29.09.1711:05

Выступление Постоянного представителя России при ОБСЕ А.К.Лукашевича на заседании Постоянного совета ОБСЕ в ответ на доклады Главы СММ Э.Апакана и Спецпредставителя Действующего председателя ОБСЕ по Украине и в Контактной группе М.Сайдика, Вена, 28 сентября 2017 года

1827-29-09-2017

  • de-DE1 en-GB1 es-ES1 ru-RU1 fr-FR1

Уважаемый господин Председатель,

Приветствуем спецпредставителя Действующего председателя ОБСЕ по Украине и в Контактной группе М.Сайдика и главу Спецмониторинговой миссии ОБСЕ на Украине Э.Апакана. Благодарим за их непростой труд.

К сожалению, несмотря на ваши, господа, усилия, выполнение Минских соглашений – единственного возможного способа урегулирования украинской проблемы – остается в тупике. Киев пытается исказить содержание и последовательность согласованных мер, лишить эти договоренности смысла.

Несмотря на «школьное перемирие», украинские силовики – как ВСУ, так и т.н. добровольцы – продолжают обстрелы населенных пунктов и объектов инфраструктуры Донбасса. Неизбирательное применение минометов и других видов запрещенных вооружений приводят к жертвам среди мирного населения. Только в сентябре, по данным СММ, ранено трое гражданских в Ясиноватой, Донецке и Трудовских.

Доклад СММ о жертвах на востоке Украины за 2016 год указывает на то, что большинство жертв – результат обстрелов территории под контролем ополчения. За год украинскими силовиками в отдельных районах Донецкой области было убито 45 и ранено 197 мирных жителей; в отдельных районах Луганской области убито 12 и ранено 27 гражданских. 156 пострадавших проживали в Донецке и его окрестностях. Этот район превратился в «горячую точку» после того, как в феврале 2016 года ВСУ заняли авдеевскую промзону. Ползучее наступление киевских силовиков стало причиной обострения напряженности вокруг пунктов пропуска через линию соприкосновения, в т.ч. на участке Березовое-Еленовка. 27 апреля 2016 года в результате обстрела ВСУ, в Еленовке было убито 4 и ранено 5 мирных жителей. Аналогичное обострение наблюдатели фиксировали после выдвижения позиций ВСУ около Новоалександровки и Майорска.

Обратили внимание на упомянутые в докладе Э.Апакана случаи, когда украинские силовики задерживают на линии соприкосновения родителей с детьми, не дают им вернуться на территорию под контролем ополчения. Считаем это грубейшим нарушением их прав.

Очевидно, что Киев не заинтересован в деэскалации на линии соприкосновения, упорно уклоняется от уже согласованного разведения сил в Станице Луганской и не готов договариваться о новых участках. С 22 августа с.г. наблюдатели не фиксировали нарушений режима прекращения огня внутри участка разведения в Станице Луганской. С этого момента прошло пять недель. Верифицированное СММ соблюдение режима полного прекращения огня в течение семи суток с середины июля соблюдалось 11 раз. Ополчение к разведению сил готово давно. Киев процесс открыто саботирует.

На линии соприкосновения активизировались украинские снайперы, в контролируемые ополченцами районы регулярно заходят диверсионные группы.

Такая тактика, как оказалось, несет угрозу и для СММ. Доклад международной комиссии по установлению фактов констатировал, что мина, на которой подорвался автомобиль СММ, вряд ли была установлена ополченцами. Представители отдельных районов Луганской области не знали о наличии на дороге ещё двух неразорвавшихся мин. В ходе расследования ополченцы конструктивно взаимодействовали с криминалистами, чего нельзя сказать об украинской стороне. Киев до сих пор не предоставил полную видеозапись подрыва, которая велась с подконтрольной ВСУ территории. Камера имела хорошее приближение, а её поворот с целью отследить движение автомобилей СММ проводился вручную. Разумных оснований сомневаться в причастности диверсантов ВСУ к этому подрыву у нас нет. Рассчитываем, что виновные понесут заслуженное наказание.

Рассчитываем на скорейшее снятие ограничений на патрулирование СММ на линии соприкосновения, а также на более активную работу по разминированию. Киев активно ограничивает свободу передвижения СММ под предлогом минной угрозы. С 18 по 24 сентября наблюдатели 22 раза не смогли проехать из-за расставленных на территории под контролем ВСУ «флажков», которые отпугивают наблюдателей не хуже угроз и стрельбы в воздух. Эти ограничения неоправданно не учитываются при выдаче СМИ общей статистики. За фразой «помимо ограничений, связанных с возможным присутствием мин и неразорвавшихся боеприпасов» стоит подавляющее большинство нарушений на подконтрольной правительству территории.

Однако имели место и случаи прямых угроз в отношении сотрудников СММ. 17 сентября в Атамане Херсонской области украинские пограничники трижды спускали на наблюдателей собак. 20 сентября силовики требовали с наблюдателей сообщить им свое гражданство. Мы осуждаем эти случаи, а также все ограничения свободы передвижения СММ, откуда бы они ни исходили.

Обратили внимание, что на Украине появился еще один не контролируемый правительством участок границы – КПП «Шегини», через который прорвался М.Саакашвили, «человек без паспорта». Считаем важным, что СММ попыталась пронаблюдать за этим событием.

Для более эффективной работы СММ считаем целесообразным налаживание более уважительного взаимодействия с СЦКК. Обе эти миссии имеют целью содействие снижению напряженности и обеспечению мира, стабильности и безопасности. К сожалению, политика Киева, потребовавшего исключения представителей ополчения из работы Совместного центра, значительно усложнила работу Центра. Призываем руководство СММ не пытаться возлагать на СЦКК ответственность за недостаток коммуникации со сторонами конфликта.

Уважаемый господин Председатель,

Устойчивое урегулирование внутриукраинского конфликта возможно лишь путем прямого диалога Киева, Донецка и Луганска, параллельного движения на треке безопасности и политики, а также результативных усилий в гуманитарной и экономической сфере. Последовательность шагов четко зафиксирована в минском «Комплексе мер», одобренном резолюцией 2202 Совета Безопасности ООН.

Прекращение огня в зоне конфликта возможно – в этом мы полностью согласны с руководством СММ. Для этого необходимо добиться разведения сил сторон, отвести вооружения, исключить возможность для «самодеятельности» добровольческих батальонов. После того, как это будет достигнуто, нужно думать о мерах по закреплению ситуации, обеспечению устойчивости прекращения огня. Именно поэтому главные усилия необходимо сосредоточить на линии соприкосновения.

Внесем ясность: сначала политическое урегулирование, затем восстановление полного контроля правительства над границей. Пока нет постоянно действующего закона об особом статусе Донбасса, нет конституционной реформы, закрепляющей этот статус, не может идти речи о границе. Только полное выполнение Минских договоренностей дает Киеву возможность сохранить территориальную целостность, только Минские договоренности удерживают отдельные районы Донецкой и Луганской областей в составе Украины. Напоминаем: восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования (п.9 «Комплекса мер»).

Пока же Киев не предпринимает усилий для политического урегулирования конфликта. Под угрозой продление действия закона об особом статусе Донбасса. Отказ от этого необходимого шага, замена этого закона новым, не соответствующим «Комплексу мер», чреват критическим осложнением процесса урегулирования. Отсутствие воли украинских переговорщиков к мирному решению видно и в ходе заседаний Контактной группы, где они отказываются фиксировать согласованную в «нормандском формате» формулу Ф.-В.Штайнмайера, сопрягающую проведение выборов и вступление в силу закона об особом статусе Донбасса.

На гуманитарном треке приветствуем передачу на территорию под контролем ВСУ группы лиц, задержанных в отдельных районах Донецкой области и не связанных с конфликтом. Ожидаем, что за этим последуют не только аналогичные действия со стороны Луганска, но и шаги Киева по возвращению удерживаемых лиц в отдельные районы Донецкой и Луганской областей.

Еще раз подчеркнем необходимость тщательно следить за ситуацией на остальной территории Украины. Отмечаем, что в последнее время СММ стала уделять этому больше внимания.

Особую обеспокоенность вызывают постоянные агрессивные действия киевских властей в отношении русского языка и культуры, попытки зачистить культурно-историческое пространство под украинских националистов. Действия Киева в этой сфере фактически воссоздают причины, ставшие отправной точкой украинского конфликта. Подписанный Президентом Украины закон «Об образовании» нарушает не только общепризнанные нормы в области защиты прав нацменьшинств, но и противоречит минскому «Комплексу мер».

Опасны недружественные меры по запрету российского культурного центра на Украине, деятельность которого направлена в том числе на поощрение культурных и молодежных обменов между двумя странами.

Напомню, что именно нападки на русский язык на Украине были первыми шагами тех, кто захватил власть в Киеве в результате переворота в феврале 2014 г. Этого опасались, совершенно справедливо, жители Крыма и Донбасса.

Нельзя обойти вниманием трагические события 2 мая 2014 года в Одессе. У Киева было более трех лет, чтобы провести профессиональное и беспристрастное расследование. Ничего из этого не вышло. 19 человек провели в заключении долгие сроки только за то, что выступали против переворота. Обвинения против них, наконец, пришлось снять решением суда г.Черноморска. Издевательством над правосудием стало задержание в зале суда двух оправданных по этому делу – гражданина России Е.Мефедова и Украины С.Долженкова. Против них выдвинуты сфабрикованные обвинения. Фактически, они так и остаются политическими заключенными на Украине, которые должны быть немедленно освобождены.

Настоящие же преступники до сих пор избегают наказания.

В этой связи полагаем необходимым провести независимое международное расследование событий в Одессе 2 мая 2014 года. Украина на это оказалась не способна.

Напомним, что нераскрытым остается и дело «снайперов майдана».

Ожидаем адекватную реакцию на этот счет не только от СММ, но и от институтов ОБСЕ.

Позвольте еще раз поблагодарить уважаемых послов М.Сайдика и Э.Апакана, передать слова признательности и поддержки всем наблюдателям СММ.

Организация по безопасности сотрудничества в Европе (ОБСЕ)

Совет Европы (СЕ)

НАТО

Европейский союз (ЕС)


x
x
Дополнительные инструменты поиска