5.09.1218:20

Выступление и ответы Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на вопросы СМИ в ходе брифинга «на полях» заседания министров иностранных дел и министров торговли экономик-участниц АТЭС, Владивосток, 5 сентября 2012 года

1624-05-09-2012

  • de-DE1 en-GB1 es-ES1 ru-RU1 fr-FR1

 

 

Добрый день, уважаемые коллеги,

Сегодня открылось совещание министров иностранных дел и министров торговли экономик, участвующих в Азиатско-Тихоокеанском экономическом сотрудничестве. Это заключительный этап подготовки саммита, который состоится 8-9 сентября во Владивостоке. Нынешний год под председательством России проходил под девизом «Интеграция – в целях развития, инновации – в интересах процветания».

Наши приоритеты, ставшие приоритетами АТЭС, были поддержаны всеми остальными участниками. Они включают такие направления, как либерализация торговых и инвестиционных режимов, углубление экономической интеграции, дополнительные меры по обеспечению продовольственной безопасности, шаги по совершенствованию транспортно-логистических цепочек в регионе и более эффективное использование возможностей для инновационного роста.

Российская сторона провела более ста мероприятий за год своего председательства в АТЭС. В ходе встреч отраслевых министров, старших должностных лиц, других рабочих органов, семинаров, конференций проработано порядка 50-ти российских инициатив и проектов. Вся деятельность АТЭС органично вписывается в общие усилия международного сообщества по преодолению последствий мирового экономического и финансового кризиса.

В ходе сегодняшней утренней пленарной сессии мы обсудили две темы. Во-первых, подвели итоги работы за год по проблематике продовольственной безопасности. Во-вторых, рассмотрели итоги соответствующей деятельности в течение этого года по повышению готовности экономик стран региона к чрезвычайным ситуациям. За рабочим обедом были заслушаны сообщения Председателя Коллегии Евразийской экономической комиссии В.Б.Христенко, а также выступление заместителя генерального директора Всемирной торговой организации Р.Йерксы по проблемам, с которыми сталкивается Дохийский раунд ВТО.

Сегодня во второй половине дня также состоится дискуссия по вопросам развития многосторонней торговой системы, либерализации торговых и инвестиционных режимов и региональной экономической интеграции. Завтра министры обсудят вопросы транспортно-логистических систем и инновационного развития. Результаты этих дискуссий будут отражены в проекте Декларации саммита, которая будет представлена на одобрение лидеров и в Совместном заявлении министров. Сегодня все участники подтвердили настрой на серьезную, конструктивную работу. Думаю, мы все сделаем в срок и качественно.

Вопрос: В качестве одного из приоритетов Россия объявила региональную экономическую интеграцию на пространстве АТР. Тем не менее, она также является участником Таможенного союза и Единого экономического пространства. Как партнеры по АТЭС оценивают эти процессы? Можно ли считать Таможенный союз примером для интеграции на пространстве АТР?

С.В.Лавров: Во-первых, все экономики-участницы АТЭС входят в ВТО. Таможенный союз, Единое экономическое пространство и будущий Евразийский экономический союз полностью вписываются в нормы и правила ВТО - в этом смысле никаких вопросов не возникает.

Во-вторых, как я уже сказал, Председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии В.Б.Христенко во время рабочего завтрака подробно рассказал о процессах, идущих в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, и на конкретных примерах и доводах показал полную совместимость этих процессов с процессами интеграции в АТР.

Более того, само место проведения саммита – Владивосток, пролив Босфор Восточный – по сути дела, символы стыковки Евразийского континента и Тихоокеанского региона. Думаю, и сущностно, и географически здесь не возникает никаких проблем.

Вопрос: Приморье является одной из четырех определенных в России игорных зон, но пока мало желающих приезжать сюда. Будет ли, по Вашему мнению, проведение саммита АТЭС способствовать инвестированию иностранными партнерами в этот проект?

С.В.Лавров: Не могу исчерпывающим образом ответить на Ваш вопрос потому, что он не входит в компетенцию МИД и не значится в повестке ни министерской встречи, ни саммита АТЭС. Я не игрок в том смысле, в каком Вы упомянули. Я играю в футбол и другие спортивные игры.

Вопрос: Планируется ли в рамках АТЭС решать вопросы, связанные с облегчением передвижения жителей стран-участниц? В частности, продвигается ли процесс отмены визового режима между Россией и Южной Кореей?

С.В.Лавров: Существует несколько измерений этой ситуации. Во-первых, для бизнесменов уже введен упрощенный режим пересечения границ участвующих в АТЭС экономик. Существуют специальные карты, которыми пользуются бизнесмены, и этот механизм (а Россия присоединилась к нему совсем недавно) уже работает.

Сегодня, когда мы обсуждали проблематику повышения готовности к чрезвычайным ситуациям для прогнозирования возможных катаклизмов и реагирования на них, преодоления последствий бедствий, рассматривалась и идея, выдвинутая нашим коллегой из Индонезии. Речь идет о договоренности об упрощенных процедурах доставки гуманитарной помощи и прибытия персонала, который занимается ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций. Думаю, эта идея получит поддержку, и мы согласуем такие договоренности в рамках АТЭС.

Помимо многостороннего аспекта проблематики визового режима, с целым рядом государств у нас ведутся переговоры об облегчении двустороннего визового режима. Вы правильно отметили, что Республика Корея предложила обсудить проект соглашения об отказе от визовых требований при краткосрочных поездках наших граждан. Мы готовы к таким переговорам практически с любой экономикой Азиатско-Тихоокеанского региона.

Вопрос: Сегодня генеральный секретарь НАТО А.Фог Расмуссен посетил Армению. Как Вы оцениваете этот визит?

С.В.Лавров: Генеральный секретарь НАТО посещает столицы не только стран-членов Североатлантического альянса, но и других государств, в частности тех, которые имеют с НАТО партнерские отношения. Бывает он и в Российской Федерации. Это соответствует существующей в отношениях между НАТО и странами-партнерами практике.

Вопрос: Как мы знаем, «на полях» саммита у Вас состоится двусторонняя встреча с Госсекретарем США Х.Клинтон. Не могли бы Вы более подробно проинформировать, какие темы собираетесь обсуждать, и будет ли сделан акцент на проблематику ПРО?

С.В.Лавров: Было бы неэтично с моей стороны за пару дней до встречи публично излагать вопросы, которые планируем обсуждать. Мы обязательно вас проинформируем по итогам беседы.

Вопрос: Повсюду в России заявляют о необходимости ускоренного развития Дальнего Востока и Восточной Сибири. Некоторые эксперты уже говорят о переориентации России на Восток, то есть на Азиатско-Тихоокеанский регион. Как Вы можете это прокомментировать?

С.В.Лавров: На этот вопрос уже не раз приходилось отвечать и российскому руководству, и мне. Ни о какой переориентации речи быть не может, потому что мы волею судеб, географии, истории, благодаря деятельности наших предков уже ориентированы и на Запад, и на Восток, и на Юг, и на Север. В наших интересах максимально использовать уникальное географическое, геополитическое и геоэкономическое положение России, тем более, как известно, экономический и социальный подъем районов Сибири и Дальнего Востока является одним из приоритетов российского государства. Об этом не раз говорили и Президент, и руководство Правительства нашей страны. Это - важнейшая задача. Приняты не только внутрироссийские документы, но и соответствующие программы, нацеленные на подъем этих районов. У нас с Китайской Народной Республикой есть и двусторонний документ о развитии тесного экономического и инвестиционного сотрудничества для районов Восточной Сибири, Дальнего Востока и сопредельных районов Китая.

Речь идет не о том, чтобы мы делали все это, забыв остальное, что происходит в отношениях с нашими европейскими и южноазиатскими партнерами. Мы хотим органично развиваться, использовать все свои сравнительные преимущества.

Вопрос: В последнее время все ярче проявились территориальные проблемы Японии с Россией, Китаем и Республикой Кореей. Как Вы это оцениваете?

С.В.Лавров: Я не считаю себя вправе комментировать отношения между Японией и другими государствами. Относительно тех переговоров, которые идут между Российской Федерацией и нашими японскими соседями, я уже не раз высказывался. Мы заинтересованы в самом глубоком и широком сотрудничестве по всем направлениям - как в свое время и договаривались лидеры России и Японии - в торгово-экономическом, инвестиционном, культурном, гуманитарном плане. Заинтересованы в том, чтобы наши страны теснее сотрудничали на международной арене в интересах укрепления безопасности и стабильности в Азиатско -Тихоокеанском регионе.

Мы готовы обсуждать любые вопросы, интересующие наших японских коллег, включая и те, которые связаны с заключением мирного договора. Наша позиция на этот счет известна – мы готовы продолжать переговоры, чтобы искать такие договоренности, которые будут учитывать интересы наших стран и будут приняты нашими народами. Одним из основополагающих моментов, одной из главных отправных точек является необходимость опираться на законность, включая, конечно же, признание реалий, закрепленных в Уставе ООН.

Вопрос: Вы сказали, что Таможенный союз серьезно настроен на переговоры и сотрудничество с АТЭС. На основе какого правового статуса Таможенный союз (ТС) ведет переговоры с АТЭС? Идет ли речь о целой организации либо отдельных членах ТС? Есть ли с правовой точки зрения какие-то сложности со стороны АТЭС или Таможенного союза?

С.В.Лавров: Никаких переговоров в том смысле, в котором принято употреблять этот термин, между ТС и АТЭС не ведется. Сложилась реальность - Таможенный союз и Единое экономическое пространство между Россией, Белоруссией и Казахстаном. Само подписание соответствующих межгосударственных документов означает новый международно-правовой факт - Таможенный союз уже является субъектом международного права. Страны, образовавшие его, делегировали очень много полномочий наднациональному органу - Евразийской экономической комиссии. И когда мы с некоторыми экономиками Азиатско -Тихоокеанского региона ведем сейчас переговоры о создании зоны свободной торговли (а из экономик, которые входят в АТЭС, такие переговоры идут с Вьетнамом и Новой Зеландией), их ведет Комиссия Таможенного союза, потому что входящие в него государства уже передали свои полномочия в этот коллективный наднациональный орган.

Вопрос: Вы сказали, что сегодня говорилось о развитии транспортных узлов. Нельзя ли подробнее разъяснить, включается ли в них Транссибирская магистраль, то есть пояс от Москвы до Владивостока?

С.В.Лавров: Эта тема касается всех возможностей, существующих для ускорения транспортных потоков, перемещения товаров и пассажиров. Она будет обсуждаться завтра, и мы с моим коллегой Министром экономического развития России А.Р.Белоусовым сможем о ней детальнее рассказать на заключительной пресс-конференции по итогам министерского заседания.

Вопрос: Уже 15 лет я посещаю Владивосток и вижу, что здесь меньше азиатских лиц, чем в Ванкувере, Сиэтле, Сан-Франциско и Лос-Анджелесе. Одна из основных причин динамизма Северной Америки - это азиатская иммиграция. Мой вопрос - об умной иммиграции. Мы привлекаем людей с высшим образованием, они, возможно, будут инвестировать, создавать рабочие места. Обсуждает ли Россия свою новую иммиграционную политику с азиатскими соседями?

С.В.Лавров: У нас недавно была принята Концепция политики в области миграции. Одобрены решения, которые существенно упрощают получение многократных, долгосрочных, пятилетних виз для квалифицированных специалистов. Так что, мы думаем и действуем в том же направлении.

Что касается замечания о том, что Вы мало видите на Дальнем Востоке азиатских лиц, то, может быть, Вы еще не весь Дальний Восток объехали?

Вопрос: Сегодня одна южнокорейская газета сообщила, что скоро Председатель Президиума Верховного Народного Собрания господин Ким Ён Нам приедет во Владивосток, где 9 или 10 сентября встретится с Президентом В.В.Путиным. Будете ли Вы участвовать в этой встрече, и не могли бы Вы ее прокомментировать?

С.В.Лавров: Мы всегда открыты к контактам на различных уровнях с нашими соседями, одной из которых является Корейская Народно-Демократическая Республика. Что касается конкретных сроков и мест проведения таких контактов, советую руководствоваться не сообщениями информационных агентств, а официальными сообщениями государственных структур.

Вопрос: Каковы планы России по развитию сотрудничества в энергетическом секторе, в частности, с Брунеем и другими экономиками?

С.В.Лавров: Что касается сотрудничества, мы, действительно, имеем колоссальный опыт в этой сфере. В ходе нашего диалога со странами АСЕАН, который продолжится уже через полтора месяца (на очередных мероприятиях в Камбодже), тема энергетического сотрудничества, конечно же, будет затронута.

Есть целый ряд проектов с отдельными странами АСЕАН. Мы готовы развивать взаимодействие в самых разных формах. То же самое относится и к нашим двусторонним отношениям с Брунеем.

Спасибо за внимание.

Дополнительные материалы

Видео

Фотографии

Организация по безопасности сотрудничества в Европе (ОБСЕ)

Совет Европы (СЕ)

НАТО

Европейский союз (ЕС)

x
x
Дополнительные инструменты поиска