15.06.0416:51

Ответы Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на вопросы московского корреспондента китайской газеты «Гуанмин Жибао», 15 июня 2004 года

1352-15-06-2004

  • de-DE1 es-ES1 ru-RU1 fr-FR1

 

 

Вопрос: Какую роль может и хочет играть Россия в качестве корректива и противовеса к претензии США на ведущую роль в мире?

Ответ: Соперничество и борьба за влияние между крупнейшими державами - это политика вчерашнего дня, не отвечающая реалиям современного мира. Во всяком случае, это не та политика, которой намерена следовать наша страна.

В настоящее время все государства, включая Россию и США, вынуждены отвечать на одни и те же глобальные вызовы, такие как международный терроризм, угроза распространения оружия массового уничтожения, организованная преступность и т.д. С этими вызовами ни одна страна не в состоянии справиться в одиночку. В этих условиях Россия и США должны не «уравновешивать» друг друга, а взаимодействовать как на двустороннем уровне, так и в рамках коллективных усилий мирового сообщества. Собственно говоря, именно это уже происходит. Можно с уверенностью сказать, что будущее принадлежит стратегическому партнерству наших двух стран в решении проблем, общих для всего человечества.

Вопрос: Какие уроки надлежит извлечь из возникновения войны в Ираке и ее последствий?

Ответ: Делать окончательные выводы, видимо, преждевременно. Но одно представляется очевидным: такого рода проблемы необходимо решать на согласованной, коллективной основе. Даже в Афганистане, где мировое сообщество продемонстрировало высокую степень солидарности, мы по-прежнему сталкиваемся с серьезными трудностями. А в Ираке, где ситуация гораздо сложнее, урегулировать кризис вне самого широкого международного консенсуса просто невозможно.

Думаю, что консенсус в отношении политического урегулирования в Ираке вполне достижим, поскольку никто в мире не заинтересован в том, чтобы ситуация там превратилась в хроническую болезнь для всей мировой политики. Однако для этого необходимо сообща искать выход из кризиса, который был бы приемлем для самого иракского народа. Именно на это направлена резолюция 1546 СБ ООН, которая была принята единогласно.

Война в Ираке, кроме того, очень остро поставила вопросы использования силы в современных международных отношениях. Весь ход событий там свидетельствует о том, что сила должна применяться исключительно на правовой основе, с санкции Совета Безопасности ООН. В противном случае мы рискуем либо оказаться в порочном круге насилия, как это сейчас происходит в Ираке, либо столкнуться с ситуацией международно-правового хаоса, который может подтолкнуть некоторые государства к обеспечению своей безопасности за счет приобретения оружия массового уничтожения.

Вопрос: Как можно усилить позицию ООН против несанкционированных акций отдельных государств?

Ответ: Россия как одно из государств-основателей ООН заинтересована в укреплении центральной роли этой организации в обеспечении мира и безопасности.

Протекающие сегодня в мире процессы глобализации и формирования новой международной системы диктуют необходимость совершенствования инструментов ООН, придания им способности гибко реагировать на многочисленные старые и новые угрозы и вызовы. Важно, чтобы такого рода реформы вели к повышению эффективности ООН, а не к разбуханию ее бюрократического аппарата и неоправданному росту бюджетных расходов.

Заложенная в Уставе ООН система коллективной безопасности, ядром которой является Совет Безопасности, доказала свою жизнеспособность, однако нуждается в укреплении. Эти вопросы сейчас изучает созданная Генеральным секретарем ООН «Группа мудрецов», в состав которой входит известный российский ученый и государственный деятель Е.М.Примаков. К декабрю с.г. «мудрецы» представят свои рекомендации, в том числе по вопросам реформы ООН.

В то же время должно быть ясно, что никакая, даже самая совершенная, реформа ООН не заменит политическую волю государств-членов. Именно от них зависит, сможет ли ООН в XXI веке по-настоящему раскрыть свой уникальный потенциал в деле обеспечения мира и безопасности, а также утверждения универсальных принципов международной законности.

Вопрос: Как дефинирует Россия свои национальные интересы, прежде всего в контексте отношений со странами СНГ?

Ответ: Национальным интересам России отвечает, в первую очередь, создание максимально благоприятных внешних условий для надежной безопасности страны и ее устойчивого социально-экономического развития. Достижение этих целей невозможно без самого тесного сотрудничества с нашими ближайшими соседями. Именно на пространстве СНГ, в первую очередь, сосредоточены исторически сложившиеся жизненные интересы безопасности и экономического благосостояния России, как, впрочем, и других государств-членов Содружества. От того, как складывается ситуация на этом пространстве, напрямую зависят судьбы миллионов граждан наших стран.

Россия стремится к обеспечению своих национальных интересов на путях сотрудничества и интеграции в рамках СНГ, разумеется, с учетом готовности к этому наших партнеров. Следует подчеркнуть, что эти интересы ни в чем не противоречат интересам других стран, в частности Европейского Союза. Мы уважаем независимость наших партнеров по СНГ, их суверенное право развивать отношения со всеми государствами. Однако мы вправе рассчитывать и на уважение наших законных интересов. Было бы большой ошибкой, если бы пространство СНГ превратилось в арену соперничества, вместо того, чтобы служить интересам стабильности, особенно с учетом весьма неустойчивой ситуации в соседних регионах Ближнего и Среднего Востока.

 

 

x
x
Дополнительные инструменты поиска