22.10.0313:32

СТАТЬЯ МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИИ И.С.ИВАНОВА, ОПУБЛИКОВАННАЯ В ЖУРНАЛЕ "МЕЖДУНАРОДНАЯ ЖИЗНЬ" № 9-10 ЗА 2003 ГОД ПОД ЗАГОЛОВКОМ "НОВЫЙ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЙ ГОД ДЛЯ МИРА И РОССИИ"

2383-21-10-2003

  • de-DE1 en-GB1 es-ES1 ru-RU1 fr-FR1

Уже более полувека для дипломатов всего мира рабочий год во многом начинается в сентябре, когда в первый месяц осени открывается очередная сессия Генеральной Ассамблеи ООН - по сути, ключевой внешнеполитический форум для всего международного сообщества. И именно на сессии Генассамблеи намечаются основные вехи мирового развития на ближайший год.

Российская дипломатия сейчас беспрецедентно активна. Сфера её деятельности существенно расширилась, расписание международных встреч плотно как никогда. Но важна, разумеется, не интенсивность дипломатических контактов, а их содержание. Вот почему хотелось бы вместе с читателями рассмотреть некоторые ключевые проблемы, которые будут наиболее актуальными для нашей внешней политики в предстоящем году.

Перед мировым сообществом стоит ряд проблем, требующих срочного и адекватного решения. Главная из них - определить такую модель современного мироустройства на ближайшие годы и десятилетия, которая отвечала бы интересам всех государств и народов, больших и малых.

События последнего времени, и, прежде всего, иракский кризис, со всей остротой продемонстрировали, что нынешний переходный этап мирового развития от эпохи «холодной войны» к новому миропорядку непозволительно затянулся. Возникло чрезмерное напряжение в системе международных отношений, неопределённая ситуация, характеризующаяся перманентной нестабильностью.

Трудно припомнить в современной истории другой период, когда в мире одновременно было бы столько нерешённых региональных проблем, реально угрожающих международной безопасности. К этому надо добавить такие угрозы, как терроризм, сепаратизм и другие формы экстремизма, опасность распространения оружия массового уничтожения (ОМУ) и средств его доставки, наркоторговля, организованная преступность.

Становится ясно, что нельзя лишь реагировать на возникающие одна за другой новые кризисные ситуации. Нужен новый миропорядок, который обеспечивал бы на глобальном уровне стабильность и безопасность, способствовал нейтрализации нынешних вызовов и не допускал появления новых.

Россия и дальше будет играть активную, инициативную роль в формировании такого миропорядка. Активность эта диктуется, конечно же, нашими национальными интересами. Нам принципиально важно обеспечить такие внешние условия, которые надежно гарантировали бы безопасность и процветание российским гражданам, способствовали бы социально-экономическому развитию нашей страны.

Но мы прекрасно понимаем, что добиться этой цели можно лишь в том случае, если Россия вместе с другими государствами сможет выработать те базовые принципы, на которых будут строиться межгосударственные отношения. И здесь в лице новой демократической России международное сообщество имеет надежного, предсказуемого и ответственного партнёра, открытого к диалогу и поиску взаимоприемлемых решений на основе Устава ООН и принципов международного права.

По нашему глубокому убеждению, международному сообществу вполне под силу построить такой миропорядок, при котором каждое государство несло бы свою долю ответственности за будущее человечества, а мировое сообщество, в свою очередь, оберегало бы законные интересы каждого из его членов. Другими словами: процветание и безопасность через международное взаимодействие при сохранении национальной самобытности - вот наш принцип.

В этом мы видим и главный смысл концепции многополярности в эпоху глобализации. В нашем понимании здесь нет ничего общего с конфронтацией или сталкиванием одних государств с другими. Наоборот, многополярность для нас означает, прежде всего, тесное взаимодействие всех государств и регионов на основе равноправия, демократии и конструктивного партнерства. Это - необходимость решения международных проблем на основе многостороннего сотрудничества при учёте интересов всех государств. Без такого широкого сотрудничества мы не мыслим себе построение нового миропорядка.

Всё это диктует необходимость дальнейшего усиления многосторонних институтов и, прежде всего, центральной и координирующей роли ООН и её Совета Безопасности. Именно ООН способна быть стержневой структурой современной международной жизни, гарантом незыблемости фундаментальных принципов международного права.

Открывшаяся в Нью-Йорке 58-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН проходит под знаком активных поисков путей реформирования Организации. Генеральный секретарь ООН К.Аннан объявил о намерении создать "совет мудрецов" для подготовки соответствующих предложений, которые затем будут рассмотрены в ООН. Россия, естественно, будет активно участвовать в их подготовке и обсуждении. В то же время мы исходим из того, что реформа не делается ради реформы, а должна осуществляться только с одной целью - повышения эффективности ООН.

Ярким свидетельством всесторонней поддержки ООН со стороны России стало участие Президента В.В.Путина в нынешней сессии Генеральной Ассамблеи.

В своей программной речи глава Российского государства выдвинул ряд конкретных предложений, направленных на укрепление международной безопасности и стабильности. В частности, по инициативе России в этом году будет рассматриваться проект резолюции относительно создания глобальной системы противодействия новым угрозам и вызовам, в первую очередь международному терроризму.

Важное место в выступлении Президента России занял комплекс вопросов, связанных с нераспространением оружия массового уничтожения. Нет необходимости объяснять, какую опасность представляло бы попадание этого оружия в руки террористов. На предотвращение такой угрозы направлен выдвинутый В.В.Путиным конкретный план действий по укреплению и совершенствованию международных режимов нераспространения ОМУ.

Особое внимание президент уделил гуманитарным аспектам деятельности ООН. Совершенно очевидно, что борьба с современными угрозами и вызовами будет эффективной только в том случае, если она будет подкрепляться усилиями по преодолению нищеты и отсталости, по облегчению бремени экологических и других глобальных проблем. И здесь ООН также призвана действовать инициативно и энергично.

Сейчас задача российской дипломатии заключается в том, чтобы эти важные положения претворять в реальные дела и решения ООН. При этом мы намерены действовать максимально конструктивно, с расчётом на достижение самого широкого международного согласия. События последних лет особенно ясно подтвердили, что когда мировое сообщество действует вместе, то даже самые сложные задачи ему по плечу. Когда же оно разобщено, то и бороться с современными угрозами и вызовами ему значительно сложнее.

Наглядным подтверждением тому явились трудности, с которыми международное сообщество столкнулось в связи с обострением иракского кризиса. Россия с самого начала конфликта заняла ясную, принципиальную и честную позицию. Мы были против его военного решения.

Вместе с тем, по мнению России, сейчас необходимо объединить усилия мирового сообщества в интересах такого урегулирования, которое отвечало бы, прежде всего, интересам самого Ирака, интересам стабильности в регионе. Главное состоит в том, чтобы иракский народ увидел ясную перспективу восстановления суверенитета страны и передачи власти своим законным представителям. Без этого невозможно решение других проблем, таких как обеспечение безопасности и экономического восстановления Ирака.

Российская дипломатия и впредь намерена принимать самое активное участие в улаживании этой и других кризисных ситуаций. Как ответственный участник "четвёрки" международных посредников по Ближнему Востоку Россия будет прилагать усилия к тому, чтобы процесс урегулирования палестино-израильского конфликта не был отброшен назад. Ведь реализации "дорожной карты" этого урегулирования нет альтернативы.

Ответственный период приближается в жизни афганского народа. Мы будем активно содействовать тому, чтобы Афганистан стал достойным членом мирового сообщества со стабильными институтами власти, государством, не представляющим более угрозы своим соседям и прекратившим незаконное производство наркотических средств.

Принципиально важно, что в этом году начался диалог по ядерной программе Северной Кореи. Позитивно оценивая итоги состоявшихся в Пекине шестисторонних переговоров, Россия выступает за их продолжение и будет максимально содействовать поискам возможных компромиссов для сближения позиций сторон.

Урегулирование региональных проблем, как и в целом стабильность и предсказуемость в мировых делах, во многом зависит от степени взаимодействия России и США. Москва заинтересована в том, чтобы вместе с Вашингтоном, как и с другими партнерами по совместной работе в рамках Совета Безопасности ООН, "восьмёрки" и других механизмов многостороннего сотрудничества, искать конструктивные решения международных проблем.

Состоявшаяся 26-27 сентября встреча в Кэмп-Дэвиде президентов В.В.Путина и Дж.Буша вновь продемонстрировала особую ответственность России и США за обеспечение международной безопасности и стабильности. Несмотря на все трудности и испытания, через которые прошли в последние годы российско-американские отношения, удалось сохранить главные принципы нашего сотрудничества - доверие, открытость и уважение интересов друг друга.

Наряду с углублением диалога по ключевым международным проблемам важная задача саммита состояла в том, чтобы перевести общее видение новых стратегических отношений между Россией и США на язык реальных дел по развитию двустороннего сотрудничества в различных областях. Президенты дали своим правительствам конкретные поручения на этот счёт, определив ключевые области, в которых прогресс может быть достигнут уже в ближайшее время. Среди них - энергетическое сотрудничество, освоение космоса, информационные и коммуникационные технологии, устранение препятствий для торговли и инвестиций.

В целом, как подчеркнул В.В.Путин, в итоге саммита удалось серьёзно продвинуться в формировании отношений реального, уважительного партнёрства между Россией и Соединёнными Штатами.

О новой динамике наших отношений говорит тот факт, что за первые шесть месяцев 2003 года российско-американский товарооборот увеличился более чем на треть. Это вселяет уверенность в том, что и новые задачи по развитию партнёрства России и США, поставленные президентами, будут воплощены в жизнь.

Не менее ответственные задачи нам необходимо решать и в деле формирования нового качества отношений России с Европейским союзом, практического воплощения договорённостей, достигнутых в ходе Петербургского саммита Россия-ЕС. Суть этих договорённостей в том, чтобы создать реальные условия для строительства действительно Большой Европы, объединяющей все страны нашего континента, как входящие в Европейский союз, так и не являющиеся его участниками.

Для России это имеет принципиальное значение. Хотя наша страна в силу объективных причин не планирует в обозримом будущем ставить вопрос о своём формальном присоединении к ЕС, Россия была и будет европейской державой. Здесь сосредоточены наши стратегические и экономические интересы. Россияне множеством исторических, экономических и культурных нитей связаны со своими соседями в Европе. Мы искренне заинтересованы в самых тесных и взаимовыгодных отношениях с Европейским союзом, к которому присоединяются всё новые члены, имеющие давние традиции отношений с Россией. Вот почему мы активно включились в процесс формирования совместно с ЕС системы единых пространств: в области экономики и торговли, внутренней и внешней безопасности, правосудия, науки и культуры. Мы твёрдо рассчитываем подойти к ноябрьскому саммиту Россия - Евросоюз, который состоится в Риме, с конкретными результатами в этой и других сферах.

Особое направление нашего диалога с Европейским союзом - создание условий для перехода в перспективе к безвизовому режиму поездок. Нельзя допустить, чтобы на пути нынешнего и будущих поколений европейцев, которые хотят вместе строить свой европейский дом, воздвигались новые "стены" и "занавесы", теперь уже визовые.

Сегодня как никогда важно отладить такой механизм, который позволял бы адекватно и эффективно выполнять всё возрастающий объём совместных работ между Россией и Евросоюзом. Такой структурой призван стать созданный на саммите в Санкт-Петербурге Постоянный совет партнёрства. Мы рассчитываем, что этот орган на равноправной основе и в режиме реального времени позволит нам успешно вести открытый и предметный диалог в различных форматах по формуле Россия - страны ЕС и Еврокомиссия.

Многое ещё предстоит сделать в плане обеспечения нового качества взаимодействия России и ЕС в сфере европейской политики в области безопасности и обороны. И здесь у нас есть хороший пример - расширяющееся взаимополезное и, что особенно важно, равноправное сотрудничество России и НАТО. Сегодня Совет Россия - НАТО уже стал весомым элементом общеевропейской безопасности.

Многовекторный характер российских внешнеполитических интересов обуславливает необходимость дальнейшего наращивания отношений с нашими ближайшими соседями и партнёрами по Содружеству независимых государств.

Сама жизнь диктует важность усиления интеграционных процессов в СНГ и ЕврАзЭС, причём не только в социально-экономической, но и в культурной и гуманитарных сферах. Важной вехой в развитии этих процессов стало решение России, Украины, Белоруссии и Казахстана о формировании единого экономического пространства. Серьёзные задачи стоят и перед Организацией Договора о коллективной безопасности, прежде всего, по противодействию непрекращающимся атакам международного терроризма против наших стран.

Мы будем также добиваться дальнейшего становления Шанхайской организации сотрудничества, членами которой являются Россия, Китай и ряд центрально-азиатских государств. Да и в целом азиатский вектор - один из главных приоритетов российской дипломатии. Многоплановое взаимовыгодное сотрудничество стало отличительной чертой отношений с нашими крупнейшими азиатскими друзьями - Китаем и Индией. Недавний визит Президента России В.В.Путина в Малайзию ещё раз продемонстрировал хорошие перспективы нашего взаимодействия со странами АСЕАН. Российская Федерация - активный участник АТЭС - с каждым годом наращивает своё присутствие на рынках азиатско-тихоокеанских стран.

Таков далеко не полный перечень задач, стоящих перед российской внешней политикой. Он наглядно демонстрирует, сколь многогранна современная дипломатия, какое значение она имеет для судеб каждого государства. Отсюда всё возрастающие требования к профессии дипломата, которая сочетает в себе не только всё новые области знаний, но и - что не менее важно - творческий поиск ответов на сложнейшие проблемы, выдвигаемые современной жизнью. Творческий подход всегда отличал работников российского дипломатического ведомства. Не случайно из их рядов вышла блестящая плеяда учёных, писателей и поэтов.

В этом году мы отмечаем 200-летие замечательного русского поэта Ф.И.Тютчева - кадрового дипломата, посвятившего дипломатической службе 36 лет своей жизни. Он выполнял ответственные миссии за рубежом, в частности в российских дипломатических представительствах в Мюнхене и Турине, занимал высокие посты в центральном аппарате министерства. Ему всегда были присущи профессионализм и многогранность интересов, беззаветная любовь к России. "Я русский, - писал он, - русский сердцем и душой, глубоко преданный своей земле".

С Фёдором Ивановичем сегодня можно не согласиться, пожалуй, лишь в одном: при всей своей особенной стати новая Россия должна быть понятна умом. Понятна как своим собственным гражданам, так и нашим зарубежным партнёрам. В этом главный смысл нашей публичной дипломатии. Именно в предсказуемости и последовательности залог авторитета нашей страны на международной арене.

А вот верить в Россию действительно необходимо. И эта вера, убеждён, позволит нам возродить мощное, процветающее государство, стоящее на страже интересов своих граждан.

x
x
Дополнительные инструменты поиска