• en-GB1 ru-RU1

16 января 2016 г. началась практическая реализация Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по урегулированию ситуации вокруг ИЯП, согласованного 14 июля 2015 г. в Вене мининдел «шестерки» (Россия, США, Китай, Великобритания, Франция, Германия) и Ирана при участии Высокого представителя ЕС Ф.Могерини. СВПД призван обеспечить комплексное и окончательное решение этой проблемы.

Помимо основной части Соглашения СВПД содержит пять развернутых технических приложений: обязательства Тегерана в рамках его ядерной программы, порядок отмены антииранских санкций СБ ООН и односторонних рестрикций США и ЕС, перечень сфер возможного сотрудничества с ИРИ в области мирного использования атомной энергии, модальности функционирования Совместной комиссии «шестерки» и Ирана, последовательность взаимных шагов «шестерки» и Ирана.

20 июля 2015 г. СБ ООН единогласно принял одобряющую СВПД резолюцию 2231. 15 декабря 2015 г. внеочередная сессия Совета управляющих (СУ) МАГАТЭ приняла резолюцию по Ирану, подготовленную «шестеркой» на основе российского проекта. Резолюция закрывает досье по «предполагаемым исследованиям» Тегерана военно-ядерной направленности, отменяет действие всех предыдущих резолюций СУ по иранскому вопросу, определяет четкую перспективу полного закрытия данной темы в Агентстве, а также закладывает юридическую основу проверочной деятельности МАГАТЭ в Иране на период реализации СВПД.

Начало практической реализации СВПД стало возможным после того, как МАГАТЭ выпустило доклад, подтверждающий, что Тегеран привел свою ядерную программу в соответствие с Планом действий.

Для этого Иран сократил свои уранообогатительные мощности на предприятии в Натанзе до 5060 центрифуг и уровень обогащения урана до 3,67 процентов, демонтировал все остальные центрифуги и связанную с ними инфраструктуру, поместив их на хранение под наблюдением МАГАТЭ. Запасы обогащенного до 5 процентов урана сведены до уровня в 300 кг, а излишки вывезены в Россию. Иранские НИОКР в области обогащения урана будут развиваться в соответствии с согласованной в рамках СВПД ограниченной программой. Бывшее уранообогатительное предприятие в Фордо при содействии России будет перепрофилировано под производство стабильных изотопов.

Иран также демонтировал активную зону недостроенного в Араке тяжеловодного реактора. Международный консорциум в составе «шестерки», Ирана и, возможно, третьих стран займется реконфигурацией реактора таким образом, чтобы исключить потенциальную возможность наработки в нем плутония оружейного качества. Все излишки производимой в Иране тяжелой воды, которые будут превышать потребности перепроектированного Арака, должны продаваться Ираном на международном рынке. Тегеран отказался на 15 лет от развития мощностей по переработке отработавшего ядерного топлива и проведению НИОКР в данной области.

Иран начал применять Дополнительный протокол к Соглашению с МАГАТЭ о гарантиях и модифицированный Код 3.1 (заблаговременное информирование МАГАТЭ о сооружении новых ядерных объектов), которые являются ключом к подтверждению исключительно мирной направленности ИЯП. Кроме того, увеличился штат инспекторов Агентства, которые на постоянной основе будут находиться на иранских ядерных объектах. У них в распоряжении имеются самые передовые технологии мониторинга и верификации, такие, например, как электронные печати и электронные системы непрерывного контроля уровня обогащения. В рамках СВПД также сформирован эффективный механизм урегулирования спорных вопросов относительно доступа Агентства на те или иные объекты Ирана, где гипотетически может осуществляться деятельность, не соответствующая СВПД.

В ответ на реализацию Ираном данных мер в ядерной области последовала отмена всех действующих резолюций СБ ООН (часть ограничительных мер сохраняется, но они вводятся через отдельное приложение к резолюции СБ ООН 2231), целого ряда односторонних санкций США (в основном финансовых, а также экстерриториального характера и затрагивающих интеО ходе выполнения ресы третьих стран) и всех рестриктивных мер со стороны ЕС.

В течение пяти лет по линии СБ ООН сохранятся ограничения на экспорт из Ирана всех вооружений и на импорт в Иран вооружений по семи категориям Регистра ООН обычных вооружений. Вводится разрешительный порядок осуществления соответствующих поставок – после одобрения со стороны СБ ООН. Аналогичный механизм, но на восемь лет будет действовать и в отношении поставок в Иран ракетных технологий.

В течение десяти лет будет действовать специальный «канал поставок» в Иран товаров ядерного и двойного применения по соответствующим спискам Группы ядерных поставщиков. Осуществление данных поставок потребуется получения разрешения со стороны СБ ООН, который будет ориентироваться на рекомендацию Совместной комиссии СВПД. На десять лет рассчитано действие всей резолюции СБ ООН 2231, после чего иранский вопрос уйдет из повестки дня Совета Безопасности.

Отчет сроков действия всех вышеперечисленных мер, включая резолюцию СБ ООН 2231, ведется от 18 октября 2015 г., когда СВПД вступил в силу. Однако они могут быть отменены досрочно в случае появления «расширенного заключения» МАГАТЭ об отсутствии в Иране незаявленных ядерного материала и деятельности.

В рамках резолюции СБ ООН предусмотрен механизм возможного восстановления санкций в случае, если один из участников СВПД сочтет, что Иран не выполняет свои обязательства или серьезно их нарушает. Однако возобновление санкционного режима возможно лишь через процедуру, требующую предоставления весомых аргументов при рассмотрении вопроса в Совместной комиссии, что станет своего рода «фильтром» перед вынесением этой темы в СБ ООН, сохраняющим решающую роль в санкционном и других вопросах реализации договоренности. При этом в рамках СБ ООН исключается возможность автоматизма в восстановлении санкций: участнику, добивающемуся их возобновления, придется поставить на голосование позитивную резолюцию СБ ООН о сохранении режима отмены санкций и проголосовать против нее.

В рамках СВПД Россия отстояла недопустимость подрыва международного права, нейтрализовала попытки создать прецеденты размывания компетенции СБ ООН, практики соблюдения режима ядерного нераспространения, экспортного контроля и проверочной деятельности МАГАТЭ. СВПД, а также резолюция СБ ООН содержат специальные положения о том, что все меры Соглашения не создают каких бы то ни было прецедентов.

После начала 16 января практической реализации Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) в вопросе ИЯП начался качественно новый этап. Необходимо использовать новые возможности в интересах региональной и международной безопасности, а также укрепления режима ядерного нераспространения.

Иран продемонстрировал серьезность намерений в полном объеме выполнять свои обязательства по СВПД. Совокупность всех мер, предусмотренных Планом и резолюцией СБ ООН 2231, даст надежную гарантию исключительно мирной направленности ядерной программы Тегерана. Таким образом, логика развития ИЯП становится полностью понятной и контролируемой.

Россия будет содействовать обеспечению устойчивости СВПД.

 

ВЫСКАЗЫВАНИЯ ПО ТЕМЕ