30.05.0312:50

СТАТЬЯ МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИИ И.С.ИВАНОВА, ОПУБЛИКОВАННАЯ В «НЕЗАВИСИМОЙ ГАЗЕТЕ» 30 МАЯ 2003 ГОДА ПОД ЗАГОЛОВКОМ «ИРАКСКИЙ ВОПРОС СНОВА В ООН»

1290-30-05-2003

  • de-DE1 en-GB1 es-ES1 ru-RU1 fr-FR1

Общность стратегических интересов России и США выше их тактических разногласий

Единогласное принятие Советом Безопасности ООН резолюции 1483 по Ираку открывает новый этап в развитии ситуации не только в этой стране, но и в целом на международной арене.

Сам факт принятия такой резолюции означает возвращение иракского вопроса в правовое поле ООН. Тем самым устраняется главная причина раскола в Совете Безопасности. Встав на путь восстановления единства членов Совета, авторы проекта резолюции - США, Великобритания и Испания, несомненно, проявили чувство ответственности по отношению к иракскому народу и всему мировому сообществу.

Ответная демонстрация конструктивного подхода со стороны государств, выступавших против военной акции в Ираке, не заставила себя ждать. Несмотря на большие трудности, связанные с выработкой взаимоприемлемых формулировок, им удалось достичь согласия в отношении принципиальных положений резолюции 1483.

Более того, поддержав эту резолюцию, они разделили ответственность за послевоенную судьбу Ирака. Отныне понятие "коалиции" применительно к странам, участвующим в процессе постконфликтного восстановления Ирака, во многом теряет смысл. Помощь иракскому народу становится делом всего мирового сообщества.

Это особенно важно, если учесть сложность и масштаб восстановительных задач в Ираке.

Ситуация в этой стране остается крайне сложной и непредсказуемой. Требуются срочные согласованные действия международного сообщества, направленные на стабилизацию обстановки и решение острых политических, экономических, гуманитарных и других проблем.

Принципиально важно, что резолюция Совета Безопасности ООН создает для этих действий четкие политические и правовые рамки.

Так, подтверждается уважение суверенитета и территориальной целостности Ирака, право его народа самостоятельно определять свое политическое будущее и контролировать природные ресурсы страны.

ООН в лице специального представителя Генерального секретаря наделяется весомой и самостоятельной ролью в постконфликтном урегулировании. Функции спецпредставителя распространяются не только на проблематику гуманитарной помощи и экономического восстановления Ирака, но и на политические аспекты послевоенного обустройства страны, включая содействие формированию ее нового законного правительства.

Обеспечивается необходимая преемственность в разоруженческих вопросах, содержится указание на важность "окончательного подтверждения разоружения Ирака" и ссылка на роль международных инстанций - ЮНМОВИК и МАГАТЭ.

Предусматривается международный мониторинг с участием ООН за расходованием средств Фонда развития Ирака и экспортом иракской нефти.

Нет сомнений: последовательно проводя в жизнь эти принципы, мировое сообщество сможет помочь иракскому народу как можно скорее определить своё будущее.

Восстановление единства в Совете Безопасности ООН имеет и более широкое международное значение. Ситуация вокруг Ирака, которая длительное время служила причиной раскола мирового сообщества, теперь может сыграть роль объединительного фактора в решении этой и других сложных международных проблем.

За время иракского кризиса такие вызовы, как международный терроризм, распространение оружия массового уничтожения, организованная преступность и др., не только не потеряли актуальности, но и приобрели дополнительную остроту. Свидетельство тому - новая волна террористических актов, совершённых в Саудовской Аравии, Чечне и в Марокко, а также растущие масштабы наркоугрозы, исходящей с территории Афганистана. Совершенно очевидно, что эти проблемы требуют комплексного решения, т.е. применения не только силовых, но и политико-дипломатических, социально-экономических и других мер.

Всё это вновь подчёркивает необходимость объединения усилий мирового сообщества перед лицом глобальных угроз и вызовов. Россия готова совместно работать в рамках ООН, "восьмёрки" и других структур многостороннего сотрудничества в интересах нахождения наиболее эффективного ответа на эти глобальные вызовы.

Даже в самые острые моменты иракского кризиса наша страна действовала, исходя из убеждения в том, что общность стратегических интересов России и США выше их тактических разногласий в отношении способа урегулирования иракской проблемы. Сегодня, когда эти разногласия уходят в историю, можно с уверенностью утверждать, что российско-американские отношения выдержали еще одно серьезное испытание.

Сегодня есть все основания говорить о том, что предстоящие встречи президента В.В.Путина и президента Дж.Буша в Санкт-Петербурге и Эвиане позволят нашим странам выйти на новый уровень партнёрства в интересах региональной и глобальной безопасности.

x
x
Дополнительные инструменты поиска