Показывается результатов: 1 - 10 из 492.

Горячая линия

+9641-541-47-54 +9641-541-47-49
Телефон горячей линии для граждан за рубежом, попавших в экстренную ситуацию.
true
true
true

Представительства в РФ

Фоторепортаж

РЕСПУБЛИКА ИРАК

 

Официальное название – Республика Ирак.

Население – около 31 млн. чел., из которых 70-80% – арабы (в т.ч. христиане), 15-20% – курды, 5% – туркоманы, ассирийцы и др.

Территория – 437,072 тыс. кв. км. Ирак имеет общие границы с Иорданией (181 км), Сирией (605 км), Турцией (331 км), Ираном (1458 км), Кувейтом (242 км) и Саудовской Аравией (814 км). Протяженность морского побережья в Персидском заливе – 58 км.

Столица – г. Багдад (около 6 млн. чел.).

Религия – ислам, 97% – мусульмане (около 60% - 65%– шииты, 32-37% – сунниты), остальное население исповедует различные толки христианской религии (халдеи, несториане, григориане, сабеяне).

Государственные языки – арабский и курдский.

Денежная единица — иракский динар (1 долл. США - 1164 динаров).

Краткие исторические сведения новейшего периода

В сентябре 1980 г. разгорелся ирано-иракский конфликт, завершившийся в августе 1988 г. подписанием соглашения о прекращении огня.

В августе 1990 г. иракские войска оккупировали Кувейт. СБ ООН единогласно осудил эту агрессию и ввел против Ирака  широкомасштабные торгово-экономические санкции. После освобождения Кувейта силами антииракской коалиции во главе с США СБ ООН принял 3 апреля 1991 г. резолюции № 686 и № 687, заложившие параметры послевоенного урегулирования. Основное внимание было сосредоточено на ликвидации иракского ОМУ под международным контролем при сохранении режима торгово-экономических санкций.

Во исполнение этих резолюций Спецкомиссия ООН по разоружению Ирака и МАГАТЭ проделали в 1991-2003 гг. масштабную работу по инвентаризации и документированию уничтожения иракского потенциала ОМУ. Однако документальных подтверждений сокрытия Ираком от инспекторов ООН имевшихся у него в тот период видов ОМУ или производства новых найти не удалось.

В марте-апреле 2003 г. США при поддержке Великобритании предприняли вооруженное вторжение в Ирак, результатом которого стала оккупация страны. Суверенитет страны был формально восстановлен 28 июня 2004 г. путем передачи властных полномочий от Временных коалиционных властей Временному правительству Ирака.

8 июня 2004 г. СБ ООН принял резолюцию 1546, зафиксировавшую график политического процесса на переходный период, который планировалось завершить в декабре 2005 г. В соответствии с ним в январе 2005 г. прошли выборы в Переходную национальную ассамблею, а в апреле – сформировано Переходное правительство Ирака.

Постоянная Конституция Ирака была утверждена в октябре 2005 г. в ходе всенародного референдума.

7 марта 2010 г. состоялись общеиракские парламентские выборы, по результатам которых были избраны 325 депутатов.

В соответствии с принятым в ноябре 2013 г. законом о выборах состав парламента был увеличен до 328 за счет 3 дополнительных мест для представителей от курдов.

30 апреля 2014 г. состоялись очередные выборы в парламент Ирака. Несмотря на сложную военно-политическую обстановку в стране, явка избирателей была зафиксирована на уровне 60%.

Государственное устройство и политическая система

Ирак – демократическая, федеративная, парламентская республика, состоящая из 18 провинций.

Национальный праздник отсутствует, отмечаются основные мусульманские религиозные даты и День взятия Багдада коалиционными войсками – 9 апреля.

Глава государства – Президент Дж.Талабани (курд) повторно избран 11 ноября 2010 г. Обладает ограниченными полномочиями, избирается депутатами парламента на 4 года. Вице-президенты (избраны 13 мая 2011 г.): Т.Хашеми (суннит) в настоящее время находится заграницей, предположительно в Катаре или в Турции, в Ираке заочно признан виновным в организации террористической деятельности. Х.Хузауи (шиит).

Исполнительная власть сосредоточена в руках Премьер-министра Н.Малики (шиит). Возглавляет правительство с апреля 2006 г., повторно избран 21 декабря 2010 г., срок полномочий – 4 года. Заместители: Х.Шахристани (шиит) курирует вопросы энергетики, С.Мутлак (суннит) и Р.Н.Шавис (курд).

Палата депутатов Ирака состоит из Совета Представителей и Совета Федерации. Совет Представителей избирается в ходе всенародного голосования на 4 года (328 депутатов). Председатель У.Нуджейфи (суннит) избран 11 ноября 2010 г. Заместители: К.Сухейль (шиит), А.Тейфур (курд). Совет Федерации до настоящего времени не сформирован.

Социально-экономическая ситуация

Восстановление экономики продвигается тяжело по причине сохраняющегося в стране высокого уровня террористической и криминальной активности, коррумпированности и неэффективности госсистемы.

Общий объем федерального бюджета на 2013 г. составил 138 трлн. динаров (118,3 млрд.долл.США), из которых 55 трлн. динаров предназначены для инвестиций (40% от общего бюджета, из низ 43% на инвестиции в нефтяной и электроэнергетический сектора) из 83 трлн. динаров для текущих потребностей (энергетика, безопасность и социальные услуги, на которые приходилось 21%, 14% и 13% соответственно, 300 млрд. динаров планируется выделить в резерв для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций). Данный бюджет является крупнейшим в истории Ирака. Его рост составил 18% по сравнению с бюджетом на 2012 г. Иракский госбюджет на 2013 г. был сформирован из расчета стоимости нефти 90 долл.США за баррель при экспорте 2.9 млн. баррелей нефти в день.

Ирак - один из государств-основателей Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), располагает крупными запасами нефти (115 млрд. баррелей в 75 разведанных месторождениях).

Главной прибыльной отраслью иракской экономики является нефтяной сектор. Нефтяные доходы составили 119,3 трлн. динаров (93% от общего бюджета).

Электроэнергетическая отрасль развивается ускоренными темпами, однако по-прежнему не обеспечивает потребности экономики и населения. Производство электроэнергии составляет 7,5 тыс. МВт. Фактическая потребность страны в пик нагрузки превышает 14 тыс. МВт, дефицит составляет 6,5 тыс. МВт. Правительство планирует привлечь значительные инвестиции в данный сектор для создания новых электростанций по всей территории страны, для удовлетворения внутреннего спроса, который, как ожидается, к 2015 г. составит 20 тыс. МВт.

Сельское хозяйство – одно из наиболее отсталых и убыточных секторов иракской экономики. Сокращение пахотных земель, связанное с продолжительными засухами, пыльными бурями, снижением уровня воды в реках, а также передачей ряда плодородных районов на юге страны нефтяным компаниям, привело к заметному снижению урожайности основных сельскохозяйственных культур и нарушению кормовой базы, что в свою очередь негативно сказалось на поголовье скота и птице. По оценкам ООН, продовольственная безопасность Ирака на 2013 г. находилась под угрозой. В этой связи Ирак может увеличить импорт зерна до 5,3 млн. тонн, что будет максимальным уровнем в истории страны. Импорт пшеницы составил 65% (3.9 млн. тонн), риса 90% (1,3 млн. тонн), мяса птицы 64% (290 тыс. тонн).

Обрабатывающая промышленность находится в состоянии упадка. Сохранившиеся предприятия испытывают нехватку оборудования и запасных частей, сырья, квалифицированных кадров. Основными видами деятельности этих предприятий является сборка различной сельскохозяйственной техники, электротехнических изделий, производство строительных материалов.

Телекоммуникационный сектор – один из динамично развивающихся секторов иракской экономики. Внедрение новых технологий позволило довести уровень охвата населения различными видами связи почти до 80%.

Социальная сфера, несмотря на усилия правительства, продолжает оставаться в сложном положении. Согласно плану национального развития Ирака 2010-2014 гг., правительство рассчитывает привлечь инвестиций на социальные нужды в размере 186 млрд. долл.США, создать 3,5 новых рабочих мест и сократить безработицу на половину с нынешних 16%, среди которых более 35% - молодежь. Свыше 25% населения проживает за чертой бедности. В ряде провинций страны сохраняется карточная система распределения продовольствия. Около 60% жителей Ирака лишены постоянного доступа к источникам питьевой воды, санитарно-техническим средствам, снабжению электроэнергией из общественных электросетей.

По данным Всемирного Банка, в 2013 г. экономика Ирака занимала 165 место из 185. По оценке «Transparency International», Ирак в 2012 г. занимал 169 место из 174 по эффективности борьбы с коррупцией.

По информации банка «Wall Street», Ирак достиг самого высоко в мире темпа роста ВВП в период 2012-2013 гг. на уровне 10,5%.

Валовой национальный доход на душу населения в 2013 г. составил 2640 долл.США.

Внутриполитическая ситуация

Внутриполитическая обстановка в Ираке носит сложный и неустойчивый характер из-за глубоких внутриполитических и межконфессиональных противоречий. Остается высоким уровень насилия.

С начала военных действий в Ираке (март 2003 г. - декабрь 2011 г.), по разным данным, насильственной смертью погибли от 150 до 200 тыс. иракцев, потери США составили 4,4 тыс. погибших и 32 тыс. раненых. Количество иракских беженцев в Иордании и Сирии достигло 1,5 млн. чел., внутренне перемещенных лиц – 2 млн. чел.

В соответствии с Соглашением о выводе американских войск из Ирака 18 декабря 2011 г. США завершили вывод своих боевых частей из страны.

Неоднократным атакам экстремистов подвергалось Посольство России в Багдаде и его сотрудники. В результате нападения 3 июня 2006 г. один человек погиб, четверо были взяты в заложники и позднее убиты.

Внешняя политика

После вывода американских войск из страны Багдад стремится демонстрировать некоторую самостоятельность во внешней политике. Значимыми внешнеполитическими партнерами остаются США и ведущие страны Евросоюза. В мае 2012 г. Ирак и Евросоюз подписали соглашение о партнерстве, предусматривающее развитие торгово-экономических связей, сотрудничество в энергетической сфере, взаимодействие в борьбе с международным терроризмом. Большое внимание Ирак придает отношениям с Ираном, Турцией, Сирией, Иорданией и Египтом.

В отношениях с Кувейтом урегулированы все вопросы в рамках иракско-кувейтского гуманитарного досье. В июне 2013 г. СБ ООН принял резолюцию 2107, зафиксировавшую вывод Ирака из-под действия Главы VII Устава ООН.

Ирак наращивает участие в работе ООН, ЛАГ, ОИС, других международных и региональных организаций. 29 марта 2012 г. в Багдаде состоялся саммит стран-членов ЛАГ.

По урегулированию сирийского кризиса Ирак занимает близкую России позицию невмешательства во внутренние дела суверенного государства.

На региональной арене происходит сближение Ирака с Ираном по многим вопросам и резкое обострение отношений Багдада с Анкарой.

Посольство Ирака в России (Москва)

Адрес:

119435, г. Москва, Погодинская ул., 12

Телефон:

(499) 246-55-06/07/08, 248-38-13

Факс

(499) 246-27-34

E-mail

mosemb@mofaml.gov.iq

Посольство России в Ираке (Багдад)

Адрес:

Hay al-Mutanabbi 605/5/4

Посол - МОРГУНОВ Илья Анатольевич

Старший советник - ИСТОМИН Александр Александрович

Телефон:

+ 964 1 5414754, + 964 7 901909674

Горячая линия:

+9647901105471

E-mail:

rusiraq@mail.ru

Web

http://www.iraq.mid.ru/

Twitter

Facebook

Консульский отдел Посольства России

Адрес:

Hay al-Mutanabbi 605/5/4

Заведующий отделом - БРИК Сергей Владимирович

Телефон:

(964-1) 541-89-13, (964-1) 541-47-54, (964-1) 541-47-49

E-mail:

rusiraq@mail.ru

Генеральное консульство России в Эрбиле

Адрес:

Republic ofIraq, Kurdistan Region, Erbil, DashtiHawler, Plot 1/5, County 15, Kelekin(Salahaddin Road, opposite Restaurant "Hawana")

Генеральный консул - СИМАКОВ Виктор Викторович

Телефон:

0964 750 134 86 74, 0964 750 852 84 49, 0964 751 0129688

E-mail:

rusgencons-erbil@yandex.ru

Web

http://www.rusgencons-erbil.mid.ru/

Генеральное консульство России в Басре

Адрес:

Abi Hasib street, district Bradayyya, Block 29, Number 167ll, Basra, Iraq

Генеральный консул - ГРИГОРЬЕВ Алексей Анатольевич

Телефон:

+964 770 493 85 77

Горячая линия:

+964 770 493 85 66

E-mail:

rusconsbasrah-iraq@yandex.ru

Web

http://www.rusconsbasrah-iraq.mid.ru/

О РОССИЙСКО - ИРАКСКИХ ОТНОШЕНИЯХ

 

Дипломатические отношения с Ираком установлены 9 сентября 1944 г. Они были прерваны иракским монархическим режимом в 1955 г. и восстановлены в 1958 г. после его свержения. В этом году будет отмечаться семидесятилетие установления дипотношений.

В августе 1990 г. СССР осудил иракскую аннексию Кувейта, присоединился к международным санкциям против Ирака и принял участие в выработке соответствующих резолюций СБ ООН по урегулированию иракско-кувейтского кризиса.

В период резкого обострения ситуации вокруг Ирака в конце 2002 – начале 2003 гг. Россия прилагала усилия по предотвращению силовой развязки конфликта.

После свержения режима С.Хусейна весной 2003 г. Россия последовательно выступала за необходимость всеобъемлющего решения иракской проблемы при обеспечении центральной роли ООН, активно высказывалась за сохранение территориальной целостности Ирака и восстановление его суверенитета.

В последние годы отмечается активизация российско-иракского политического диалога. 8-10 октября 2012 г. с рабочим визитом Москву посетил премьер-министр Н.Малики, который провел переговоры с Президентом России В.В.Путиным и Председателем Правительства Д.А.Медведевым. В ходе переговоров стороны детально обсудили основные направления дальнейшего взаимодействия, договорились разработать «дорожную карту» двустороннего сотрудничества по всем направлениям с приоритетным вниманием к нефтяной и инвестиционной.

2 июля 2013 г. «на полях» Второго форума стран-экспортеров газа (ФСЭГ) в Москве прошла встреча Председателя Правительства Российской Федерации Д.А.Медведева с Н.Малики. В феврале 2014 г. в ходе рабочего визита в Ирак Министра иностранных дел С.В.Лаврова состоялась его встреча с Н.Малики.

В довоенный период Ирак являлся одним из основных торгово-экономических партнеров России на Ближнем Востоке. В 2001 г. Россия вышла на первое место по суммарной стоимости товарооборота с Ираком среди стран-участников гуманитарной операции ООН в Ираке «Нефть в обмен на продовольствие».

После силовой операции США и их союзников весной 2003 г. объем российско-иракского взаимодействия существенно сократился (по имеющимся оценкам, финансовые потери российской стороны от прекращения сотрудничества с Ираком составили около 8 млрд. долл. США).

В ноябре 2007 г. в г. Эрбиль (иракский Курдистан) открылось Генконсульство России. В мае 2008 г. Курдистан посетил Президент ТПП России Е.М.Примаков. По итогам его переговоров была достигнута договоренность об учреждении Российско-Курдистанского делового совета. В августе 2011 г. Генконсульство России открылось в г. Басра на юге Ирака.

Договорно-правовая база российско-иракских отношений насчитывает более трех десятков документов, основными из которых являются: Межправительственное Соглашение о торговле, экономическом и научно-техническом сотрудничестве от 5 августа 1993 г. (предусматривается предоставление режима наибольшего благоприятствования); Соглашение об учреждении Российско-Иракской Межправительственной комиссии по торговле, экономическому и научно-техническому сотрудничеству от 5 августа 1993 г.; Соглашение о сотрудничестве в сооружении объектов в области нефтяной и газовой промышленности от 25 апреля 1995 г. и ряд других.

11-13 февраля 2008 г. в Москве состоялось 5-ое заседание МПК, в ходе которого произошло урегулирование иракской задолженности. В соответствии с подписанным соглашением размер иракского долга был сокращен с 11,3 до 1,5 млрд. долл. США с последующим погашением суммы в течение 34 лет.

В связи с имевшимися расхождениями в оценках, юридического статуса и результатов выполнения контрактов, заключенных российскими компаниями в Ираке в довоенный период, не был подписан итоговый протокол пятого заседания МПК. Однако при этом была достигнута договоренность о формировании совместной рабочей группы по инвентаризации контрактов и оценке перспективных направлений сотрудничества.

Одним из важных направлений развития двусторонних экономических связей является возобновление работы МПК (сопредседатель российской части – Министр энергетики России А.В.Новак). Достигнуто принципиальное понимание о проведении 6-го заседания МПК в Багдаде. Минэкономразвития России в предварительном плане завершило межведомственное согласование проекта протокола 6-го заседания МПК. В ходе заседания межправкомиссии имеется в виду обсудить вопросы по разработке нефтегазовых месторождений, модернизации существующих и строительству новых объектов электроэнергетики, а также дальнейшему развитию сотрудничества в сфере образования, поставкам авиационной техники гражданского назначения. В настоящее время идет процесс согласования сроков проведения заседания комиссии.

В 2013 г. российско-иракский товарооборот составил около 286,7 млн. долл. США (с учетом 3 квартала 2014 г. – около 320 млн.долл.США), из которых экспорт России в Ирак исчисляется суммой около 285 млн. долл. США, а импорт из Ирака – около 1,7 млн. долл. США.

Основными товарами российского экспорта в Ирак в 2013 году стали (в процентах к итогу) металлы, изделия из них – 32%, машины, оборудование и транспортные средства – 15,6%, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье – 11,1%, древесина и целлюлозно-бумажные изделия – 12%, топливо минеральное, нефть и продукты их переработки – 1,7%, а также другие товары – 26,1%.

Из Ирака импортируется преимущественно сельхозпродукция.

Приоритетным направлением двустороннего экономического сотрудничества является взаимодействие в нефтегазовом секторе и электроэнергетике.

В настоящее время в Ираке достаточно прочно закрепились российские компании ОАО «ЛУКОЙЛ» и ОАО «Газпром-нефть». Кроме того, интерес к иракскому рынку проявляют ОАО «Роснефть» и ОАО «АНК Башнефть», ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС».

Компания «ЛУКОЙЛ» реализует в Ираке проект по освоению месторождения нефти «Западная Курна-2». В январе 2013 г. было подписано дополнительное соглашение к контракту на развитие месторождения, который предусматривает уровень добычи в 1,2 млн. барр. в сутки в течение 19,5 лет с продлением контракта до 25 лет. Инвестиции компании в проект могут составить 4,5 млрд. долл. США, а суммарные вложения – более 20 млрд. долл. США. Реализация проекта и общее увеличение добычи нефти зависят от наличия достаточных инфраструктурных мощностей для ее транспортировки и экспорта. В этой связи компания представила министерству нефти Ирака и ожидает его решения по коммерческим предложениям по строительству на юге страны 2 нефтепроводов, пропускная способность каждого из которых составляет 1,6 млн. барр. в сутки.

29 марта 2014 г. состоялась официальная церемония запуска первой очереди месторождения. Российскую делегацию возглавил Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации А.В.Дворкович.

В марте 2013 г. ОАО «ЛУКОЙЛ» прошло предквалификацию по интегрированному проекту освоения месторождения «Насирия» и строительству НПЗ.

ОАО «Газпром-нефть» продолжает совместно с иностранными компаниями освоение месторождения нефти «Бадра» (оцениваемые запасы – 480 млн. барр.) в центральной части Ирака. Примерная стоимость инвестиций в проект составляет 2,7 млрд. долл. США. Планируемый уровень добычи в сутки - 170 тыс. барр. Контракт рассчитан на 20 лет с возможностью пролонгации на 5 лет.

ОАО НК «Башнефть» выиграло тендер на разработку блока № 12 в провинции Басра. В настоящее время ведется работа по открытию и регистрации в Багдаде филиала «Bashneft International B.V.».

ЗАО МГНК «СоюзНефтеГаз» проводит переговоры по возобновлению своего участия в инвестиционном проекте на геологоразведку и разработку месторождения «Абу Амуд» (ранее именовавшегося «Рафидейн») в южной иракской провинции Зи Кар.

Имеются перспективы для возобновления работы в Ираке ЗАО «Гидромашсервис», специализирующегося на разработке месторождений (в период с 1998 г. по 2003 г. выполнило в стране контракты на общую сумму 275 млн.долл.США). Речь идет о возможном участии в проектах российских (ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «Газпром-нефть») и зарубежных («ENI», «BP Iraq») компаний.

ОАО «Зарубежстрой» участвует в предквалификации компании на тендерной площадке Министерства нефти Ирака в качестве поставщика нефтегазового оборудования и экспортера нефти. В адрес уполномоченных иракских органов направлены соответствующие запросы и пакеты документов.

Продолжается взаимодействие в области культурного сотрудничества. В 2013-2014 учебном году Минобрнауки России предоставило Ираку 150 государственных стипендий (130 для студентов и 20 для послевузовского образования). Всего в 2013 г. на учебу в России принято более 180 студентов. Отдельные 40 мест в рамках квоты Ираку в 2013-2014 гг. выделены иракским курдам. В общей сложности в настоящее время в России обучаются 470 иракских граждан по стипендиям, в основном по техническим специальностям, и 263 иракца на контрактной основе. На 2014/2015 учебный год Ираку планируется предоставить 343 государственные стипендии (в том числе 40 – для курдов).

В ноябре 2013 г. по просьбе иракской стороны на базе Дипломатической академии были проведены двухнедельные стажировки для 30 сотрудников МИД Ирака.

Взаимодействие по линии правоохранительных органов осуществляется по Договору о взаимном оказании правовой помощи между СССР и Ираком от 22 июня 1973 г. Следственный комитет России продолжает работу по установлению заказчиков и исполнителей совершенного в июне 2006 г. преступления против сотрудников российского Посольства в Багдаде. По мнению российской стороны, иракцы не в полном объеме выполняют свои обязательства по раскрытию этого уголовного дела.

В октябре 2013 г. в контексте предпринимаемых Россией усилий по оказанию помощи сирийским беженцам в странах региона, в том числе в Курдистане, по согласованию с курдским руководством МЧС России направило партию гуманитарной помощи для 200 тыс. беженцев, размещенных временно в КАР. Самолет с гуманитарным грузом сопровождал депутат Госдумы З.А.Муцоев (этнический курд).