9.11.1520:34

Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров с Министром иностранных дел Республики Армения Э.А.Налбандяном, Ереван, 9 ноября 2015 года

2181-09-11-2015

  • en-GB1 ru-RU1

Уважаемый Эдвард Агванович,

Дорогие друзья,

Дамы и господа,

Прежде всего, хотел бы выразить признательность за традиционное гостеприимство в прекрасном Ереване. Наши переговоры в ходе этого рабочего визита охватили весь спектр основных вопросов двусторонних отношений, наше взаимодействие в интеграционных объединениях и, конечно же, международную повестку дня. Мы признательны армянским друзьям за солидарность с Российской Федерацией  в связи с трагедией, которая произошла над Синаем с российским самолетом, повлекшей за собой гибель 224 российских граждан. Мы ощущаем плечо наших союзников в этом и во всех других вопросах, которые, так или иначе, возникают в наших отношениях или в наших странах.

Мы рассмотрели ход выполнения договоренностей, которые были достигнуты президентами России и Армении в ходе визита С.А.Саргсяна в Москву 7 сентября этого года. Отметили, что то, о чем договаривались президенты 24 апреля в Ереване, 9 мая и 7 сентября в Москве,   - все это выполняется, может быть, не так быстро, как нам хотелось бы,  но порой возникают объективные обстоятельства. В любом случае, сотрудничество, которое развивается на этих основах, дает ощутимые результаты.

Продолжается реализация важных инвестиционных проектов, в том числе в топливно-энергетической сфере, включая продление сроков эксплуатации  Армянской АЭС. Отмечу подписание в начале сентября этого года протоколов о снижении цены на поставляемый в Армению российский газ и о принимаемых мерах по увеличению поставок российских нефтепродуктов. В Армении работают крупнейшие российские компании. Товарооборот значителен, еще более весомы объемы инвестиций российского капитала в армянскую экономику. Это важно, в том числе, для обеспечения должных темпов роста, создания рабочих мест.

Мы довольны межпарламентскими связями и межрегиональными контактами. Совсем недавно в Ереване состоялся 4-й Российско-Армянский межрегиональный форум. В нем приняла участие посетившая Ереван с официальным визитом Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И.Матвиенко. Довольны мы и тем, как развиваются связи в гуманитарной и научно-технической сферах. Мой коллега и друг упомянул об открытии в этом году в Ереване филиала МГУ им. Ломоносова, о форуме выпускников МГИМО(У). Мне, к сожалению, не удалось, посетить это мероприятие, которое прошло ярко и успешно, потому что как раз в тот день состоялась очередная встреча по сирийскому урегулированию.

Отмечу так же нарастание нашего взаимодействия в интеграционных объединениях на пространстве СНГ. Это касается, прежде всего, присоединения Армении к ЕАЭС в качестве равноправного члена. Убежден, что наши граждане, наши экономические операторы в результате углубления интеграционных процессов будут пользоваться  солидными преимуществами в результате гармонизации торговых процессов, либерализации таможенного, тарифного регулирования и упрощения миграционного режима. Не менее важным остается наше взаимодействие в рамках СНГ. Мы сегодня говорили о том, как сделать эту организацию более эффективной, отвечающей требованиям времени.  Тесно работаем в рамках ОДКБ,  приветствуем присоединение Армении к ШОС в качестве партнера по диалогу. Договорились запланировать специальные консультации по всем этим вопросам, чтобы согласовывать и координировать наши подходы.

По внешнеполитическим делам мы обстоятельно обсудили наше взаимодействие в ООН, где наступает сейчас горячая пора принятия различных резолюций. Согласовали наши действия, в том числе, по принципиальным для наших государств вопросам, включая ежегодно принимаемую резолюцию  о недопустимости героизации нацизма.

В целом Армения и Россия – одни из наиболее последовательных сторонников укрепления координации  в рамках ОДКБ на международных «площадках». Говорили также о взаимодействии в ОБСЕ, в рамках Совета Европы, ЧЭС, в других международных форумах.

Отдельное внимание уделили положению на Ближнем Востоке, где всех беспокоит развитие событий вокруг сирийского кризиса и сопряженного с ним положения в Ираке, Ливии, Ливане, в других частях этого огромного и крайне важного региона, важного, в том числе,  для обеспечения прав всех живущих там народов, всех этнических и религиозных меньшинств. Россию и Армению заботит судьба христиан, которые, в условиях кризиса и разгула террористов, прежде всего «Исламского государства», подвергаются гонениям, дискриминации, эта террористическая структура и ее пособники реально угрожают их жизням.

Напомню, что в марте этого года Россия и Армения были среди инициаторов проведения в Совете по правам человека (СПЧ) ООН специального мероприятия, посвященного мерам по защите христиан на Ближнем Востоке. Отмечаем, что эта тема была подхвачена многими нашими партнерами, в том числе в Ливане, Ватикане, в международных структурах. Сейчас готовится серия мероприятий по этой жгучей и принципиально важной для нас проблеме.

Достаточно подробно говорили о комплексе вопросов, связанных с нагорно-карабахским урегулированием. Поддерживаем приверженность Еревана исключительно мирному урегулированию этого конфликта. Убеждены, что необходимо и дальше продолжать усилия по содействию сторонам в выработке взаимоприемлемой консенсусной основы для урегулирования. Это один из наших внешнеполитических приоритетов, он находится на контроле Президента России В.В.Путина. Россия как участник «тройки» сопредседателей Минской группы ОБСЕ, одобренной в качестве коллективного посредника Советом Безопасности ООН, продолжит играть активную роль в содействии достижению позитивного результата. 

В целом в нынешней непростой ситуации для наших стран особенно важны солидарность и взаимная поддержка. Уверен, что наши страны могут твердо рассчитывать друг на друга в вопросах укрепления глобальной, региональной безопасности. Главное значение сегодняшней встречи, на мой взгляд,  - констатация консенсуса по ключевым вопросам двусторонней и международной повестки дня.

Я очень признателен моему коллеге и другу за традиционное гостеприимство. Я передал Эдварду Агвановичу приглашение посетить с рабочим визитом Российскую Федерацию в удобное для него время.

Вопрос: Как Вы прокомментируете итоги переговоров по Сирии в Вене в конце прошлого месяца? Затрагивались ли вопросы защиты прав этнических  и религиозных меньшинств в этой стране? Вы уже отметили инициативу Армении и России в СПЧ ООН.  Есть ли уже какие-либо ощутимые результаты?

С.В.Лавров: Встреча по Сирии 30 октября была лишь началом очень важного, непростого и, думаю, небыстрого процесса. Впервые удалось за одним столом переговоров собрать практически всех внешних «игроков», которые так или иначе влияют на ту или иную группировку «на земле»:  либо на действия правительственной армии, либо  т.н. умеренной оппозиции. Немало радикальных группировок рассчитывают опираться на внешнюю поддержку, в том числе исходящую из региона, из т.н. неправительственного сектора. Все понимают, что внешние «игроки» призваны сыграть решающую роль, чтобы прекратить кровопролитие и заставить (наверное, этот глагол здесь уместен) всех сирийцев - правительство и весь спектр оппозиции – сесть договариваться друг с другом, руководствуясь, прежде всего, не своей судьбой, а судьбой и будущим своей страны, своего государства.

Безусловно, мы в Вене говорили об основополагающих принципах, на основе которых нужно двигаться вперед. Мы согласовали Заявление, в  котором четко сказано, что мы хотим видеть Сирию по-прежнему единой, суверенной, территориально целостной  страной, в которой сохранены государственные институты, обеспечивающие жизнедеятельность государства и нужды населения, страной, в которой законодательно гарантированы равные права всем без исключения гражданам, независимо от их этнической или конфессиональной принадлежности. Безусловно, это касается и христиан, и мусульман, независимо от того, являются ли они суннитами, шиитами или последователями какого-либо другого направления этой великой религии. Это касается друзов и многих других, кто живет в Сирии, кто жил там веками, тысячелетиями и обеспечивал плюралистический характер этого государства, напрямую связанного с историей христианства. Весь Ближний Восток является колыбелью трех великих мировых религий и должен оставаться таковым. Об этом сейчас много говорят, особенно в связи с кризисом вокруг Иерусалима. 

Что касается наших дальнейших шагов, то в ближайшее время предстоит очередная встреча в расширенном формате, который, думаю, теперь будет главным, если не единственным, внешним форматом для стимулирования межсирийских переговоров – это около двадцати стран и организаций. Мы считаем необходимым добавить к списку участников, которые собирались 30 октября в Вене, Лигу Арабских Государств (ЛАГ) и Организацию Исламского Сотрудничества (ОИС), которая объединяет все исламские страны. Ее участие в этом процессе особенно важно, поскольку находится все больше желающих пытаться представить происходящее в Сирии и вокруг нее как конфликт между шиитами и суннитами. Это грубейшая провокация, которая предпринимается с очевидно негодными целями. К сожалению, на эту провокацию поддаются и даже подыгрывают ей многие лидеры, казалось бы, ответственных стран, в том числе и на Западе. В этой связи мы предложили, чтобы Генеральный секретарь ОИС И.Мадани непосредственно участвовал в этих переговорах и возвышал свой голос, чтобы не допустить подобных интерпретаций происходящего и обеспечить объединение всех наших усилий на решении главной проблемы – борьбы с терроризмом, не допустить захват террористами власти в Сирии и одновременно с этим продвигать политический процесс реформ, которые в результате будут отвечать чаяниям всех без исключения сирийцев. Вот такая двуединая задача.

В качестве практического шага, без которого едва ли можно будет рассчитывать на продуктивность очередной встречи, мы согласовали, во-первых, необходимость договориться о том, кого считать террористами, потому что на этот счет есть разные трактовки. Россия уже передала нашим партнерам свой перечень террористических организаций, как входящих в соответствующий список СБ ООН, так пока туда еще не включенных, хотя того заслуживающих. Ожидаем, что они откликнутся, и мы приступим не к голословным заявлениям, что кто-то кого-то считает террористом, хотя этот кто-то вполне умеренный, а к практическому согласованию единого списка, и тогда уже не будет возникать вопросов о том, кто по кому наносит удары и кто кого поддерживает. Во-вторых, нам также нужен список политической оппозиции, которая готова на платформе, закрепленной в решениях СБ ООН, в Женевском коммюнике от 30 июня 2012 г., вести переговоры с правительством и достигать взаимного согласия, как это записано в упомянутых мной документах.

В известной степени перед следующей нашей встречей стоит достаточно прагматичная задача – договориться о двух списках. С другой стороны, ее внешняя простота обманчива, потому что целый ряд наших партнеров по-прежнему пытаются увильнуть от конкретной работы, от переговоров и ограничить все дело абстрактными призывами о том, что необходимо, чтобы Президент Б.Асад ушел в отставку, и тогда все вопросы в Сирии решатся сами по себе. Это упрощенный подход, который уводит нас в сторону от работы, которая может принести результаты.

Вопрос (адресован Э.А.Налбандяну): Прокомментируйте, пожалуйста, одобрение комитетом по политическим вопросам и демократии ПАСЕ доклада, подготовленного депутатом от Великобритании Р.Уолтером, по ситуации в Нагорном Карабахе. 

С.В.Лавров (отвечает после Э.А.Налбандяна): Поскольку речь идет о сопредседателях, то Россия, США, Франция твердо выступают против того, чтобы в нагорно-карабахском урегулировании вместо последовательного, делового, терпеливого диалога (а вопрос, действительно, очень сложный, со своей историей) пытались выносить эту тему на различные международные «площадки», которые урегулированием не занимаются. По крайней мере, никто им такого поручения от имени международного сообщества не давал. Сопредседатели работают на основе договоренностей сторон, одобренных СБ ООН. Эта «тройка» является уполномоченным коллективным посредником по нагорно-карабахскому урегулированию. Любые резкие радикальные действия, кем бы они ни предпринимались, только вредят делу и работе сопредседателей, которая, повторю, ведется весьма активно, не всегда публично. Мы находимся в постоянном контакте со сторонами на уровне министров и наших специальных представителей.                               

          

 

Дополнительные материалы

Видео

Фотографии