19.07.0523:42

Отношения между Россией и НАТО

Отношения с НАТО развиваются в рамках многовекторного сотрудничества, на котором основана современная российская внешняя политика. Наращиваем партнерские связи с НАТО, т.к. сегодня все страны-члены этой организации, как и мы, противостоят общим вызовам нового поколения и, прежде всего, международному терроризму. Без адекватных ответов объединенными усилиями невозможно эффективно обеспечить безопасность государств на евроатлантическом пространстве.

Фундаментом партнерских отношений между НАТО и Россией является "Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности" (подписан в Париже в 1997 г.), в котором зафиксирована взаимная приверженность делу построения прочного и всеобъемлющего мира в евроатлантическом регионе.

Создание в соответствии с "Основополагающим актом" Совместного постоянного совета Россия-НАТО - своего рода "пробного механизма" сотрудничества – способствовало укреплению взаимного доверия и преодолению разногласий путем диалога, открыло возможности для разработки программы взаимодействия в области безопасности и обороны.

Качественно новый этап в развитии взаимоотношений открыла встреча на высшем уровне России и государств-членов НАТО в Риме 28 мая 2002 г. В соответствии с подписанной в ее ходе Римской декларацией был создан Совет Россия-НАТО (СРН) - принципиально новый механизм для консультаций, выработки консенсуса, практического сотрудничества, совместных решений и действий России и государств-членов НАТО как равных партнеров по широкому кругу вопросов безопасности.

За весьма короткий исторический срок в наших отношениях с альянсом сделан крупный шаг - от предубеждений и стереотипов - к налаживанию конструктивного взаимодействия на основе общих интересов в сфере безопасности – борьба с терроризмом, распространением ОМУ, наркоугрозой, антикризисное реагирование и др. Партнерские отношения России и НАТО стали существенным фактором европейской стабильности.

Приоритетной областью взаимодействия является политический диалог. Его тематика существенно расширена – сегодня в СРН в доверительном, конструктивном ключе обсуждаются такие крупные проблемы региональной безопасности, как ситуация в Афганистане, Ираке, на Балканах, Ближнем Востоке, в Закавказье, Центральной Азии. СРН все больше становится той переговорной площадкой, где на основе принципов равноправия и взаимного учета интересов мы сближаем позиции, сообща выходим на политические решения.

Заметный прогресс наблюдается в осуществлении ряда перспективных программ и проектов практического сотрудничества. Под эгидой СРН созданы и действуют 19 комитетов и специализированных рабочих групп.

Начата реализация комплексного Плана действий СРН по борьбе с терроризмом, одобренного на заседании Совета на уровне мининдел 9 декабря 2004 года. План предусматривает три уровня взаимодействия: в целях предотвращения теругроз; непосредственную борьбу с ними; сотрудничество при ликвидации последствий совершенных террористических атак.

Это - качественный прорыв. От заявлений солидарности мы переходим к реальным шагам по формированию совместного потенциала реагирования на террористические угрозы – через обмен опытом и информацией. Планируются совместные учения и тренировки антитеррористических подразделений. Предпринимаются усилия по налаживанию оптимальных механизмов обмена закрытой информацией, развитию антитеррористического сотрудничества по линии военных, совместным технологическим разработкам и др.

Важное значение в контексте совместной борьбы против терроризма имеет подключение России к контртеррористической операции НАТО «Активные усилия» в Средиземноморье. Завершается подготовка российских кораблей к участию в операции. Они начнут выходить на совместное патрулирование с кораблями альянса с начала 2006 г.

Полагаем, что перспективным направлением взаимодействия в рамках СРН может стать сотрудничество в области противодействия наркоугрозе с афганской территории. Продолжается проработка возможностей СРН в этом плане, в т.ч. через реализацию пилотного проекта по созданию центра подготовки кадров для антинаркотических служб Афганистана и транзитных стран Центральной Азии.

Большое внимание уделяется обеспечению оперативной совместимости войск России и стран НАТО. На неформальной встрече мининдел стран СРН в Вильнюсе в апреле с.г. нами было подписано Соглашение о правовом статусе вооруженных сил стран НАТО и государств-участников программы «Партнерство ради мира» на территории друг друга. Наше присоединение к этому Соглашению существенно облегчает проведение совместных миротворческих и антитеррористических операций, а также военный транзит.

В ходе встречи министров обороны в Брюсселе 9 июня с.г. был одобрен документ по повышению уровня оперативной совместимости сил России и стран НАТО, который определяет модальности и условия взаимодействия при проведении совместных операций и учений.

Продолжается работа по обеспечению совместимости систем управления воздушным движением, противоракетной обороны, сил и средств чрезвычайного реагирования. Обещающее направление сотрудничества - выход на совместные разработки в области оборонной промышленности, науки и технологий. Эксперты стран СРН на регулярной основе обмениваются информацией в таких чувствительных областях, как ядерная безопасность, контроль в области нераспространения ядерного, биологического и химического оружия, а также средств его доставки.

Расширяется сотрудничество по линии чрезвычайного гражданского планирования, по вопросам реформирования вооружённых сил, делового партнерства в военно-технической сфере. Были подготовлены и проведены успешные совместные учения, такие как "Калининград-2004" - по отработке взаимодействия в ликвидации последствий крупной техногенной катастрофы, "Авария 2004" - по проверке мер безопасности хранения ядерного оружия. В сентябре 2004 г. в Брюсселе проходили первые процедурные учения Россия-НАТО по отработке концепции совместного миротворчества.

Поступательное развитие взаимодействия с НАТО не означает, что у нас урегулированы все проблемы в отношениях с альянсом, скорее, снизилась их острота. Мы по-прежнему убеждены, что географическое расширение НАТО не имеет серьезного аргументированного обоснования.

Крупнейшим нерешенным вопросом в наших отношениях с НАТО по-прежнему остается ДОВСЕ. После достижения российско-грузинских договоренностей по российским военным базам позиция НАТО по увязке вопросов ратификации адаптированного ДОВСЕ становится анахронизмом. Всем хорошо известно положение дел в Приднестровье. Решение вопроса о выводе нашего военного имущества зависит отнюдь не от нас, а от достижения там политического урегулирования.

Ожидаем, что наши натовские партнеры предпримут встречные шаги и приступят к выполнению центрального, на наш взгляд, стамбульского обязательства – по скорейшему введению в силу адаптированного ДОВСЕ.

Надо смотреть в будущее. Мы просто не можем позволить себе увязнуть в проблемах, которые, как правило, достались нам в наследство от прошлого, но по-прежнему отвлекают наше внимание и силы от решения задач, имеющих действительно жизненное значение для безопасности.

Одновременно отмечаем движение наших натовских партнеров в сторону большей транспарентности при реагировании на наши озабоченности в отношении модернизации военной инфраструктуры в странах Балтии, реконфигурации американского присутствия в Европе.

23-24 июня с.г. Генеральный секретарь НАТО совершил второй рабочий визит в Москву. Он был принят Президентом Российской Федерации В.В.Путиным, состоялись переговоры с Министром иностранных дел С.В.Лавровым, беседа с Секретарем Совета Безопасности И.С.Ивановым, встреча в Государственной Думе. Достигнуты договоренности о расширении тематики политдиалога, активизации работы по приоритетным проектам практического сотрудничества.

За прошедшее после подписания Римской декларации 2002 г. время мы убедились, что выбор в пользу продвижения к новому качеству отношений Россия-НАТО оказался правильным. Совет Россия–НАТО доказал свою востребованность и дееспособность.

Вместе с тем, сегодня мы подошли к тому этапу, когда необходимо обстоятельно рассмотреть возможности качественного углубления работы, поскольку потенциал СРН, на наш взгляд, позволяет рассчитывать на бульшую отдачу.

Мы намерены поступательно наращивать политдиалог и практическое сотрудничество с НАТО по схеме особого стратегического партнерства, но при обязательном условии учета членами альянса законных интересов безопасности России.

Развивая сотрудничество с НАТО, мы учитываем процессы трансформации альянса. Обратили внимание на предложения Генсекретаря НАТО по усилению политической составляющей организации, развитию более тесного взаимодействия с ООН и Евросоюзом, выходу на стратегическое партнерство с Россией.

Мы также сторонники сложения и координации, а не конкуренции, усилий ООН, России, НАТО, Евросоюза в интересах формирования новой, более надежной архитектуры международной и европейской стабильности. Убеждены в том, что задачи создания всеобъемлющей системы безопасности не по плечу решить ни одной организации, какой бы мощной она ни была. Их надо решать сообща.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)

Совет Европы (СЕ)

Европейский союз (ЕС)

Отображение сетевого контента

x
x
Дополнительные инструменты поиска