Публикатор

25.01.1913:40

Предотвращение размещения оружия в космосе

Договор по космосу 1967 г. запрещает размещать в космическом пространстве любые виды оружия массового уничтожения (ОМУ). Другие виды оружия в Договоре не затрагиваются.

Таким образом, оружие, не подпадающее под категорию ОМУ, теоретически может появиться в космосе и стать оружием реального применения с глобальной зоной охвата, возможностью внезапного и скрытного использования. Это вело бы к подрыву стратегической стабильности, создавало реальную угрозу международному миру и безопасности и, как следствие, дестабилизировало международную обстановку.

Задача предотвращения размещения оружия в космосе закреплена в резолюции ГА ООН по предотвращению гонки вооружений в космическом пространстве (вносится поочередно Египтом и Шри-Ланкой; на 73-й сессии ГА ООН одобрена 178 голосами «за», США и Израиль выступили против), а также в Йоханнесбургской декларации по итогам Десятого саммита БРИКС от 26 июля 2018 года.

В 2008 г. на рассмотрение Конференции по разоружению (КР) в Женеве внесен российско-китайский проект договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов (ДПРОК), который предусматривает запрет на размещение в космосе оружия любого вида и на какие-либо силовые действия в отношении космических объектов.

В июне 2014 г. Россия и Китай представили на КР обновленный проект ДПРОК, учитывающий высказанные с момента его внесения предложения заинтересованных государств.

Большинство стран выражают поддержку идее заключения многостороннего юридически обязывающего соглашения о запрете вывода оружия в космос, однако начать полноформатное официальное обсуждение этого вопроса на основе проекта ДПРОК не удается из-за несогласованности программы работы КР.

Еще в октябре 2004 г. в Первом комитете 59-й сессии ГА ООН в качестве первого шага к ДПРОК Россия в одностороннем порядке взяла на себя политическое обязательство не размещать первой оружие в космосе (НПОК). В 2005 г. такое обязательство приняли все остальные государства ОДКБ.

На двусторонних встречах и мероприятиях различного формата (в т.ч. в рамках КР, Первого комитета ГА ООН, Комиссии ООН по разоружению, БРИКС) мы предпринимаем активные усилия по продвижению инициативы по НПОК. Большинство государств реагирует позитивно.

Обязательства по НПОК уже зафиксированы в наших совместных межгосударственных заявлениях с Бразилией (декабрь 2012 г.), Индонезией (июль 2013 г.), Шри-Ланкой (сентябрь 2013 г.), Аргентиной (май 2014 г.), Кубой (июль 2014 г.), Венесуэлой (сентябрь 2015 г.), Боливией (апрель 2016 г.), Никарагуа (сентябрь 2016 г.), Эквадором (ноябрь 2016 г.), Уругваем (февраль 2017 г.), Вьетнамом (июнь 2017 г.), Суринамом (октябрь 2017 г.), Гватемалой (сентябрь 2018 г.), Узбекистаном (октябрь 2018 г.).

Политическое обязательство по НПОК, будучи наивысшей формой межгосударственной транспарентности и взаимного доверия, на данный момент является наиболее действенной и реально работающей мерой предотвращения вывода оружия в космос.

Подводя итоги 10-летней работы по НПОК, и в целях дальнейшей глобализации этой инициативы на 69-й сессии ГА ООН, нами совместно с единомышленниками (страны ОДКБ, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Индонезия, Кения, Китай, Куба, Пакистан, Шри-Ланка) инициирована ежегодная резолюция о НПОК.

На 73-й сессии ГА ООН документ (A/RES/73/31) набрал 128 голосов, 50 стран выступили его соавторами (Алжир, Ангола, Аргентина, Армения, Бангладеш, Белоруссия, Боливия, Бразилия, Бурунди, Венесуэла, Вьетнам, Гвинея, Гвинея-Биссау, Гондурас, Египет, Замбия, Зимбабве, Индонезия, Казахстан, Камбоджа, Киргизия, Китай, КНДР, Куба, Лаос, Мадагаскар, Малави, Мали, Марокко, Мьянма, Намибия, Никарагуа, Пакистан, Россия, Сальвадор, Свазиленд, Сенегал, Сирия, Судан, Суринам, Сьерра-Леоне, Таджикистан, Таиланд, Туркменистан, Уганда, Узбекистан, Чад, Шри-Ланка, Экваториальная Гвинея, Эритрея). Против выступили 12 государств (Австралия, Великобритания, Венгрия, Грузия, Израиль, Латвия, Литва, Польша, США, Франция, Украина, Эстония).

В резолюции о НПОК содержится призыв ко всем государствам рассмотреть возможность выразить свою приверженность политическому обязательству о неразмещении первыми оружия в космосе, а также к скорейшему началу предметной работы на КР на основе российско-китайского проекта ДПРОК.

Неотъемлемой частью работы над ДПРОК являются меры транспарентности и доверия в космической деятельности (МТДК). В 2005-10 гг. по инициативе России и Китая ежегодно принимались резолюции ГА ООН по МТДК. Соавторами за это время выступили 68 государств (в т.ч. все страны ЕС), 21 государство и Евросоюз представили в ООН свои предложения по МТДК.

В соответствии с резолюцией 65/68 ГА ООН 2010 г. под российским председательством в 2012-13 гг. работала Группа правительственных экспертов (ГПЭ), состоявшая из представителей 15 государств (Бразилия, Великобритания, Италия, Казахстан, Китай, Нигерия, Республика Корея, Россия, Румыния, США, Украина, Франция, Чили, Шри-Ланка, ЮАР). ГПЭ обобщила и развила имеющиеся предложения государств по МТДК, а также выработала рекомендации по их внедрению в международную практику. Консенсусом принят представленный на 68-й сессии ГА ООН итоговый доклад ГПЭ (документ A/68/189*).

В развитие итогового доклада ГПЭ в 2014-17 гг. консенсусом принималась резолюция ГА ООН по МТДК с беспрецедентным первоначальным трехсторонним соавторством «Россия-Китай-США». К 72-й сессии Генассамблеи, в соответствии с резолюцией по МТДК 70/53, подготовлен доклад Генсекретаря ООН с соображениями государств по поводу координации МТДК в системе ООН (документ A/72/65). Однако в ходе 73-й сессии ГА ООН традиционно принимавшаяся консенсусом резолюция (A/RES/73/72) была вынесена на голосование: 180 голосов «за» при 1 воздержавшемся (Палау) и 2 «против» (Израиль и США).

22 октября 2015 г. состоялось совместное заседание Первого и Четвертого комитетов 70-й сессии ГА ООН, посвященное «возможным проблемам, создающим угрозу безопасности и устойчивости в космосе». Подтверждена важность дальнейшей координации деятельности профильных органов ООН по тематике безопасности космической деятельности, прежде всего в том, что касается реализации выводов и рекомендаций доклада ГПЭ по МТДК. 12 октября 2017 г. на площадке 72-й сессии ГА ООН проведено повторное совместное заседание двух комитетов.

С целью придания дополнительного импульса обсуждению проблематики ПГВК с последующим выходом на переговоры на КР совместно с китайскими коллегами выступили с инициативой создания ГПЭ ООН по ПГВК. 24 декабря 2017 г. ГА ООН приняла соответствующую резолюцию (документ A/RES/72/250), которую поддержало 108 государств при 47 воздержавшихся и 5 проголосовавших «против» (США, Великобритания, Франция, Израиль и Украина). Наряду с Россией в Группу вошли эксперты из Австралии, Алжира, Аргентины, Белоруссии, Бразилии, Великобритании, Германии, Египта, Индии, Ирана, Италии, Казахстана, Канады, КНР, Малайзии, Нигерии, Пакистана, Республики Корея, Румынии, США, Франции, Чили, ЮАР и Японии.

Основным итогом первой сессии ГПЭ (Женева, 6-17 августа 2018 г.) стал запуск предметной работы над рекомендациями в отношении элементов будущего юридически обязывающего инструмента по ПГВК на основе проекта ДПРОК и вовлечение в неё главных оппонентов ДПРОК во главе с США. Заключительная сессия ГПЭ намечена на март с.г. Кроме того, 31 января – 1 февраля с.г. в Нью-Йорке состоится двухдневная межсессионная консультативная встреча.

В ходе 73-й сессии ГА ООН за российский проект процедурного решения в поддержку ГПЭ (A/DEC/73/512) проголосовало 128 государств при 48 воздержавшихся. Несмотря на процедурный характер этого документа, единственная цель которого состояла в привлечении внимания международного сообщества к работе Группы и закреплении соответствующего пункта в повестке дня 74-й сессии ГА ООН, США вместе с Израилем и Украиной выступили «против».

В рамках Комиссии ООН по разоружению (КОР) Россия в 2016-17 гг. продвигала совместно с США и Китаем инициативу по обсуждению проблематики  МТДК «в привязке» к решению задач ПГВК в соответствии с рекомендацией доклада профильной ГПЭ ООН развивать такие меры путем обеспечения их всеобъемлющего рассмотрения, в т.ч. в рамках КОР. В феврале 2017 г. на оргсессии КОР-2018 принято решение о включении соответствующего пункта в повестку дня нового трёхгодичного цикла Комиссии, а в апреле 2018 г. на КОР по нему состоялись первые углублённые дискуссии. Начата работа над рекомендациями по возможным путям решения наиболее актуальных вопросов ПГВК.

Таким образом, по проблематике ПГВК основная работа продолжается по логически выверенному пути продвижения ДПРОК, НПОК и МТДК, поддерживаемых всеми странами, реально заинтересованными в сохранении космоса свободным для использования и исследования в мирных целях на равноправной основе всеми без исключения государствами.