29.09.1709:51

Выступление Постоянного представителя России при ОБСЕ А.К.Лукашевича на заседании Постоянного совета ОБСЕ о законе Украины «Об образовании», Вена, 28 сентября 2017 года

1826-29-09-2017

  • de-DE1 en-GB1 es-ES1 ru-RU1 fr-FR1

Уважаемый господин Председатель,

На Украине продолжаются грубые и массовые нарушения прав человека. Это уже стало своего рода «рекордом» на пространстве ОБСЕ.

На днях украинские власти открыто нарушили свои обязательства в области защиты прав национальных меньшинств. Речь о Законе «Об образовании», принятом Верховной Радой этой страны в начале сентября.

Несмотря на призывы руководства целого ряда государств и общественных организаций не дискриминировать языки национальных меньшинств, 25 сентября Президент Украины П.Порошенко все-таки подписал этот документ. В соответствии с ним устанавливаются жесткие ограничения на использование языков национальных меньшинств с перспективой их полного вымывания из образовательной системы страны к 2020 г. Так, начиная с сентября 2020 г., то есть всего через три года, образование на языках меньшинств на Украине будет разрешено только в дошкольных учреждениях и начальной школе. В конечном итоге это может привести к закрытию всех учебных заведений, которые осуществляют преподавание на любом языке, кроме украинского.

Следствием реализации этого закона станет ущемление языковых прав миллионов граждан Украины – русских, болгар, венгров, греков, поляков, румын и других носителей региональных языков и языков меньшинств.

Свою жесткую озабоченность в связи с этим законом уже выразили власти Венгрии, Молдавии, Румынии, Польши, Греции и Болгарии.

Примечательно, что с осуждением нового закона выступили и внутри страны, в том числе руководство Львовского, целого ряда других областных советов и общественных организаций Украины.

Этот шаг Киева является попыткой «майданной» власти осуществить «языковую зачистку» образовательного пространства страны, что прямо противоречит как ее Конституции, а именно статьям 10, 24 и 53, так и взятым на себя международным обязательствам. В этой связи хотели бы напомнить украинским представителям о соответствующих положениях Международного пакта о гражданских и политических правах, Конвенции о правах ребенка, Рамочной конвенции Совета Европы о защите национальных меньшинств, Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств, Декларации ООН о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 г., Итогового документа Венской встречи СБСЕ 1986 г., Документа Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1990 г., Доклада совещания экспертов СБСЕ по вопросам национальных меньшинств 1991 г.

Стоит процитировать некоторые из них. Так, в частности, в Копенгагенском документе четко говорится о том, что «лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, имеют право создавать и поддерживать свои собственные образовательные учреждения, организации или ассоциации. А государства-участники будут стремиться гарантировать, чтобы лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, вне зависимости от необходимости изучать официальный язык или официальные языки соответствующего государства, имели надлежащие возможности для обучения своему родному языку или на своем родном языке».

В соответствии с пунктом 63 Венского документа (1986 г.) государства-участники обязались «обеспечивать для всех доступ к различным видам и уровням образования без дискриминации», в том числе по языковому принципу.

Новый украинский закон идет вразрез и с Гаагскими (1996 г.) и Люблянскими (2012 г.) рекомендациями Верховного комиссара ОБСЕ по делам национальных меньшинств, согласно которым «государства должны уважать право лиц, принадлежащих к меньшинствам, обучаться своему языку или получать образование на этом языке, особенно в районах, где меньшинства проживают традиционно или в значительном количестве».

Несмотря на то, что в новом законе русский язык (как, впрочем, и другие языки) напрямую не упоминается, очевидно, что главной целью нынешних украинских законотворцев является максимальное ущемление интересов миллионов русскоязычных жителей Украины, насильственное установление в многонациональном государстве моноэтнического языкового режима. Данный шаг является очередным проявлением нетерпимости по отношению к представителям различных этнических групп.

Продолжая прежнюю линию в языковом вопросе, киевские власти вновь провоцируют ситуацию и воссоздают причины, во многом ставшие отправной точной развития конфликта, а затем и гражданской войны на Юго-Востоке Украины. Принятие этого закона препятствует сближению сторон внутриукраинского конфликта и отдаляет перспективы достижения его окончательного урегулирования. Налицо откровенное нежелание Киева выполнять собственные обязательства по минскому «Комплексу мер» от 12 февраля 2015 г., которым в пункте 11 предусматривается, что в рамках своего особого статуса отдельные районы Донецкой и Луганской областей будут иметь право на языковое самоопределение.

Призываем Верховного комиссара по делам национальных меньшинств, БДИПЧ, австрийское председательство и Генсекретаря ОБСЕ дать принципиальную оценку указанному закону и вплотную заняться, наконец, ситуацией с правами нацменьшинств на Украине.

Благодарю за внимание.

Организация по безопасности сотрудничества в Европе (ОБСЕ)

Совет Европы (СЕ)

НАТО

Европейский союз (ЕС)


x
x
Дополнительные инструменты поиска