28.12.1711:40

РОССИЯ В СОВЕТЕ ЕВРОПЫ

(Справочный материал)

 

Совет Европы (СЕ) основан в 1949 г. с целью «достижения большего единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, и содействия их экономическому и социальному прогрессу» (статья 1 Устава СЕ); в настоящее время объединяет 47 стран-членов. Согласно Уставу Совета Европы, эта цель должна достигаться «посредством рассмотрения вопросов, представляющих общий интерес, заключения соглашений и проведения совместных действий в экономической, социальной, культурной, научной, правовой и административной областях, равно как и путем поддержания и дальнейшего осуществления прав человека и основных свобод» (пункт b статьи 1 Устава СЕ). Отличительной особенностью СЕ является выработка и принятие юридически обязательных международных конвенций, охватывающих широкий спектр отраслей «мягкой безопасности», в том числе – противодействие терроризму, развитие уголовного правосудия, защита персональных данных, образование, культура, спорт, здравоохранение, защита прав детей и др.

Указанные приоритеты СЕ созвучны положениям Конституции Российской Федерации. В частности, в соответствии со статьей 1 Конституции, Российская Федерация является демократическим федеративным правовым государством. Статья 2 Основного закона гласит, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Согласно статье 7 Конституции, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, где «охраняются труд и здоровье людей» и др.

Российская Федерация стала 39-м государством-членом Совета Европы 28 февраля 1996 г. Главный ориентир для российских представителей в работе на направлении СЕ задает Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 30 ноября 2016 г.). В ней поставлена задача продолжать работу в рамках Совета Европы как самостоятельной универсальной европейской организации, обеспечивающей за счет своих уникальных конвенционных механизмов единство правового и гуманитарного пространств континента.

Сотрудничество между государствами-членами Совета Европы осуществляется в пяти «измерениях»: межправительственном – Комитет министров Совета Европы (КМСЕ); межпарламентском – Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ, с апреля 2014 г. ряд полномочий российской делегации, в т.ч. право голосовать, по решению Ассамблеи приостановлены); межрегиональном – Конгресс местных и региональных властей Совета Европы (КМРВСЕ); судебном – Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ, судья в ЕСПЧ от России – Д.И.Дедов) и по линии неправительственных организаций – Конференция международных НПО при Совете Европы (КМНПО).

Такая многоуровневая структура Организации позволяет обеспечить участие в профильном взаимодействии более двадцати федеральных органов власти. В их числе – Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации, МВД России, Минюст России, ФСИН России, Минздрав России, Минкультуры России, Минобрнауки России, Минкомсвязь России, Минспорт России, Минтруд России, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, Общественная палата Российской Федерации и др.

Осуществляется регулярный диалог между российской стороной и руководством Секретариата СЕ.

23 октября 2015 г. Генеральный секретарь Совета Европы Т.Ягланд принял участие в международной конференции «Совершенствование национальных механизмов эффективной имплементации Европейской конвенции о защите прав человека», организованной Конституционным Судом Российской Федерации совместно с СЕ в Санкт-Петербурге. Состоялись его встречи с Председателем Конституционного Суда Российской Федерации В.Д.Зорькиным и Министром юстиции Российской Федерации А.В.Коноваловым.

Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров провел переговоры с Генсекретарем СЕ Т.Ягландом «на полях» СМИД ОБСЕ в Белграде 3 декабря 2015 г., Совета ООН по правам человека в Женеве 1 марта 2016 г. и 71-й сессии ГА ООН в Нью-Йорке 22 сентября 2016 г.

15 сентября 2016 г. Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И.Матвиенко встретилась с Генсекретарем СЕ в рамках Европейской конференции председателей парламентов в Страсбурге.

6-7 декабря 2016 г. Т.Ягланд посетил Россию с рабочим визитом, в ходе которого был принят Президентом Российской Федерации В.В.Путиным. Он встретился с Председателем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И.Матвиенко, Председателем Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В.Володиным, Председателем Конституционного Суда Российской Федерации В.Д.Зорькиным, Председателем Верховного Суда Российской Федерации В.М.Лебедевым, Министром иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавровым, Министром юстиции Российской Федерации А.В.Коноваловым и Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации Т.Н.Москальковой.

В ходе рабочего визита в Москву 20 октября 2017 г. Т.Ягланд встретился с Председателем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И.Матвиенко, Председателем Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В.Володиным, Министром иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавровым и Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации Т.Н.Москальковой.

Для координации сотрудничества России с СЕ в соответствии с Распоряжением Президента Российской Федерации от 13 апреля 1996 г. №188-рп «О мерах по обеспечению участия Российской Федерации в Совете Европы» создана Межведомственная комиссия Российской Федерации по делам Совета Европы (МВК). Ее председателем является Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров. Очередное, 20-е заседание МВК состоялось в Москве 25 ноября 2016 г. Под эгидой Комиссии прорабатываются вопросы присоединения России к многосторонним договорам СЕ, осуществляется координация участия различных российских министерств и ведомств в деятельности Организации.

Перечень отраслевых программ взаимодействия Россия-СЕ утверждается на заседаниях профильного Руководящего комитета (Руккома) на уровне старших должностных лиц. На состоявшемся 24 октября 2016 г. в Москве очередном заседании Руккома обсуждены итоги выполнения упомянутых программ в 2016 г. и намечены основные направления взаимодействия в 2017-19 гг. на основе запросов профильных органов власти Российской Федерации.

В числе приоритетов работы экспертов России и других стран-членов СЕ в рамках программ взаимодействия – повышение квалификации представителей юридических профессий в Российской Федерации в сфере применения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и Европейской социальной хартии, развитие местной демократии, противодействие коррупции, политика в области культуры и образования, молодежное сотрудничество, спорт и др.

Участие в конвенциях СЕ, а также в их разработке позволяет нашей стране вносить весомый вклад в создание общеевропейского правового пространства. Россия ратифицировала 64 договорно-правовых акта СЕ, в т.ч. Устав СЕ (в 1996 г.), Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод (в 1998 г.), Европейскую конвенцию по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (в 1998 г.), Европейскую социальную хартию (в 2009 г.), Конвенцию СЕ о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений (в 2013 г.), Конвенцию СЕ по единому подходу к безопасности, защите и обслуживанию во время спортивных мероприятий, и в частности футбольных матчей (в 2017 г.). В 2005 г. по инициативе в том числе Российской Федерации разработан основной антитеррористический документ СЕ – Конвенция о предупреждении терроризма, содержащая принципиально важные и актуальные положения о противодействии публичному подстрекательству к терроризму, вербовке и подготовке террористов (ратифицирована Россией в 2006 г.).

Ещё 16 конвенций и протоколов подписаны и ожидают ратификации. 18 сентября 2014 г. Россия в числе первых государств подписала Конвенцию Совета Европы против манипулирования спортивными соревнованиями, в выработке которой приняла активное участие. 24 сентября 2015 г. подписана Конвенция Совета Европы против торговли человеческими органами; 22 января 2016 г. – Европейская конвенция об отмене легализации документов, составленных дипломатическими агентами или консульскими должностными лицами; 27 июля 2017 г. – Дополнительный протокол 2015 г. об иностранных террористах-боевиках к Конвенции СЕ о предупреждении терроризма 2005 г.; 1 декабря 2017 г. – Второй дополнительный протокол к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам.

Россия участвует в 9 из 14 автономных организаций системы СЕ: Частичном открытом соглашении (ЧОС) по прогнозированию, предотвращению и оказанию помощи в случае природных и техногенных катастроф, Группе по сотрудничеству в борьбе со злоупотреблением и незаконным оборотом наркотических средств (т.н. «Группа Помпиду»), Европейской аудиовизуальной обсерватории, Европейской комиссии за демократию через право (т.н. «Венецианская комиссия»), Группе государств против коррупции (ГРЕКО), Расширенном частичном соглашении по спорту (РЧСС), Расширенном частичном соглашении о культурных маршрутах (РЧСКМ), Фонде поддержки совместного кинопроизводства и проката кинематографических и аудиовизуальных работ («Евримаж»), Европейской фармакопее (в качестве наблюдателя).

Отличительной особенностью участия России в работе Совета Европы является её членство в группе шести государств - основных плательщиков в бюджет СЕ (Великобритания, Германия, Италия, Россия, Турция[1] и Франция). Сумма взноса Российской Федерации в консолидированный регулярный бюджет СЕ в 2017 г. составляет 30 732 564,38 евро[2]. Благодаря статусу основного плательщика Российская Федерация имеет ряд преимуществ (перевод заседаний органов и материалов СЕ на русский язык, функционирование интернет-сайта СЕ на русском языке, максимально возможное количество мест в ПАСЕ (18) и др.).

В удовлетворительном для российской стороны ключе развивается сотрудничество с Советом Европы в сфере противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма, борьбы с коррупцией. В 2014 г. Россия снята с мониторинга Комитета экспертов СЕ по оценке мер противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма – МАНИВЭЛ – до проведения следующей взаимной оценки в 2018 г. В 2016 г. Группа государств СЕ против коррупции – ГРЕКО – признала полностью выполненными большую часть адресованных России рекомендаций.

В 2016 г. в России и г.Страсбурге (Франция) по линии российских профильных органов власти, научных и образовательных учреждений прошло более двадцати мероприятий (в основном, конференций и семинаров), посвященных 20-летию членства Российской Федерации в Совете Европы. Их цель состояла в том, чтобы проанализировать результаты проделанной в СЕ работы и наметить ориентиры на будущее. Особое внимание было уделено проблематике Европейского Суда по правам человека, поиску точек соприкосновения между правом Совета Европы и Евразийского экономического союза, развитию разностороннего потенциала СЕ.

В настоящее время курс России в Совете Европы направлен на укрепление его самостоятельной роли и формирование объединительной европейской повестки дня, совместный с партнерами поиск ответов на такие вызовы, как терроризм, неконтролируемая миграция, наркотрафик, экстремизм, поднимающие голову в ряде европейских стран национализм и неонацизм, «негражданство», нетерпимость и дискриминация по этническому, языковому, религиозному, культурному и другим признакам.


[1] В ноябре 2017 г. Турция информировала Генерального секретаря СЕ о намерении отказаться от статуса основного плательщика в бюджет СЕ с 2018 г.

[2] С учетом продолжающегося кризиса в ПАСЕ Российская Федерация приняла решение приостановить уплату части взноса в бюджет СЕ и ряда его частичных соглашений за 2017 г. до безусловного восстановления в полном объеме полномочий делегации Федерального Собрания Российской Федерации в Ассамблее (см. Заявление МИД России от 30 июня 2017 г. и Комментарий ДИП МИД России от 10 июля 2017 г.).

Организация по безопасности сотрудничества в Европе (ОБСЕ)

НАТО

Европейский союз (ЕС)

Отображение сетевого контента

x
x
Дополнительные инструменты поиска