• en-GB1 ru-RU1

Ликвидация лидера ДТ муллы А.Мансура привела к усилению в Движении влияния непримиримых радикалов, что лишь обостряет ситуацию в сфере безопасности в Афганистане. Особую обеспокоенность вызывают распространение влияния и рост численности группировки «Исламское государство» (ИГИЛ) в стране, ее стремление поглотить другие формирования вооруженной оппозиции, преимущественно на севере ИРА.

Поддерживаем линию правительства ИРА на достижение национального примирения. Готовы выстраивать конструктивное сотрудничество с афганским руководством в интересах поддержания стабильности и независимого курса Афганистана, свободного от терроризма и наркоугрозы, а также продвижения переговорного процесса. 

Залогом устойчивости ситуации в ИРА считаем боеспособные Афганские национальные силы безопасности (АНСБ), которые должны  самостоятельно обеспечивать мир и стабильность в своей стране. Будем и далее помогать Кабулу в подготовке сотрудников афганских силовых структур по линии заинтересованных российских ведомств. Продолжаем эту работу как на двусторонней основе, так и во взаимодействии с международными партнерами, несмотря на изменение подходов со стороны США, НАТО и ряда западных стран к реализации совместных с Россией проектов по содействию Афганистану. 

Текущую миссию НАТО «Решительная поддержка» (РП) рассматриваем в качестве прямой «наследницы» МССБ, которая за 12-летний (2002-2014 гг.) период не решила стоявших перед ней задач. С учетом итогов саммита НАТО в Уэльсе в сентябре 2014 г. и подписания Кабулом соглашений с Вашингтоном в сфере безопасности и с НАТО – о статусе сил Альянса, на НАТО и США – как основном поставщике военнослужащих в афганскую миссию Альянса – лежит главная ответственность за подготовку АНСБ и развитие ситуации в сфере безопасности в ИРА. При этом принципиально важно, чтобы с территории Афганистана не исходило угроз безопасности для третьих стран.

Вынуждены констатировать, что и новая миссия НАТО также не достигла заявленных целей. Подразделения АНСБ несут значительные потери в боях с оппозицией и демонстрируют неспособность эффективно сдерживать ее натиск. 

Признанием нерешенности проблем с безопасностью стало озвученное накануне саммита НАТО решение Президента США о сохранении в ИРА 8,4 тыс. американских военнослужащих до начала 2017 г. (вместо планировавшихся ранее 5,5 тыс.), а также решение о продлении учебно-тренировочной миссии НАТО «Решительная поддержка» на 2017 г. 

Наркотики, производимые в огромном количестве на афганской территории, несут серьезную угрозу стабильности не только в этой стране, но и в окружающем регионе и мире в целом. Помимо своей прямой вредоносности, наркопроизводство обеспечивает существенную финансовую «подпитку» международному терроризму. В этой связи считаем необходимым активизировать усилия мирового сообщества в борьбе с афганским наркотрафиком. 

Отмечаем растущее в мире понимание важности регионального контекста афганского урегулирования, что выражается, в том числе, в увеличении количества региональных площадок, фокусирующихся на афганской проблематике.

Убеждены, что усилия по содействию Афганистану следует продвигать преимущественно с использованием зарекомендовавших себя структур, прежде всего ШОС, где в качестве членов, наблюдателей или партнеров по диалогу присутствуют практически все страны региона, включая, разумеется, Афганистан. Приветствуем официальную заявку Афганистана на получение статуса государства-члена ШОС, переданную Президентом ИРА А.Гани в ходе встречи с Президентом Российской Федерации В.В.Путиным «на полях» заседания СГГ ШОС в Уфе в июле 2015 г.  Как известно, Афганистан является наблюдателем ШОС с 2012 г., а в 2015 г. на саммите в Уфе подал официальную заявку на получение статуса члена Организации. Для придания динамики этому процессу полагали бы целесообразным на данном этапе восстановление механизма Контактной группы «ШОС-Афганистан».

Видим хороший потенциал в усилении контртеррористического и антинаркотического взаимодействия с Афганистаном по линии ШОС и ОДКБ.

ВЫСКАЗЫВАНИЯ ПО ТЕМЕ