22.09.1720:22

Выступление заместителя Главы делегации Российской Федерации, заместителя директора Департамента по гуманитарному сотрудничеству и правам человека МИД России Г.Е.Лукьянцева на заключительном заседании Совещания ОБСЕ по обзору выполнения обязательств в области человеческого измерения, Варшава, 22 сентября 2017 года

1791-22-09-2017

  • de-DE1 en-GB1 es-ES1 ru-RU1 fr-FR1

 

Уважаемая госпожа Директор,

Уважаемые коллеги,

Еще раз хотели бы поздравить с назначением новых руководителей исполструктур ОБСЕ – Генерального секретаря, Директора Бюро по демократическим институтам и правам  человека (БДИПЧ), Верховного комиссара по делам нацменьшинств и представителя по свободе СМИ. Выражаем надежду на то, что в своей деятельности они будут придерживаться принципа нейтральности, беспристрастности и объективности в том, что касается ситуации «по обе стороны от Вены».

Уважаемый госпожа Директор,

Уже многие годы обсуждение важнейших проблем в области человеческого измерения на Варшавском обзорном совещании характеризуется острой политизацией и конфронтацией. Несмотря на определенные позитивные подвижки, достигнутые благодаря усилиям австрийского председательства, к сожалению, нынешний год не стал исключением. Вынуждены вновь выразить разочарование тем, что многие государства-участники, упорно не желают признавать, что объективной причиной серьезного кризиса на пространстве ОБСЕ является безответственная и агрессивная политика Запада в отношении других государств-участников.

В очередной раз призываем западных партнеров отказаться от бесперспективных попыток силового утверждения своих геополитических целей и вмешательства во внутренние дела суверенных государств. К чему приводит такая практика, наглядно демонстрирует нынешний внутриукраинский кризис. США, Евросоюз и Канада не просто поддержали, но оказались напрямую причастными к организации в феврале 2014 года государственного переворота на Украине с применением силы. Украинскому народу дорого обошлись советы высокопоставленных вашингтонских эмиссаров и посредничество отдельных европейских политиков при подписании соглашения между президентом Украины В.Януковичем и тогдашней оппозицией.

Развязанная после захвата оппозицией власти в стране кампания по преследованию и истреблению инакомыслящих, а также нелегитимное решение о начале карательной операции против мирного населения в Донбассе, выступившего за соблюдение своих законных прав, привели к беспрецедентному количеству жертв среди гражданского населения. Сожжение же заживо участников мирного протеста в Одессе 2 мая 2014 года вообще не имеет аналогов в современной европейской истории. И лица, виновные в этом преступлении, до сих пор не привлечены к ответственности. Почему же мы не слышим от наших партнеров призывов к Киеву положить конец безнаказанности за совершенные преступления?

Героизация нацизма и бывших нацистских приспешников, гонения на свободу выражения мнения, на национальные и международные СМИ, журналистов, преследование неугодных со стороны киевских властей стали обычным явлением на Украине. Попытки загнать русскоязычное население этой страны в «этническое гетто» все отчетливее принимают характер целенаправленной государственной политики, пока еще балансирующей на грани печально известных «этнических чисток» в других странах и регионах мира. Подтверждением этому служат внесенные на рассмотрение Верховной Рады Украины законопроекты, по сути, направленные на насильственную украинизацию и ассимиляцию русскоязычного населения этой страны, а также представителей национальных меньшинств.

Другой тревожной тенденцией, свидетельствующей о сохранении на Украине значительного конфликтного потенциала, является стремление радикальных и националистических кругов вмешаться в деятельность религиозных организаций. Небывалым гонениям подвергается каноническая Украинская православная церковь. Ее священнослужители и прихожане практически ежедневно сталкиваются с проявлениями насилия, ненависти, попытками силового захвата храмов. Совершенно недопустимыми с точки зрения обязательств Украины в правозащитной сфере являются небезызвестные законопроекты №4128 «О внесении изменений в закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях» и №4511 «Об особом статусе религиозных организаций, руководящие центры которых находятся в государстве, признанном Верховной Радой Украины страной-агрессором», которые нарушают равенство религиозных организаций перед законом. Надеемся, что в Киеве все же возобладает здравый смысл, и власти прислушаются к тысячам и тысячам своих граждан, вышедших на улицу в знак протеста против возможности принятия этих дискриминационных законопроектов.

Госпожа Директор,

В 1975 году западные страны в качестве одного из важнейших достижений Заключительного акта СБСЕ называли закреплённую в нем свободу передвижения. В настоящее время наши партнеры к западу от Вены не перестают подчеркивать основополагающее значение права на свободу выражения мнения, иначе именуемое свободой слова. Не парадоксально ли, что сейчас США, страны Европейского союза и их «единомышленники» используют реализацию права на свободу выражения мнения жителями Крыма для коллективного наказания населения всего полуострова? Более того, это наказание касается той самой «священной» для них свободы передвижения, за которую так сражались страны Запада при заключении Хельсинкского акта. Еще раз подчеркиваем, что практика ограничения права на свободу передвижения жителей Крыма – как с точки зрения выдачи виз, так и признания российских паспортов, выданных в этом регионе России, – является откровенно дискриминационной и противоречит имеющимся у государств-участников ОБСЕ обязательствам.

Госпожа Директор,

Хотел бы привлечь внимание к важности последовательного противодействия недобросовестным попыткам фальсификации и переписывания истории. В этой связи хотел бы обратиться к одной из трагических страниц в историческом прошлом Европы, очередную годовщину которой мы будем вспоминать через несколько дней. 30 сентября 1938 года ведущие европейские державы подписали с нацистской Германией печально известное соглашение, вошедшее в историю под названием Мюнхенский сговор. Именно этот постыдный шаг старейших европейских демократий развязал руки руководству Третьего рейха и открыл дорогу к развязыванию Второй мировой войны. Победа над нацизмом обошлась Европе и всему остальному миру слишком дорогой ценой – десятками миллионов жизней взрослых и детей, мужчин и женщин, солдат и мирных граждан.

Не допустить повторения этой трагедии является нашей первостепенной задачей. В этой связи призываем США, Канаду, Евросоюз, включая страны Прибалтики, и Украину пересмотреть свою позицию по отношению к многочисленным актам прославления нацизма и его приверженцев, шествиям ветеранов «Ваффен-СС», героизации разного рода коллаборационистов и таких организаций, как ОУН и УПА, проявлениям неонацизма, радикального национализма и других агрессивных идеологий.

Госпожа Директор,

Глубокую обеспокоенность вызывают сохраняющиеся системные проблемы с соблюдением прав человека на евроатлантическом пространстве. В этой связи призываем страны-члены Евросоюза, США и Канаду к проявлению большей готовности к диалогу и сотрудничеству в области человеческого измерения, прекращению нападок на суверенные государства, проводящие самостоятельную политику. Обратные подходы чреваты окончательной дискредитацией самой идеи защиты прав человека.

При этом перед Организацией стоят серьезные задачи – это решение миграционных проблем, борьба с проявлениями расизма, нетерпимости и неонацизма, защита прав детей, обеспечение свободы религиозных убеждений, защита прав верующих, а также защита национальных меньшинств и журналистов. С учетом использования миграционных потоков международными террористическими организациями для проникновения на европейский континент миграционная проблематика получает особое звучание в контексте обеспечения прав человека и безопасности в регионе ОБСЕ. Напомним, что первопричиной этих проблем в Европе стали безответственные действия и политика США и их союзников, направленные на смещение неугодных им политических режимов в странах Ближнего Востока и Северной Африки. В этой связи полагаем абсолютно неуместными призывы со стороны ряда государств к разделению бремени и ответственности в данном контексте.

Состоявшиеся дискуссии по ключевым проблемам нашей повестки дня создают широкие возможности для дальнейшей работы и принятия дополнительных мер.

В частности, призываем ОБСЕ и исполнительные структуры Организации осуществлять все три направления международного сотрудничества по противодействию антисемитизму, нетерпимости и дискриминации в отношении христиан и мусульман комплексно, сбалансированно и на основе принципа консенсуса. Подтверждаем готовность к доработке «рабочего определения» антисемитизма во взаимодействии с ООН, другими организациями, академическими кругами и НПО. Напоминаем также о нашем предложении, касающемся аналогичных определений нетерпимости в отношении христиан и мусульман. Считаем важным выполнить решение СМИД ОБСЕ в Базеле и принять в ходе СМИД ОБСЕ в Вене министерские декларации по борьбе с нетерпимостью и дискриминацией в отношении христиан и мусульман.

Госпожа Директор,

Хотелось бы отдельно остановиться на характере и методах организации нашего Совещания. Далеко не все апробированные БДИПЧ новации заслуживают поддержки. Вновь призываем Бюро отказаться от практики предоставления неограниченного времени для выступления приглашенным экспертам и представителям международных и исполнительных структур. Такие контрпродуктивные подходы существенно ограничивают возможности официальных делегаций по обмену мнениями и не служат цели достижения необходимых договоренностей на Совещании, которое проводится именно для обзора государствами-участниками выполнения взятых на себя обязательств.

Не можем не обратить внимание и на опубликованный два дня назад доклад БДИПЧ, посвященный вопросам ответственности государств по обеспечению защиты правозащитников в период 2014-2016 гг. В очередной раз убеждаемся в политизированности подходов уже нового руководства Бюро в оценках ситуации в этой сфере, использовании неконсенсусного языка, выходящего за рамки мандата данной исполструктуры ОБСЕ.

Нарекания вызывает также и организационная сторона варшавского совещания. Практика бойкота Совещания отдельными государствами-участниками, которую мы наблюдали в прошлый раз, не только не прекратилась, но и получила дальнейшее развитие. Налицо тревожная тенденция, требующая принятия неотложных мер. Игнорировать проблему и делать вид, что ничего не происходит, считаем недопустимым.

Рассчитываем на изменение стиля работы БДИПЧ и других исполструктур ОБСЕ. Полагаем, здесь не обойтись без серьезной реформы. Ожидаем от них активизации работы по решению реальных проблем, существующих на пространстве ОБСЕ, в том числе в странах к западу от Вены.

Что касается ОБСЕ в целом, то в основе нашей работы лежит принцип консенсуса. Хотели бы предостеречь тех, кто стремится принести этот важнейший принцип в жертву своим узкополитическим потребностям.

Госпожа Директор,

Российская делегация убеждена, что ОБСЕ призвана внести полезный вклад в международное сотрудничество на гуманитарном направлении. Готовы к активному взаимодействию со всеми конструктивно настроенными силами. Свою главную задачу видим в возвращении ОБСЕ роли уникального форума для равноправного и взаимоуважительного диалога и коллективного принятия решений по актуальным вопросам обеспечения безопасности в регионе.

Благодарю за внимание.

Организация по безопасности сотрудничества в Европе (ОБСЕ)

Совет Европы (СЕ)

НАТО

Европейский союз (ЕС)


x
x
Дополнительные инструменты поиска