19.07.0523:44

Россия и проблемы укрепления международного права

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры составляют правовую базу утвержденной Президентом Российской Федерации Концепции внешней политики России. Это вытекает из пункта 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, согласно которому общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Международное право - действенный инструмент отстаивания российских интересов. Своевременное и грамотное формулирование международно-правовой позиции России по конкретным вопросам в сочетании с последовательностью и системностью подходов имеют существенное значение для эффективности и авторитета внешней политики нашей страны.

Сегодня в свете новых вызовов и угроз третьего тысячелетия перед международным правом стоит задача адаптироваться к новым реалиям, сохраняя при этом как свою роль в мире, так и базисные общепризнанные принципы и институты.

Россия твердо и последовательно выступает за то, чтобы международное право продолжало быть основой для действий всех государств. Фундаментом современного миропорядка должны оставаться общепризнанные принципы и нормы международного права и, прежде всего, принципы Устава ООН. В условиях развития отраслевых, региональных и субрегиональных подсистем международного права Россия отстаивает сохранение центральной роли ООН в универсальной системе международно-правового регулирования. Только через Совет Безопасности ООН мировое сообщество может с максимальной эффективностью достигать своих целей в сфере поддержания мира и стабильности. В этом контексте особое значение приобретает возврат в правовое поле ситуации вокруг Ирака. Россия твердо выступает за то, чтобы послевоенное урегулирование и восстановление в этой стране осуществлялись при активном участии ООН. Первым шагом в этом направлении стало принятие СБ ООН резолюции 1546 (2004), заложившей основы дальнейшего развития нового суверенного Ирака.

Международное право, разумеется, не стоит на месте. Оно развивается, отражая происходящие в мире изменения. Например, события последних лет поставили под сомнение традиционный тезис о возможности применения государством вооруженной силы только в случае нападения на него другого государства. Террористические акты 11 сентября 2001 г., реакция на них международного сообщества и, в частности, Совета Безопасности ООН подтвердили возможность реализации права на самооборону и при нападении негосударственных субъектов, в том числе террористических групп.

Другие важные аспекты развития международного права в современный период связаны с усилением защиты прав человека.

В полной мере осознавая необходимость предотвращения гуманитарных катастроф, Россия вместе с тем исходит из того, что любое силовое вмешательство в этих целях может осуществляться только в соответствии с Уставом ООН и при наличии санкции Совета Безопасности ООН.

Россия ведет линию на расширение участия в международных механизмах защиты прав человека. Это предполагает, разумеется, и дополнительные обязательства государства перед собственными гражданами. Мы считаем важным соблюдение всеми государствами - членами Совета Европы решений Европейского суда по правам человека.

В марте 2003 г. Российская Федерация стала участником Конвенции МОТ № 182 о наихудших формах детского труда (1999 г.). Ее цель - принятие немедленных и эффективных мер по запрещению и искоренению наихудших форм детского труда. Теперь Россия входит в число стран, ратифицировавших все 8 основополагающих конвенций МОТ.

Важное значение придает Россия недавно созданному Международному уголовному суду (МУС) как первому постоянному судебному органу, призванному осуществлять правосудие от имени всего международного сообщества в отношении лиц, виновных в совершении самых тяжких международных преступлений - геноцида, преступлений против человечности, военных преступлений и преступления агрессии. Россия подписала Римский Статут МУС 13 сентября 2000 года. В настоящее время по поручению Президента России готовятся предложения о приведении российского законодательства в соответствие с нормами Статута. Политико-правовые аспекты, связанные с участием государств в Статуте МУС, подробно обсуждались в ходе прошедшей в Москве 4-5 февраля 2004 г. под эгидой МККК и Российской ассоциации международного права (РАМП) научно-практической конференции "Римский статут МУС: имплементация на национальном уровне", в которой принял участие Председатель МУС Ф.Кирш, а также в ходе Международной конференции "60 лет Победы, создания ООН и международное право" (27 - 30 июня 2005 г., Москва).

Наша страна стала более широко использовать судебные механизмы разрешения международных споров и проблем. В конце 2002 года Россией впервые было инициировано дело в Международном трибунале по морскому праву, и мы полностью удовлетворены решением этого авторитетного органа. Мы активно работаем в сфере отстаивания имущественных интересов России и ее граждан, в том числе, задействуя национальные судебные системы.

Использует наша страна и иные механизмы защиты интересов своих граждан. Так, в декабре 2003 года было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины об урегулировании претензий, возникших вследствие воздушной катастрофы, произошедшей 4 октября 2001 года. В мае 2004 г. Соглашение было одобрено Государственной Думой и Советом Федерации Российской Федерации. В июне 2004 г. Закон о ратификации Соглашения подписан Президентом Российской Федерации. В августе 2004 г. от Украины получено уведомление о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления Соглашения в силу. В целях реализации указанного Соглашения 16 ноября 2004 г. Правительством Российской Федерации принято постановление № 640 «О распределении суммы урегулирования среди членов семьи жертв катастрофы российского самолета Ту-154М, произошедшей 4 октября 2001 г.», в соответствии с которым главным распорядителем денежных средств суммы урегулирования, выделяемой Украиной, является Минздравсоцразвития России. 19 ноября 2004 г. Соглашение вступило в силу. 13 декабря 2004 года одноразовая сумма урегулирования Украиной переведена России.

Приоритетной является работа по укреплению международно-правовых основ противодействия новым угрозам и вызовам. Наша страна ратифицировала разработанные и принятые в ООН при активном участии России Международную конвенцию о борьбе с бомбовым терроризмом 1997 года и Международную конвенцию о борьбе с финансированием терроризма 1999 года. В Cовете Безопасности ООН при активном участии России разработана и принята резолюция 1540 от 28 апреля 2004 года, нацеленная на недопущение попадания в руки т.н. "негосударственных субъектов" оружия массового поражения и средств его доставки. 13 апреля 2005 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Международную конвенцию о борьбе с актами ядерного терроризма (инициатива России), продолжается работа над проектом всеобъемлющей антитеррористической конвенции (инициатива Индии).

Российская Федерация подписала Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности 2000 года и два Дополнительных протокола к ней. В апреле 2004 года они были ратифицированы Российской Федерацией.

Активно ведется работа по расширению двусторонней договорно-правовой базы сотрудничества нашей страны с зарубежными государствами в сфере борьбы с терроризмом, преступностью и наркоопасностью.

Одной из составляющих внешней политики России стало участие в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), которую мы рассматриваем в качестве надежного механизма коллективного обеспечения национальной, региональной и международной безопасности, противодействия новым угрозам, терроризму, наркоторговле, торговле оружием.

Устав ОДКБ, принятый в октябре 2002 года, и другие основополагающие документы Организации нацелены на то, чтобы ОДКБ вносила вклад не только в формирование системы коллективной безопасности в Европе и Азии, но и содействовала укреплению международного правопорядка, реализации целей и принципов Устава ООН и норм международного права.

Изменения, происходящие в современном международном и национальном праве, привели к практически универсальному отказу от концепции абсолютного иммунитета в пользу доктрины функционального иммунитета, признающей за иностранными государствами право на иммунитет только в сфере публично-правовых отношений. Этот подход нашел свое отражение в принятой в декабре 2004 года под эгидой ООН при активном участии России Конвенции о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности.

Защита интересов граждан Российской Федерации за рубежом, поддержка российского бизнеса невозможны без эффективного межгосударственного взаимодействия в вопросах оказания правовой помощи по гражданским и торговым делам. Приоритетная цель на данный момент - преодоление барьеров между правовыми системами России, США и стран ЕС. Активная работа проводится по нескольким направлениям.

Во-первых, прилагаются усилия для достижения взаимовыгодных решений путем двусторонних переговоров. В этих целях ведутся консультации с представителями Евросоюза и США. Очертились перспективы усовершенствования механизмов правовой помощи.

Во-вторых, продолжается сотрудничество в рамках специализированных международных организаций. В 2001 году Россия вступила в Гаагскую конференцию по международному частному праву и присоединилась к Конвенции 1965 года о вручении за границей судебных и внесудебных документов. 30 июня 2005 года Конференция приняла при активном участии России Конвенцию о соглашениях о выборе суда, призванной стать первым многосторонним инструментом, регулирующим признание и исполнение иностранных судебных решений, в котором Россия сможет участвовать вместе с ведущими странами Западной Европы и государствами системы общего права.

Особое внимание, конечно, уделяется укреплению сотрудничества со странами СНГ. В 2001 году для России вступил в силу Протокол 1997 года к Минской конвенции 1993 года о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, оптимизирующий для государств Содружества процесс оказания правовой помощи. 7 октября 2002 г. подписана новая Конвенция по аналогичным вопросам, которая вступила в силу 27 апреля 2004 г. (для России пока не действует).

В соответствии с Соглашением от 19 сентября 2003 года, ратифицированным Российской Федерацией в апреле 2004 года, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация и Украина приступили к формированию договорно-правовой базы Единого экономического пространства, под которым понимается экономическое пространство, объединяющее таможенные территории Сторон, основанное на единых принципах, обеспечивающих свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, на котором проводится единая внешнеторговая и согласованная налоговая, денежно-кредитная и валютно-финансовая политика.

Актуальной задачей для России остается упорядочение правовой сферы деятельности СНГ. В сентябре 2003 г. Советом министров иностранных дел государств - участников СНГ были приняты подготовленные по инициативе России Методические рекомендации по подготовке международно-правовых документов СНГ. Эти рекомендации направлены на приведение заключаемых в рамках Содружества документов в соответствие с требованиями международного права, прежде всего, Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года. В ходе прошедших 30 июня 2004 г. в Москве консультаций руководителей юридических служб МИДов государств-участников СНГ были созданы условия для учреждения консультативного комитета руководителей правовых служб МИДов государств-участников СНГ. Принятие решения СМИД СНГ об образовании такого органа, призванного сфокусировать свое внимание как на актуальных международно-правовых проблемах СНГ, так и на активно обсуждаемых проблемах международного права в целом, станет важным вкладом в дело укрепления правовой базы СНГ.

Значительным событием стало создание Шанхайской организации сотрудничества, членами которой являются Казахстан, Китай, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Россия принимает активное участие в международно-правовом оформлении деятельности этой организации. В рамках ШОС заключены следующие договоры: Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом 2001 года, Соглашение между государствами-членами Шанхайской организации сотрудничества о региональной антитеррористической структуре 2002 года, Соглашение о порядке формирования и исполнения бюджета Шанхайской организации сотрудничества 2003 года. 19 сентября 2003 года вступила в силу Хартия ШОС. 17 июня 2004 года были подписаны Конвенция о привилегиях и иммунитетах Шанхайской организации сотрудничества, Соглашение о банке данных Региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества, Соглашение между государствами - членами Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также Соглашение между Правительством Китайской Народной Республики и Шанхайской организацией сотрудничества об условиях пребывания Секретариата в Китайской Народной Республике и Соглашение между Шанхайской организацией сотрудничества и Правительством Республики Узбекистан об условиях пребывания Региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества в Республике Узбекистан.

26 июля 2004 г. Президент Российской Федерации В.В.Путин подписал Федеральный закон "О присоединении Российской Федерации к Договору о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии".

Важным компонентом утвержденной в июле 2001 года Президентом России Морской доктрины страны на период до 2020 г. является правовое регулирование морской деятельности. Проводится большая работа по совершенствованию российского "морского законодательства", в частности, по обеспечению его соответствия нашим международно-правовым обязательствам в этой области. Россия постоянно держит в фокусе внимания вопросы обеспечения беспрепятственного прохода судов и военных кораблей в Мировой океан, борется с попытками вводить национальные правила в обход общепризнанных норм, гарантирующих свободу судоходства. Наша страна принимает деятельное участие в работе Международной морской организации по внесению изменений в действующие международные конвенции в направлении усиления мер по предотвращению актов терроризма на море и борьбе с ними. В этой работе мы исходим из необходимости обеспечить баланс интересов, обусловленных, с одной стороны, необходимостью усиления борьбы с терроризмом, а с другой - задачей сохранения свободы судоходства и прав моряков.

Актуальной задачей остается международно-правовое оформление государственной границы Российской Федерации и разграничение морских пространств. Из более чем 23 тыс. км государственной границы, подлежащей международно-правовому оформлению, в договорном порядке закреплено лишь немногим более 50% ее протяженности. МИД России совместно с другими компетентными ведомствами активно работает над всеобъемлющим оформлением границ, что включает не только их делимитацию и демаркацию, но и установление соответствующего режима, прямо затрагивающего, зачастую, довольно чувствительные аспекты гуманитарного и социального характера - приграничное сотрудничество, культурные обмены, родственные связи и т.д.

В 2003 году вступил в силу Договор между Российской Федерацией и Литовской Республикой о российско-литовской государственной границе и о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа в Балтийском море. С 2004 года действуют Договоры между Российской Федерацией и Украиной о российско-украинской государственной границе и о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива. В этом году ратифицировано Дополнительное соглашение между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о российско-китайской государственной границе на ее Восточной части и подписаны важные договоры по пограничным вопросам между Российской Федерацией и Республикой Казахстан.

Российская Федерация в русле принципиальной линии на обеспечение верховенства права в мировых делах будет и впредь опираться на международное право в своей внешнеполитической деятельности, способствовать его укреплению и развитию.

x
x
Дополнительные инструменты поиска