24.07.0417:48

Интервью Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова египетской газете “Аль-Ахрам”, опубликованное 23 июля 2004 года

1687-24-07-2004

  • de-DE1 en-GB1 es-ES1 ru-RU1 fr-FR1

 

 

Вопрос: Уважаемый господин Министр, насколько Ваш опыт работы в Организации Объединенных Наций помогает Вам на посту министра иностранных дел?

Ответ: С профессиональной точки зрения это был очень полезный опыт, поскольку ООН - универсальная организация, охватывающая весь мир и практически весь спектр международных проблем. Особенно важен для меня опыт работы в Совете Безопасности ООН, где очень оперативно, порой в считанные часы, принимаются решения по самым острым вопросам международной безопасности. Работа в ООН дает весьма полное представление об основных тенденциях мирового развития, помогает видеть проблемы и задачи собственной страны в широкой международной перспективе. Все это, разумеется, помогает в моей нынешней должности, тем более, что для России сотрудничество с ООН и укрепление ее роли в мировых делах является одним из внешнеполитических приоритетов.

Вопрос: Каковы на сегодняшний день основные направления российской внешней политики?

Ответ: Наша дипломатия продолжает курс, определенный в Концепции внешней политики России. В его основе лежит обеспечение национальных интересов страны через активное участие в международных процессах в качестве равноправного, ответственного и предсказуемого члена мирового сообщества. Свои интересы мы намерены отстаивать мирными средствами, путем диалога и конструктивного взаимодействия с другими государствами и международными структурами. Российская внешняя политика является многовекторной, она ориентирована на сбалансированное развитие отношений со странами Запада и Востока, Севера и Юга.

Что касается наших основных приоритетов на сегодняшний день, то они были сформулированы Президентом Российской Федерации В.В.Путиным в его недавнем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации. Это, прежде всего, углубление интеграционных процессов на пространстве СНГ, продолжение интеграции российской экономики в мировое хозяйство, включая обеспечение выгодных для нас условий присоединения к ВТО, защита законных прав и интересов наших граждан и российского бизнеса за рубежом. В центре нашего внимания неизменно остаются вопросы развития международного сотрудничества в борьбе с глобальными вызовами и угрозами XXI века, такими как терроризм, наркоторговля, распространение ОМУ. Разумеется, приоритетное значение для нас имеет работа по предотвращению и урегулированию региональных кризисов и конфликтов. В целом наша линия будет состоять в том, чтобы искать решение мировых проблем на коллективной основе, при учете интересов всех государств и при строгом соблюдении международного права.

Вопрос: Сотрудничество со странами СНГ традиционно называется приоритетным направлением в политике Москвы. Насколько, на Ваш взгляд, это сотрудничество эффективно? Каким бы Россия хотела видеть сотрудничество стран постсоветского пространства?

Ответ: Укрепление отношений со странами СНГ остается безусловным внешнеполитическим приоритетом России. На пространстве Содружества проживают десятки миллионов наших соотечественников. Здесь сосредоточены наши жизненные интересы в области экономики, обороны, безопасности.

Сегодня в силу динамичного развития российской экономики наша страна объективно играет роль центра притяжения, своего рода локомотива интеграционных процессов. Вместе с тем мы прагматично подходим к этим процессам, готовы развивать их с теми странами, которые реально готовы к интеграции. В последнее время на пространстве СНГ возник ряд новых интеграционных объединений, в состав которых входят некоторые государства-члены Содружества. Так, в Евразийском экономическом сообществе (ЕврАзЭС), объединяющем Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Россию и Таджикистан, действует без изъятий зона свободной торговли, ведется работа по созданию таможенного союза. Формируется Единое экономическое пространство четырех наиболее развитых в экономическом отношении стран СНГ — России, Белоруссии, Казахстана и Украины (ЕЭП). Большое будущее, на наш взгляд, принадлежит Шанхайской организации сотрудничества, в которую наряду с Россией и Китаем входят государства Центральной Азии.

Россию и наших партнеров по СНГ объединяет заинтересованность в совместном противодействии таким вызовам и угрозам, как международный терроризм, распространение оружия массового уничтожения, наркоторговля. Создан Антитеррористический центр (АТЦ) СНГ. В действенный инструмент обеспечения безопасности на евразийском пространстве превращается объединяющая Армению, Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Россию и Таджикистан Организация Договора о коллективной безопасности.

В целом процессы интеграции в рамках СНГ имеют хорошие перспективы. Ведь они опираются на многовековой опыт сотрудничества и теснейшего общения между народами наших стран.

Вопрос: Как Вы оцениваете расширение НАТО на Восток? Каковы возможные последствия этого процесса?

Ответ: Мы по-прежнему считаем, что расширение альянса не дает ответа ни на один из реальных вызовов, с которыми сегодня сталкивается мировое сообщество. Это - инерция старых подходов. В то же время, понимая, что ни Россия не представляет угрозу для НАТО, ни НАТО не представляет угрозу для России, мы не воспринимаем расширение альянса как препятствие для наращивания сотрудничества, прежде всего в рамках Совета Россия-НАТО (СРН), продвижения к подлинно коллективной модели европейской безопасности.

Будем делать все, чтобы наши отношения с альянсом развивались на равноправной основе, в позитивном, взаимовыгодном ключе. Такая позиция была подтверждена нами на недавнем заседании СРН в Стамбуле. Разумеется, мы рассчитываем, что и со стороны НАТО будут должным образом учитываться законные интересы безопасности России.

Вопрос: Что, по-Вашему, необходимо сделать, чтобы роль ООН в мировой политике возросла, став определяющей?

Ответ: ООН в силу своей представительности и универсальной компетенции наделена неоспоримой легитимностью при решении от имени всех государств военно-политических, социально-экономических и гуманитарных проблем мирового и регионального масштаба. Новый характер современных угроз требует коллективного ответа, основанного на международном праве. ООН предоставляет для этого оптимальные условия. Разумеется, и она должна меняться, идти в ногу со временем.

Россия, в полной мере осознавая свою ответственность как государства-основателя ООН, постоянного члена ее Совета Безопасности, а в настоящее время и Председателя Контртеррористического комитета СБ ООН, стремится вносить весомый вклад в утверждение центральной координирующей роли Организации в мировых делах. Мы признательны нашим партнерам в ООН, прежде всего Египту, помогающим успешно продвигать российскую инициативу о формировании под эгидой ООН глобальной системы противодействия современным вызовам и угрозам. Россия активно поддерживает осуществляемые в русле этой инициативы усилия созданной К.Аннаном Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам, в состав которой входит Е.М.Примаков.

Вопрос: Каковы, на Ваш взгляд, шансы стратегического партнерства России и стран исламского мира?

Ответ: Наша линия на расширение взаимодействия с Организацией Исламская Конференция (ОИК) естественным образом вытекает из существа многовекторной внешней политики России и самой природы нашего многонационального и многоконфессионального государства. Политический диалог России и ОИК, начатый по инициативе Президента В.В.Путина в августе 2003 года, набирает силу. Сессия министров иностранных дел ОИК в Стамбуле, которая впервые проводилась с участием Министра иностранных дел России, а также переговоры в Москве в конце мая с.г. с министерской делегацией Организации показали совпадение наших позиций по самым актуальным международным проблемам.

У России и стран ОИК имеется широкое поле общих интересов, особенно в том, что касается противостояния попыткам разжигания межэтнических и межконфессиональных конфликтов. Убежден, что наши государства могут многое сделать для того, чтобы не допустить раскола мира по религиозно-цивилизационному признаку.

Вопрос: Одним из основных партнеров России в мусульманском мире является Иран. Как Москва оценивает перспективы дальнейшего сотрудничества с Тегераном?

Ответ: Мы высоко оцениваем состояние и перспективы российско-иранских отношений. Иран – наш сосед и традиционный партнер. Наши страны заинтересованы в развитии политического диалога и сотрудничества в самых различных областях. Это еще раз продемонстрировал недавний официальный визит в Россию моего иранского коллеги К.Харрази. Мы договорились углублять торгово-экономические связи, включая реализацию Соглашения о международном транспортном коридоре "Север-Юг", расширение сотрудничества в топливно-энергетической и авиационной областях. Готовится к подписанию программа развития долгосрочного торгово-экономического, промышленного и научно-технического сотрудничества между Россией и Ираном на десятилетний период, согласно которой стороны намерены в перспективе реализовать проекты на сумму порядка 10 млрд. долл.

Что касается атомной энергетики, то Россия поддерживает право Ирана как государства-участника ДНЯО на мирное использование ядерной энергии и намерена продолжать сотрудничество с ним в этой области. Вместе с тем, перспективы и масштаб такого партнерства определяются с учетом выполнения Тегераном обязательств перед МАГАТЭ. Кроме того, развитие этого сотрудничества зависит и от решения вопроса о возврате в Россию отработавшего ядерного топлива со строящейся атомной станции в Бушере.

Вопрос: Какова позиция России по отношению к так называемому проекту "Большого Ближнего Востока", инициируемому США и Израилем?

Ответ: В ходе визита президента Египта в Москву в конце мая текущего года В.В.Путин и Х.Мубарак обсудили вопрос о реформах в арабском мире и инициативу ББВ. Было констатировано единство мнений о том, что реформы должны исходить от самих арабских государств, а программа их реализации обязана быть обусловлена желанием каждой страны и соответствовать ее особенностям — в первую очередь религиозным, национальным и культурным. Россия заинтересована в стабильном и поступательном социально-экономическом развитии стран Ближнего Востока и Северной Африки. Мы поддерживаем устремления стран региона к модернизации, решению накопившихся проблем. Однако еще раз подчеркну: проведение реформ должно быть делом прежде всего самих стран региона.

Именно из этого мы исходили в ходе дискуссий во время июньского саммита "восьмерки" на Си-Айленде, который рассмотрел пути налаживания партнерства во имя прогресса и общего будущего со странами Ближнего Востока и Северной Африки. Задача "Группы восьми" - оказать этим странам возможное содействие в соответствии с их пожеланиями. Лидеры "восьмерки" также уделили приоритетное внимание проблематике урегулирования палестино-израильского конфликта, ситуации в Судане.

Вопрос: Россия традиционно является коспонсором процесса ближневосточного урегулирования и входит в т.н. "четверку" международных посредников. Намерена ли Москва принять белее активное участие в разрешении палестино-израильского конфликта?

Ответ: Россия была и остается последовательным сторонником коллективных, скоординированных усилий в деле поиска мира на Ближнем Востоке. При этом своих интересов в регионе - политических, экономических, торговых, культурно-исторических - мы не скрываем. Оптимальным форматом содействия справедливому ближневосточному урегулированию считаем созданную при нашем активном участии "четверку" международных посредников в составе России, США, ЕС и ООН. В рамках "квартета" Москва играет энергичную и конструктивную роль. Важно, что Россия последовательно добивается реализации не нами придуманных схем, а консенсусных решений мирового сообщества, принятых, в том числе, и самими конфликтующими сторонами. Хороший пример тому - "дорожная карта" палестино-израильского урегулирования. После ее одобрения по инициативе России резолюцией 1515 Совета Безопасности ООН этот документ стал частью международного права. Мы внесли весомый вклад в очень важные и своевременные решения министерского заседания "квартета" в Нью-Йорке 4 мая с.г. и саммита "большой восьмерки" на Си-Айленде. В них не только подтверждена известная международно-правовая база палестино-изральского урегулирования, но и четко расставлены все акценты применительно к инициативе А.Шарона по одностороннему размежеванию. Предельно ясно сказано, что уход Израиля из Газы — это не завершение, это начало движения, которое должно укладываться в русло "дорожной карты". Свое участие в усилиях по разрешению конфликта мы намерены наращивать. Сделать предстоит немало. Ведь освобождение оккупированных палестинских территорий должно быть организованным, учитывать интересы социально-экономического состояния сектора Газа, быть согласованным с палестинцами. Вместе с другими участниками "четверки" Россия будет этому энергично способствовать. В этой связи высоко оцениваем действия Египта и настроены на укрепление нашего взаимодействия.

Вопрос: Как Вы оцениваете ситуацию, сложившуюся на данный момент в Ираке? Есть ли у России какие-либо конкретные предложения по нормализации ситуации в Ираке?

Ответ: Ситуация в Ираке остается крайне сложной. В стране продолжают активно действовать, зачастую прикрываясь патриотической риторикой, уголовные или террористические группировки, сделавшие ставку на дестабилизацию обстановки. Отсутствие нормальных условий безопасности тормозит работу по мирному обустройству Ирака, восстановлению социально-экономической инфраструктуры.

Убеждены, что переломить эти тревожные тенденции можно лишь на пути энергичного продвижения политического процесса, нацеленного на восстановление в полном объеме государственного суверенитета и формирование демократическим путем постоянно действующих легитимных национальных органов власти. Политическая стабилизация, в свою очередь, создаст необходимый климат и для налаживания широкого международного экономического содействия Ираку.

Именно такой подход заложен в резолюции 1546 СБ ООН, в выработке которой Россия принимала самое активное участие. Важно, что этот документ открывает перспективу активизации вклада ООН в дело посткризисного обустройства Ирака, в частности, в дальнейшее продвижение политпроцесса, возрождение экономики. Мобилизации международной помощи усилиям нового иракского руководства на этом направлении могло бы также содействовать проведение международной конференции по Ираку, с идеей которой выступила Россия. Считаем, что актуальность такой конференции еще больше возрастает после завершения оккупации, когда иракский народ остро нуждается в достижении национального согласия, в поддержке его усилий по мирному обустройству страны соседними государствами и международным сообществом в целом.

Вместе с тем ясно, что перспективы полной нормализации в Ираке определяются, прежде всего, тем, насколько эффективно будут действовать новые власти страны, в какой мере они своими практическими шагами смогут заручиться доверием населения, дав ему почувствовать, что оккупация реально завершается, и страна обретает независимость.

Россия, со своей стороны, готова оказать всяческое содействие, в т.ч. и в качестве постоянного члена СБ ООН, усилиям иракского народа в становлении новой государственности, мирном обустройстве страны.

Вопрос: Каковы перспективы сотрудничества России с арабскими странами в целом и Египтом в частности?

Ответ: В последний период наши отношения с арабским миром становятся все более динамичными. Активно развивается российско-арабский политический диалог, налаживаются торгово-экономические связи, ширится обмен в области образования, науки и культуры.

Об интенсивности наших отношений с арабскими странами ярко свидетельствует тот факт, что за последние девять месяцев в Москве побывали высшие руководители четырех арабских государств. В ближайшем будущем предстоит целый ряд новых российско-арабских контактов на различных уровнях. Такой обмен визитами, естественно, предоставляет хорошие возможности для обстоятельного обсуждения различных аспектов двусторонних отношений, определения генеральных направлений дальнейшего развития двустороннего сотрудничества. Убеждены, что у нас имеются хорошие перспективы для развития разнопланового, взаимовыгодного партнерства с нашими арабскими друзьями и партнерами в самых различных сферах.

Что касается наших отношений с Египтом, то они традиционно занимали особое место в ближневосточной политике России. С этой арабской страной в течение десятилетий нас связывало и связывают чувства взаимной симпатии и уважения, прочное, взаимовыгодное сотрудничество, готовность двигаться по пути его углубления. Все эти моменты были подтверждены в ходе недавнего официального визита в Москву президента Х.Мубарака.

Можно смело сказать, что связи с Египтом имеют хорошие, а главное – реальные перспективы.

Вопрос: Что необходимо предпринять для активизации имеющихся и развития новых направлений сотрудничества между Египтом и Россией, как в области политики, так и в торгово-экономической, научно-технической и культурной областях?

Ответ: В ходе уже упоминавшегося визита Президента Египта Х.Мубарака в Москву с обеих сторон отмечалось, что торгово-экономические, научно-технические, культурные и иные связи между Россией и Египтом необходимо поднимать на уровень политического диалога, который, можно сказать, "чувствует себя превосходно". Эту задачу следует решать, в частности, путем активизации межделегационного обмена по всем направлениям и на всех уровнях, более активного использования тех значительных возможностей, которыми сегодня обладает частный сектор и России, и Египта, расширения прямых контактов между регионами нашей страны и их партнерами в Египте. К слову, приуроченный к визиту Х.Мубарака в Москву бизнес-форум под председательством Президента Торгово-промышленной палаты России Е.М.Примакова, в котором приняли участие ведущие представители российских и египетских деловых кругов, стал первым шагом на этом пути. За конкретными примерами сотрудничества между регионами России и Египтом сегодня не надо далеко ходить - по улицам Каира и других городов АРЕ бегают тысячи российских "ВАЗ-2107", собранных на местных, египетских заводах. В будущем к ним могут присоединиться другие российские модели автомобилей и грузовиков.

Не менее важно, что все более оживленными становятся контакты между российскими и египетскими деятелями науки, образования и культуры. Обсуждаются такие вопросы, как открытие в Египте филиалов российских университетов, научно-исследовательских учреждений, совместные проекты в области различных исследований, археологии, египтологии и т.д. Прошедшая в декабре 2003 г. в Каире и Александрии с огромным успехом Неделя культуры России лишний раз продемонстрировала тягу народов наших стран друг к другу. Добавлю, что, вряд ли, можно отнести к случайностям тот факт, что в прошлом году Египет посетило более полумиллиона наших граждан из всех уголков России.

Подытоживая сказанное, еще раз подчеркну, что России и Египту необходимо активно, совместными усилиями двигаться вперед по пути углубления отношений дружбы и взаимовыгодного сотрудничества, реализуя тот огромный и разноплановый потенциал, который имеется у народов наших стран.

 

24 июля 2004 года

x
x
Дополнительные инструменты поиска