5.06.0411:56

Стенограмма вступительного слова Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в ходе очередного заседания научного совета при министре иностранных дел Российской Федерации на тему «Об актуальных задачах внешней политики России», 31 мая 2004 года

1280-05-06-2004

  • de-DE1 en-GB1 es-ES1 ru-RU1 fr-FR1

 

Весьма высоко ценим те добрые отношения, которые сложились у Министерства иностранных дел России с научным политологическим сообществом. Это одно из направлений, по которому наша дипломатия подпитывается идеями, одна из важных форм обогащения мыслительного процесса, который необходим для осознания происходящего в мире и для того, чтобы интересы нашей страны отстаивались наиболее эффективно с учетом всего спектра существующих в обществе мнений по вопросам внешней и внутренней политики. Без дальнейшего укрепления внутриполитических процессов в экономике, политике и социальной жизни отечественная дипломатия едва ли может эффективно отстаивать позиции России в мире. Хочу заверить, что традиции подобных встреч будут продолжены. Мы высоко ценим опыт подобного взаимодействия.

Мы собираемся не так часто, как хотелось бы. Это сопряжено с постоянно нарастающим графиком внешнеполитической деятельности. Рассчитываю, что периодически нам удастся «сверять часы». Заинтересованы в том, что любые разработки в области внешней политики (многие из вас являются авторами таковых) не оставались вне поле зрения Министерства иностранных дел России, чтобы все они в той или иной степени использовались в нашей практической работе для ее обогащения с целью сделать дипломатию более эффективной и результативной в плане решения задач, которые ставит Президент России перед правительством в целом и перед МИД, и другими ведомствами, участвующими во внешнеполитическом процессе, в частности.

Основные задачи, сформулированные в Послании Президента Федеральному Собранию России, утверждают, что наш внешнеполитический курс остается неизменным. Главное - это обеспечение максимально благоприятных внешних условий для дальнейшего развития страны как в плане безопасности, так и в плане повышения эффективности и конкурентоспособности экономики, повышения благосостояния наших граждан, решения с этой целью весьма острых социальных проблем. Нам поручено отталкиваться от реальных интересов, прежде всего, людей. Это отражает преемственность нашего курса и в тоже время требует дальнейшего уточнения, с тем чтобы внешнеполитические мероприятия были выверены именно с точки зрения задач улучшения жизни российских людей. Это связано, в том числе, с правами наших соотечественников, которые оказались за границей России.

Исхожу из того, что в таком формате мы можем обсуждать самые разные вопросы. Возможно, было бы целесообразным периодически собираться и в более узких форматах, чтобы еще более откровенно и менее «заорганизованно» вести разговор. Хотя я и в этом зале рассчитываю на неформальный диалог. Прежде всего, мы имеем ввиду диалог с нашей наукой, с политологами. Надеюсь, что будет опровергнут тезис о кризисе понимания процессов, происходящих в мире. То, что мы об этом говорим, свидетельствует о нашем интересе не допустить подобного кризиса и выработать такое понимание, которое и в стратегическом и в практическом плане отвечало бы интересам страны.

Глобализация продолжает создавать все новые проблемы. Борьба с терроризмом продолжается, но очевидно, что ее эффективность должна быть повышена. Рисунок международных отношений в целом выглядит очень размытым. Создается впечатление (и тому все больше подтверждений), что международная система будущего находится в стадии формирования. Сегодня, с одной стороны, на все эти процессы приходится реагировать и осознавать их по мере того, как они происходят, а с другой стороны – это удобный момент, чтобы на них более эффективно влиять. Перед нами стоит сложная задача, и без научной мысли, без коллективного разума будет очень трудно отыскать истину, будет не просто выработать правильные шаги.

События вокруг Ирака не способствуют укреплению единства антитеррористической коалиции, ставят на повестку дня много дополнительных проблем, не говоря о расшатывании основ нынешнего мироустройства, опирающегося на Устав ООН. Все больше и больше признаков того, что многие не прочь из околоиракских событий, или из того влияния, которое ситуация в Ираке оказывает на современные международные отношения, сделать вывод о наступлении эпохи конфликтов цивилизаций. Для нашей страны такого рода тенденции крайне опасны. В этом же контексте создаются новые угрозы в области распространения оружия массового уничтожения, в том числе непосредственно вблизи от наших границ. Необходимо искать выход из этой ситуации исключительно на коллективной основе, не отталкивая ни одну страну, наоборот, продолжая линию Президента России на развитие партнерских отношений со всеми государствами, которые в этом заинтересованы, и на достижение наших целей через диалог, а не конфронтацию. Разумеется, это предполагает дальнейшие усилия совместно с ведущими странами мира, направленные на коллективное решение мировых дел, что предполагает обязательное вовлечение в коллективные действия и Соединенных Штатов Америки.

Одна из тем, которая со всей остротой встает на повестке дня - это развитие обстановки на пространстве Содружества Независимых Государств. Складывающаяся ситуация не может нас полностью удовлетворять. В рамках Содружества подписано множество документов, создано множество структур, но практическая отдача от них пока не достаточно высока. Параллельно создаются механизмы, охватывающие пространство СНГ, но к самому Содружеству прямого отношения организационно не имеющие. Это и ЕврАзЭС, и Единое экономическое пространство, и процесс формирования Союзного государства, и ОДКБ, и отчасти Шанхайская организация сотрудничества. Перед нами стоит задача привести к общему знаменателю деятельность всех этих структур, который отражал бы наши долгосрочные интересы.

x
x
Дополнительные инструменты поиска