1.07.1211:29

Заключительное коммюнике «Группы действий» по Сирии, Женева, 30 июня 2012 года

1282-01-07-2012

  • en-GB1 ru-RU1

Перевод с английского языка

1. 30 июня 2012 года Генеральные секретари Организации Объединенных Наций и Лиги арабских государств, Министры иностранных дел Китая, России, Соединенного Королевства, Соединенных Штатов, Франции, Турции, Ирака (Председателя Саммита Лиги арабских государств), Кувейта (Председателя Совета министров Лиги арабских государств) и Катара (Председателя Арабского комитета по наблюдению за ситуацией в Сирии Лиги арабских государств) и Высокий представитель по иностранным делам и политике безопасности Европейского союза встретились в Отделении Организации Объединенных Наций в Женеве в составе Группы действий по Сирии под председательством Совместного специального посланника Организации Объединенных Наций и Лиги арабских государств по Сирии.

2. Члены Группы действий собрались вместе, будучи глубоко встревожены ситуацией в Сирии. Они решительно осуждают продолжение и эскалацию убийств, разрушений и нарушений прав человека. Они глубоко обеспокоены неспособностью защитить гражданское население, ростом насилия, вероятностью еще большего углубления конфликта в стране, а также региональными аспектами этой проблемы. Неприемлемый характер и масштабы кризиса требуют выработки общей позиции и совместных международных действий.

3. Члены Группы действий привержены суверенитету, независимости, национальному единству и территориальной целостности Сирии. Они преисполнены решимости действовать безотлагательно и активно, с тем, чтобы положить конец насилию и нарушениям прав человека и начать проводимый под руководством сирийцев политический процесс, ведущий к переходу, который отвечает законным чаяниям сирийского народа и позволяет ему самостоятельно и демократическим путем определять свое будущее.

4. В интересах достижения этих общих целей члены Группы действий i) определили шаги и меры, которые должны быть предприняты сторонами для обеспечения осуществления в полном объеме плана из шести пунктов и резолюций 2042 и 2043 Совета Безопасности, включая немедленное прекращение насилия во всех его формах; ii) согласовали руководящие указания и принципы в отношении политического перехода, который отвечает законным чаяниям сирийского народа; и iii) согласовали действия, которые они предпримут для выполнения вышеперечисленного в поддержку усилий Совместного специального посланника по содействию проведению под руководством сирийцев политического процесса. Они убеждены, что это может способствовать и содействовать прогрессу на местах и поможет облегчить и поддержать переход под руководством сирийцев.

Выявленные шаги и меры, которые должны быть предприняты сторонами для обеспечения осуществления в полном объеме плана из шести пунктов и резолюций 2042 и 2043 Совета Безопасности, включая немедленное прекращение насилия во всех его формах

5. Стороны должны в полном объеме осуществить план из шести пунктов и резолюции 2042 и 2043 Совета Безопасности. Для этого:

• Все стороны должны подтвердить свою приверженность стабильному прекращению вооруженного насилия во всех его формах и осуществлению плана из шести пунктов незамедлительно и не ожидая действий других сторон. Правительства и вооруженные группы оппозиции должны сотрудничать с МООННС в целях содействия осуществлению вышеуказанного в соответствии со своим мандатом.

• Прекращение вооруженного насилия должно подкрепляться незамедлительными, вызывающими доверие и зримыми действиями правительства Сирии по выполнению других положений плана из шести пунктов, включая:

- ускорение и расширение деятельности по освобождению произвольно задержанных лиц, в том числе особо уязвимых категорий лиц и лиц, участвовавших в мирной политической деятельности; незамедлительное представление через надлежащие каналы перечня всех мест, в которых осуществляется задержание таких лиц; немедленная организация доступа к таким местам; и своевременный ответ через надлежащие каналы на все письменные запросы о предоставлении информации о таких лицах, доступе к ним или их освобождении;

- обеспечение свободы передвижения по всей стране для журналистов и проведение при выдаче им виз политики недискриминации;

- уважение свободы ассоциации и права на мирные демонстрации как гарантированные законом.

• При любых обстоятельствах все стороны должны демонстрировать полное соблюдение принципов обеспечения безопасности МООННС, а также в полной мере сотрудничать с Миссией и оказывать ей всяческое содействие.

• При любых обстоятельствах правительство должно разрешать гуманитарным организациям немедленный и полный гуманитарный доступ ко всем районам, затронутым боевыми действиями. Правительство и все стороны должны обеспечить возможность для эвакуации раненых и для того, чтобы все гражданские лица, желающие покинуть эти районы, могли это сделать. Все стороны должны в полной мере соблюдать свои обязательства по международному праву, в том числе в отношении защиты гражданского населения.

Согласованные принципы и руководящие положения, касающиеся обеспечения перехода под руководством сирийцев

6. Члены Группы действий согласовали следующие "Принципы и руководящие положения, касающиеся обеспечения перехода под руководством сирийцев":

Любое политическое урегулирование должно обеспечить народу Сирии переход, который:

• открывает перспективу будущего, которая сможет устроить всех жителей Сирии;

• предусматривает четко определенные шаги по реализации этой перспективы согласно твердо установленному графику;

• может быть осуществлен в обстановке безопасности для всех, стабильности и спокойствия;

• осуществляется быстро, без дальнейшего кровопролития и насилия и внушает доверие.

I. Перспектива на будущее

Чаяния народа Сирии были ясно выражены в ходе консультаций с широким кругом сирийцев. Подавляющее большинство хотело бы, чтобы государство:

• было подлинно демократическим и плюралистичным, предоставляя существующим и новым политическим субъектам возможность участвовать в выборах в условиях справедливости и равенства. Это также означает, что приверженность многопартийной демократии должна быть долговременной и не ограничиваться лишь первым туром выборов;

• соблюдало международные нормы прав человека, независимость судебных органов, подотчетность должностных лиц правительства и верховенство права. Такое обязательство недостаточно просто провозгласить. Должны существовать механизмы, имеющиеся в распоряжении народа, для обеспечения того, чтобы эти обязательства соблюдались находящимися у власти лицами;

• предоставляло всем равные возможности и шансы. Не должно быть места для раскола общества по религиозному признаку или дискриминации на этнической, религиозной, языковой или какой-либо иной почве. Общинам, составляющим численное меньшинство, должно быть гарантировано уважение их прав.

II. Четкие шаги по осуществлению перехода

Конфликт в Сирии прекратится лишь тогда, когда все стороны убедятся в наличии мирного пути к общему будущему для всех жителей Сирии. Поэтому крайне важно, чтобы любое урегулирование предусматривало четкие и необратимые шаги по осуществлению перехода согласно установленному графику. Ключевыми шагами при любом переходе являются:

• Формирование переходного управляющего органа, способного создать нейтральную обстановку, в которой может быть осуществлен переход. Это означает, что переходный управляющий орган будет в полном объеме осуществлять полномочия исполнительной власти. В его состав могут войти члены нынешнего правительства и оппозиции, а также члены других групп, и он должен быть сформирован на основе взаимного согласия.

• Будущее страны должен определять сирийский народ. Всем группам и слоям сирийского общества должна быть предоставлена возможность участвовать в процессе национального диалога. Этот процесс должен быть не только всеобщим, но и значимым, т.е. его основные результаты должны быть воплощены в жизнь.

• На этой основе может быть пересмотрено конституционное устройство и правовая система. Результат работы над конституционными положениями будет представлен на утверждение народа.

• После установления нового конституционного строя необходимо подготовить и провести свободные и честные многопартийные выборы во вновь созданные институты на вновь учрежденные должности.

• Женщины должны быть в полной мере представлены во всех аспектах процесса перехода.

III. Безопасность, стабильность и спокойствие

Любой переход предполагает перемены. Вместе с тем чрезвычайно важно обеспечить, чтобы процесс перехода мог осуществляться при обеспечении безопасности для всех в обстановке стабильности и спокойствия. Для этого необходимы:

• Прочное установление полного спокойствия и стабильности. Все стороны должны сотрудничать с переходным управляющим органом в деле обеспечения окончательного прекращения насилия. Это включает завершение вывода сил и решение вопроса о разоружении, демобилизации и реинтеграции вооруженных группировок.

• Эффективные шаги по обеспечению защиты уязвимых групп и незамедлительные действия по решению гуманитарных проблем там, где это необходимо. Также необходимо обеспечить быстрое завершение освобождения содержащихся под стражей лиц.

• Преемственность в работе государственных учреждений и квалифицированные кадры. Функционирование государственных служб должно быть сохранено или возобновлено. Это, включает вооруженные силы и службы безопасности. В то же время все правительственные учреждения, включая разведывательные службы, должны действовать в соответствии с нормами в области прав человека и профессиональными стандартами, возглавляться лицами, пользующимися доверием в обществе, и находиться под контролем переходного управляющего органа.

• Приверженность принципу ответственности и национальному примирению. Должен быть рассмотрен вопрос об ответственности за действия, совершенные в ходе текущего конфликта. Необходим также всеобъемлющий пакет положений о правосудии в переходный период, включая предоставление компенсации или реабилитацию для жертв текущего конфликта, шаги по обеспечению национального примирения и прощения.

IV. Скорейшие шаги к достижению надежного политического соглашения

К политическому соглашению должен прийти сам народ Сирии, однако время истекает. Ясно следующее:

• суверенитет, независимость, единство и территориальная целостность Сирии должны уважаться;

• конфликт должен быть урегулирован только путем мирного диалога и переговоров. Сейчас необходимо создать условия, способствующие политическому урегулированию;

• необходимо положить конец кровопролитию. Все стороны должны подтвердить свою приверженность плану из шести пунктов. Это должно включать прекращение вооруженного насилия во всех его формах и немедленные, заслуживающие доверия и зримые меры по осуществлению пунктов 2-6 плана из шести пунктов;

• сейчас все стороны должны на деле взаимодействовать с Совместным специальным посланником. Стороны должны быть готовы выдвинуть реальных представителей для проведения скорейшей работы по достижению под руководством сирийцев урегулирования, отвечающего законным чаяниям народа. Этот процесс должен включать абсолютно всех, тем самым обеспечивая, чтобы при формировании политического урегулирования в целях перехода были услышаны мнения всех слоев сирийского общества.

Организованное международное сообщество, включая членов Группы действий, готово оказать значительную поддержку осуществлению соглашения, достигнутого сторонами. Это может включать международное присутствие по оказанию помощи в соответствии с мандатом Организации Объединенных Наций, если такая просьба поступит. Будут иметься значительные средства для оказания помощи в реконструкции и восстановлении.

Согласованные действия, которые будут приняты членами Группы по осуществлению указанного выше в поддержку усилий Совместного специального посланника по содействию политическому процессу под руководством сирийцев

7. Члены Группы действий будут надлежащим образом вовлекать стороны в Сирии в процесс принятия мер и шагов, изложенных в пункте 5, и оказывать на них в этой связи совместное и постоянное давление.

8. Члены Группы действий выступают против любой дальнейшей милитаризации конфликта.

9. Члены Группы действий обращают внимание правительства Сирии на важность назначения наделенного реальными полномочиями представителя, когда ему будет предложено это сделать Совместным специальным посланником, для работы на основе плана из шести пунктов и настоящего коммюнике.

10. Члены Группы действий настоятельно призывают оппозицию повысить взаимодействие и быть в состоянии обеспечить выдвижение реальных представителей для работы на основе плана из шести пунктов и настоящего коммюнике.

11. Члены Группы действий окажут всестороннюю поддержку Совместному специальному посланнику и его группе после того, как те немедленно начнут взаимодействовать с правительством и оппозицией, а также будут проводить широкие консультации с сирийским обществом, равно как и с другими международными субъектами, в целях дальнейшей выработки пути продвижения вперед.

12. Члены Группы действий будут приветствовать созыв Совместным специальным посланником следующего совещания Группы действий, если он сочтет это необходимым для рассмотрения конкретного прогресса, достигнутого по всем согласованным пунктам настоящего коммюнике, а также для определения того, какие последующие и дополнительные шаги и меры потребуются со стороны Группы действий для преодоления кризиса. Совместный специальный посланник будет также держать в курсе происходящего Организацию Объединенных Наций и Лигу арабских государств.

Горячая линия

+963-991-240-999
Телефон горячей линии для граждан за рубежом, попавших в экстренную ситуацию.
true
true

Фоторепортаж

СИРИЙСКАЯ АРАБСКАЯ РЕСПУБЛИКА (САР)

Расположена в Восточном Средиземноморье, граничит на севере – с Турцией, на востоке – с Ираком, на западе – с Ливаном, на юге – с Иорданией и Израилем. Протяженность береговой линии – 172 км. Территория – 185,2 тыс.км2 (включая оккупированные Израилем с 1967 г. Голанские высоты).

Население – 23 млн. человек. Естественный прирост высокий – 2,3% в год. Национально-конфессиональный состав неоднородный. Государствообразующий этнос – сирийские арабы (88%). Также проживают курды 2,0 млн.), армяне, черкесы, ассирийцы, туркманы. Мусульмане составляют 90% населения страны. Из них сунниты – 72%, алавиты – 13 %, остальные – в основном друзы и исмаилиты. Христиане – менее 10 % населения.
Административно-территориальная единица – губернаторство (всего 14). Столица – Дамаск (с пригородами свыше 4 млн. жителей), города-миллионеры – Алеппо (Халеб) и Хомс (с пригородами).
Национальный праздник – День эвакуации – 17 апреля (1946 г.).
Государственный строй САР – президентская республика. Глава государства, согласно новой конституции (принята 26 февраля 2012 г.), избирается прямыми выборами (ранее – всенародным референдумом). Срок полномочий 7 лет с возможностью повторного переизбрания еще на один срок. С июля 2000 г. президент - Башар Асад (переизбран в мае 2007 г.). Вице-президенты – Фарук Шараа (с февраля 2006 г.) и Наджах Аттар (с марта 2006 г.). В апреле 2014 г. в стране дан старт президентской избирательной кампании, выборы намечены на 3 июня 2014 г.
Высший законодательный орган – однопалатный Народный Совет. Депутатский корпус – 250 человек, срок полномочий – 4 года. Нынешний (десятый) состав избран в мае 2012 г. Председатель Совета – Мухаммед Джихад Аль-Ляххам.
Высший исполнительно-распорядительный органСовет министров (нынешний состав сформирован в июне 2012 г., позднее неоднократно корректировался). Председатель – Ваэль Аль-Хальки (с августа 2012 г.); заместитель председателя, министр иностранных дел и по делам эмигрантов – Валид Муаллем, министр обороны – Фахд Аль-Фрейж.
Политическая система (сложилась с начала 70-х гг.) на нынешнем этапе характеризуется сохраняющемся доминированием Партии арабского социалистического возрождения (ПАСВ или «Баас»). Еще недавно ее статус был конституционно закреплен как «правящей партии в обществе и государстве». Генеральный секретарь – президент Б.Асад. Высший орган ПАСВ – съезд, который, согласно уставу, проводится каждые пять лет. Тем не менее, партийные съезды не созывались с 2005 г., а роль самой ПАСВ неуклонно снижалась.
ПАСВ по-прежнему возглавляет Национальный прогрессивный фронт (создан в 1972 г.) – «зонтичную» структуру для идеологически близких баасистам (апеллирующих к постулатам арабского социализма, насеризма, коммунизма) легальных партийных объединений. Среди них – Арабский социалистический союз, Арабский демократический союз, Партия социалистов-юнионистов, Демократическая социалистическая юнионистская партия, Движение арабских социалистов, Партия национального согласия, Сирийская национальная социальная партия, Сирийская коммунистическая партия (крыло Х.Багдаша), Сирийская коммунистическая партия (крыло Ю.Фейсала). В НПФ также представлены два основных профессиональных объединения – Всеобщая федерация рабочих профсоюзов и Всеобщая федерация крестьян.
Между тем, политическая система страны переживает болезненную трансформацию под влиянием развивающегося в стране с марта 2011 г. глубочайшего внутриполитического кризиса, переросшего во внутренний вооруженный конфликт. Ее реформирование идет сверху, дозированными шагами. Среди них – принятие новых Конституции (формально отменившей монополию ПАСВ и закрепившей принципы политического плюрализма и многопартийности), законов о выборах и политических партиях. Благодаря этому политическая система пополнилась десятком новых партийных объединений.
Параллельно управляемой сверху «демократизации» снизу происходит институциональное становление политических объдинений оппозиционной направленности. В спектре внутренней (умеренной) оппозиции наиболее заметны Национальный координационный комитет (глава – Х.АбдельАзым) и Народный фронт за перемены и освобождение (председатель – К.Джамиль), которые выступают с патриотических позиций, проявляя готовность к диалогу с властями на известных условиях. В свою очередь, зарубежная сирийская оппозиция стоит на непримиримой платформе, выступает за свержение режима Б.Асада. Поддерживаемый и направляемый западниками и регионалами процесс ее консолидации завершился формированием в ноябре 2012 г. в Дохе Национальной коалиции сил сирийской революции и оппозиции (расширенная «копия» созданного годом ранее в Стамбуле Сирийского национального совета с мозаичным представительством внутренней вооруженной оппозиции). В обеих структурах заправляют «Братья-мусульмане». Спонсоры форсированно работают над международной легитимизацией Нацкоалиции в качестве «единственного законного представителя сирийского народа».
Сирия имеет многоукладную экономику, сочетающую централизованное управление с рыночными формами хозяйствования. В предкризисные годы руководством страны проводился курс на ее плановую либерализацию, имея в виду построение социально-ориентированной рыночной модели при сохранении государственного регулирования структурообразующих отраслей. Во многом благодаря такой экономике, вкупе с ее слабой интеграцией в мировую финансовую систему, Сирии удалось избежать сопоставимого с другими странами региона негативного воздействия глобального экономического кризиса.
Между тем, переживаемые Сирией драматические потрясения прервали динамику устойчивого развития национальной экономики предшествующих лет, отбросив ее назад. Из-за продолжающегося вооруженного противостояния и разорванных внутрихозяйственных связей она несет огромные потери. Колоссальный ущерб нанесен инфраструктуре. Сильно деградировала социальная сфера. Тяжелым бременем лежат введенные против Дамаска односторонние санкции (США, Япония, Турция) и многосторонние (ЕС, ЛАГ, ССАГПЗ) санкции.
Как результат, сильно просели основные макроэкономические показатели. Так, объем ВВП, который в 2011 г. составлял 56,7 млрд. долл. США, в 2012 г. оценочно снизился на 20%. Значительно сократились золотовалютные резервы (в 2011 г. – 15,6 млрд. долл.). В 2013 г. ВВП сократился на 45% от «довоенного» объема. Промышленное производство сократилось на 80%. Экспорт снизился на 80%. С 385 до 15 тыс. баррелей в сутки сократилась нефтедобыча. Остановка производств и разрыв хозяйственных связей привели к потере порядка 3 млн. рабочих мест. Бюджет на 2014 г. сверстан в режиме жесткой экономии в размере 9,2 млрд. долл. США (16,5 млрд. долл. в «предвоенном» 2010 г.).
Сирийский фунт обесценился в два раза по отношению к паре основных мировых валют. Соответственно, подскочила инфляция. Усилился отток за рубеж капитала и вывод из страны иностранных инвестиций. На фоне деградации экономической активности резко снизился совокупный внешнеторговый оборот.
Ведущую роль в экономике страны принадлежит государственному сектору, в котором создается до половины ВВП, три четверти стоимости промышленной продукции, и занята треть трудоспособного населения. Государство практически полностью контролирует энергетику, железнодорожный и авиационный транспорт, в значительной степени - кредитно-финансовую сферу. Частный сектор традиционно занимает доминирующие позиции в сельском хозяйстве, внутренней и, в меньшей степени, внешней торговле, а также в сфере услуг, автотранспорте и жилищном строительстве.
Одновременно правительство, сохраняя осторожность в вопросах приватизации, осуществляет поэтапные меры по расширению хозяйственной самостоятельности госпредприятий. Параллельно создаются необходимые условия для привлечения в экономику, включая стратегические отрасли, иностранных инвестиций.
Обеспеченность экономики собственными природными ресурсами средняя. Имеются промышленно значимые запасы нефти, газа, фосфатов, каменной соли, серы.
В структуре экономики ведущее положение занимает промышленность. Главные отрасли: добывающие – нефтяная (включая нефтепереработку), газовая, добыча фосфатов, производство минеральных удобрений, а также текстильная и пищевая. До последнего времени экспорт нефти был одним из главных источников валютных поступлений в бюджет (треть его доходной части). Основной потребитель – страны Евросоюза (до 90%). С введением же Брюсселем антисирийских санкций экспорт нефти сошел на нет.
Сильно пострадал из-за санкций банковско-финансовый сектор, который в докризисный период демонстрировал высокие темпы роста. Замороженными оказались активы крупнейших сирийских финучреждений в европейских банках. Возникли серьезные трудности с обслуживанием внешнеторговых операций и осуществлением международных расчетов и иных финансовых транзакций.
Обрушил кризис и другой динамично развивающийся сектор – туристический (до кризиса доля ВВП – 15%, въездной поток – 8,5 млн. иностранцев.).
Сирия – аграрно-индустриальная страна. На долю сельского хозяйства приходится до 20% ВВП, в нем же занято до половины экономически активного населения. Оно также обеспечивает существенную занятость в смежных отраслях, в первую очередь, пищевой и текстильной. Ведущая отрасль – растениеводство. Главные культуры – пшеница, ячмень, масличные и плодовоовощные, среди технических – хлопок. В докризисный период степень обеспеченности страны собственным продовольствием традиционного считалась высокой.
Внутреннее положение – сложное. После четырех десятилетий политического застоя страна вступила в марте 2011 г. в критический этап новейшей истории. Спровоцированный т.н. «арабской весной» глубочайший внутриполитический кризис уже к концу года перерос во внутренний вооруженный конфликт. Запоздавшее с осуществлением политических реформ сирийское руководство не поспевало за ходом протестных выступлений. Требования сирийской улицей, в своей основе суннитской, демократических прав и свобод по аналогии с другими арабскими странами быстро трансформировались в лозунги свержения правящего режима.
Разрастанию кризиса способствовала его беспрецедентная интернационализация с поддержкой антиасадовской оппозиции региональными (Турция, аравийские монархии) и внешними (в первую очередь, США и Франция) игроками. Стремление последних любой ценой сменить в Сирии режим привело к милитаризации конфликта, накачиванию непримиримой оппозиции деньгами и оружием. Требования ухода Б.Асада сочетались с форсированным становлением в качестве альтернативы режиму «зонтичных» оппозиционных структур. Кульминацией этого процесса стало создание в ноябре 2012 г. Национальной коалиции сил сирийской революции и оппозиции.
Параллельно шло становление вооруженного крыла оппозиции под «крышей» т.н. Свободной сирийской армии. Диверсионно-террористическая активность со временем эволюционировала в крупномасштабную партизанскую войну на широком «театре боевых действий». В результате значительные территории страны в приграничье с Турцией и Ираком перешли под контроль вооруженной оппозиции, а «линия фронта» вплотную приблизились к столице.
Между тем, логика развития конфликта привела к поляризации сирийского общества, ожесточению противостояния, в том числе на межконфессионой основе. На таком фоне в стане вооруженной оппозиции усилились позиции суннитских исламских радикалов (алькаидовская группировка «Джебхат ан-Нусра» и др.) с их призывами к джихадизации повстанческого движения. В результате в Сирию потянулись тысячи «борцов за веру» со всего арабо-мусульманского мира.
На общем фоне относительно спокойными остаются районы компактного проживания крупнейших конфессиональных меньшинств (алавитов, друзов), а также курдские территории в Заевфратье. При этом реальный контроль в Сирийском Курдистане перешел к местным военизированным формированиям.
По оценкам ООН, с начала конфликта в стране погибло свыше 100 тыс. сирийцев. Почти 1 млн. человек стали беженцами, еще 2 млн. – внутренне перемещенными лицами. 4 млн. человек нуждаются в оказании срочной гуманитарной помощи.
Перед лицом масштабных вызовов сирийское руководство предпринимает шаги по выводу страны из кризиса, которые оно видит на путях запуска политического диалога с умеренной (т.н. патриотической) оппозицией. Ранее принятые меры (новая Конституция, законы о выборах, СМИ и др.) оказались запоздалыми и недостаточными. В январе 2013 г. на основе выдвинутых президентом Б.Асадом предложений была принята «Политическая программа по урегулированию кризиса». Она предполагает созыв Всеобщей конференции по проведению национального диалога, принятие новой Конституции и проведение на ее основе новых парламентских выборов, формирование расширенного правительства, а затем – и правительства национального единства, и т.д.
На международной арене Сирия последовательно реализует самостоятельный внешнеполитический курс, выступая против диктата в международных отношениях и вмешательства во внутренние дела суверенных государств, за урегулирование конфликтных ситуаций политико-дипломатическими средствами, а на глобальном уровне – за многополярное мироустройство и баланс позиций различных страновых объединений.
Важнейший внешнеполитический приоритет - ближневосточное урегулирование. Сирийцы ратуют за решение арабо-израильского конфликта на основе полного вывода израильских войск со всех оккупированных в 1967 г. арабских территорий, включая сирийские Голанские высоты, в соответствии с резолюциями 242 и 338 СБ ООН, в рамках формулы «мир в обмен на землю», на основе принципов, затвержденных на Мадридской мирной конференции (1991 г.). Вместе с тем, они скептически смотрят на перспективы реанимирования БВУ в нынешних условиях, в том числе и на сирийском треке, где наблюдается многолетний застой (последняя попытка предпринималась в 2008 г.).
Между тем, «арабская весна» по-иному расставила внешнеполитические приоритеты страны. Прежде значимые для сирийцев долгоиграющие региональные сюжеты (БВУ, межпалестинское примирение, ситуация в соседних Ираке и Ливане и др.) отошли для них на второй план. Все усилия сирийской дипломатии были переподчинены задаче противодействия линии Запада и его сателлитов в регионе (Турция и аравийские монархии) на изоляцию Дамаска с целью добиться смены политического режима в стране. Проявлением этого курса стало формирование с соответствующей повесткой дня широкой антиасадовской коалиции в формате «Группы друзей сирийского народа».
Интернационализация сирийского кризиса вкупе с демонизацией режима Б.Асада (традиционно обвинялся американцами в спонсорстве терроризма и связях с другими «одиозными» режимами – иранским и северокорейским) опустили внешнеполитическую конъюнктуру вокруг Сирии на самую нижнюю точку в ее современной истории. Беспрецедентным шагом стала приостановка членства страны в таких региональных организациях, как ЛАГ и ОИС.
Сирийский кризис стал едва ли не самым серьезным вызовом для международного сообщества последних лет. Предпринимаемые усилия по его политико-дипломатическому разрешению не срабатывают в условиях продвигаемой западниками концепции т.н. «гуманитарной интервенции» с объявлением нелегитимным режима Б.Асада. Попытки последних прикрыться в случае с Сирией ооновскими резолюциями, по ливийскому сценарию, были трижды ветированы Россией и Китаем в СБ ООН.
Окно возможностей для выхода на политическое урегулирование в Сирии открывало назначение в феврале 2012 г. в соответствии в резолюцией ГА ООН совместного спецпосланника ООН/ЛАГ по Сирии в лице бывшего генсекретаря ООН К.Аннана. Ранее предпринимавшиеся ЛАГ в одностороннем порядке шаги по Сирии (включая направление сюда Миссии арабских наблюдателей) результата не дали в силу антиасадовской ангажированности саудовского-катарского тандема, подмявшего под себя ЛАГ. Не заработал и выдвинутый К.Аннаном план урегулирования из шести пунктов. К тому же, учрежденная в апреле того же года Миссия ООН по наблюдению в Сирии (МООНС) уже в августе по настоянию западников была свернута.
На таком фоне важнейшее значение сохраняет принятое на заседании Рабочей группы по Сирии в Женеве 30 июня 2012 г. Итоговое коммюнике, в котором нашли отражение согласованные основными международными игроками на сирийском «поле» принципиальные подходы к политическому урегулированию. Вместе с тем, на дальнейшем этапе вокруг реализации этого документа из-за позиции западников и регионалов возникли нестыковки в толковании его ключевого положения – о переходном управляющем органе. Они видят его формирование без участия Б.Асада и его окружения, в то время как Россия и наши единомышленники выступают за инклюзивный, ведомый самими сирийцами политический процесс.
В том же направлении продолжает свою нелегкую миссию преемник К.Аннана на посту совместного спецпредставителя по Сирии алжирец Л.Брахими, который, тем не менее, связывает выход из сирийского «тупика» со сближением позиций ключевых игроков – США и России.
Для сирийского руководства отношения с Россией традиционно носят приоритетный, во многом привилегированный характер. Важным связующим звеном между нашими странами выступает многолетнее партнерское взаимодействие, пик которого пришелся на советский период. Существенно, что на связи с Россией ориентирована значительная часть политической элиты страны и генералитета, многие представители которых обучались в СССР. Не изменило общего настроя провисание этих связей в начале 90-х годов.
В постсоветское время период Президент САР трижды посещал Россию – в январе 2005 г., декабре 2006 г. и в августе 2008 г. (Сочи). В мае 2010 г. состоялся первый в истории двусторонних отношений визит Президента России в Дамаск.
На фоне нынешних событий значимость для Дамаска российского направления еще больше возрастает. Москва остается одним из немногих каналов для связей сирийского руководства, объявленного западниками и регионалами нелегитимным, с «внешним миром». В таких условиях двусторонний диалог становится особенно плотным и доверительным, нацеленным на поиски путей выхода из затянувшегося кризиса.
В феврале 2012 г. по поручению Президента России Сирию совместно посетили Министр иностранных дел С.В.Лавров и директор СВР М.Е.Фрадков. В том же месяце здесь побывал Председатель Комитета по международным делам Госдумы России А.К.Пушков. В марте 2012 г. в Дамаске находилась сводная делегация Совета Федерации с участием представителей северокавказских республик. В августе 2011 г. Сирию посетил спецпредставитель Президента России по Ближнему Востоку, заммининдел М.Л.Богданов. В рамках межцерковных связей в ноябре 2011 г. состоялся официальный визит в Сирию Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
В свою очередь, с начала сирийских событий в Москве принимали заместителя Председателя Совета министров, министра иностранных дел и по делам эмигрантов В.Муаллема (неоднократно, в последний раз в январее 2014 г.), его первого заместителя Ф.Микдада, советника Президента Сирии по политическим и информационным вопросам Б.Шаабан, вице-премьера по экономическим вопросам К.Джамиля, Министра информации А.Зоаби.
В рамках нашей принципиальной линии на содействие политическому урегулированию в САР через налаживание ведомого самими сирийцами инклюзивного процесса российская сторона установила и поддерживает регулярные контакты с различными фракциями внешней и внутренней сирийской оппозиции, настраивая их на диалог с властями.
Несмотря на общую ситуацию, важнейшим инструментом сопровождения двусторонних деловых связей остается Постоянная Российско-Сирийская комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Последнее (8-е) заседание МПК состоялось в мае 2012 г. в Москве.

Посольство Сирийской Арабской Республики в России (Москва)

Адрес:

119034, г. Москва, Мансуровский пер., 4

Телефон:

(495) 695-10-48

(499) 766-95-13

Факс

(495) 697-45-18

E-mail

embassy@syrembassy.ru

Посольство России в Сирии (Дамаск)

Адрес:

Omar Ben Al Khattab str., Adauwi, Damascus, Syrian Arab Republic, P.O.Box 3153

Посол - КИНЩАК Александр Александрович

Советник-посланник - КУРТАШЕВ Эльбрус Кириллович

Телефон:

(8-10-963-11) 442-31-55

Горячая линия:

+963-991-240-999

Факс:

(8-10-963-11) 442-3182

E-mail:

ruembsyria@mail.ru

Web

http://www.syria.mid.ru/

Facebook

Консульский отдел Посольства России

Адрес:

Omar Ben Al Khattab str., Adauwi, Damascus, Syrian Arab Republic, P.O.Box 3153

Заведующий консульским отделом - АУТАЕВ Турпал Саитадланович

Телефон:

(8-10-963-11) 442-31-65; 442-20-11

Горячая линия:

+963-991-240-999

Факс:

(8-10-963-11) 442-20-11

E-mail:

consdamascus@mail.ru

Web

Facebook

Twitter

Генеральное консульство в Алеппо (деятельность временно приостановлена)

Адрес:

El Mouhafazat, Aleppo, Syrian Arab Republic, P.O.Box 1050

Генеральный консул - САДИКОВ Рашид Сергеевич

Телефон:

(8-10-963-21) 223-24-01, 226-93-77

Горячая линия:

+963-21-223-24-01

Телекс:

(492) 331818 GCALER SY

Факс:

(8-10-963-21) 222-08-56

E-mail:

aleppocons@mail.ru

РОССИЙСКО-СИРИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
 

Дипломатические отношения между СССР и Сирией установлены в июле 1944 г. Российско-сирийские связи традиционно носят дружественный характер. Их основа заложена в период тесного сотрудничества между СССР и Сирией. При экономическом и техническом содействии бывшего СССР было сооружено более 80 крупных объектов проложено около 2 тыс. км железных дорог и 3,7 тыс. км линий электропередачи. Развивались связи по линии ВТС. Более 35 тысяч сирийцев получили образование по гражданским специальностям в советских и российских вузах.
Начиная с 2005 г. Президент Сирийской Арабской Республики (САР) Б.Асад трижды посещал Россию. В мае 2010 г. состоялся первый в истории двусторонних отношений визит Президента Российской Федерации в Дамаск.
Начавшийся на волне «арабской весны» в марте 2011 г. внутриполитический кризис в Сирии перешел в стадию вооруженного противостояния армии и спецслужб с боевиками, в числе которых немало граждан и поданных третьих государств. По мере углубления кризиса он все отчетливее приобретает этноконфессиональный характер.
Политическое взаимодействие последнего времени сконцентрировано исключительно на вопросах обсуждения ситуации внутри Сирии и вокруг нее и ограничено проблематикой внутрисирийского урегулирования.
6 апреля и 24 мая 2011 г. состоялись телефонные разговоры Президента Российской Федерации (Д.А.Медведева) с Б.Асадом, в ходе которых к руководству Сирии был обращен настоятельный призыв приступить к заявленным внутренним преобразованиям с целью недопущения неблагоприятного развития ситуации, человеческих жертв и ради сохранения гражданского мира. 8-12 июля Д.А.Медведев и Б.Асад обменялись письменными посланиями. 29 августа личное послание Д.А.Медведева Б.Асаду передал Специальный представитель Президента Российской Федерации по Ближнему Востоку замминистра иностранных дел М.Л.Богданов.
7 февраля 2012 г. по поручению Президента Российской Федерации Министр иностранных дел России С.В.Лавров и директор СВР России М.Е.Фрадков посетили Дамаск для встречи с Президентом Б.Асадом.
30 июля – 3 августа 2012 г. Москву посетила сирийская правительственная делегация во главе с Заместителем Председателя Совета Министров САР К.Джамилем. Она была принята Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации А.Г.Хлопониным, состоялись переговоры в профильных министерствах.
21 августа 2012 г. в Москве С.В.Лавров провел переговоры с сирийской делегацией во главе с К.Джамилем и Министром по делам национального примирения Сирии А.Хейдаром. 14 декабря 2012 г. К.Джамиль был принят в МИД России, состоялась его встреча с С.В.Лавровым.
В ноябре 2011 г. апреле, июле, сентябре, ноябре, декабре 2012 г., а также марте 2013 г. Москву посещали делегации ведущих организаций сирийской внешней и внутренней оппозиции.
11 января 2013 г. в Женеве состоялась встреча заместителя Министра М.Л.Богданова с делегацией сирийской оппозиционной организации «Демократическая трибуна» во главе с М.Кило.
18 января 2013 г. в МИД России состоялась встреча заместителя Министра М.Л.Богданова с делегацией Народного совета (парламента) Сирии во главе с Председателем парламентской комиссии по делам прессы и печати Ф.Саигом.
2 февраля 2013 г. на «полях» 49-й Мюнхенской конференции по вопросам безопасности С.В.Лавров провел встречу с лидером Национальной коалиции сил сирийской революции и оппозиции А.М.Хатыбом по его просьбе. Состоялся обмен мнениями и оценок происходящих в Сирии событий. А.М.Хатыб был приглашен в Москву.
25 февраля 2013 г. состоялся рабочий визит в Москву Заместителя Председателя Совета министров, Министра иностранных дел Сирии В.Муаллема и его встреча с С.В.Лавровым.
1 марта 2013 г. С.В.Лавров провел встречу с бежавшим из Сирии генералом Манафом Тласом.
11 марта 2013 г. С.В.Лавров принял делегацию сирийского Национального координационного комитета (НКК) за демократические перемены во главе с его зарубежным координатором Х.Манаа.
16 апреля 2013 г. в Москве состоялась встреча С.В.Лаврова с лидером Народного фронта за перемены и освобождение (НФПО) К.Джамилем, занимающем также пост заместителя Председателя Совета министров Сирии.
6 мая 2013 г. состоялся телефонный разговор С.В.Лаврова с Заместителем Председателя Совета министров, Министром иностранных дел Сирии В.Муаллемом.
22-23 мая 2013 г. с рабочим визитом в Москве находился Первый заместитель Министра иностранных дел САР Ф.Микдад, который был принят С.В.Лавровым, прошли его консультации со специальным представителем Президента Российской Федерации по Ближнему Востоку, замминистра М.Л.Богдановым.
22 июля 2013 г. С.В.Лавров принял сирийскую делегацию во главе с заместителем Председателя Совета министров Сирии, Министром внутренней торговли и защиты прав потребителя, лидером НФПО К.Джамилем.
9-10 сентября 2013 г. Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров провел переговоры с находящимся в Москве с рабочим визитом заместителем Председателя Совета Министров, Министром иностранных дел и по делам эмигрантов Сирийской Арабской Республики В.Муаллемом. Состоялась также встреча В.Муаллема с Председателем Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации С.Е.Нарышкиным.
В силу сохраняющей в Сирии напряженности межделегационный обмен практически не осуществляется.
Последние особо значимые визиты: Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова и Директора Службы внешней разведки М.Е.Фрадкова (февраль 2012 г.) Председателя Комитета по международным делам Госдумы (февраль), делегации Совета Федерации во главе с А.Х.Кажаровым (март), делегации Общественной палаты во главе с С.А.Орджоникидзе (июнь).
17-18 сентября 2013 г. заместитель Министра иностранных дел России С.А.Рябков посетил Сирию. Он был принят Президентом САР Б.Асадом, а также Вице-премьером, Министром иностранных дел и по делам соотечественников за рубежом САР В.Муаллемом. Подробные консультации прошли с 1-м зам.мининдел Ф.Микдадом. Состоялась беседа с главой Бюро национальной безопасности А.Мамлюком. В ходе пребывания в Дамаске С.А.Рябков встретился с главой «Народного фронта за перемены и освобождение» К.Джамилем и членами руководства Национального координационного комитета.
14 ноября 2013 г. по инициативе российской стороны состоялся телефонный разговор Президента Российской Федерации В.В.Путина с Президентом САР Б.Асадом, в ходе которого были обсуждены ситуация в Сирии и вокруг нее, ход постановки под международный контроль сирийского химического оружия, а также вопросы подготовки международной конференции по Сирии («Женева-2»).
19 ноября 2013 г. с кратким визитом в Москве находилась сирийская делегация АО главе с Первым заместителем Министра иностарнных дел САР Ф.Микдадом и советником Президента Сирии по политическим и информационным вопросам Б.Шаабан. Состоялись из встречи с С.В.Лавровым.
17 января 2014 г. в Москве состоялись переговоры Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с Министром иностранных дел и по делам эмигрантов В.Муаллемом.
24-29 января в Москве находился с визитом Патриарх Антиохийский и всего Востока Иоанн Х Язиджи. 25 января он был принят президентом Российской Федерации В.В.Путиным. Состоялись также его встречи с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, Председателем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И.Матвиенко и Министром иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавровым.
Торгово-экономическое сотрудничество испытывает негативные последствия внутрисисрийского кризиса. Выполнение целого ряда перспективных проектов отложено. Постоянное присутствие в Сирии сохранило лишь ОАО «Стройтрансгаз» (Дамаск) и небольшое представительство ОАО «Совинтервод» (Латакия). Переговоры о реализации проектов в Сирии ведет ЗАО «МГНК «СоюзНефтеГаз».
По данным ФТС России, двусторонний внешнеторговый оборот в 2013 г. достиг отметки в 376,5 млн. долл. США (снижение по сравнению с 2012 г. на 42,6%). При этом экспорт составил 360,3 млн. долл. США, импорт – 16,2 млн. долл. США при положительном сальдо в пользу России 344,1 млн. долл. США. Основная доля российских поставок в Сирию приходится на поставки в рамках ВТС (53,6%), машины и оборудование (26%), древесину и целлюлозно-бумажные изделия (7%). Структуру импорта в основном формируют продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (58,9%), текстиль и изделия из него, обувь (32,7%).
С 1993 г. функционирует Постоянная российско-сирийская комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК). Состоялось ее восемь заседаний (последнее в мае 2012 г. в Дамаске). С 2011 г. Председатель сирийской части МПК - Министр финансов САР И.Исмаил.
С 2004 г. функционирует Российско-Сирийский деловой совет. С российской стороны Совет возглавляет Генеральный директор ОАО «Трубная металлургическая компания» Д.А.Пумпянский, с сирийской – крупный бизнесмен А.Аттар.
По информации Минфина России, по состоянию на 1 января 2014 г. объем нереализованных средств по российско-сирийскому межправительственному Соглашению от 29 мая 2005 г. составила 9,44 млрд. сир.фунтов (около 48,5 млн. евро).
Гуманитарное сотрудничество. С 1995 г. действует Межправительственное соглашение о культурном и научном сотрудничестве.
Со времен крещения Руси между Русской и Антиохийской Православной Церквями существуют особо тесные отношения. 12-13 ноября 2012 г. Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл посетил Сирию в рамах визита в пределы Антиохийского патриархата. 24-29 января с.г. с визитом в Москве находился Патриарх Антиохийский и всего Востока Иоанн Х, который был принят Президентом Российской Федерации В.В.Путиным, состоялись его встречи с патриархом Московским и всея Руси Кириллом, Председателем Федерального Собрания Российской Федерации В.И.Матвиенко Министром иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавровым.
Предоставляются госстипендии для обучения сирийцев в России за счет федерального бюджета (в 2010 г. квота была увеличена до 82 мест). В 2013 г. было дополнительно выделено 5 мест.