Публикатор

27.10.1120:56

Международное энергетическое агентство (Справка)

-27-10-2011

 

Созданное в 1974 году по инициативе госсекретаря США Г.Киссинджера Международное энергетическое агентство (МЭА) - автономный орган в структуре Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). С сентября 2007 г. исполнительным директором МЭА является представитель Японии Нобуо Танака.

В настоящее время в состав МЭА входят Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Словакия, Соединенные Штаты Америки, Турция, Финляндия, Франция, Чехия, Швейцария, Швеция, Южная Корея, Евросоюз. Ряд стран, изучают возможность вступления в МЭА. Штаб квартира МЭА находится в Париже.

Основные цели и задачи МЭА сформулированы в Международной энергетической программе, в Программе долгосрочного сотрудничества, а также в документе "Общие цели", одобренном на встрече министров энергетики стран- членов МЭА в июне 1993 года. К ним относятся:

-совершенствование мировой структуры спроса и предложения в области энергетики путем содействия разработке альтернативных источников энергии и повышения эффективности ее использования;

-укрепление и совершенствование системы борьбы с перебоями в снабжении энергией;

-обработка текущей информации, касающейся состояния международного нефтяного рынка и источников энергии;

-содействие сочетанию экологической и энергетической политики;

-рассмотрение энергетических проблем в глобальном контексте через сотрудничество со странами, не входящими в Агентство, и с международными организациями.

Главной целью, которую ставили перед собой основатели МЭА, было обеспечение энергетической безопасности, с особым акцентом на нефтяную безопасность.

На случай значительных перебоев в поставках нефти, имеющих международный характер, основатели МЭА создали договорную систему физического распределения нефти (Систему распределения в кризисных ситуациях). К основным элементам Системы распределения относятся формирование запасов, ограничение потребления, а также физическое перераспределение потоков нефти. Важной составной частью Системы является ее информационное обеспечение.

Была разработана процедура, позволяющая правительствам быстро прийти к соглашению по координированному использованию нефтехранилищ, другим первоочередным мерам при значительных перебоях, если будет признано необходимым снять напряжение на нефтяном рынке.

Решение по активации Системы распределения принимается Секретариатом МЭА и носит технический и административный характер. В то же время предусмотрен политический "предохранитель", т.к. окончательное решение принадлежит Совету управляющих МЭА, который квалифицированным большинством голосов может отменить активацию Системы распределения.

В случае активации Системы распределения потребление и импорт каждой из стран подпадают под соответствующие правила международного распределения и фактически страны отказываются от права в одностороннем порядке определять количество потребляемой нефти.

Политика МЭА по обеспечению энергетической безопасности за тридцать пять лет претерпела существенную эволюцию. Первоначально она состояла главным образом из мер ограничения потребления, вместе с обязательством разместить между государствами-членами доступные в кризисной ситуации объемы нефти. Устойчивый рост стратегических запасов нефти с 1974 по 1980 годы способствовал изменению акцентов политики МЭА. Вместо перераспределения нефти, приоритет начали отдавать согласованному использованию стратегических резервов, что могло обеспечить ограничение экономического ущерба, особенно на ранних стадиях кризиса. В 1984 году Агентство приняло формальное решение по данной проблеме, установив для стран-членов ясные процедуры по использованию стратегических резервов в кризисных ситуациях, вне зависимости от того, активизируется или нет Система распределения МЭА.

В феврале 1995 года МЭА приняло важное решение, в соответствии с которым, при выработке программы действий в случае нарушения поставок энергоносителей, страны-члены будут в первую очередь рассматривать рыночно-ориентированные меры, прежде чем активировать систему перераспределения нефти в кризисных ситуациях.

Членство в МЭА открыто лишь для стран – участников Организации экономического и социального развития (ОЭСР). Страна-кандидат должна принять на себя обязательства в соответствии с Программой долгосрочного сотрудничества и Общими целями МЭА, а также по участию в Системе распределения нефти в кризисных ситуациях. Кроме того, необходимо выйти из международных организаций, "цели которых противоречат интересам МЭА".

Комитет по связям со странами, не входящими в МЭА, в последние годы приобретающий все большее значение, является органом, в котором вырабатывается стратегия МЭА по отношению к "внешнему" миру. В этом комитете формулируются и элементы освещения деятельности организации вовне.

Долгосрочная политика естественным образом включает в себя содействие энергосбережению и повышению энергоэффективности, а также развитие таких альтернативных по отношению к нефти источников энергии, как уголь, природный газ, ядерная энергия, гидроэлектроэнергия и возобновляемые источники энергии.

Ведущие развитые страны в рамках Международного энергетического агентства проводят согласованную энергетическую политику, направленную на предотвращение перебоев предложения нефти на формирующемся глобальном рынке нефти, на поддержание ситуации, при которой предложение нефти постоянно превышало бы спрос на нее и источники поставки были бы в достаточной степени диверсифицированы.

Основные интересы России в отношении МЭА связаны со стратегической линией, направленной на интеграцию в мировую экономику, вхождение российского ТЭК в систему энергетической инфраструктуры промышленно развитых стран, а также участие в системе глобальной энергетической безопасности стран-членов МЭА.

В июле 1994 г. в Москве была подписана Совместная декларация о сотрудничестве в области энергетики между Правительством Российской Федерации и Международным энергетическим агентством. В соответствии с этим документом на МИД России возложена общая координация сотрудничества с МЭА.

Декларация предполагает развитие сотрудничества в следующих сферах: энергосбережение и энергоэффективность, проведение исследований и разработок, использование альтернативных источников энергии, создание новых предприятий энергетики.

В 1995 г. МЭА был подготовлен обзор энергетической политики России в условиях начального этапа рыночных преобразований в ТЭК, позитивно воспринятый в деловых, правительственных, научных кругах России и зарубежных стран. В 2002 г. МЭА подготовило второй обзор энергетической политики России, в котором были учтены положения проекта «Энергетической стратегии России на период до 2020 г.».

В апреле 2007 г. подписан «Меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в сфере энергетики между Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации и Международным энергетическим агентством (МЭА) на 2006-2010 гг.».

В октябре 2009 г. российская делегация во главе с Министром энергетики России С.И.Шматко приняла участие в министерской встрече МЭА. В ходе этой встречи была принято Совместное заявление о сотрудничестве, в котором обозначены основные направления взаимодействия России и МЭА.

 

Календарь

x
x

Архив

Дополнительные инструменты поиска