Публикатор

22.11.1819:17

Выступление руководителя делегации Российской Федерации, директора Департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД России В.И.Ермакова на Совещании государств-участников Конвенции о «негуманном» оружии по п.7 повестки дня «Общий обмен мнениями», Женева, 21 ноября 2018 года

2225-22-11-2018

  • en-GB1 ru-RU1

Уважаемый г-н Председатель,

Поздравляем вас с избранием на этот важный пост. Вы можете рассчитывать на поддержку российской делегации.

Уважаемые коллеги,

Россия выступает за полное, без каких-либо изъятий осуществление положений Конвенции о «негуманном» оружии (КНО). Уникальность нашей с вами Конвенции состоит в том, что являясь консенсусным инструментом в области контроля над вооружениями, она наиболее полно и эффективно обеспечивает баланс между гуманитарными озабоченностями и законными интересами безопасности государств. Именно эта особенность Конвенции закрепляет за ней статус источника гуманитарного права. Поддержание такого баланса особенно актуально и востребовано на фоне усиливающихся нелегитимных попыток отдельных стран и представителей гражданского общества использовать гуманитарные озабоченности, а зачастую даже свои надуманные озабоченности, в качестве абсолютного и единственно достаточного условия для введения ограничительно-запретительных элементов в отношении конкретных видов вооружений.

Эффективность процесса дальнейшего укрепления КНО и её пяти протоколов напрямую зависит от темпов универсализации, а также безусловного и добросовестного выполнения всеми государствами своих обязательств. Приветствуем страны, ставшие в 2018 г. полноправными участниками КНО. Призываем государства, которые ещё не сделали этого, также присоединиться к Конвенции, включая её протоколы.

Российская Федерация всемерно содействует осуществлению КНО. Мы строго привержены действующему механизму соблюдения Конвенции и её Протоколов, в т.ч. принятому на Обзорной конференции по Конвенции в 2011 г. (ОК КНО-2011) и подтверждённому на ОК КНО-2016 решению о его укреплении.

Россия своевременно представляет ежегодную отчетность по Конвенции в целом и в рамках ДП-2 и П-5. Российская межведомственная делегация активно участвует во всех ежегодных мероприятиях КНО и её Протоколов.

Весомый вклад в выполнение ДП-2 и П-5 внесли действия Вооруженных Сил Российской Федерации по разминированию и освобождению от любых взрывоопасных предметов сирийских городов Пальмира, Алеппо и Дейр-эз-Зор. Кроме того, при поддержке российских сапёров проведены масштабные операции по разминированию на территории Сербии, Боснии и Герцеговины, Хорватии, автономного края Косово, Никарагуа, Южной Осетии. Все это сделано высокопрофессионально и самоотверженно, несмотря на все риски, которые несёт такая работа для наших военнослужащих и гражданских специалистов. Актуализированная информация представлена нами на прошедших здесь конференциях по ДП-2 и П-5.

Подтверждаем нашу готовность к обмену опытом и наработками, приобретёнными в рамках гуманитарного разминирования. Приглашаем все заинтересованные страны к развитию сотрудничества на этом направлении, в т.ч. на базе созданного у нас в 2014 г. Международного Противоминного Центра Вооружённых Сил Российской Федерации.

Уважаемые коллеги,

На нашем Совещании государств предоставляется хорошая возможность обменяться мнениями и наметить план совместных действий на будущее. Рассчитываем на профессиональный разговор по всем вопросам повестки дня.

Значимой считаем тематику самодельных взрывных устройств (СВУ), представляющих на данном этапе главную гуманитарную угрозу. Выступаем за продолжение рассмотрения этого вопроса в рамках ДП-2 в зарекомендовавшем себя формате Группы экспертов, в т.ч. путем координации усилий с другими международными инициативами в этой области в соответствии с профильными резолюциями СБ и ГА ООН. Исходим из того, что осуществляемая в рамках КНО работа по СВУ должна соответствовать предмету и целям Конвенции.

Вместе с тем к проработке ряда вопросов в привязке к КНО мы сохраняем скептическое отношение, а в отдельных случаях – негативное. Так, мы против возобновления самостоятельной экспертной работы по наземным минам, отличным от противопехотных (НМОП). Такие мины являются вполне законным средством обороны, и любые попытки представить их применение в качестве «особой гуманитарной угрозы» оторваны от реальности. Убеждены, что существующие гуманитарные озабоченности в связи с этими минами могут быть разрешены в рамках уже действующих норм МГП, и в частности ДП-2.

Выражаемые рядом государств гуманитарные озабоченности в связи с применением зажигательного оружия и звучащие в этой связи призывы к пересмотру положений Протокола 3 имеют надуманный характер. Призываем государств-участников сосредоточить внимание на более актуальных вопросах – прежде всего, на добросовестном и более чётком выполнении действующих положений этого Протокола.

По-прежнему сдержанно относимся к ведущимся дискуссиям на площадке КНО по проблематике смертоносных автономных систем вооружений (САС). Несмотря на учреждение профильной Группы правительственных экспертов (ГПЭ) КНО и согласование весомого консенсусного доклада ГПЭ по итогам работы в 2018 г., продолжаем рассматривать тему САС как крайне «сырую» и умозрительную. Сохраняются сомнения в отношении дальнейших перспектив ГПЭ в условиях, когда отсутствуют действующие образцы таких систем, неопределёнными остаются базовые характеристики и понятийный аппарат САС и наблюдается значительный разброс в подходах участников обсуждений к данной проблематике.

Не видим необходимости в выработке дополнительных норм и запуске самостоятельной экспертной работы в отношении применения в густонаселенных районах боеприпасов взрывного действия. Полагаем, что решение этой проблемы лежит исключительно в плоскости добросовестного выполнения уже существующих норм, а также широкого задействования политических средств урегулирования конфликтов.

Господин председатель,

Более обстоятельно мы представим российские подходы по всем другим обсуждаемым вопросам в ходе тематических дискуссий.

Подчеркну лишь ещё один важный момент. Мы обеспокоены складывающейся ситуацией вокруг финансирования мероприятий КНО, а также судьбой Группы имплементационой поддержки (ГИП). Выступаем за сохранение ГИП при прямом финансировании и контроле её деятельности со стороны государств-участников КНО, т.е. под нашим с вами контролем. В целях нормализации финансирования работы в рамках Конвенции призываем государства делать свои ежегодные взносы своевременно и в полном объёме.

В качестве меры нормализации финансовой ситуации предлагаем перенос сроков заключения контрактов с сотрудниками ГИП и весенних мероприятий Конвенции на более поздний период в течение года, а также создание Фонда для ассигнований на непредвиденные расходы.

Спасибо за внимание.