Коррупция – это исключительно пагубный феномен. Она не только подрывает основы правового государства, снижает качество жизни и уровень благосостояния населения, ставит под угрозу общественную безопасность, но и создает негативный имидж страны на международной арене. Для искоренения причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе, Национальная стратегия противодействия коррупции определяет в качестве одной из основных задач «повышение эффективности участия Российской Федерации в международном сотрудничестве в антикоррупционной сфере».

Центральная роль при этом отводится Конвенции ООН против коррупции (КПК) – первому универсальному международно-правовому инструменту, имеющему обязательную юридическую силу и регулирующему весь комплекс вопросов в рассматриваемой области. Россия в числе первых подписала КПК в 2003 г. и ратифицировала ее три года спустя. Конвенция требует от государств-участников разработки и проведения эффективной политики по предупреждению и противодействию коррупции, а также предполагает участие в механизмах обзора хода ее осуществления. Наша страна успешно прошла первый цикл обзора, посвященный главам III «Криминализация и правоохранительная деятельность» и IV «Международное сотрудничество».

Россия состоит в Антикоррупционной рабочей группе «двадцатки», поддерживает такие приоритеты действующего председательства Аргентины и Франции, как предупреждение и урегулирование конфликта интересов в госсекторе, прозрачность предприятий с государственным участием.

В 2007 г. в результате ратификации Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию Российская Федерация стала членом Группы государств против коррупции. В 2008-2012 гг. она прошла совмещенные первый и второй раунды оценки. Продолжается выполнение рекомендаций по итогам третьего раунда (криминализация преступных деяний и прозрачность финансирования политических партий), ведется соответствующая работа в рамках четвертого раунда (предупреждение коррупции среди парламентариев, судей и прокуроров).

Российская Федерация входит в Группу по борьбе с коррупцией и обеспечению транспарентности форума «Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества» (АТЭС), активно участвует в Региональной антикоррупционной сети правоохранительных органов, призванной содействовать сотрудничеству между экономиками АТЭС по наиболее значимым вопросам правоприменения в сфере борьбы с коррупцией и связанными с ней преступлениями в АТР.

Россия рассматривает группу стран БРИКС как перспективную платформу международного антикоррупционного сотрудничества с большим потенциалом. Члены «пятерки» координируют там, где это возможно, свои подходы к наиболее острым вопросам международного антикоррупционного сотрудничества, оказывают поддержку инициативам партнеров на различных международных площадках. В 2015 г. в этом формате была учреждена Антикоррупционная рабочая группа, усилия которой направлены на углубление практических знаний и обмен передовыми наработками в антикоррупционных делах между государствами-членами, расширение применения инструментов уголовного и не уголовного права для борьбы с коррупцией.

В 2007 г. в рамках переговорного процесса о вступлении Российской Федерации в Организацию экономического сотрудничества
и развития (ОЭСР)
наша страна присоединилась к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок и вошла в состав антикоррупционной Рабочей группы ОЭСР. В этой связи Россия осуществляет работу по приведению национального законодательства в соответствие стандартам Конвенции, проходит мониторинг эффективности реализации предусмотренных процедур.

Российская Федерация участвует в деятельности Межгосударственного совета по противодействию коррупции в рамках СНГ (МСПК), образованного в 2013 г. главами шести государств (Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан). Этот орган занимается такими вопросами, как определение приоритетных направлений сотрудничества и принятие совместных мер по борьбе с коррупцией, содействие гармонизации национального антикоррупционного законодательства государств-участников, разработка предложений по совершенствованию правовой базы антикоррупционного взаимодействия.

На основании Европейской конвенции о выдаче 1957 г., Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г. и Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. Российская Федерация взаимодействует с компетентными органами иностранных государств в вопросах выдачи и оказания правовой помощи по уголовным делам. Кроме того, Россией заключено свыше 20 договоров о выдаче и около 40 договоров о правовой помощи по уголовным делам.

Российская Федерация также является участницей многосторонних межправительственных соглашений о сотрудничестве в борьбе с преступностью, включая коррупцию: Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с преступностью 1998 г., Соглашение о сотрудничестве между правительствами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества в борьбе с преступностью 2010 г. и др. Кроме того, в этой сфере Россия имеет порядка 20 двусторонних межправительственных соглашений. Государственные органы Российской Федерации заключают межведомственные соглашения о взаимодействии и двусторонние программы сотрудничества с компетентными органами других государств.

Россия является соучредителем Международной антикоррупционной академии (Лаксенбург, Австрия), придает большое значение тесному сотрудничеству с этим специализированным образовательным
и исследовательским институтом.

Такое активное участие Российской Федерации в международных антикоррупционных форматах не только способствует укреплению позитивного имиджа нашей страны на международной арене, но и позволяет развивать в соответствии с передовыми мировыми стандартами национальное законодательство и правоприменительную практику в сфере противодействия коррупции.

Навигация