Публикатор

25.01.1913:00

Международный договор о торговле оружием (МДТО)

Данный договор является юридически обязывающим документом, регламентирующим международную торговлю оружием. Сфера применения МДТО распространяется на следующие категории обычных вооружений:  боевые танки, боевые бронированные машины, артиллерийские системы большого калибра, боевые самолеты, боевые вертолеты, военные корабли, ракеты и ракетные пусковые установки, стрелковое оружие и легкие вооружения.

Идею разработать такой международный инструмент впервые выдвинула Великобритания в 2005 г., ее подержало большинство других государств. В результате в декабре 2006 г. была принята резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 61/89, поручившая Генеральному секретарю ООН запросить мнения государств-членов относительно осуществимости заключения, возможных сферы применения и параметров всеобъемлющего, юридически обязывающего документа об установлении общих международных стандартов в сфере передачи обычных вооружений, а также учредившая Группу правительственных экспертов (ГПЭ) для дальнейшей проработки этих вопросов.

Россия в подходе к проблематике МДТО исходила из следующего. Как показал мировой опыт, наличие многосторонних механизмов в области передач оружия (среди них есть юридически обязывающие: три – в Африке, по одному – в Европе и Латинской Америке) не предотвращает его перенаправление в нелегальный оборот, в том числе в руки террористов и экстремистов. В этой связи было бы логичным сначала проанализировать причины недостаточной эффективности существующих механизмов.

По мнению российской стороны, перекрытию каналов утечки оружия в незаконный оборот способствовало бы повсеместное укрепление национальных систем контроля в государствах-импортерах вооружений. В этом контексте следует также решать такие задачи, как: прекращение поставок оружия, произведенного без лицензий или по просроченным лицензиям; регламентация реэкспорта (запрет на его осуществление без согласования с первоначальным экспортером); наведение порядка в брокерской деятельности; усиление контроля за конечным использованием поставляемого оружия; прекращение поставок структурам, не уполномоченным правительствами.

Заключительная конференция по МДТО, прошедшая в марте 2013 г., выработала текст МДТО, в целом приемлемый для большинства государств. В апреле 2013 г. на пленарном заседании ГА ООН состоялось голосование по проекту резолюции, одобряющей текст МДТО и открывающей документ для подписания с 3 июня 2013 г. Резолюция принята 154 голосами, 23 государства (включая Россию, Китай и Индию) воздержались, Иран, КНДР и Сирия проголосовали против.

Необходимость поиска баланса интересов привела, однако, к тому, что Договор получился слабым с точки зрения эффективности его применения. В частности, во внесенной по настоянию России главе, посвященной противодействию перенаправлению оружия из законного оборота в незаконный, вместо конкретных мер содержатся лишь расплывчатые лозунги. Не нашел в МДТО отражения и продвигавшийся российской стороной наряду с подавляющим большинством делегаций тезис о запрете передач вооружений негосударственным структурам. Слишком расплывчато оказались сформулированы «гуманитарные» критерии оценки допустимости передач, что предполагает возможности для недобросовестных интерпретаций.

С практической точки зрения основной положительной стороной МДТО является требование создать национальные системы контроля за оборотом оружия в тех государствах, где таких систем нет.

24 декабря 2014 г. МДТО вступил в силу. Первая конференция стран-участниц Договора состоялась 24-27 августа 2015 г. в г. Канкун (Мексика), вторая и третья конференции прошли в Женеве 22-26 августа 2016 г. и 11-15 сентября 2017 г. соответственно. Четвертая конференция состоялась 20-24 августа 2018 г. в Токио. Как ожидается, очередная пятая конференция пройдет под латвийским председательством в августе 2019 г. в Женеве.

В межсессионный период действуют три Рабочие группы – по транспарентности и отчетности, по универсализации Договора и по эффективному выполнению положений Договора. Секретариат МДТО, возглавляемый  представителем ЮАР С.Д.Дладлой, размещается в Женеве.

По состоянию на январь 2019 г. МДТО подписали 130 государств, ратифицировали – 100, в том числе все члены Евросоюза. Из крупнейших импортеров и экспортеров оружия участниками МДТО не являются Индия, Китай, Пакистан, Саудовская Аравия, а также все государства-члены ОДКБ (за исключением Казахстана, присоединившегося к Договору в декабре 2017 г.). Украина подписала МДТО в сентябре 2014 г., но до сих пор не ратифицировала. США, традиционно занимающие лидирующие позиции на мировом рынке вооружений, подписали МДТО в сентябре 2013 г., но ратифицировать его также не планируют.

Приходится констатировать, что со времени своего вступления в силу МДТО так и не смог внести сколь-нибудь ощутимый вклад в укрепление международной безопасности, снизить риски перетока оружия в незаконный оборот. Такое положение дел – закономерное следствие как присущих МДТО концептуальных недостатков, так и неоднозначного, недобросовестного толкования государствами-участниками взятых на себя обязательств. С учетом данных обстоятельств, а также более высоких стандартов, установленных в российской системе военно-технического сотрудничества с зарубежными государствами, присоединение России к МДТО представляется нецелесообразным.