Публикатор

27.10.1121:20

Оказание дипломатической поддержки российскому бизнесу (Справка)

ОКАЗАНИЕ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ РОССИЙСКОМУ БИЗНЕСУ

(Справка)

 

27-10-2011

 

Как отмечается в Концепции внешней политики Российской Федерации, одним из приоритетов политики России в сфере международных экономических отношений является «содействие развитию национальной экономики в условиях глобализации посредством обеспечения равноправных позиций страны и российского бизнеса в системе мирохозяйственных связей».

На фоне возрастающего взаимопроникновения интересов государства и бизнеса все более значимым вектором российской внешней политики становится содействие российскому предпринимательству за пределами страны, привлечение потенциала деловых кругов России для налаживания взаимовыгодных экономических отношений с партнерами других стран.

МИД России решает задачу по всестороннему дипломатическому содействию российским компаниям, которое осуществляется в разнообразных формах и охватывает различные аспекты внешнеэкономической деятельности. В ее основе - системная работа по таким направлениям, как создание благоприятных политических условий для диверсификации российского присутствия на мировых рынках, противодействие дискриминации отечественных инвесторов и экспортеров, укрепление делового партнерства с ведущими мировыми экономиками, содействие российским компаниям в освоении новых и развитии традиционных зарубежных рынков.

В рамках дипломатической поддержки международной деятельности российских компаний предоставляется помощь в налаживании и поддержании деловых связей, ведении переговорного процесса, участии в тендерах, приобретении перспективных зарубежных компаний, реализации выгодных контрактов за рубежом (в таких отраслях, как, например, горнодобыча, энергетика, инфраструктура, строительство, транспорт, машиностроение), информационном сопровождении, организации зарубежных бизнес-миссий, презентаций и конгрессно-выставочных мероприятий, обсуждении инициатив делового сотрудничества в рамках официальных межправительственных контактов и т.д. Важным направлением деятельности МИД, связанной с расширением рынков сбыта российской продукции, остается предоставление отечественным компаниям правовой, экономической и коммерческой информации о состоянии зарубежных рынков.

При этом МИД России четко исходит из того, что проекты отечественного бизнеса за рубежом должны осуществляться исключительно с тщательной предварительной проработкой, а наиболее масштабные – с участием авторитетных объединений деловых кругов. Таким образом, с одной стороны, минимизируется возможность конфликта интересов российских компаний, с другой – риски, в том числе касающиеся имиджа России, которые берет на себя Министерство, когда участвует в лоббировании того или иного проекта за рубежом.

Контакты МИД с российскими бизнесом приобретают в последнее время все более тесный характер. Поддерживается эффективное взаимодействие с ведущими объединениями российских деловых кругов, отраслевыми организациями, госкорпорациями, крупными отечественными компаниями. В рамках реализации общих внешнеэкономических задач Министерством заключены соглашения о сотрудничестве с ТПП России, РСПП, «Деловой Россией», «ОПОРОЙ России», Ассоциацией российских банков, Союзом нефтегазопромышленников, Московской международной бизнес ассоциацией, Союзом машиностроителей России, «Внешэкономбанком», «Роснано», ОАО «РЖД», компаниями «Лукойл», «Норникель». Все больше российских бизнес структур регулярно информируют МИД о своих стратегических планах во внешнеэкономической сфере, обращаются за квалифицированной информационной помощью, организационно-техническим содействием, консультациями.

Новые возможности для повышения эффективности взаимодействия МИД с российским бизнесом открывает Деловой совет при Министре иностранных дел, который был создан в мае 2006 г. Основными задачами Совета являются развитие тесных отношений с российским бизнесом в интересах защиты политических и экономических интересов России за рубежом. На заседания Делового совета приглашаются руководители основных предпринимательских структур России, а также крупнейших российских предприятий, состав которых определяется в зависимости от проблематики встречи.

Тем не менее, пока не все отечественные компании осознают преимущества тесного сотрудничества с МИД при выходе на внешние рынки. Несмотря на неуклонно растущую востребованность содействия по линии российских загранчреждений, существуют нередкие примеры недооценки представителями отечественного бизнеса возможностей диппредставительств в плане продвижения и защиты их экономических интересов. Среди основных проблем, с которыми МИД сталкивается при оказании дипломатической поддержки российскому бизнесу, следует выделить:

- попытки российских компании самостоятельно, «в обход» МИД, выходить на зарубежные рынки других стран без знания специфики и правил поведения на них;

- недобросовестное выполнение российскими предпринимателями взятых на себя перед иностранными партнерами обязательств;

- запоздалое информирование МИД или РЗУ о возникающих проблемах в осуществлении своей деятельности за рубежом;

- факты конкуренции российских компаний друг с другом;

- несоответствие предлагаемых российскими компаниями товаров и услуг международным и национальным техническим стандартам;

- несоблюдение деловой этики в отношениях с партнерами по бизнесу.

Вышеперечисленные примеры говорят о необходимости улучшения как деловой практики самого российского бизнеса, так и механизмов взаимодействия с ним внешнеполитического ведомства. В этих условиях МИД продолжает разрабатывать и совершенствовать методы реализации экономической дипломатии, повышает степень задействования потенциала своих загранучреждений, привлекает академический ресурс в лице Дипломатической Академии, МГИМО и других ВУЗов для изучения и применения международного опыта поддержки национального бизнеса.

Календарь

x
x