Публикатор

9.06.0422:19

ИНТЕРВЬЮ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИИ А.Д.ЖУКОВА, ОПУБЛИКОВАННОЕ В ГАЗЕТЕ «ФЕЛЬДПОЧТА» 31 МАЯ 2004 ГОДА ПОД ЗАГОЛОВКОМ «А ЧТО НАМ СКАЖЕТ ТОВАРИЩ ЖУКОВ?»

2004-06-08

Вопрос: В последнее время административная реформа несколько затмила собой реформы экономические, которые все же проводятся с не меньшей интенсивностью. Каких результатов вы от них ждете?

Ответ: Сегодня, после успешного развития в последние годы, перед Россией открылось «окно» для перехода на качественно иной уровень. Мы не вправе упустить такую возможность и намерены сделать все от нас зависящее, чтобы этот переход был завершен в ближайшие четыре-шесть лет.

Нашей экономике давно пора перестать быть «переходной». Мы с моими коллегами из правительства надеемся, что скоро это надоевшее определение навсегда исчезнет из российского контекста. По сути мы выходим на новый этап реформ. Итоги 2003 года создали нам неплохую стартовую площадку.

Вопрос: А чем они отличаются от итогов прошлых лет, кроме количественного роста ряда показателей?

Ответ: Изменилась сама структура роста ВВП. В прошлом году только чуть более 2% роста было обусловлено превышением среднегодовой цены на российскую нефть, а большая часть - внутренними факторами: инвестиции в основной капитал выросли на 12, 5%, реальные денежные доходы населения - на 14, 6%.

Таким образом, ускорение в 2003 году роста ВВП, который составил 7, 3%, было обусловлено как высоким внешним спросом, так и все большей трансформацией внешнего спроса во внутренний, в том числе инвестиционный.

При этом объем промышленного производства увеличился на 7%. По темпам экономического роста Россия опережала большинство стран мирового сообщества!

Что же касается нашей внешней торговли, то экспорт вырос на 26, 2% и составил 135, 4 миллиарда долларов, а импорт - на 23, 7% (75, 4 миллиарда). 60-миллиардное внешнеторговое сальдо обусловило значительный прирост золотовалютных резервов Банка России, которые на 1 апреля 2004 года составили 84 миллиарда долларов, увеличившись с 2000 года на 56 миллиардов.

Вопрос: Не так давно Президент России Владимир Путин заявил о необходимости увеличить объем ВВП в два раза.

Ответ: Действительно, для кардинального улучшения экономической ситуации нам необходимо добиться удвоения объема ВВП к 2010 году, и Президент поставил в Послании Федеральному Собранию 26 мая перед Правительством такую задачу. Ее решение требует постоянных высоких темпов роста ВВП.

Вопрос: Вероятно, добиться столь амбициозной цели будет сложно без существенного роста инвестиций?

Ответ: С учетом намеченных правительством мер в сфере налоговых и структурных преобразований, а также предполагаемых темпов экономического роста, в ближайшие четыре года ожидается существенное увеличение совокупных (из всех источников) инвестиций в российскую экономику. Предполагается, что они возрастут примерно c 56 миллиардов долларов в 2002 году до примерно 93, 7 миллиарда в текущем году, а к 2007-му превысят 141 миллиард.

Учитывая сложившиеся благоприятные тенденции, а также такие положительные для иностранных инвесторов факторы, как большая масштабность российского рынка, слабая его освоенность, практически неограниченные сырьевые возможности, можно предположить и достаточно уверенный рост прямых иностранных инвестиций в экономику России.

По нашим прогнозам, они увеличатся с 6, 8 миллиарда долларов в 2003 году до 14 миллиардов в 2007-м.

Вопрос: Насколько нынешние реформы затронут налоговую политику государства?

Ответ: Снижение налоговой нагрузки на экономику должно стать серьезной предпосылкой для опережающих темпов экономического роста. И уже в этом году налоговая нагрузка на экономику по сравнению с прошлым сократится в целом с 31% до 29, 4% ВВП. Одно только сокращение ставки единого социального налога с 35, 6% до 26% позволит в 2005 году дополнительно высвободить для экономики около 280 миллиардов рублей. Эти средства останутся в экономике в виде расходов на потребление и внутренние инвестиции, а следовательно, станут дополнительной мощной составляющей структуры экономического роста. В будущем планируется понижение ставки НДС, что еще снизит налоговую нагрузку на экономику.

Вопрос: Но в этом случае госбюджет недополучит весьма существенные средства?

Ответ: Правительство намерено компенсировать их за счет дополнительных источников доходов. Один из них - увеличение налогов на сырьевой сектор, в первую очередь на нефтедобывающую промышленность, и в том числе налога на добычу полезных ископаемых, а также экспортных пошлин. Эти налоги будут извлекать долю сверхприбыли, которую получают экспортеры нефти от высоких цен на мировом рынке. Фактически речь идет о структурном перераспределении налоговой нагрузки.

Вопрос: А огромная внешняя задолженность России не станет балластом, препятствующим реализации этих планов?

Ответ: Она действительно велика, но постоянно сокращается. Продуманная и взвешенная бюджетная и денежно-кредитная политика позволили взять под контроль ситуацию с объемом государственного внешнего долга, сократившегося с 158, 4 миллиарда долларов в 2000 году до 122, 1 миллиарда в 2003-м.

Вкупе с высокими темпами экономического роста эти усилия привели к тому, что процентное соотношение суммы внешнего госдолга к объему ВВП к 1 января 2003 года достигло уже вполне приемлемых значений (35, 7%), а к 1 июля того же года снизилось до 27, 8%.

Все это позволяет говорить о том, что ситуация с внешним долгом на самом деле становится контролируемой и предсказуемой.

Вопрос: В будущем удастся удержать такие темпы?

Ответ: Долговая политика правительства Российской Федерации в 2004 году и на период до 2007 года будет направлена на постепенное снижение по сравнению с предшествующими годами сумм внешних заимствований при одновременном жестком соблюдении установленного графика выплат по внешнему долгу.

В ближайшие четыре года расходы России на погашение и обслуживание внешнего долга будут колебаться от 16, 3 миллиарда долларов США в 2004-м и 18, 9 в 2005-м до 14, 9 миллиарда в 2007 году.

Вопрос: И экономические ведомства, и МИД России много говорят о важности интеграции страны в мировое экономическое пространство и прежде всего о вступлении в ВТО. Какова ситуация на этом направлении?

Ответ: Правильно говорят. Экономика государства не может эффективно развиваться в изоляции от остального мира. Первостепенное значение для нас имеет процесс вхождения в ВТО. Как вы знаете, буквально на днях Россия и Евросоюз успешно устранили все существовавшие между ними в этой области разногласия. Завершены также двусторонние переговоры с 12 странами, с тремя из них подписаны итоговые протоколы.

Теперь необходимо завершить двусторонние переговоры с другими участниками ВТО, в частности с США. Временной фактор здесь важен, но не является главенствующим. Важно, чтобы условия нашего присоединения, обязательства, которые нам предлагают принять, не носили дискриминационный характер по отношению к России и не ущемляли ее экономические интересы. Именно таких договоренностей, к примеру, удалось достичь с Евросоюзом.

Мы рассчитываем, что к концу 2005 года Россия сможет вступить в ВТО.

Вопрос: Как весь комплекс реформ, намеченных правительством, скажется на рядовых гражданах, в частности на пенсионерах?

Ответ: 25 мая мы докладывали Президенту В. В. Путину о наших предложениях в этой области. Правительство предлагает заменить льготы, действующие сегодня примерно для 13 миллионов российских пенсионеров, денежными доплатами к пенсии, которые помогут существенно повысить их уровень. Общий объем льгот, которые предполагается заменить прибавкой к пенсии, составляет около 170 миллиардов рублей.

Система льгот различным категориям населения сложилась в основном после развала СССР, когда государство в результате тяжелого экономического кризиса было не в состоянии платить людям достойные пенсии и социальные выплаты. Главный недостаток этой системы в том, что она несправедлива. Ветераны, имеющие одинаковые заслуги перед страной, инвалиды, в равной степени нуждающиеся в социальной помощи от государства, не имеют равного доступа к льготам.

У людей, живущих в разных регионах и особенно в сельской местности, нет возможности получать эти льготы. Девять из десяти льготников не могут воспользоваться санаторно-курортным лечением. 70% - бесплатным проездом на пригородном транспорте. Во многих регионах невозможно получить необходимые бесплатные лекарства. Жителям сельской местности недоступны бесплатный проезд в городском транспорте или льгота по оплате домашнего телефона, поскольку их просто нет. Все чаще появляются автобусы с табличками «Не для льготников».

И в итоге выходит, что государство обманывает граждан: на бумаге льготы существуют, а получают их далеко не все, кто имеет на это право по закону. Деньги из бюджета на оплату натуральных льгот направляются различным организациям, где ими распоряжаются чиновники, часто крайне неэффективно, а иногда их просто разворовывают.

Правительство считает несправедливым сохранение системы предоставления натуральных льгот. Мы предлагаем, сохранив сами льготы, коренным образом изменить порядок их финансирования. Сегодня у нас впервые появилась возможность выплачивать людям деньги `полным рублем`, что позволит получить то, что нужно конкретному человеку. Причем вне зависимости от того, где он проживает. Это, конечно, потребует от государства в несколько раз больше средств. Но правительство готово пойти на такую меру, поскольку в конечном итоге в выигрыше будут и люди, и экономика.

В итоге материальное положение целого ряда категорий наших пенсионеров - Героев Советского Союза и России, ветеранов войны, участников боевых действий, блокадников, инвалидов - должно очень существенно улучшиться.

А обеспечение высоких темпов экономического роста в стране создаст необходимые условия для позитивных изменений в социальной сфере, ощутимых для массовых групп населения. Реальные доходы населения к 2007 году увеличатся по сравнению с 2003 годом на 36-42%. Ежегодные темпы прироста реальных доходов будут варьироваться от 10, 5% в 2004 году до 8, 6% в 2007-м.

Более быстрыми темпами будут расти доходы малообеспеченных граждан. В ближайшие четыре-пять лет число россиян, живущих за чертой бедности, сократится вдвое. Тем самым будет создана основа для устойчивого расширения массового внутреннего спроса и перехода в перспективе к устойчивому экономическому росту.

Календарь

x
x