Публикатор

16.07.1813:50

Конференция по разоружению

(Справка)

Конференция по разоружению (КР) создана в 1978 г. решением первой спецсессии ГА ООН по разоружению. Штаб-квартира расположена в Женеве.

КР – постоянно действующий многосторонний переговорный форум в области разоружения и контроля над вооружениями. Основная цель КР – проведение переговоров и выработка многосторонних договоров по нераспространению ОМУ, контролю над вооружениями и разоружению. КР стала преемницей ранее функционировавших в Женеве разоруженческих институтов: Комитета «десяти» (1959-60 гг.), Комитета «восемнадцати» (1962-69 гг.) и Конференции Комитета по разоружению (1969-78 гг.).

В настоящее время членами КР являются 65 государств, включая все государства, обладающие военными ядерными потенциалами. Еще до 40 различных стран ежегодно принимают участие в ее работе в качестве наблюдателей. Из стран ОДКБ наряду с Россией (как правопреемницей СССР) в работе Конференции участвуют Белоруссия и Казахстан. Статус наблюдателя регулярно получают Армения, Киргизия и Таджикистан. Членом КР также является Украина.

На КР разработаны такие важные многосторонние разоруженческие договоры, как Конвенция о запрещении биологического и токсинного оружия (1972 г.), Конвенция о запрещении химического оружия (1993 г.) и Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (1996 г.).

Формально функции Секретариата КР выполняет женевское подразделение Управления ООН по вопросам разоружения. Обязанности Генерального секретаря Конференции исполняет Генеральный директор женевского Отделения ООН М.Моллер (Дания). До 2014 г. Генсекретарем КР являлся К.-Ж.К.Токаев (Казахстан); в 2002-2011 гг. – С.А.Орджоникидзе (Россия).

Практической работой руководит Председатель КР. По Правилам процедуры государства занимают этот пост на ротационной основе
(в соответствии с английским алфавитом) в течение четырех рабочих недель.

Основополагающим при принятии решений (как процедурных, так и субстантивных) является принцип консенсуса.

Сессия Конференции состоит из трех частей: конец января – конец марта; середина мая – конец июня; конец июля – середина сентября. По итогам принимается ежегодный доклад Генассамблее ООН, который утверждается соответствующей резолюцией. В последние годы в силу отсутствия субстантивной деятельности на КР эти доклады носят преимущественно процедурный характер.

Повестка дня Конференции (в основе лежит перечень вопросов, одобренных при закреплении мандата КР в 1978 г.) принимается в начале каждой сессии:

1) прекращение гонки ядерных вооружений и ядерное разоружение;

2) предотвращение ядерной войны, включая все связанные с этим вопросы (в т.ч. запрещение производства расщепляющихся материалов для создания ядерного оружия);

3) предотвращение гонки вооружений в космическом пространстве;

4) эффективные международные соглашения о гарантиях государствам, не обладающим ядерным оружием, против применения или угрозы применения ядерного оружия;

5) новые виды оружия массового уничтожения и новые системы такого оружия, радиологическое оружие;

6) всеобъемлющая программа разоружения;

7) транспарентность в вооружениях;

8) рассмотрение и принятие ежегодного доклада (или любого другого доклада) Генассамблеей ООН.

Ключевую организационную роль для деятельности КР играет Программа работы (ПР) (должна приниматься ежегодно на основе повестки дня). Включенные в ПР темы становятся предметом субстантивного (вплоть до начала переговоров) обсуждения.

C 1998 г. переговорная работа на КР заблокирована. Это связано с различиями в подходах государств к рассмотрению четырех ключевых вопросов: ядерное разоружение (ЯР), запрещение производства оружейного расщепляющегося материала (ЗПРМ), предотвращение гонки вооружений в космическом пространстве (ПГВК), «негативные» гарантии безопасности (НГБ).

В мае 2009 г. при алжирском председательстве впервые с 1998 г. была  принята ПР (документ CD/1864). Имелась договоренность об учреждении рабочих групп (РГ) по всем четырем ключевым темам (ЯР, ЗПРМ, ПГВК и НГБ), а также о назначении спецкоординаторов для работы по пп. 5, 6 и 7 повестки дня. Предусматривался переговорный мандат по ЗПРМ и исследовательский мандат по ПГВК, НГБ и ЯР. Однако из-за изменившейся позиции Пакистана относительно переговоров по ЗПРМ выполнение этой ПР так и не началось.

В дальнейшем не удавалось даже согласовать Программу работы.

На встречах высокого уровня по вопросам многостороннего разоружения в Нью-Йорке (2010 и 2013 гг.), на сессиях Консультативного совета при Генсекретаре ООН по разоружению, а также на специальном заседании Генассамблеи ООН (июль 2011 г.) не удалось снять существующие расхождения. Лишь формально подтверждено единство государств в стремлении повысить эффективность разоруженческого механизма ООН. Предпринимались попытки простимулировать деятельность Конференции посредством принятия резолюции ГА ООН – в ходе 66-й сессии (2011 год) был одобрен документ А/Res/66/66 «Активизация работы Конференции по разоружению и продвижение вперед процесса многосторонних переговоров по разоружению», содержавший общие рекомендации государствам по оживлению деятельности форума.

Россия заинтересована в активизации процесса многостороннего разоружения. Реанимация КР позволила бы начать переговорную работу по приоритетному для нас российско-китайскому проекту договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов (проект внесен на КР в 2008 г., обновлен – в июне 2014 г.). Переговорная площадка КР могла бы стать хорошим подспорьем и в плане подключения всех государств, обладающих военным ядерным потенциалом, к сокращениям и ограничениям  стратегических наступательных вооружений, осуществляемых на договорной основе Россией и США пока лишь в двустороннем порядке.

Российская делегация на КР предпринимает последовательные усилия по сближению позиций государств, предлагая компромиссные варианты «развязок» по ПР.

В частности, в декабре 2012 г. мы вышли с идеей согласовать, в качестве временной меры, «упрощенную» ПР, предусматривающую «дискуссионные» мандаты («to deal with») по четырем ключевым вопросам повестки дня. Это позволило бы сохранить КР в рабочем состоянии до того времени, когда созреют условия для начала предметных переговоров. По инициативе России и при поддержке других заинтересованных государств в Первом комитете 67-70-й сессий Генассамблеи ООН принималось заявление в поддержку КР.

В 2015 г. продолжались практические усилия по запуску субстантивной работы на КР при активном задействовании двух параллельных треков. Функционировала неформальная Рабочая группа по подготовке ПР (создана в августе 2013 г. по инициативе К.-Ж.К.Токаева) и велись углубленные дискуссии по всем семи пунктам повестки дня. Однако и эти попытки не увенчались успехом.

В 2016 г. сохранялись прежние трудности в согласовании ПР форума. Принципиальным отличием сессии КР 2016 г. от предыдущих стало то, что на рассмотрение Конференции было внесено сразу четыре предложения по ПР, причем три из них инициировали страны ядерной «пятерки».

Первым стало предложение США, нацеленное на поиск развязки вокруг «проблемного» пункта повестки дня КР о переговорах по ДЗПРМ. Американцы попытались пойти на снятие ссылки на «мандат Шеннона» (документ CD/1299 от 24 марта 1995 г. предусматривает ведение переговоров в рамках сбалансированной ПР КР по вопросам запрещения расщепляющегося материала для ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств без учета его наработанных запасов) с целью получить согласие пакистанцев не блокировать принятие ПР. Исламабад такую затею не поддержал. Кроме того, резко против выступил целый ряд делегаций, в т.ч. Россия, Китай, Индия, для которых «мандат Шеннона» является незыблемым. Свое предложение по ПР, включающее дискуссии по четырем ключевым вопросам повестки дня, представило нигерийское председательство.

Мы, в свою очередь, также продолжали усилия по нахождению компромисса по ПР КР.

1 марта 2016 г. Министр иностранных дел С.В.Лавров представил на форуме нашу инициативу по разработке на Конференции международной конвенции по борьбе с актами химического терроризма, охват которой по предложению ряда государств был распространен и на противодействие биотерроризму (МКХБТ). Инициатива нацелена на решение сверхактуальной задачи устранения угрозы ОМУ-терроризма через совершенствование  международно-правовой базы в этой области. К тому же, практическая реализация этой идеи, стоящей на стыке нераспространения, разоружения и контртерроризма, способствовала бы выводу КР из многолетнего застоя и запуску на этом ооновском многостороннем форуме переговорного процесса в соответствии с его мандатом.

В период с марта по август 2016 г. распространили на КР в качестве официальных документов форума три пояснительных записки с развернутым обоснованием актуальности и своевременности МКХБТ и безальтернативности выбора КР в качестве форума для проведения соответствующей переговорной работы, а также необходимости выработки именно самостоятельного юридически обязывающего инструмента. Нами также внесен на рассмотрение КР новый проект элементов будущей конвенции, учитывающий биологическую составляющую (зарегистрирован как документ CD/2071). Документы подготовлены с учетом откликов от государств (размещены на интернет-сайте форума: www.unog.ch/disarmament). Безусловное преимущество новой конвенции в том, что она не затрагивает интересов безопасности участников КР тогда, как все ключевые вопросы КР наталкиваются на неприятие тех или иных сторон.

Реакция участников КР на инициативу по МКХБТ достаточно заинтересованная. Убедительных возражений высказано не было, что связано с её неконфронтационным характером. Разработка такой конвенции не ущемляет интересов ни одного из государств при том, что конечный продукт будет способствовать безопасности всех стран без исключения на национальном, региональном и глобальном уровнях. В пользу МКХБТ выступили 23 государства (т.е. треть из государств-участников КР). Кроме того, многие другие государства, включая западные, были бы готовы присоединиться к консенсусу по МКХБТ, если таковой будет складываться.

Вместе с тем, несмотря на подробные разъяснения, сохраняется оппозиция инициативе, главным образом, со стороны США и их ближайших союзников. Их аргументация выстраивается вокруг соображений правового (достаточность международно-правовых инструментов для противодействия ОМУ-терроризму) и институционального (оправданность выбора КР в качестве площадки для переговоров) характера.

На основе МКХБТ российская делегация выдвинула собственное предложение по ПР, которое включало переговоры по новой конвенции и продолжение дискуссий по четырем ключевым вопросам КР. Впоследствии - 17 мая 2016 г. и в обновленном варианте 4 августа - в целях компромисса нами было внесено предложение по ПР КР, комбинирующее британскую идею дискуссионного мандата по тематике ядерного разоружения с нашей о разработке элементов МКХБТ. Однако англичане, сначала весьма позитивно воспринявшие идею слияния, затем отказались от продвижения совместного проекта. Более того, в июне 2016 г. руками польского председательства они внесли свой вариант ПР на одобрение. Нам ничего не оставалось, как заблокировать его при поддержке целого ряда делегаций.

Наш проект ПР оставался предметом рассмотрения сессии КР 2017 г. (23 января – 15 сентября). 17 февраля под предшествующим нам румынским председательством было принято решение о создании вспомогательного органа КР – Рабочей группы (РГ) «Путь вперёд» для поиска развязок относительно ПР и последующей передачи в подгруппы вопросов, по которым будет достигнут консенсус.

В ходе российского председательства на форуме (20 февраля – 19 марта) мы уделяли повышенное внимание продвижению МКХБТ наряду с нашим приоритетом по ПГВК. Однако в условиях отсутствия гарантий достижения консенсуса от официального внесения нашего проекта ПР воздержались. Тем самым была сохранена возможность продолжения дискуссии как по МКХБТ, так и по учитывающей её ПР.

22 февраля провели тематическое заседание КР, посвященное 110-летию инициированной нами Второй Гаагской конференции мира 1907 г.

28 февраля в рамках сегмента высокого уровня с обращением к КР выступил заместитель Министра иностранных дел Г.М.Гатилов.

Несмотря на активную работу Группы «Путь вперед» и проведенные дискуссии по каждому из семи пунктов повестки дня, каких-либо позитивных подвижек в согласовании ПР не произошло. По итогам работы КР в 2017 году был подготовлен очередной доклад, по большей части, фактологического плана.

В ходе сессии КР в 2018 г. (22 января – 14 сентября) поочередно председательствуют Шри-Ланка (с 22 января по 18 февраля), Швеция (с 19 февраля по 18 марта), Швейцария (с 19 марта по 30 марта и с 15 мая по 28 мая), Сирия (с 28 мая по 24 июня), Тунис (с 25 июня по 29 июня и с 30 июля по 19 августа), Испания (с 20 августа по 14 сентября).

16 февраля 2018 г. принято решение (CD/2119) о создании пяти вспомогательных органов (ВО) по рассмотрению вопросов повестки дня в целях поиска компромисса по Программе работы. ВО 1 (председатель – индонезиец Х.Клейб) занимается прекращением гонки вооружений и ядерным разоружением; ВО 2 (голландец Р.Я.Габриэлсе) – предотвращением ядерной войны, включая все связанные с этим вопросы; ВО 3 (бразилец Г.Патриота) – предотвращением гонки вооружений в космическом пространстве (ПГВК); ВО 4 (немец М.Бионтино) – эффективными международными соглашениями о гарантиях государствам, не обладающим ядерным оружием, против применения или угрозы применения ядерного оружия; ВО 5 (белорус Ю.Амбразевич) – новыми типами ОМУ и новыми системами таких вооружений, радиологическим оружием, всеобъемлющей программой разоружения, транспарентностью в вооружениях, новыми и другими вопросами в контексте предметной работы КР, которые могли бы быть также рассмотрены в соответствии с решением КР CD/2119 от 16 февраля 2018 г.

Продолжаем продвижение российских инициатив по МКХБТ, которая уже закрепилась на КР в качестве одной из центральных тем, а также по проблематике ПГВК, в рамках которой стремимся вывести государства-участников на консенсус в отношении начала переговорной работы на основе российско-китайского проекта договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов (ДПРОК).