28.06.1013:57

Комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи с публикацией доклада Государственного департамента США о торговле людьми в мире в 2009 году

881-28-06-2010

  • de-DE1 en-GB1 es-ES1 ru-RU1 fr-FR1

В МИД России внимательно ознакомились с очередным, уже десятым по счету, докладом Государственного департамента США о торговле людьми в мире.

Мы с интересом ожидали опубликования этого документа, учитывая обещание Госдепартамента США впервые проанализировать в нем ситуацию «у себя дома». К сожалению, вместо глубокого и объективного рассмотрения причин нарастания масштабов торговли людьми на территории США авторы доклада без ложной скромности сразу же записали себя в отличники, то есть в «Группу-1» по изобретенному ими же делению государств на рейтинговые уровни.

Приводимая в разделе по США статистика призвана подчеркнуть эпизодический, а отнюдь не системный характер преступлений в сфере торговли людьми. Между тем, ни для кого не секрет, что именно США были и остаются крупнейшим в мире импортером «живого товара». Авторы доклада умудрились проглядеть многочисленные публикации американской прессы о наличии на территории США более 11 млн. нелегальных мигрантов, нещадно эксплуатируемых на стройках, на сельскохозяйственных работах, в сфере услуг и т.д. Они предпочли также не заметить приводимых местными правозащитниками фактов ежегодного вовлечения более 50 тыс. женщин и девочек в сферу американской секс-индустрии. Так что задумка Госдепартамента США на этот раз позиционировать себя в докладе в роли «честного арбитра» явно не удалась. Видимо, поучать других гораздо легче, нежели выправлять реальное положение дел у себя в стране.

Мы неоднократно говорили о неприемлемости для нас методологического подхода, который использует Госдепартамент США при подготовке доклада. Государства делятся на рейтинговые группы в зависимости от их соответствия неким «минимальным стандартам» в сфере борьбы с торговлей людьми, а, проще говоря, требованиям внутреннего американского законодательства. Такой подход вызывает неприятие не только у нас, но и у многих других государств. Например, несколько лет назад на доклад резко негативно отреагировала достаточно благополучная Швейцария, попавшая в группу «штрафников» из-за отсутствия специального закона по борьбе с торговлей людьми, который входит в рекомендуемый американцами «стандартный набор».

Нас не удивил тот факт, что в нынешнем докладе Россия вновь включена в число проблемных государств – т.н. «Группа-2». Чтобы заслужить повышение в рейтинге, мы должны были выполнить подготовленный Минюстом США «План действий для России», в котором нам предписывалось изменить законодательство и правоприменительную практику по борьбе с торговлей людьми. Очевидно, что с самого начала это требование было невыполнимым – российские власти в борьбе против организованной преступности, частью которой является противодействие «трэффикингу», никогда не будут руководствоваться инструкциями, разработанными в другой стране, и тем более выполнять поставленные чуть ли не в ультимативной форме условия. Кроме всего прочего, американским партнерам просто выгодно держать нас в группе «штрафников» с тем, чтобы иметь гипотетический повод использования против России экономических и торговых ограничений – например, надо же хоть чем-то оправдывать сохранение пресловутой поправки «Джексона-Вэника».

Что же касается применения в России американского опыта по противодействию торговле людьми, то мы, безусловно, готовы воспользоваться теми наработками, которые могут быть востребованы в российских условиях. В то же время практика показывает, что полностью скопировать чужие схемы работы нереально, да и вряд ли целесообразно. Каждое государство вправе самостоятельно формировать наиболее оптимальный для себя национальный механизм по борьбе с торговлей людьми, разрабатывать законодательные и иные инструменты противодействия «трэффикингу».

Россия заинтересована в активизации многостороннего и двустороннего сотрудничества по предотвращению и пресечению торговли людьми. На наш взгляд, настало время перейти от общеполитических дискуссий по проблемам «трэффикинга» к конкретному практическому взаимодействию правоохранительных органов и представителей других государственных структур, в функции которых входит борьба с торговлей людьми. Хорошо налаженные прямые контакты соответствующих подразделений полиции, миграционных служб, органов пограничного контроля стран происхождения и назначения «живого товара», обмен опытом и встречи на экспертном уровне по наиболее острым нерешенным вопросам могут принести гораздо более весомые результаты, чем подготовка «глобальных» докладов по торговле людьми, практикуемая Госдепартаментом США.

28 июня 2010 года

x
x
Дополнительные инструменты поиска