Публикатор

6.05.0322:01

О выступлении Министра энергетики РФ И.Х.Юсуфова на сессии МЭА в Париже

 

Развитие отношений с МЭА относится к основным приоритетам международных связей России в области энергетики. Об этом заявил сегодня на сессии МЭА, которая проходит в Париже, Министр энергетики РФ И.Х.Юсуфов.

Министр подчеркнул, что Россия сотрудничает с МЭА с 1994 года, участвуя в подготовке обзоров и аналитических исследований по проблемам развития энергетики России. В частности, большой интерес вызвал подготовленный Агентством обзор «Энергетическая политика России – 2002 год», так как в нем отражены те аспекты функционирования топливно-энергетического комплекса, которые имеют прямое отношение к обеспечению энергетической безопасности России.

И.Х.Юсуфов ознакомил участников сессии с нынешним состоянием и перспективами развития топливно-энергетического комплекса России. Он отметил, что Россия имеет огромный ресурсный потенциал и находится на 2-м месте в мире по экспорту нефти. Основным результатом работы ТЭК в прошлом году министр назвал рост производства первичных топливно-энергетических ресурсов по сравнению с 2001 годом на 47 млн. т у.т., что позволило удовлетворить потребности страны в топливе и энергии и создать необходимые запасы топлива для устойчивого энергоснабжения экономики и населения.

Особое внимание в своем докладе И.Х.Юсуфов уделил Энергетической стратегии России на период до 2020 года, которую по поручению Правительства разрабатывает Министерство энергетики РФ с привлечением компаний и академических и отраслевых институтов. «Согласно прогнозам производство первичных топливно-энергетических ресурсов возрастёт к 2020 году по сравнению с 2001 годом на 30-35 процентов, и это вполне вписывается в необходимость удовлетворения растущего внешнего спроса. Предполагается существенная географическая диверсификация экспорта углеводородов, прежде всего в страны Азиатско-Тихоокеанского региона», – сказал он. К 2020 году при общем росте энергопотребления на 25-30 процентов, потребление природного газа возрастет на 15-20 процентов, угля – на 40 процентов, электроэнергии, выработанной на АЭС – в 2 раза. В результате доля газа снизится с 49% в 2001 году до 45 процентов в 2020 году.

В стратегии предусмотрено, что к 2020 году добыча газа должна составить порядка 700 млрд. куб. м, объём добычи нефти возрастет до уровня 450-520 млн. тонн. Предусматривается рост объемов переработки нефти до более 200 млн. тонн в год с одновременным увеличением глубины переработки до 85%. Прогнозируется, что добыча угля составит 400 450 млн. тонн, суммарное производство электроэнергии должно возрасти до 1300-1350 млрд. кВт.ч; ожидается увеличение удельного веса энергии, вырабатываемой на атомных станциях, с 15 процентов в 2000 году до 25 процентов в 2020 году.

Министр подчеркнул, что Энергетическая стратегия России предполагает реализацию комплекса мер с целью создания условий для привлечения крупных инвестиций в развитие ТЭК. Развитие и модернизация комплекса будет обеспечиваться государством в первую очередь за счет формирования цивилизованного энергетического рынка и экономических взаимоотношений его субъектов между собой и государством. Государственное регулирование этих процессов будет осуществляться с помощью мер в области ценовой, налоговой, таможенной, антимонопольной и конкурентной политики, а также совершенствования законодательства и нормативно-правовой базы.

Стратегия предусматривает, что будет продолжено реформирование отраслей топливно-энергетического комплекса. В газовой отрасли и электроэнергетике оно будет осуществляться на основе разграничения естественно-монопольных и потенциально конкурентных видов деятельности и последующего развития конкуренции в этих отраслях в целях снижения издержек производства и обеспечения полной организационной и финансовой прозрачности их деятельности. Одним из основных итогов реформирования электроэнергетики станет преобразование существующего федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) в полноценный конкурентный оптовый рынок электроэнергии и формирование эффективных розничных рынков электроэнергии, обеспечивающих надежное энергоснабжение потребителей.

Развитие нефтяной отрасли предусматривает в первую очередь оптимизацию всех элементов государственной экономической политики (налоговой политики, регулирования недропользования, поддержки малого и среднего нефтяного бизнеса, принятие стабильных и прозрачных правил пользования нефтетранспортной инфраструктурой). В угольной промышленности будет продолжена реструктуризация с целью снижения государственных дотаций, увеличения конкурентоспособности и повышения инвестиционной привлекательности предприятий.

Особое место в Энергетической стратегии России, по мнению И.Х.Юсуфова, занимают вопросы интеграции в мировое энергетическое пространство. В настоящее время ставится задача перехода страны от роли преимущественно поставщика сырьевых ресурсов к роли самостоятельного участника мирового оборота энергетических товаров. До сих пор отсутствовала единая политика регулирования экспорта, импорта и транзита энергоресурсов, перспективы экономической интеграции российского энергетического сектора в мировую экономику рассматривались в основном с точки зрения получения доходов в бюджет от экспорта нефти и газа.

Основными принципами государственной энергетической политики на внешнем рынке являются единая государственная политика в области внешнеторгового регулирования в энергетической сфере; диверсификация товарной структуры экспорта, повышение доли продукции переработки; диверсификация рынков сбыта энергоресурсов, расширения географии присутствия российских компаний на международных рынках; поддержка проектов, связанных с привлечением иностранного капитала в Россию; поиск и развитие новых форм международного сотрудничества в энергетике, в том числе научно-технического сотрудничества.

«В своих прогнозах на период до 2020 года мы исходим из того, что экспорт энергоресурсов останется одним из основных направлений внешнеторговой деятельности», – сказал министр. – В целях поддержания экономической и энергетической безопасности Россия будет стремиться диверсифицировать направления экспорта энергоресурсов и технологий. Речь идет о развитии северного, восточного и южного направлений экспортных потоков (прежде всего в страны Северной Америки и Северо-Восточной Азии). Удельный вес этих направлений в географической структуре экспорта будет возрастать».

Страны ОЭСР по-прежнему останутся для России стратегическими партнерами, где спрос на газ, нефть, электроэнергию, атомные технологии и продукцию ядерно-топливного цикла имеет устойчивую тенденцию к росту.

По мнению И.Х.Юсуфова, активное сотрудничество России со странами центрально-азиатского региона позволит экономить ресурсы северных газовых месторождений для будущих поколений и избежать необходимости форсированных капиталовложений в их разработку. В интересах России участие отечественных компаний в проектах по расширению энерготранспортной инфраструктуры по территории стран-участниц СНГ.

Россия будет активно вести диалог и со странами-производителями энергоресурсов, и с государствами, потребляющими их, участвуя в работе международных энергетических форумов, сотрудничая с промышленно развитыми странами на основе декларации о сотрудничестве с МЭА и в рамках «восьмерки», а также взаимодействуя со всеми странами в формате Международного энергетического форума.

В заключение Министр выразил убежденность, что, учитывая всемирные интеграционные процессы, успешное решение сформулированных в Энергетической стратегии России на период до 2020 года задач объективно будет отвечать насущным интересам зарубежных партнеров России, в том числе и из стран-членов МЭА.

Календарь

x
x

Архив

Дополнительные инструменты поиска