических мер по решению этой непростой и нарастающей проблемы.

Все это серьезно сказывается на положении беженцев, которые на своем пути в Европу сталкиваются со значительными проблемами. Хаос, который мы наблюдаем на границах европейских государств, в том числе внутри Шенгенской зоны, чреват потерей контроля властей над ситуацией.

Призываем наших европейских коллег более ответственно подходить к своим международным обязательствам в сфере обеспечения и защиты прав беженцев.

Россия выступает за активизацию и координацию усилий международного сообщества с целью нахождения политических решений продолжающихся конфликтов в регионе Ближнего Востока и Северной Африки и противодействия международному терроризму, прежде всего «Исламскому государству», на общепризнанной международно-правовой основе и при ключевой роли ООН.

Основная задача на сегодняшний день – устранение первопричин нынешнего миграционного кризиса, прежде всего – достижение мирного урегулирования в Сирии и Ливии. Отмечаем, что осознание этого постепенно происходит в европейских странах.

Не менее важным моментом является содействие странам исхода мигрантов в социально-экономическом развитии и государственном строительстве.

Полагаем, что государства, ответственные за развязывание упомянутых конфликтов, должны нести основную ответственность за оказание гуманитарной помощи их жертвам.

 

ВЫСКАЗЫВАНИЯ ПО ТЕМЕ