Публикатор

25.01.1913:50

Конференция по разоружению

Конференция по разоружению (КР) создана в 1978 г. решением первой Спецсессии ГА ООН по разоружению. Размещена в Женеве.

КР – постоянно действующий многосторонний переговорный форум в области разоружения и контроля над вооружениями. Основная цель КР – проведение переговоров и выработка многосторонних договоров по нераспространению ОМУ, контролю над вооружениями и разоружению. КР стала преемницей ранее функционировавших в Женеве разоруженческих институтов: Комитета «десяти» (1959-60 гг.), Комитета «восемнадцати» (1962-69 гг.) и Конференции Комитета по разоружению (1969-78 гг.).

Первоначально в работе КР участвовало 40 государств. Впоследствии её членский состав был постепенно расширен и в настоящее время членами КР являются 65 государств, включая все ядерные государства и страны, обладающие военным ядерным потенциалом. Порядка 40 государств ежегодно принимают участие в сессии Конференции в качестве наблюдателей. Из членов ОДКБ наряду с Россией (как правопреемницей и правопродолжательницей СССР) в работе Конференции участвуют Белоруссия и Казахстан. Статус наблюдателя регулярно получают Армения, Киргизия и Таджикистан. Членом КР также является Украина.

На КР (с учётом деятельности предшествующих форумов) разработаны такие важные многосторонние разоруженческие соглашения, как Договор о нераспространении ядерного оружия (1968 г.), Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (1976 г.), Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов ОМУ (1971 г.), Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (1972 г.), Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (1993 г.) и Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (1996 г.).

Основополагающим при принятии решений (как процедурных, так и субстантивных) является принцип консенсуса.

Формально функции Секретариата КР выполняет женевское подразделение Управления ООН по вопросам разоружения. Обязанности Генерального секретаря Конференции исполняет Генеральный директор женевского Отделения ООН М.Моллер (Дания). До 2014 г. Генсекретарем КР являлся К.-Ж.К.Токаев (Казахстан); в 2002-2011 гг. – С.А.Орджоникидзе (Россия).

Практической работой КР руководит Председатель. По Правилам процедуры государства занимают этот пост на ротационной основе (в соответствии с английским алфавитом) в течение четырех рабочих недель.

КР проводит ежегодную сессию, которая состоит из трех частей: конец января – конец марта; середина мая – конец июня; конец июля – середина сентября. По итогам принимается ежегодный доклад Генассамблее ООН, который утверждается соответствующей резолюцией. В последние годы доклады КР носят преимущественно процедурный характер.

Повестка дня Конференции (в основе лежит перечень вопросов, одобренных при закреплении мандата КР в 1978 г.) принимается в начале каждой сессии:

1) прекращение гонки ядерных вооружений и ядерное разоружение;

2) предотвращение ядерной войны, включая все связанные с этим вопросы (в т.ч. запрещение производства расщепляющихся материалов для целей создания ядерного оружия и других ядерных взрывных устройств);

3) предотвращение гонки вооружений в космическом пространстве (ПГВК);

4) эффективные международные соглашения о гарантиях государствам, не обладающим ядерным оружием, против применения или угрозы применения ядерного оружия («негативные» гарантии безопасности);

5) новые виды оружия массового уничтожения и новые системы такого оружия, радиологическое оружие;

6) всеобъемлющая программа разоружения;

7) транспарентность в вооружениях;

8) рассмотрение и принятие ежегодного доклада (или любого другого доклада) Генассамблее ООН.

Ключевую организационную роль для деятельности КР играет Программа работы (ПР - должна приниматься ежегодно на основе повестки дня и предусматривать порядок, формат и мандат рассмотрения конкретных вопросов). Включенные в ПР темы становятся предметом субстантивного (вплоть до начала переговоров) обсуждения.

C 1998 г. переговорная работа на КР заблокирована, ввиду неспособности согласовать ПР. Это связано с различиями в подходах государств к рассмотрению четырех ключевых вопросов: ядерное разоружение (ЯР), запрещение производства оружейного расщепляющегося материала (ЗПРМ), предотвращение гонки вооружений в космическом пространстве (ПГВК), «негативные» гарантии безопасности (НГБ).

Россия заинтересована в активизации процесса многостороннего разоружения. Реанимация КР позволила бы начать переговорную работу по приоритетному для нас российско-китайскому проекту договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов (ДПРОК, внесен на КР в 2008 г., обновлен – в июне 2014 г.).

Переговорная площадка КР могла бы стать хорошим подспорьем и в плане подключения всех государств, обладающих военным ядерным потенциалом, к сокращениям и ограничениям  стратегических наступательных вооружений, осуществляемых на договорной основе Россией и США пока лишь в двустороннем порядке.

Российская делегация на КР предпринимает последовательные усилия по сближению позиций государств, предлагая компромиссные варианты «развязок» по ПР.

1 марта 2016 г. Министр иностранных дел С.В.Лавров представил на форуме нашу инициативу по разработке на Конференции международной конвенции по борьбе с актами химического терроризма, охват которой по предложению ряда государств был распространен и на противодействие биотерроризму (МКХБТ). Инициатива нацелена на решение сверхактуальной задачи устранения угрозы ОМУ-терроризма через совершенствование  международно-правовой базы в этой области. К тому же, практическая реализация этой идеи, стоящей на стыке нераспространения, разоружения и контртерроризма, способствовала бы выводу КР из многолетнего застоя и запуску на этом многостороннем форуме переговорного процесса в соответствии с его мандатом.

Представили на рассмотрение КР проект элементов будущей конвенции, учитывающий биологическую составляющую (зарегистрирован как документ CD/2071 и размещен на интернет-сайте форума: www.unog.ch/disarmament). Безусловное преимущество новой конвенции в том, что она не затрагивает интересов безопасности участников КР тогда, как все ключевые вопросы КР наталкиваются на неприятие того или иного государства.

Вместе с тем сохраняется оппозиция инициативе, главным образом, со стороны США и их ближайших союзников. Их аргументация выстраивается вокруг соображений правового (достаточность существующих международно-правовых инструментов для противодействия ОМУ-терроризму) и институционального (оправданность выбора КР в качестве площадки для переговоров) характера.

На основе МКХБТ российская делегация выдвинула собственное предложение по ПР, которое включало переговоры по новой конвенции и продолжение дискуссий по четырем ключевым вопросам КР. Впоследствии - 17 мая 2016 г. и в обновленном варианте 4 августа - в целях компромисса нами было внесено предложение по ПР КР, комбинирующее британскую идею дискуссионного мандата по тематике ядерного разоружения с нашей о разработке элементов МКХБТ.

Наш проект ПР оставался предметом рассмотрения сессии КР 2017 г. (23 января – 15 сентября). 17 февраля под предшествующим нам румынским председательством было принято решение о создании вспомогательного органа КР – Рабочей группы (РГ) «Путь вперёд» для поиска развязок относительно ПР и последующей передачи в подгруппы вопросов, по которым будет достигнут консенсус.

В ходе российского председательства на форуме (20 февраля – 19 марта 2017 г.) мы уделяли повышенное внимание продвижению МКХБТ наряду с нашим приоритетом по ПГВК. Однако в условиях отсутствия гарантий достижения консенсуса от официального внесения нашего проекта ПР воздержались. Тем самым была сохранена возможность продолжения дискуссии как по МКХБТ, так и по учитывающей её ПР.

Несмотря на активную работу Группы «Путь вперёд» (создана по инициативе румынского председательства в ходе КР-2017) и проведенные дискуссии по каждому из семи пунктов повестки дня, каких-либо позитивных подвижек в согласовании ПР на сессии КР-2017 не произошло.

16 февраля 2018 г. по инициативе Шри-Ланки принято решение (CD/2119) о создании пяти вспомогательных органов (ВО) по рассмотрению вопросов повестки дня в целях поиска компромисса по Программе работы. ВО 1 (председатель – индонезиец Х.Клейб) занимается прекращением гонки вооружений и ядерным разоружением; ВО 2 (голландец Р.Я.Габриэлсе) – предотвращением ядерной войны, включая все связанные с этим вопросы; ВО 3 (бразилец Г.Патриота) – предотвращением гонки вооружений в космическом пространстве (ПГВК); ВО 4 (немец М.Бионтино) – эффективными международными соглашениями о гарантиях государствам, не обладающим ядерным оружием, против применения или угрозы применения ядерного оружия; ВО 5 (белорус Ю.Амбразевич) – новыми типами ОМУ и новыми системами таких вооружений, радиологическим оружием, всеобъемлющей программой разоружения, транспарентностью в вооружениях, новыми и другими вопросами в контексте предметной работы КР, которые могли бы быть также рассмотрены в соответствии с решением КР CD/2119 от 16 февраля 2018 г.

Продолжаем продвижение российских инициатив по МКХБТ, которая уже закрепилась на КР в качестве одной из центральных тем, и по проблематике ПГВК, в рамках которой стремимся вывести государства-участников на консенсус в отношении начала переговорной работы на основе ДПРОК.

В ходе сессии КР-2019  (21 января – 13 сентября с.г.) будут поочередно председательствовать Украина (с 21 января по 17 февраля), Великобритания (с 18 февраля по 17 марта), США (с 18 марта по 30 марта и с 13 мая по 26 мая), Венесуэла (с 27 мая по 23 июня), Вьетнам (с 24 по 28 июня и с 29 июля по 18 августа), Зимбабве (с 19 августа по 13 сентября).