18.12.0318:21

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ПРЕТЕНЗИЙ И РЕКОМЕНДАЦИЙ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И НПО К ЛАТВИИ ПО ПРАВАМ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ (СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ)

2905-17-12-2003

Перечень основных претензий и рекомендаций международных организаций и НПО к Латвии по правам национальных меньшинств

(справочная информация)

I. Рекомендации Парламентской ассамблеи Совета Европы по выправлению положения с правами нацменьшинств изложены в резолюции 1236, принятой в 2001 г. по завершению процедуры мониторинга выполнения Латвией её обязательств как члена Совета Европы. Резолюция, в частности, призывает Латвию:

«5. i. ратифицировать в первоочередном порядке Рамочную конвенцию о защите национальных меньшинств (подписанную Латвией 11 мая 1995 года), внести поправки и выполнять законодательные акты, в частности изменённый Закон о государственном языке, в соответствии с положениями и в духе Рамочной конвенции.

5. ii. поощрять и далее неграждан к подаче заявлений на приобретение гражданства - посредством проведения агитационных кампаний в прессе и в публичных высказываниях политического руководства. Несмотря на значительный прогресс процесса натурализации, необходимы дальнейшие настойчивые усилия, направленные на достижение новых результатов в этой области, например, путём объединения обязательных при натурализации экзаменов с государственными выпускными школьными экзаменами, организации адресной языковой подготовки кандидатов на натурализацию и снижения государственного сбора, взимаемого при натурализации.

5. iii. выделять дополнительные ресурсы на нужды Управления по натурализации и Национальной программы обучения латышскому языку.

5. iv. внести поправки и выполнять Закон об образовании от октября 1998 года в соответствии с положениями и духом Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств.

5. v. разработать и принять закон о защите национальных и языковых меньшинств и образовать государственный орган по делам меньшинств.

5. vi. ратифицировать в первоочередном порядке Социальную хартию Совета Европы.

5. vii. ускорить осуществление Программы интеграции общества».

В случае с Латвией особую значимость приобретает позиция ПАСЕ, которая в своей рекомендации 1500 от 2001 г. «Об участии иммигрантов и иностранных резидентов в политической жизни государств-членов Совета Европы» подчеркивает, что «демократическая законность требует равного участия всех социальных групп в политическом процессе и что вклад законно проживающих на территории страны неграждан в процветание общества тем более оправдывает их право влиять на принимаемые политические решения в данной стране» (пункт 4). В этой связи ПАСЕ «настоятельно призывает правительства государств-членов гарантировать активное и пассивное избирательное право на выборах в местные органы власти всем иммигрантам, проживающим на законных основаниях по меньшей мере три года, независимо от их происхождения». Если, по мнению ПАСЕ, такое право рекомендуется предоставить даже иностранцам, то тем более его следовало бы признать за латвийскими негражданами, не имеющими другого гражданства и всю или большую часть жизни прожившими в Латвии.

II. В своих Заключительных замечаниях по итогам рассмотрения первоначального доклада Латвии Комитет ООН по правам ребёнка (январь 2001 года) призвал латвийские власти обеспечить выполнение положений статей 29 и 30 Конвенции о правах ребёнка, чтобы дети, принадлежащие к национальным меньшинствам, могли получать среднее образование на своём родном языке.

III. В отчёте по Латвии (октябрь 2001 года) Института открытого общества в рамках программы мониторинга процесса вступления в ЕС указывается на следующее.

В 1991 году Верховным Советом Латвийской Республики было принято решение о восстановлении гражданства только тем лицам, которые обладали латвийским гражданством до Второй мировой войны, а также их потомкам. В автоматическом предоставлении гражданства всем остальным было отказано. В докладе Комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации за 2001 год подчёркивалась косвенная дискриминация, возникшая в результате этого решения: "Более 25% населения, многие из которых принадлежат к этническим меньшинствам, должны подавать заявление (на гражданство) и подвергаются дискриминации" (CERD/C/304/ADD.79, 2001, para 12).

Темпы натурализации продолжают оставаться медленными и свидетельствуют о невозможности решения проблемы массового безгражданства в обозримом будущем.

Язык – особо важный вопрос прав меньшинств, поскольку для около 38% населения Латвии латышский не является родным языком. Закон о государственном языке объявляет все другие языки, в том числе и те, на которых говорят меньшинства, иностранными и запрещает их использование в общении с государственными учреждениями. Недостаточные знания латышского языка не только способствовали недопредставленности русских среди чиновничества и в органах, принимающих общественно важные решения, но также способствовали тому, что среди меньшинств заметно выше уровень безработицы. 14 июня 2001 года парламент ввёл штрафы за языковые нарушения, в том числе за "неуважение государственного языка".

Реформа образования является особенно спорным вопросом. Принятый в 1998 году Закон об образовании предусматривает осуществление к 2004 году перехода на латышский язык обучения во всех средних и профессиональных школах, принадлежащих государству и самоуправлениям. Закон был принят без консультаций с меньшинствами и содержит дискриминационную норму, запрещающую частным школам меньшинств получать государственные субсидии.

Запрет на использование языков меньшинств в государственных учреждениях и органах местного самоуправления и ликвидация финансируемого государством и самоуправлениями среднего и профессионального образования на языках меньшинств являются настоящей преградой к ратификации Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств. В 2001 году в докладе Совета Европы отмечалось, что, хотя латвийский парламент ещё не ратифицировал Рамочную конвенцию, данная ситуация регулируется Венской конвенцией о силе договоров, которая была подписана Латвией 4 мая 1993 года. Согласно этой конвенции, с момента подписания договора государство обязано воздерживаться от действий, которые противоречат целям и задачам этого договора ( Committee on the Honouring of Obligations and Commitments by Member States of the Council of Europe Report, Doc. 8924 (10 January 2001), para. 21.).

В Латвии нет всестороннего законодательства в области прав меньшинств. Латвия до сих пор не ратифицировала Рамочную конвенцию о защите нацменьшинств. Латвийское антидискриминационное законодательство не соответствует требованиям директивы ЕС по расовому равноправию.

Рекомендации авторов доклада Правительству Латвии:

1. Рассмотреть возможность распространения системы билингвального образования на средние школы, а также возможность расширения программ, обеспечивающих адекватную подготовку учителей для школ меньшинств, в частности русского меньшинства.

2. Ратифицировать Рамочную конвенцию о защите национальных меньшинств и привести законодательство в соответствие с нормами Конвенции, особенно в отношении использования языков меньшинств в общении с властями, образования на языках меньшинств, частного теле- и радиовещания на языках меньшинств.

3. Принять все возможные меры для ускорения натурализации, в том числе обеспечить подготовительное обучение кандидатов, облегчить требования для некоторых групп, а также проводить информационные кампании в средствах массовой информации. Необходимо также принять меры для преодоления чувства отчуждённости и недоверия к государству, появившегося среди меньшинств в результате государственной политики прошлых лет.

4. Предоставить постоянно проживающим негражданам право голоса на местных выборах для дальнейшей интеграции латвийского общества на местном уровне. Отменить существующие ограничения на "неполитические" права постоянных жителей-неграждан, обеспечив таким образом общее равенство условий и равный доступ к рынку труда.

5. При активном участии самих меньшинств переработать Программу интеграции латвийского общества, превратив её из "экспортной" декларации о намерениях в план конкретных действий. Для осуществления Программы должно быть обеспечено необходимое финансирование.

IV. В подготовленном Институтом открытого общества в декабре 2002 года докладе, посвящённом оценке государственной программы «Общественная интеграция в Латвии», констатируется, что «широкого консенсуса в обществе по её содержанию не было достигнуто». Главное препятствие авторы доклада видят в том, что Программа интеграции базируется на существующей в стране «законодательной базе и политике государства, которую критикуют многие представители национальных меньшинств, особенно в области образования». Среди других изъянов отмечается: «недостаточное внимание в самой Программе интеграции и политике властей в целом к озабоченности общества ситуацией с обеспечением таких прав нацменьшинств, как более широкий доступ к образованию и электронным СМИ на родном языке, поддержка языков нацменьшинств, развитие диалога между меньшинствами и государством, эффективное участие нацменьшинств в общественной жизни».

V. В докладе Европейской комиссии за 2002 г. о прогрессе стран-кандидатов в ЕС особо отмечался тот факт, что Латвия «отказалась ратифицировать Рамочную конвенцию о защите национальных меньшинств». Еврокомиссия настойчиво призвала Ригу ратифицировать этот документ Совета Европы.

В документе указывается на «всё ещё низкие» темпы натурализации лиц, не имеющих гражданства.

Еврокомиссия выдвинула претензии к правилам применения государственного языка, «некоторые из которых сформулированы таким образом, что могут интерпретироваться по-разному».

Поправки к Закону о местных органах власти, в соответствии с которыми рабочим языком объявлялся латышский, представляют собой, по мнению авторов, «потенциальный риск в отношении существующих возможностей на практике употреблять языки нацменьшинств в общении с властями».

В докладе отмечается, что «запрет неграждам занимать ряд профессий (адвокаты, вооруженные охранники, частные детективы) ограничивает интеграцию неграждан в экономической сфере».

VI. В опубликованном 23 июля 2002 года докладе Европейской комиссии по борьбе с расизмом и нетерпимостью отмечается наличие в Латвии «серьёзных проблем» у русскоговорящих жителей этой страны.

Комиссия считает, что трудности одной части населения Латвии и дисбаланс в его положении с остальной частью жителей страны должны быть устранены в приоритетном порядке. Это позволит не только улучшить доступность гражданских, политических, социальных, культурных и экономических прав для большой части населения Латвии, предотвратить его возможную маргинализацию и отчужденность от латвийского общества, но и избежать в перспективе формирования климата социальной напряженности.

Комиссия отмечает важность ясного признания многокультурности общества Латвии, составной и неотъемлемой частью которого являются все меньшинства. С учётом существующего дисбаланса в положении меньшинств, особенно русскоязычных, необходимо время и средства, чтобы предоставить этой части латвийского общества дополнительные возможности, включая участие в общественной жизни страны. Это должно быть отражено в последовательной политике, на законодательном и других уровнях.

В этой связи латвийским властям рекомендовано: способствовать процессу получения гражданства ЛР через натурализацию; отслеживать последствия законодательства в области языка; предоставить доступ к образованию на родном языке; предоставить права голоса негражданам на муниципальных выборах; устранить для неграждан неоправданные ограничения на профессии.

VII. В выводах миссии наблюдателей ОБСЕ и ПАСЕ на парламентских выборах в Латвии 5 октября 2002 г. содержится целый ряд оценок правозащитной ситуации в Латвии и рекомендации по развитию демократического процесса в Латвии. Миссия обратила внимание на проблемы массового безгражданства в этой стране и на низкие темпы натурализации неграждан, не имеющих избирательных прав ни на общенациональных, ни на муниципальных выборах, что создает, по мнению наблюдателей, «серьёзный и долгосрочный дефицит демократии» в Латвии. В этой связи указывается, что Совет Европы и Совет государств Балтийского моря ранее ставили вопрос о предоставлении негражданам избирательных прав на местных выборах, как это имеет место в Эстонии.

Наблюдатели рекомендовали латвийским властям «пересмотреть статьи 5, 13 и 15 Закона о выборах в Сейм, всё ещё ограничивающих кандидатов на выборах на основании их принадлежности к существовавшим в прошлом политическим партиям и службам безопасности». При этом отмечалось, что эти статьи противоречат положению ст.7.5 Копенгагенского документа СБСЕ (1990 г), призывающего все страны ОБСЕ «уважать право граждан избираться в выборные органы власти индивидуально или как представители политических партий и организаций без дискриминации».

VIII. В ходе своего пребывания в Риге в декабре 2002 года Верховный комиссар ОБСЕ по делам нацменьшинств Р.Экеус призвал латвийские власти ратифицировать Рамочную конвенцию Совета Европы о защите национальных меньшинств, Протокол №12 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, выразил обеспокоенность низкими темпами натурализации неграждан, недостаточным бюджетом Управления по натурализации.

IX. 4 марта 2003 г. в Париже состоялось заседание Комиссии ПАСЕ по мониторингу, на котором рассматривался среди прочих латвийский вопрос (глава Комиссии Ж.Дюрье накануне посетила Ригу). Основные претензии выступавших зарубежных представителей к латвийским властям сводились к следующим основным моментам: до сих пор не ратифицирована Рамочная конвенция Совета Европы о защите национальных меньшинств; отсутствуют права для неграждан голосовать и избираться в местные органы власти; принят дискриминационный закон об образовании. Ряд выступавших говорил о нецелесообразности столь раннего прекращения мониторинга и призвали провести повторный визит в Ригу в ближайшее время, что и было принято Комиссией.

X. Схожую трактовку положения вещей в сфере обеспечения прав русскоязычного меньшинства в Латвии даёт и Комиссар Совета государств Балтийского моря по демократическому развитию Х.Дайн, посетившая Латвию в феврале 2003 г.

XI. В опубликованном 22 августа 2003 г. в Женеве своём заключении Комитет по ликвидации расовой дискриминации (КЛРД) выразил обеспокоенность несоответствием латвийского законодательства и правоприменительной практики Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации.

Основные рекомендации КЛРД для Латвии сводятся к следующему:

- продолжить усилия, направленные на подготовку всеобъемлющего законодательства против дискриминации, а также внести поправки в Закон о труде;

- ввести в законодательство такое определение дискриминации, как оно представлено в Конвенции, и разработать специальное законодательство по вопросам организованной расистской деятельности и пропаганды.

- предусмотреть, чтобы Закон о государственном языке не приводил к ненужным ограничениям, которые могли бы способствовать дискриминации по национальному признаку;

- способствовать процессу интеграции общества и с этой целью разрешить всем негражданам, давно проживающим в республике, участвовать в местных выборах;

- разработать стратегию ускорения темпов натурализации;

- сократить перечень должностей, которые могут занимать только граждане страны;

- внимательно и гибко подходить к реформе образования, поддерживая постоянный диалог с общественностью, школами, родителями и учениками; осуществлять мониторинг проведения реформы в жизнь, с тем, чтобы обеспечить высокое качество образования, рассмотреть возможность продления периода перевода школ на двуязычную форму обучения.

ХII. В ходе поездки в Ригу в начале октября 2003 г. в рамках рассмотрения КМСЕ запроса депутата Госдумы России Г.И.Чуркина «О положении русскоязычного населения в Латвии», комиссар СЕ по правам человека А.Хиль-Роблес, в частности, призвал латвийские власти «максимально облегчить процесс натурализации» и «разрешить негражданам участвовать в муниципальных выборах».

XIII. Принимая во внимание заявления некоторых латвийских официальных лиц о возможности отложить или сопроводить оговорками ратификацию Рамочной Конвенции о защите национальных меньшинств (РКНМ), следует упомянуть Рекомендацию ПАСЕ 1623 от сентября 2003 г., в которой содержится призыв к государствам, подписавшим, но не ратифицировавшим Конвенцию, незамедлительно ратифицировать её без оговорок или деклараций. В рекомендации подчёркивается, что «упорный отказ подписать или ратифицировать этот документ и следовать его стандартам должен быть объектом особого внимания в рамках процедуры мониторинга, осуществляемого соответственно Комитетом Министров, Парламентской Ассамблеей и Конгрессом местных и региональных властей Европы».

XIV. В опубликованном 5 ноября 2003 г. Докладе Комиссии Европейских сообществ о подготовке Латвии к членству в Евросоюзе содержится настоятельный призыв к властям этой страны:

- способствовать интеграции русского меньшинства путём ускорения процедуры натурализации и повышения её темпов;

- обеспечить достаточную гибкость в вопросе перехода к двуязычному образованию в школах национальных меньшинств;

- при применении закона о языке на всех уровнях соблюдать принцип обоснованного общественного интереса и пропорциональности, а также международные обязательства Латвии.

XV. В период с 20 октября по 7 ноября 2003 г. в Женеве состоялась очередная сессия Комитета по правам человека, в ходе которой был рассмотрен второй периодический доклад Латвии о выполнении положений Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года. В заключении Комитета, опубликованном 6 ноября 2003 г., выражается беспокойство по поводу большого числа «неграждан» в Латвии, низких темпов их натурализации, препятствий на пути получения латвийского гражданства в виде требования о сдаче языкового экзамена, лишения неграждан политических прав, возможности занимать должности в государственных, общественных учреждениях и осуществлять некоторые виды деятельности в частном секторе, общаться с властями на родном языке, ограничений на права собственности с/х угодиями и социальные льготы, реформы образования.

Комитет рекомендовал Латвии:

- предпринять дополнительные усилия к эффективному решению вопроса увеличения числа заявителей на латвийское гражданство через натурализацию, в том числе путём снятия препятствий, вытекающих из требований о сдаче экзамена по (латышскому) языку;

- принять все необходимые меры к поощрению получения гражданства детьми в порядке регистрации;

- способствовать процессу интеграции неграждан – постоянных жителей Латвии через предоставление им права участия в муниципальных выборах и сократить число других ограничений для неграждан с целью облегчения участия этой категории жителей в общественной жизни Латвии;

- облегчить общение нетитульного населения с властями;

- предпринять все необходимые меры для предотвращения негативного влияния на меньшинства перехода средних учебных заведений на латышский язык обучения, обеспечить предоставление государственных субсидий частным школам на недискриминационной основе.

Комитет обязал Латвию, не дожидаясь намеченного на 2008 г. очередного доклада, через 12 месяцев предоставить информацию о выполнении рекомендаций в отношении наиболее важных для русскоязычного населения этой страны проблем натурализации, статуса неграждан, языковой политики и закона об образовании.

Организация по безопасности сотрудничества в Европе (ОБСЕ)

Совет Европы (СЕ)

НАТО

Европейский союз (ЕС)


x
x
Дополнительные инструменты поиска